ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В ОЦЕНКЕ АВТОРОВ ЖУРНАЛА
7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА
24
ГЛАВА 3. О ЗАПАДНОМ ИСКУССТВЕ И ВЫСТАВКАХ В
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
40
Заключение 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Экономические реформы 1992-1998 года повлекли за собой изменения в обществе: Россия начинает осваивать рыночные отношения, активно взаимодействует со странами зарубежья, всё больше жителей интересуются политической жизнью в государстве.
В этих условиях меняется и один самых известных еженедельников страны - «Огонёк». Это время принято называть одним из самых ярких периодов за всю историю журнала. В этом общественно-политическом издании печатались публицистика и репортажи, в редакцию приходили сотни писем. Несмотря на то, что именно политическая деятельность журнала этого периода сделала его таким популярным, в своем исследовании мы хотели бы затронуть тематику искусства.
Это связано с несколькими причинами: во-первых, поскольку издание позиционировало себя как ориентированное на широкую читательскую аудиторию, авторы журнала всегда рассказывали о достижениях культуры.1 Во-вторых, «Огонёк» богато иллюстрировался, что позволяло сделать статьи более наглядными, печатать репродукции и портреты. В-третьих, большую популярность журналу принесла цветная вкладка, располагающаяся в начале или в конце издания, на плотной бумаге. Такие вкладки знакомили читателя с репродукциями картин художников, их можно было использовать для украшения дома.
Однако в новых условиях меняются и традиционные приемы освещения искусства. Так, единственная цветная вкладка в «Огоньке» заменяется страницами с несколькими иллюстрациями. С одной стороны, это позволяет читателю лучше узнать творчество художника, с другой - лишает эту вкладку практической ценности: такой разворот уже не повесишь на стену. Цветная вкладка возвращается на страницы журнала только в 1995 году, однако теперь носит название «Золотая середина» и печатается на
1 [Б.п.] История еженедельного журнала «Огонёк». Справка // РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/media/20091221/200100290.html . Дата обращения: 16.04.2017.
развороте, а не на отдельной странице в начале или конце журнала, как это было принято ранее. Цветная репродукция печаталась на протяжении двух лет, с 1995 по 1997 год.
Важно отметить, что история освещения искусства в журнале «Огонёк» действительно исследована недостаточно. Известный историк отечественной журналистики, И. В. Кузнецов, рассказывая о состоянии СМИ в это время, упоминает о журнале только в рамках изменений в отечественной журнальной периодике: « По - прежнему большой популярностью
пользуются «Огонёк», «Крестьянка», «Работница», «Здоровье»...» , перечисляет исследователь. Однако автор не рассказывает ни о политике журнала, ни о его роли в освещении искусства.
В альбоме, опубликованном в 1999 году к столетию журнала «Огонёк» в России, главный редактор издания, Владимир Чернов пишет о том, что журнал «был не просто общественно-литературным журналом. Он был изданием иллюстрированным. Не случайно до сих пор помнятся его художественные вкладки, репродукции картин, которые в провинции традиционно вырезались и порой становились единственным художественным украшением дома» . Однако, помимо цветной вкладки, редактор не упоминает о том, как на протяжении истории журнал освещал искусство. В этом же альбоме есть отдельный материал, характеризующий эпоху. Период, в который входит исследуемая нами эпоха рыночных реформ, представляет отрывок из рассказа Сергея Братчикова, в 1991 году опубликованный в №41 журнала «Огонёк» и рассказывающий о событиях в Москве 19 августа 1991 года. Однако этот текст не рассказывает о периоде, который мы выбрали для своего исследования и не связан с темой искусства в журнале.
Наконец, Большая Российская энциклопедия в статье о журнале определяет его как «общественно - политический и литературно - художественный иллюстрированный журнал» , но вновь не рассказывает о вкладе издания в освещении культуры.
