ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ АНТОНИМИИ И СИНОНИМИИ
|
Введение 4
Глава I. Особенности использования компьютерных технологий в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 7
1.1. Использование компьютерных технологий в логопедической работе с
детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.2. Проблемы нарушения антонимии и синонимии у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Компьютерные игры и методические приемы в логопедической работе по преодолению нарушений антонимии и синонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
Выводы по Главе I 32
Глава II Изучение синонимии и антонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 35
2.1. Методы изучения синонимии и антонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.2. Анализ результатов исследования синонимии и антонимии у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 38
Выводы по Главе II
46
Глава III Система работы по формированию антонимии и синонимии с использованием компьютерных игр на логопедических занятиях с детьми
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
48
3.1. Система логопедических занятий с использованием компьютерных игр в
работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 48
3.2. Оценка эффективности системы занятий с использованием
компьютерных игр по формированию синонимии и антонимии у детей 6-7 лет с ОНР III уровня
52
Выводы по Главе III 63
Заключение 65
Список литературы
Глава I. Особенности использования компьютерных технологий в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 7
1.1. Использование компьютерных технологий в логопедической работе с
детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.2. Проблемы нарушения антонимии и синонимии у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Компьютерные игры и методические приемы в логопедической работе по преодолению нарушений антонимии и синонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
Выводы по Главе I 32
Глава II Изучение синонимии и антонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи 35
2.1. Методы изучения синонимии и антонимии у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.2. Анализ результатов исследования синонимии и антонимии у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 38
Выводы по Главе II
46
Глава III Система работы по формированию антонимии и синонимии с использованием компьютерных игр на логопедических занятиях с детьми
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
48
3.1. Система логопедических занятий с использованием компьютерных игр в
работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 48
3.2. Оценка эффективности системы занятий с использованием
компьютерных игр по формированию синонимии и антонимии у детей 6-7 лет с ОНР III уровня
52
Выводы по Главе III 63
Заключение 65
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют основную массу детей в логопедических группах. У них отмечаются не только недостатки произношения звуков, но и недостатки в развитии связной речи, грамматического строя. Развитие речи детей с речевыми проблемами имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.
Посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи исследования показывают, что преодоление системного нарушения речи, как правило, имеет очень сложную и длительную динамику, а использование современных педагогических технологий, а также информационно-компьютерных технологий, дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и эффективно повысить деятельность ребенка.
Использование компьютерных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья базируется на основных положениях исследований, проведенных зарубежными учеными (Moores D., Papert S, Strong Levitt H., Ж. Саго,) в области специальной педагогики и психологии, на результатах исследований отечественных ученых (О.И. Кукушкина, Б.И. Айзенберг, В.И. Голод, О.П. Белоножко, Т.К. Королевская), отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики (И.В. Роберт, А.П. Ершов, В.В. Рубцов, Е.И. Машбиц, Kleiman G.M. Р Вильямс и др.). Но стоит отметить, что в этих исследованиях, возможности коррекционно-логопедической работы в процессе усвоения антонимии и синонимии средствами компьютерных технологий недостаточно изучены.
В связи с этим, становится очевидно, что использование специализированных компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе, учитывающих особенности и закономерности развития детей с нарушением речи, позволит качественно повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, и соответственно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Цель исследования: изучить возможности применения компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи при формировании антонимии и синонимии.
Объект исследования: применение компьютерных игр в процессе усвоения детьми с речевыми нарушениями синонимии и антонимии.
Предмет исследования: процесс применения компьютерных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня при формировании антонимии и синонимии.
Гипотеза исследования: применение в структуре логопедического занятия специально подобранных компьютерных игр будет способствовать более эффективному формированию антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и методологические основы разработанности проблемы использования компьютерных технологий в обучении и развитии, в том числе в системе логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
2. Выявить особенности сформированности антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать, апробировать систему логопедических занятий с использованием компьютерных игр, направленных на формирование антонимии и синонимии у детей с нарушениями речи.
