ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ
САМООЦЕНКИ
1.1 Психологические особенности подросткового
возраста 7
1.2 Влияние оценки группы на самооценку
подростков 11
1.3 Определение самооценки в психологии 17
1.4 Роль самооценки в развитии межличностных отношений среди
подростков 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ
САМООЦЕНКИ
1.1 Психологические особенности подросткового
возраста 7
1.2 Влияние оценки группы на самооценку
подростков 11
1.3 Определение самооценки в психологии 17
1.4 Роль самооценки в развитии межличностных отношений среди
подростков 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исследования подросткового возраста являются достаточно актуальными на современном этапе развития психологии. Многие ученые - психологи, как отечественные, так и зарубежные, ведут работу в данном направлении, они изучают все сферы этого возрастного периода. Особенно интересным для психологов является вопрос о становлении подросткового самосознания, который включает в себя оценку самого себя, своих умственных и физических способностей, своего поведения и т.д. Исследования подросткового возраста ведутся уже более 50 лет, например, одни ученые считают, что самосознание и входящая в его структуру самооценка являются центральным новообразованием подросткового возраста. Другие психологи утверждают, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве. Такие расхождения в теории, делают подростковый возраст, а точнее исследования на этой возрастной ступени более интересными и достаточно актуальными.
Подростковый возраст - это протекающий переход от детства к взрослости, который сопровождается как рядом позитивных изменений личностной сферы (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений между людьми, расширение сферы деятельности), так и рядом негативных изменений (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы ценностей, интересов, протестующий характер поведения). В этот период завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье личности, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.
Одним из главных моментов подросткового возраста является то, что в этот период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на свои личные, внутренние критерии. Поведение подростка все больше начинает регулироваться его самооценкой.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Отношение человека к самому себе является фундаментальным свойством личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама подопрется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку. Чем выше степень самооценки, тем больше подросток верит в свои силы и возможности, тем больше успехов в итоге он добивается. Неадекватно высокая самооценка может привести к массе личностных проблем. Помимо всего этого самооценка может выступать параметром, характеризующим качество образовательной системы: ребенок, хорошо обучающийся в школе, как правило, имеет адекватную самооценку, соответствующую психологическим особенностям возраста.
Помимо этого, самооценка является важным показателем возможных психологических проблем ребенка и взаимоотношений его в коллективе. Ребенок с неадекватной самооценкой сталкивается с трудностями взаимоотношений в коллективе, с тем, что он имеет неблагоприятный социометрический статус.
Тема нашей работы выбрана не случайно, в любом коллективе существует разделение на микрогруппы, и на статусные категории; как правило, есть лидеры, и есть отверженные. Нас привлекло то, что же может повлиять на статусное положение подростка в группе. Изучив некоторую литературу по возрастной психологии и узнав, что самооценка - это центральное новообразование подросткового возраста, мы решили, что именно самооценка может существенно влиять на статусное положение подростка в группе сверстников.
Исходя из этого возникает наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на уровень самооценки школьников.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между самооценкой и положением подростка в группе сверстников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Предмет исследование - статусное положение и уровень самооценки.
Для проведения исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме: «Психологические особенности подросткового возраста»;
2) Изучить теоретические материалы о влияние статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки;
3) Посмотреть роль самооценки в развитии межличностных отношений среди подростков;
4) Подбор выборки и проведение методики;
5) Анализ полученных данных;
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения самооценки и статусного положения подростков.
Практическая значимость состоит в том, что данные проведенного исследования использовались классными руководителями и психологом МБОУ «Средней общеобразовательной школы №2» ЕМР РТ. Также может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей, психологов, а также любой категории людей, заинтересованных в области изучения влияние статусного положения подростка на самооценку.
Исследование было проведено на базе Елабужского Института Казанского Федерального Университета, в нем принимали участие ученики пятого, шестого, седьмого и восьмого классов МБОУ «Средней общеобразовательной школе №2» ЕМР РТ.
Работа содержит введение, 2 главы: теоретическая и эмпирическая, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы и размещены в международный научно-практический журнал «Теория и практика современный науки».
Подростковый возраст - это протекающий переход от детства к взрослости, который сопровождается как рядом позитивных изменений личностной сферы (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений между людьми, расширение сферы деятельности), так и рядом негативных изменений (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы ценностей, интересов, протестующий характер поведения). В этот период завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье личности, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.
Одним из главных моментов подросткового возраста является то, что в этот период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на свои личные, внутренние критерии. Поведение подростка все больше начинает регулироваться его самооценкой.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Отношение человека к самому себе является фундаментальным свойством личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама подопрется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку. Чем выше степень самооценки, тем больше подросток верит в свои силы и возможности, тем больше успехов в итоге он добивается. Неадекватно высокая самооценка может привести к массе личностных проблем. Помимо всего этого самооценка может выступать параметром, характеризующим качество образовательной системы: ребенок, хорошо обучающийся в школе, как правило, имеет адекватную самооценку, соответствующую психологическим особенностям возраста.
Помимо этого, самооценка является важным показателем возможных психологических проблем ребенка и взаимоотношений его в коллективе. Ребенок с неадекватной самооценкой сталкивается с трудностями взаимоотношений в коллективе, с тем, что он имеет неблагоприятный социометрический статус.
