Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ РУССКОГО ОФИЦЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Работа №63981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКИЙ ОФИЦЕР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОПТИКЕ А.С.
ПУШКИНА
1.1. Тема «гусарства» в повестях А.А. Бестужева-Марлинского 1820-1830-х
годов 7
1.2. Представители русского офицерства в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от
ума» 11
1.3. Дуэльная история в повести А.С.Пушкина «Выстрел» 16
1.4. Образы Владимира и полковника Бурмина в повести А.С. Пушкина
«Метель» 20
1.5. Жизненные перипетии главного героя в романе «Дубровский» 23
1.6. Представления А.С. Пушкина об офицере как носителе моральных
принципов в романе «Капитанская дочка» 25
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ РУССКИХ ОФИЦЕРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
2.1. Образ русского воина в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Бородино» 32
2.2. Типы офицеров николаевской эпохи в романе «Герой нашего
времени» 35
ГЛАВА 3. РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ В ИЗОБРАЖЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО
3.1. Образ русского офицера в военных рассказах Л.Н. Толстого «Набег»,
«Рубка леса», «Кавказский пленник» 44
3.2. Солдаты и офицеры «Севастопольских рассказов» 49
3.3. Галерея образов офицеров в романе «Война и мир» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

Актуальность темы исследования. Военная служба - это особый вид государственной службы, связанный с защитой Отечества. Офицер - это профессиональный военный. Как социальный слой офицерство оказалось естественным образом отождествляемо с дворянством. С XVIII века в России начинает постепенно создаваться сеть военных учебных заведений. Связь представителей офицерского корпуса распространилась на все области культуры. Из офицерских семей происходили сотни русских ученых и деятелей культуры.
Многие писатели в своем творчестве обращались к теме офицерства. Образ офицера в творчестве русских классиков является главной составной частью в создании автором особого образа Отечества. Проблемы русской армии в своих произведениях затрагивали поэты и прозаики, так или иначе связанные с армией. Причиной того, что армейская тема стала одной из основных в творчестве многих писателей, является тот факт, что с момента появления первых вооруженных формирований в русском государстве армия занимала очень важное место в иерархии российского общества. Офицерами были Г.Р. Державин, В.В. Жуковский, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, И.И. Лажечников, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, граф А.К. Толстой, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, граф Л.Н. Толстой, сыновьями офицеров - И. А. Крылов, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков- Щедрин и т. д. «Вообще же среди тысяч русских литераторов XVIII - начала XX в. таких насчитывалось более трети, причем среди писателей XVIII в. офицеры или выходцы из офицерских семей составляли не менее 42,8%, среди писателей XIX - начала XX в. - не менее 30,5%. Если учесть, что офицерство составляло в населении страны сотые доли процента, эти цифры следует признать огромными» [Волков: 1993, 7].
Русское офицерство как в целом, так и через отдельных своих представителей было неразрывно связано со всеми областями отечественной культуры, было частью творившего ее социального слоя и внесло огромный вклад в ее развитие. Какую бы сферу культурной жизни России мы ни взяли, всюду оставили благотворный след люди в золотых погонах, выпускники кадетских корпусов и военных училищ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ офицера является постоянным предметом художественного осмысления в русской литературе. Мы рассмотрели особенности
изображения образа офицера в системе его сложных взаимосвязей с отечественной культурной традицией, повлиявшей на изображение представителей офицерства в творчестве писателей XIX века.
А.А. Бестужев-Марлинский не изобразил социально-историческую обусловленность характера своих героев. Писатель создал романтический характер, отражающий реальность, но далекий от реалистических характеров, создаваемых Пушкиным. Офицеры А.А. Бестужева-Марлинского однообразны, противостоят светскому обществу, изображены с романтическим пафосом.
А.С. Грибоедов изобразил уязвимость государственной системы, при которой чины получают только те, кто лицемерит. Это мы видим на примере образа Скалозуба. Писатель разоблачает реакционность крепостнического общества. Борьба с культурой и просвещением означала отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса. В образе Чацкого исследователями отмечены черты, сближающие его с представителями декабристского движения.
А.С. Пушкин создал в повести «Выстрел» реалистический характер Сильвио, овеянный, однако, романтикой в духе произведений Бестужева- Марлинского. Писатель сосредоточил внимание на условном фоне, среде, в которой проявляется данный характер.
В повести «Метель» по-разному сложилась судьба Владимира и полковника Бурмина. Романтический мечтатель Владимир гибнет героической смертью. Бурмин, когда-то легкомысленно подшутивший на девушкой, после войны иначе относится к жизни. Исторические события способствовали духовному перерождению Бурмина.
