Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №63979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
765
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Отсутствует

В настоящее время вопрос о формировании словаря детей с речевыми нарушениями в логопедии выдвигается на первый план.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка- дошкольника. Для детей дошкольного возраста наиболее доступным является дидактическая игра, поэтому формирование словаря проводится с помощью игр.
Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Так без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Основы методики развития словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.
Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались такими авторами, как: А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.
Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы и задачи обогащения словаря детей дошкольного возраста были актуальны всегда.
Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач обучения детей. Вместе с тем, работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
Формирование словаря в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении.
Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения.
Теоретические основы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр включало следующие вопросы: развитие словаря в онтогенезе, особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, возможности использования дидактических игр по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование включало изучение уровня словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определение направлений логопедической работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72 «Мозаика» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи».
Для изучения уровня словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы использовали методику выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой.
Результаты исследования показали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уровень словарного запаса низкий - 83,3%, средний уровень - 16,7%. Старшие дошкольники с ОНР испытывали трудности при выполнении предложенных диагностических заданий. Так дети этой категории затруднялись в подборе однокоренных слов, антонимов, определений к существительным. Испытуемым требовалась помощь со стороны логопеда. Задания для выявления уровня пассивного словаря показали, что чаще всего дети справлялись более чем с половиной заданий, в отличие от уровня выполнения заданий на диагностику активного словаря. Так результаты исследования показали, что уровень словарного запаса у дошкольников с ОНР находится на низком уровне.
По обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр определены принципы, этапы работы, а также предложены задания для каждого этапа.


1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]. - М., 2006. - 132 с.
2. Баринова С.Н. Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР в дидактических играх [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://122.72.0.6www.openclass.ru/node/262142
3. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]. - М., 1991. - 143 с.
4. Бутон Ш. Развитие речи [Текст]. - М., 1994. - 113 с.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст]. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. - М., 2006. - 354 с
7. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М., 2004. - 415 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики [Текст]. - М., 2005. - 234 с.
10. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст]. - СПб.: 2002. - 98 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.(Дети с общим недоразвитием речи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology- 411/corrective-and-social-pedagogy-411/11062-411-0225
12. Жеребцова С.Н. Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://open-lesson.net/739/
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
14. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=787648
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]. - Новосибирск, 2007. - 201 с.
16. Ионова Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] // Экономика и социум. - 2016. - № 1 (20). - С. 3-12.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст]/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С.187¬189.
18. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] // Логопед. - 2004. - №1. - С. 27-34.
19. Лаврентьева А.И. Формирование семантической стороны речи [Текст]. - М., 2006. - 38 с.
20. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя [Текст]. - СПб., 2001. - 121 с.
21. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб.,1999. - 276 с.
22. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008. - 76 с.
23. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст]. - СПб., 2000. - 123
с.
24. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 223.
25. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст]. - СПб.: КАРО, 2004. - 132 с.
26. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст]. - М.: АРКТИ, 2006. - 368 с.
27. Сивцова В.А. Система развивающих игр по обогащению словаря детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. А. Сивцова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы II междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2014. - С. 152-154.
28. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]. - М., 2011. - 234 с.
29. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pedlib .ru/Books/4/0437/4_0437-10. shtml
30. Спирова Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя
речи [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //dipl omba.ru/work/103088
31. Стародубцева О.А. Формирование лексического запаса у дошкольников с
общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sundekor.ru/referat/dlya-
studenta/opyt-raboty-formirovanie-i-razvitie-leksicheskogo-zapasa-u- doshkolnikov-s-obshchim-nedoraz/?singlepage=1
32. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет [Текст]. - М: Гном и Д., 2001. - 134 с.
33. Федоренко Л.П. Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.i-gnom.ru/books/Metodika_razvitiya_rechi .html
34. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с
35. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) [Текст]. - М., 1993. - 96 с.
36. Цейтлин, С.Н. Усвоение детьми лексических единиц [Текст]. - СПб., 2006.
- 265 с.
37. Штерн А. Перцептивный аспект речевой деятельности [Текст] / А. Штерн.
- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 250 с.
38. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/ pedagogy- psychology-and-sociology-411/corrective-and-social-pedagogy-411/11062-411- 0225


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