4. Оценить эффективность предложенной системы занятий с использованием компьютерных игр в процессе усвоения антонимии и синонимии детьми с ОНР III уровня.
Методологической базой исследования послужили: положение о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению, теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского [8]; теория Лурия А.Р. [34] о психических процессах детей дошкольного возраста; положение Антиповой Ж.В.[1] о формировании словаря дошкольников с общим недоразвитием речи; положение Воробьевой В.К[6] о лексико-семантической особенности речи детей с недоразвитием речи; взгляды Кукушкиной О.И.[27] на роль компьютерных технологий в специальном образовании; научные подходы Ефименковой Л.Н. [20] к формированию речи у дошкольников; методические разработки Парамоновой Л.Г.[36], Серебряковой Н.В.[39], Шахновской С.Н.[43].
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы; анализ педагогической и медицинской документации, формирующий эксперимент, методы статистической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нашем исследовании разработаны и апробированы рекомендации по применению компьютерных игр при формировании антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в структуре логопедического занятия. Результаты исследования могут быть использованы студентами, учителями-логопедами, воспитателями коррекционных групп в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи исследования показывают, что преодоление системного нарушения речи, как правило, имеет очень сложную и длительную динамику, а использование современных педагогических технологий, а также информационно-компьютерных технологий, дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и эффективно повысить деятельность ребенка.
Использование компьютерных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья базируется на основных положениях исследований, проведенных зарубежными учеными (Moores D., Papert S, Strong Levitt H., Ж. Саго,) в области специальной педагогики и психологии, на результатах исследований отечественных ученых (О.И. Кукушкина, Б.И. Айзенберг, В.И. Голод, О.П. Белоножко, Т.К. Королевская), отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики (И.В. Роберт, А.П. Ершов, В.В. Рубцов, Е.И. Машбиц, Kleiman G.M. Р Вильямс и др.). Но стоит отметить, что в этих исследованиях, возможности коррекционно-логопедической работы в процессе усвоения антонимии и синонимии средствами компьютерных технологий недостаточно изучены.
В связи с этим, становится очевидно, что использование специализированных компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе, учитывающих особенности и закономерности развития детей с нарушением речи, позволит качественно повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, и соответственно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Цель исследования: изучить возможности применения компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи при формировании антонимии и синонимии.
Объект исследования: применение компьютерных игр в процессе усвоения детьми с речевыми нарушениями синонимии и антонимии.
Предмет исследования: процесс применения компьютерных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня при формировании антонимии и синонимии.
Гипотеза исследования: применение в структуре логопедического занятия специально подобранных компьютерных игр будет способствовать более эффективному формированию антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и методологические основы разработанности проблемы использования компьютерных технологий в обучении и развитии, в том числе в системе логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
2. Выявить особенности сформированности антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать, апробировать систему логопедических занятий с использованием компьютерных игр, направленных на формирование антонимии и синонимии у детей с нарушениями речи.
4. Оценить эффективность предложенной системы занятий с использованием компьютерных игр в процессе усвоения антонимии и синонимии детьми с ОНР III уровня.
Методологической базой исследования послужили: положение о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению, теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского [8]; теория Лурия А.Р. [34] о психических процессах детей дошкольного возраста; положение Антиповой Ж.В.[1] о формировании словаря дошкольников с общим недоразвитием речи; положение Воробьевой В.К[6] о лексико-семантической особенности речи детей с недоразвитием речи; взгляды Кукушкиной О.И.[27] на роль компьютерных технологий в специальном образовании; научные подходы Ефименковой Л.Н. [20] к формированию речи у дошкольников; методические разработки Парамоновой Л.Г.[36], Серебряковой Н.В.[39], Шахновской С.Н.[43].
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы; анализ педагогической и медицинской документации, формирующий эксперимент, методы статистической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нашем исследовании разработаны и апробированы рекомендации по применению компьютерных игр при формировании антонимии и синонимии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в структуре логопедического занятия. Результаты исследования могут быть использованы студентами, учителями-логопедами, воспитателями коррекционных групп в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность антонимии и синонимии.
Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод: организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:
- ассоциации у детей с ОНР в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
- наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра семантического поля и его структурная организация;
- у детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей антонимии и синонимии, средствами дидактических и словесных игр, развитию же антонимии и синонимии средствами компьютерных игр внимания уделено меньше. В то же время, исследователи указывают на то, что применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать процесс подготовки к обучению грамоте, избежать возникновения вторичных нарушений в овладении письменной речи.
В результате проведенного нами экспериментального исследования мы выявили что лишь 30%(6 детей) экспериментальной группы понимает оттенки синонимов и антонимов, объясняет смысл синонимических пар.
У 55%(11 детей) экспериментальной группы и недостаточно полное понимание оттенков заданных синонимов и антонимов или не всех заданных синонимов и антонимов; не выполнил или неправильно выполнил одну или две заданные инструкции.
Не справились с заданием и тем самым показали низкий уровень 15%(3 ребенка) экспериментальной группы - не чувствуют разницы в смысловых значениях слова, не могут точно ее обозначить; не выполнили ни одной или неправильно выполнил все инструкции.
Развитие синонимии и антонимии происходит в процессе логопедических занятий, основным приемом работы которых является игра, поэтому нами был предложен комплекс компьютерных игр, направленный на формирование синонимии и антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в структуре логопедического занятия.
Для развития синонимии и антонимии на логопедических занятиях нами были адаптированы и использованы на каждом занятии компьютерные игры, цель которых заключается в формировании синонимии и антонимии у детей с нарушениями речи. Словесный материал для каждой игры подбирался с учетом лексической темы занятия.
После коррекционной работы мы проверили эффективность использованных компьютерных игр. Выяснилось, что у детей в два раза улучшилось понимание значений синонимов и антонимов, улучшилось умение образовывать и самостоятельно употреблять в речи синонимы и антонимы. Таким образом, проведенная работа считается эффективной, а
выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод: организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:
- ассоциации у детей с ОНР в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер;
- наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра семантического поля и его структурная организация;
- у детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существующие исследования посвящены главным образом вопросам развития у детей антонимии и синонимии, средствами дидактических и словесных игр, развитию же антонимии и синонимии средствами компьютерных игр внимания уделено меньше. В то же время, исследователи указывают на то, что применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать процесс подготовки к обучению грамоте, избежать возникновения вторичных нарушений в овладении письменной речи.
В результате проведенного нами экспериментального исследования мы выявили что лишь 30%(6 детей) экспериментальной группы понимает оттенки синонимов и антонимов, объясняет смысл синонимических пар.
У 55%(11 детей) экспериментальной группы и недостаточно полное понимание оттенков заданных синонимов и антонимов или не всех заданных синонимов и антонимов; не выполнил или неправильно выполнил одну или две заданные инструкции.
Не справились с заданием и тем самым показали низкий уровень 15%(3 ребенка) экспериментальной группы - не чувствуют разницы в смысловых значениях слова, не могут точно ее обозначить; не выполнили ни одной или неправильно выполнил все инструкции.
Развитие синонимии и антонимии происходит в процессе логопедических занятий, основным приемом работы которых является игра, поэтому нами был предложен комплекс компьютерных игр, направленный на формирование синонимии и антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в структуре логопедического занятия.
Для развития синонимии и антонимии на логопедических занятиях нами были адаптированы и использованы на каждом занятии компьютерные игры, цель которых заключается в формировании синонимии и антонимии у детей с нарушениями речи. Словесный материал для каждой игры подбирался с учетом лексической темы занятия.
После коррекционной работы мы проверили эффективность использованных компьютерных игр. Выяснилось, что у детей в два раза улучшилось понимание значений синонимов и антонимов, улучшилось умение образовывать и самостоятельно употреблять в речи синонимы и антонимы. Таким образом, проведенная работа считается эффективной, а
выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса
обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные
нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2023