Обращение к проблеме оценки журналистами «Огонька» творчества живописцев в новых исторических условиях, когда в художественной жизни сочеталось традиционное и новые веяния, представляется актуальным как в настоящем, так и в будущем. Несмотря на то, что «Огонёк» рассказывал об искусстве на протяжении всей своей истории, развитие художественной позиции журнала в 1990-е годы не привлекало внимание исследователей, что обуславливает научную новизну работы.
Цель работы заключается в изучении взглядов авторов журнала «Огонек» под руководством главного редактора Л. Н. Гущина и сменившего его в 1998 году В. Б. Чернова на русское классическое и современное искусство, а также на выставки зарубежного изобразительного искусства в обстановке рыночных реформ.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1. Установить, как изменялась позиция журнала, его авторов в освещении вопросов искусства.
2. Показать обращение журнала к детальному освещению тех сторон истории искусства и творческих биографий, которые ранее игнорировались (живопись П. Д. Корина и др.).
3. Показать особое внимание журнала к современным деятелям русского искусства (М. М. Шемякин и др.).
4. Доказать, что журнал уделял повышенное внимание событиям и явлениям искусства западных стран.
Объектом исследования стали журнальные материалы всех жанров о событиях художественной жизни периода рыночных реформ. Предмет исследования - взгляды журналистов на искусство и основная тематика их выступлений.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как принцип историзма, сформулированный академиком Д. С. Лихачёвым в его работе «Принцип историзма в изучении литературы», где автор отмечает, что «мы должны стремиться проверить с помощью исторической критики, через историческую интерпретацию любое восприятие произведений прошлого» . В данной работе принцип, использованный Д. С. Лихачёвым для изучения литературы, мы используем для изучения журналистских материалов, опубликованных в журнале «Огонёк» в период экономических реформ. Помимо принципа историзма, в работе так же использовался ценностный подход, разработанный В. А. Сидоровым. Исследователь отмечает, что в журналистском тексте перемежаются различные системы ценностей, так как доминирующая система ценностей журналиста и редакции дополняется рефлексией читателя по поводу данной журналистской публикации. В своей работе мы выявим тенденции в освещении искусства, что позволит нам определить ценности, которые транслируют журналисты и редакция «Огонька».
Хронологические рамки исследования основываются на работах Д. Е. Шестакова и Л. Григорьева. Именно 1992-1998 год исследователи считают периодом активных рыночных реформ. Борьба концепций преобразования отходит на задний план, начинаются конкретные мероприятия экономической политики. Были отпущены цены, шел процесс приспособления к ситуации, т. е. либерализация хозяйственной деятельности, право назначать цены, свобода экспорта, вообще свобода коммерческой деятельности. Такие события не могли не повлиять и на искусство, как на часть общественной жизни людей. 1998 год исследователи считают годом окончания реформ в России, выход страны в постсоветский этап развития.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глобальные изменения произошли в России конца XX века не только в политической сфере, но и в сфере искусства. Соответственно, меняется и журналистика, освещающая тематику искусства. Это является закономерным этапом в развитии журналистики, освободившейся от давления цензуры и идеологии.
В своём исследование мы выяснили, как меняется взгляд редакции журнала на художественные процессы. Несмотря на то, что исторически в журнале освещалось только классическое русское искусство XIX-начала XX века, в период рыночных реформ тематика материалов меняется.
Наследие русских художников - например, творчество А. И. Куинджи или И. Е. Репина, - продолжает освещаться редакцией, однако с течением времени объективная историческая справка, традиционная для «Огонька», трансформируется. В 1996 году тексты о русских живописцах начинает писать Л. А. Лунина, в текстах которой преобладает публицистичность и личное отношение журналистки к художнику.