Столкновение двух главных героев (отставного генерал-аншефа Троекурова и поручика гвардии Дубровского) приобрело характер социального конфликта в романе «Дубровский».
Среди офицеров романа «Капитанская дочка» писатель изобразил героев и антигероев. Так, Пётр Гринёв - образцовый офицер. Алексей Швабрин, напротив, предал честь офицерского мундира.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» воспевает народный подвиг в Отечественной войне 1812 года, подчеркивает решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» герой романа Максим Максимыч - честный офицер, образ которого позже воплотится в образе капитана Тушина «Войны и мира» Л.Н. Толстого.
Григорий Печорин - крайний индивидуалист, осознавая несовершенство мира, чувствует внутреннее противоречие. Он приносит в жертву своему эгоизму судьбы и жизни окружающих его людей.
Образ Грушницкого связан с традициями творчества Бестужева- Марлинского и в какой-то степени является пародией на его героев (Стрелинского, Правина).
Критерием оценки образов офицеров в военных рассказах Л.Н. Толстого «Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник» стала храбрость. Писатель выделил характерные типы русских солдат.
Отношение к гражданскому долгу и степень близости к народу является у Л.Н. Толстого высшим критерием деления персонажей на положительных и отрицательных.
В «Севастопольских рассказах» очень резко Толстой характеризует офицерство царской армии. В большинстве случаев карьера для них является главной целью.
В «Войне и мире» Толстой изобразил героизм русских солдат и простых русских офицеров, противостоящий бесплодной, бездарной и враждебной армии и народу работе военных штабов.
Положительные образы офицеров можно считать знаковыми в русской литературе: они стали образцами для подражания. Так, Тушин,
например, породил плеяду образов скромных офицеров. Писатели воспевают незаметных тружеников, честно выполняющих свой долг, и не требующих за это наград. Положительному образу офицера присущи черты, характерные именно для русского менталитета: мужество, дружелюбие, скромность, верность собственному долгу и т.д.
Офицеры играли, играют и будут играть важную роль в истории России. Присяга являлась и является торжественной клятвой на верность.
Таким образом, мы пришли к выводу, что идеальный офицер находится на равном уровне с солдатами, не стремится сделать себе блестящую карьеру, не задумывается о своём героизме, соблюдает кодекс чести, сохраняет высокие нравственные качества и, самое главное, является патриотом своей страны.


1. Абрамов Е.П. Образ русского офицера в ранних произведениях М.Ю. Лермонтова / Е.П. Абрамов // Лермонтовские чтения - 2009: Сб. ст. Спб. Лики России, 2010. - С. 4-13
2. Авидзба Р.Л. К вопросу о литературных источниках «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого / Р.Л. Авидзба // Rhema. Рема. - М., 2013. - Вып. № 3. - С. 5-13
3. Айриян Р.С., Урушадзе А.Т. Война и мир: Вечные ценности человечества / Р.С. Айриян., А.Т. Урушадзе // Новое прошлое. - ЮФУ, 2016
- № 3. - С. 10-18
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г.
Белинский. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 4.- 675 с.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г.
Белинский. - М. : АН СССР, 1953. - Т. 1.- 574 с.
6. Бестужев (Марлинский) А.А. Испытание. Повести и рассказы /
А.А. Бестужев (Марлинский). - М.: Правда, 1991. - 544 с.
7. Берковский К.Я. О «Повестях Белкина» / К.Я. Берковский // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы: сборник статей / отв. ред. П.П. Громов; ред.: И.С. Эвентов, Б.М. Эйхенбаум. - М; Л.: Гослитиздат, 1960. - С. 94-207
8. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) / Д.Д. Благой.
- М.: Советский писатель, 1967. - 721 с.
9. Богданов В.П. Образы военных в русской классической литературе (эволюция, чины, рода войск) / В.П. Богданов // Диалог со временем. - М., 2014. - Выпуск № 47. - С. 205-223
10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина / В.В. Виноградов. - М., Художественная литература, 1941. - 620 с.
11. Волков С.В. Русский офицерский корпус / С.В. Волков. - М.: Воениздат, 1993. - 218 с.
12. Гагарин Ю.А. Дорога в космос / Ю.А. Гагарин. - М., Воениздат, 1969. - 352 с.
13. Гевель О.Е. «Военная жизнь генерала-лейтенанта Дорохова» и «Война и мир» Л.Н. Толстого: историко-биографические параллели образа Федора Долохова / О.Е. Гевель // Вестник Томского государственного университета, 2014. - № 381. - С. 22-26
14. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования / Н.К. Гей. - М.: Наука, 1989. - 270 с.