Ещё одной тенденцией в освещении искусства можно назвать обращение к новым направлениям искусства и творчества отдельных художников. Журналисты «Огонька» рассказывают своим читателям о таких направлениях, как московский концептуализм и примитивное искусство. Также на страницах издания в 1994 году появляется объявление, призывающее современных художников присылать свои работы в журнал с целью их дальнейшей публикации. Так журнал открывает новые имена, пытается рассказать не только о столичных художниках, но и о художниках в провинции.
На страницах издания появляются не только новые имена, печатаются тексты, рассказывающие о таких известных художниках, как Кабаков И. И. Шемякин М. М. и Назаренко Т. Г..
Однако журналисты не ограничиваются художественными процессами, происходящими в России. Одной из главных тем на страницах журнала становится связь российского и зарубежного искусства. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в которой в период рыночных реформ оказались музеи, оставшиеся практически без государственной поддержки, в России проводятся выставки зарубежных художников и наоборот - российские коллекции выезжают на Запад. Это обуславливается стремление российского искусства вписаться в процессы глобализации, остаться в центре общемировой художественной жизни, а не перенестись на периферию.
Тем не менее, в период экономических реформ журнал «Огонёк» продолжает рассказывать о художественных процессах своему читателю. Освободившись от давления цензуры, редакция начинает исследовать новые направления и имена, что, безусловно, формирует у читателя более полную картину художественного мира, позволяет России по-новому включиться в мировой художественный контекст и стать участником процессов глобализации искусства, которые происходят в конце XX века.
1. [Б.п.] Выставки-97 // Огонёк. 1997. №3. С.49.
2. [Б.п.] Ожидание недели // Огонёк.1996. №10. С. 71.
3. [Б.п.] Романтика Традиции // Огонёк. 1994. №50-51. во вкладке до с.1.
4. [Б.п.] Эрнст Фукс. Впервые в России // Огонёк. 1993. №30-31. Во вкладке после стр. 32.
5. Александров А. А. Мечты и грезы Натальи Корневой // Огонёк. 1994. №5. нумерации, во вкладке до С. 1.
6. Апчинская Н. В. Хаим Сутин // Огонёк. 1994. №18. во вкладке после с. 40.
7. Бакштейн И. М. Российское тело было представлено Кустодиевым, Бродским и Самохваловым // Огонёк. 1995. №28. С. 64-65.
8. Боде М. Ю. Наброски к портрету // Огонёк. 1994. №8. во вкладке после С. 36.
9. Буйницкая Т. Художник Савелий Мительман. Искусство противостояния // Огонёк. 1994. №27-28. во вкладке до с. 1.
10. Вайль П. Л. Портрет Нью-Йорка // Огонёк. 1992. №4. С. 25-26.
11. Генис А. А. Косметическая утопия / А. Генис // Огонёк. 1992. №4. С. 26.
12. Губин Д. П. Инородное достояние // Огонёк. 1992. №3. С. 15-16.
13. Дёготь Е. Ю. «На высоты духа!» Павел Корин - тогда и теперь // Огонёк. 1994. №14. во вкладке до С. 1, С. 17 (продолжение).
14. Десятников В. Вологодские мотивы Евгения Мартышева // Огонёк. 1994. №19-20. во вкладке до С. 1.
15. Джуранов Й. Тоталитарный регтайм // Огонёк. 1996. №3. С. 70.
16. Козлова Т. Фанерное счастье Татьяны Назаренко / Т. Козлова // Огонёк. 1998. №50. С. 32.
17. Коровина Н. Смеющийся кот и другие звери Василия Хлебникова // Огонёк. 1994. №15-16. во вкладке до С. 1.
18. Кошкин Е. Галерея Дар // Огонёк. 1993. №3. Во вкладке после стр. 32
19. Кузьмин М. Пикассо в Русском музее // Огонёк. 1995. №13. С. 62-63.
20. Лунина Л. 101 год сплошного самолюбования // Огонёк. 1996. №44. С.
7.
21. Лунина Л. А. Азбука для невесты // Огонёк. 1996. №48. С. 7.