15. Генис А.А. «Война и мир» в XXI веке /А.А. Генис // Октябрь, 2003. - № 9. - С. 174 - 181
16. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э.Г. Герштейн. - М., Художественная литература, 1976. - 125 с.
17. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» : комментарий. Пособие для учителя / М.И. Гиллельсон, И.Б. Мушина. - Л., Просвещение, 1977. - 192 с.
18. Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в 4-х действиях в стихах // Грибоедов А.С. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1987. - С. 3-134.
19. Григорьев А.А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой /А.А. Григорьев // Литературная критика. - М., 1967. - 631 с.
20. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени» / К.Н. Григорьян. - Л.: «Наука», 1975. - 347 с.
21. Гринбаум О.Н. Гармония ритма в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - СПб., СПбГУ, 2012. - Выпуск 2. - С. 54 - 67
22. Гукасова А.Г. Повести Белкина А.С. Пушкина / А.Г. Гукасова. - М.: АН СССР, 1949. - 125 с.
23. Долинина Н.Г. По страница «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Н.Г. Долинина. - Л.: Детская литература. Ленинградское отделение, 1989. - 256 с.
24. Дурылин С.Н. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: Комментарии / С.Н. Дурылин. - М.: Мультиратура, 2006. - 296 с.
25. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого / Э.Е. Зайденшнур. - М.: Книга, 1966. - 403 с.
26. Иваницкая Е.Н. Ни в ком зло не бывает так привлекательно...: несколько тезисов о романе «Герой нашего времени» / Е.Н. Иваницкая // Нева, 2009. - № 10. - С. 211 - 220
27. Калецкий П. И. От «Дубровского» к «Капитанской дочке» / П.И. Калецкий // Литературный современник. - Л., Художественная литература, 1937. - № 1. - С. 148-168.
28. Кислина, М.С. «Старинный русский барин» Троекуров и «Старинный дворянин» Андрей Дубровский в вариантах автографа романа Пушкина «Дубровский» / М.С. Кислина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - 2014. Т.14. выпуск. 1. - С. 43-47
29. Краснов Г.В. Герой и народ / Г.В. Краснов. - М., Советский писатель, 1964 - 272 с.
30. Кубиков И.Н. Общественный смысл повести «Дубровский» / И.Н. Кубиков // В кн.: Пушкин. Сб. II. - М.- Л., 1930, - С. 81 - 109
31. Лермонтов М.Ю. Бородино // М.Ю. Лермонтов Полное собрание сочинений: В 5 т. - М.; Л.: Academia, 1936. - Т. 2. - С. 10-13.
32. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» / Предисловие В.А. Мануйлова. Комментарии В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. - Спб.: Академический проект, 1996. - 371 с.
33. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / И. Л. Андроников, Ю. Г. Оксман. - М.: Художественная литература, 1964. Т.1. - 695 с.
34. Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу. 1807-1814 / Д. Ливен. - М.: РОССПЭН, 2012. - 680 с.
35. Листов В.С. Голос музы темной... К истолкованию творчества и биографии А.С. Пушкина / В.С. Листов. - М.: Жираф, 2015. - 416 с.
36. Логунова Н.А. Типология воинской личности в романе
М.Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени» / Н.А. Логунова // Вестник МГГУ им. Шолохова. Филологические науки, 2013. - № 3. - С. 28-36
37. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. В
школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов и Гоголь. - М.:
Просвещение, 1988. - 352 с.
38. Манкиева Э.Х. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: от гендерной симметрии к межэтническому диалогу / Э.Х. Манкиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. № 1(79). Ч. 1. - C. 42-45.
39. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В. Манн. - М.: Наука, 1976. - 375 с.
40. Мануйлов В.А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий - Л., М.: Просвещение, 1966. - 276 с.
41. Маркович В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст /
В.М. Маркович // Пушкин: Исследования и материалы. - Л.: Наука.
Ленинградское отделение, 1989. - Т. 13. - С. 63-87.
42. Медведева И.Н. «Г оре от ума» Грибоедова / И.Н.Медведева. - М., Художественная литература, 1974. - 154 с.
43. Мельникова С.И. Горестный ум (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и ее воплощение на русской сцене) / С.И. Мельникова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 926-930. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85186.htm.