22. Лунина Л. А. Илья Ефимович Чересчур // Огонек. 1996. № 47. С. 7.
23. Лунина Л. А. Пока не началось... // Огонёк. 1997. №9. С.7.
24. Лунина Л. А. Проснувшиеся // Огонёк. 1997. №15. С. 11.
25. Лунина Л. А. Тоскливая красота // Огонёк. 1997. №12. С. 7.
26. Лунина Л. А. Выставка «Нонконформисты» в Третьяковской галерее на Крымском валу // Огонёк. 1996. №32. С.52.
27. Лунина Л. А. Истинное удовольствие царевича Алексея // Огонёк. - 1996. - №42. - С. 7
28. Лунина Л. А. Крестьянка из Эрмитажа // Огонёк. 1996. №51. С.7.
29. Лунина Л. А. Миссия судии // Огонёк. 1996. №41. С. 7
30. Лунина Л. А. Символист, рисовавший ДНЕПРОГЭС // Огонёк. 1996. №48. С.48.
31. Лунина Л. А. Эффект «де жа вю» // Огонёк. 1996. № 46. С. 7.
32. Мокроусов А. 1893-1993: годы утраченных иллюзий // Огонёк. №29. во вкладке после с. 32.
33. Мокроусов А. Б. Выставки из банковских коллекций // Огонёк. 1995. №49. С. 69.
34. Мокроусов А. Б. Ранний Кандинский: как рос гений // Огонёк. 1995. №11. С.61
35. Мокроусов А. Берлин - Москва. 1900-1905 // Огонёк. 1995. №35. С. 62.
36. Мокроусов А. Б. Американец в Европе // Огонёк. 1995. №52. С. 73.
78. Мокроусов А. Б. Асгер Йорн, принц датский // Огонёк. 1995. №18. С. 61.
37. Мокроусов А. Б. Весеннее нашествие французов // Огонёк. 1998. №14. С.44.
38. Мокроусов А. Б. Искусство 20-х: капитал, который ещё можно проматывать // Огонёк. №32. на вкладке после с.32.
39. Мокроусов А. Б. Искусство не нравиться снобам / А. Мокроусов // Огонёк. 1994. №32-34. С.40.
40. Мокроусов А. Б. История одного романа // Огонёк. 1996. №12. С. 65-66.
41. Мокроусов А. Б. Месяц в России. Почти как в деревне // Огонёк. 1996. №6. С. 72-73.
42. Мокроусов А. Б. Мир детей: в поисках идиллии // Огонёк. 1995. №46.
С. 67.
43. Мокроусов А. Б. Обидеть художника мог каждый. Но есть и высший суд. В Англии // Огонёк. 1995. №20. С. 62.
44. Мокроусов А. Б. Путешествующий музей // Огонёк. 1995. №12. С.63.
45. Мокроусов А. Б. Российские музеи украсили немецкую выставку // Огонёк. 1997. №26. С. 48
46. Мокроусов А. Б. Русские годы Марка Шагала // Огонёк. 1995. №19. С. 62
47. Мокроусов А. Б. Русский француз Дерн // Огонёк. 1995. №22. С.70.
48. Мокроусов А. Б. Сумрак музыки Цорана Музича // Огонёк. 1995. №28.
С.67.
49. Мокроусов А. Б. Трёхцветка как трёхлинейка // Огонёк. 1996. №26. С. 52-53.
50. Мокроусов А. Б. Человек без биографии // Огонёк. 1996. №24. С. 69-71.
51. Мокроусов А. Б. Что можно успеть за шесть лет // Огонёк. 1994. №46-47. Во вкладке после стр. 36.
52. Ненарокомов М. Ю. Аукционы - с ними или без них? // Огонёк. 1992. №18-19. без нумерации.
53. Нечипоренко Ю. Д. Искусство глумления // Огонёк. 1993. №39. С. 31.