44. Михайлова Н.И. Образ Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел» / Н.И. Михайлова // Замысел, труд, воплощение...: [сборник статей] / под ред. проф. В.И. Кулешова. - М., Издательство Московского университета, 1977 - С. 138-151
45. Моисеев Е.А. Тип лицемера в высоких комедиях Ж.-Б. Мольера и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» / Е.А. Моисеев //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, Грамота, 2014. -№ 4(34):в 3-х ч. Ч. III. - С. 136 - 140
46. Набоков В.В. Из предисловии к английскому переводу романа «Герой нашего времени» / В.В. Набоков // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Сост. и вступ. ст. С.Р. Федякина. - М., 2004. С. 200 - 212
47. Нилова А.Ю. Гомеровские традиции в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» / А.Ю. Нилова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск, 2016 - С. 102-104
48. Петрунина Н.Н. Пушкин на пути к роману в прозе: «Дубровский»
/ Н.Н. Петрунина // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). - Л.: Наука.
Ленинградское отделение, 1979. - Т. 9. - С. 141-167
49. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума» / Н.К. Пиксанов. - М., Наука, 1971. - 121 с.
50. Потапов И.А. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Современное и историческое в романе, проблемы композиции, роль пейзажа / И.А. Потапов. - М.: Просвещение, 1970. - 302 с.
51. Прянишников Н.Е. Проза Пушкина и Л. Толстого: Поэтика «Капитанской дочки» Пушкина; О некоторых особенностях писательской манеры Л. Толстого / Н.Е. Прянишников. - Чкалов : Областное издательство, 1939. - 64 с.
52. Пумлянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова / Л.В. Пумлянский - М.: АН СССР, 1941. - Кн.1. - С. 389-424
53. Пушкин А.С. Дубровский // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука, 1978 - Т. 6. - С. 142-209.
54. Резяпкина Н.Л. Проблема вины героя в повести A.C. Пушкина «Выстрел» / Н.Л. Резяпкина // Культура и текст. - Барнаул, 2000. - С. 26-33
55. Рябий И.Г. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: преломление традиции / И.Г. Рябий // Вестник ЮГУ, 2011. - Выпуск 1(20). -
С. 92-100
56. Сабуров А.А. Образ русского воина в «Войне и мире» / А.А. Сабуров // Лев Николаевич Толстой: сб. ст. и материалов. - М.: АН СССР, 1951. - С.390-424.
57. Сербул М.Н. Споры вокруг комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова в контексте инерции риторического слова / М.Н. Сербул // КубГАУ им. И.Т. Трубилина, 2012. - №81. - С. 955-967
58. Тамаев П.М., Луянь Чжэн Военный человек: характер, судьба, тип в военной прозе Л.Н. Толстого / П.М. Тамаев, Луянь Чжэн //Известия высших учебных заведений. - Иваново., 2015 - Том 6, Выпуск № 3. - С. 223-227.
59. Толстой Л. Н. (1828-1910) Война и мир: [роман : в 4 томах] / Л. Н. Толстой. - М.: Дрофа, 2007. - Т. 1. - 398 с.
60. Толстой Л.Н. Кавказские рассказы и повести / Сост., предисл., примеч. и словарь Д. Жукова. - М., Советская Россия, 1983. - 416 с.
61. Толстой Л.Н. Кавказский пленник. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой - М., Детская литература, 1978. - 686 с.
62. Толстой Л.Н. Произведения 1852-1856 гг. // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 100 т. - Художественные произведения: В 18 т. - Т. 2: 1852-1856. - М., Наука, 2002. - С. 5-204.
63. Турбин В.Н. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова «Бородино» / В.Н. Турбин // М.Ю. Лермонтов: исследования и материалы. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. - С. 384-398
64. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б.Т. Удодов. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
65. Шварцбанд С.М. Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» (Опыт анализа внутренней структуры) / С.М. Шварцбард // Вопросы литературы: Научные труды. - Новосибирск, 1971. - Выпуск 36. - С. 42-52
66. Шевырев С.П «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова / С.П. Шевырев // Москвитянин. 1841.Ч.1. № 2. - С. 515 - 538.
67. Ширинкин В.И. «Я странен, а не странен кто ж?..» (Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» / В.И. Ширинкин // Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в стихах в четырех действиях /Послесловие В.И Ширинкина. - Пермь: Алгос-Пресс, 1995. - С. 150-159
68. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков: О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова / В.Б. Шкловский - М.: Советский писатель, 1955. - 460 с.
69. Юхнова И.С. Образ странствующего офицера в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / И.С. Юхнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №1. - С. 282¬287
70. Фомичев С.А. «Метель» в контексте «Повестей Белкина» / С.А. Фомичев // Пушкин и его современники: Сборник научных трудов. - Нестор- История, 2009. - Выпуск № 5. - С. 275-284.
71. Якубович Д.П. Обзор статей и исследований о прозе Пушкина с 1917 по 1935 год / Д.П. Якубович // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Институт литературы. - М., Л., АН СССР, 1936 - Выпуск 1. - С. 295-318


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