54. Никитина Я. С. Холсты и стены // Огонёк. 1992. №38-39. во вкладке до
С. 1.
55. Прудовский Л. В. Женя Шеф - маньерист и космополит // Огонёк. 1994. №13 . С. 32., во вкладке после С. 32 (продолжение).
56. Прудовский Л. В. Художник Александр Туманов: «Я всегда улыбаюсь!» // Огонёк. - 1992. - №5. - С. 33-36.
57. Резниковский А. И. Остался на последнем этаже // Огонёк. 1992. №2. во вкладке между стр. 24 и 25.
58. Сарабьянов А. Д. Великая утопия // Огонёк. 1993. №21-22. во вкладке после с. 32.
59. Семёнова Н. Ю. Илья Репин // Огонёк. 1994. №42-43. С.32, во вкладке после с. 32.
60. Семенова Н. Ю. Куинджи / Н. Семенова // Огонёк. 1992. №.40-41. С. 34-35.
61. Семёнова Н. Ю. «Неведомые шедевры» // Огонёк. 1995. №5-10. С. 64.
62. Семёнова Н. Ю. Дюфи в Москве // Огонёк. 1995. №4. С.66.
63. Семёнова Н. Ю. Матисс снова в Москве // Огонёк. №38. Во вкладке после стр. 32.
64. Семёнова Н. Ю. От Брюллова до Бурлюка // Огонёк. 1995. №5-10. С. 60
65. Семёнова Н. Ю. Привлечь к себе любовь пространства // Огонёк. 1995. №20. С.62
66. Семёнова Н. Ю. Прорыв сквозь молчание // Огонёк. 1994. №6. Во вкладке до с. 1.
67. Семицветов И. «Меня называли рисовальной машиной» // Огонёк. 1996. №30. С. 50-51.
68. Соснов А. Я. Испанцы дали "Маху" // Огонёк. 1998. №37. С. 48.
69. Тарабаров С. Д. «Если бы у меня были краски». // Огонёк. 1994. №44-45. во вкладке до с. 1.
70. Тарабаров С. Д. Состояние души // Огонёк. 1994. №21-23. во вкладке до с. 1.
71. Тарханов А. Ю. Автопортрет с Чичолиной // Огонёк. 1992. №24-26.
С. 34.
72. Тарханов А. Ю. В поисках радости и удовольствий // Огонёк. 1994. №7. С. 25.
73. Тарханов А. Ю. Наши приехали // Огонёк. 1992. №34-35. Во вкладке до нумерации, С. 26 (продолжение).
74. Троепольская Н. В. Искусство умирать // Огонёк. 1995. №4. С.67
75. Троепольская Н. В. Рубль и искусство - взаимная любовь? // Огонёк. 1992. №27-28. С. 35-36.
76. Уманская А. Михаил Шемякин: «Рано или поздно Хам утихомирится» // Огонёк. 1995. №44. С. 66-58.
77. Файбисович С. Н. Александр Иванов - непризнанный автор великой картины // Огонёк. 1996. №33. С.52-53.
78. Шевелев И. Л. Татьянин день // Огонёк. 1996. №5. С. 70-71.
79. Шевелев И. Л. Тоска по форме // Огонёк. 1996. №3. С. 71.
80. Шишкин О. А. В бытовке Ильи Кабакова... // Огонёк. 1995. №44. С.68.
81. Шульгина Т. М. И. Курилко. 1880-1969 // Огонёк. 1992. №22-23. во вкладке до С. 1.
82. Шульгина Т. М. И. Курилко. 1880-1969 // Огонёк. 1992. №22-23. во вкладке до С. 1.
83. Шульгина Т. М. И. Курилко. 1880-1969 // Огонёк. 1992. №22-23. во вкладке после С. 33.
84. Шульженко И. С. «Цвети, цветок, люби, любовь // Огонёк. 1992. №24-26. С. 31, С. 35 (продолжение)