Тема нашей работы выбрана не случайно, в любом коллективе существует разделение на микрогруппы, и на статусные категории; как правило, есть лидеры, и есть отверженные. Нас привлекло то, что же может повлиять на статусное положение подростка в группе. Изучив некоторую литературу по возрастной психологии и узнав, что самооценка - это центральное новообразование подросткового возраста, мы решили, что именно самооценка может существенно влиять на статусное положение подростка в группе сверстников.
Исходя из этого возникает наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на уровень самооценки школьников.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между самооценкой и положением подростка в группе сверстников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Предмет исследование - статусное положение и уровень самооценки.
Для проведения исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме: «Психологические особенности подросткового возраста»;
2) Изучить теоретические материалы о влияние статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки;
3) Посмотреть роль самооценки в развитии межличностных отношений среди подростков;
4) Подбор выборки и проведение методики;
5) Анализ полученных данных;
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения самооценки и статусного положения подростков.
Практическая значимость состоит в том, что данные проведенного исследования использовались классными руководителями и психологом МБОУ «Средней общеобразовательной школы №2» ЕМР РТ. Также может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей, психологов, а также любой категории людей, заинтересованных в области изучения влияние статусного положения подростка на самооценку.
Исследование было проведено на базе Елабужского Института Казанского Федерального Университета, в нем принимали участие ученики пятого, шестого, седьмого и восьмого классов МБОУ «Средней общеобразовательной школе №2» ЕМР РТ.
Работа содержит введение, 2 главы: теоретическая и эмпирическая, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы и размещены в международный научно-практический журнал «Теория и практика современный науки».
Исследования подросткового возраста являются достаточно актуальными на современном этапе развития психологии. Многие ученые - психологи, как отечественные, так и зарубежные, ведут работу в данном направлении, они изучают все сферы этого возрастного периода. Особенно интересным для психологов является вопрос о становлении подросткового самосознания, который включает в себя оценку самого себя, своих умственных и физических способностей, своего поведения и т.д. Исследования подросткового возраста ведутся уже более 50 лет. Но, не смотря на это до сих пор нет единого подхода в теории, поэтому исследования на этой возрастной ступени более интересными и достаточно актуальными.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама опосредуется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку.
Изучение природы межличностных отношений и самооценки задача не простая. Особенно если речь идет о подростковом возрасте, который является самым критическим возрастом. Именно на этой ступени развития человека происходят огромные изменения в самосознании. То, что будет сформировано в личности подростка сейчас, то и останется на всю жизнь, и с большим трудом будет поддаваться коррекции.
Исходя из этого возникла наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на самооценку школьников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Для изучения уровня самооценки у подростков были использованы методики Р.В. Овчаровой «Анкета для учащегося по выявлению уровня самооценки» и Н.Г. Казанцевой «Изучения общего уровня самооценки».
Для выявления статусного положения подростка в группе сверстников использовался метод социометрии Дж. Морено.
Влияние статусного положения подростка в группе сверстников на самооценку мы решили проверить через коэффициент корреляции г- Пирсона.
Получились следующие результаты, в пятом классе взаимосвязь между социометрическим статусом и самооценкой есть, но она незначительна, значение г попадает в зону неопределенности, что говорит о том, что влияние самооценки на статусное положение ребенка на уровне тенденции. Объяснить это можно тем, что в младшем подростковом возрасте они ориентированы на другого, на вне, еще есть зависимость от мнения сверстников, но уже есть тенденция к уходу в свой внутренний мир, поэтому взаимосвязь на уровне тенденции.
В более старших классах, а именно в шестом, седьмом и восьмом классах взаимосвязи между статусным положением и самооценкой не обнаружилось, то есть статусное положение в группе сверстников никак не влияет на самооценку ребенка.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что подростки ориентированы прежде всего на себя, на внутреннюю жизнь. Несмотря на то, что общение и статус играет не маловажную роль в их становление, обществу, они презентуют себя другого, их статусное положение идет в разрез с их самооценкой. Подросток может иметь высокий социометрический статус, но внутри считать себя не достойным или думать о себе, как о самом умным и хорошим, и что другие не достойны общаться с ним, отвернувшись от всех мы получаем низкий социометрический статус.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что статусное положение подростка в группе сверстников влияет на самооценку ребенка, не подтвердилась.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама опосредуется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку.
Изучение природы межличностных отношений и самооценки задача не простая. Особенно если речь идет о подростковом возрасте, который является самым критическим возрастом. Именно на этой ступени развития человека происходят огромные изменения в самосознании. То, что будет сформировано в личности подростка сейчас, то и останется на всю жизнь, и с большим трудом будет поддаваться коррекции.
Исходя из этого возникла наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на самооценку школьников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Для изучения уровня самооценки у подростков были использованы методики Р.В. Овчаровой «Анкета для учащегося по выявлению уровня самооценки» и Н.Г. Казанцевой «Изучения общего уровня самооценки».
Для выявления статусного положения подростка в группе сверстников использовался метод социометрии Дж. Морено.
Влияние статусного положения подростка в группе сверстников на самооценку мы решили проверить через коэффициент корреляции г- Пирсона.
Получились следующие результаты, в пятом классе взаимосвязь между социометрическим статусом и самооценкой есть, но она незначительна, значение г попадает в зону неопределенности, что говорит о том, что влияние самооценки на статусное положение ребенка на уровне тенденции. Объяснить это можно тем, что в младшем подростковом возрасте они ориентированы на другого, на вне, еще есть зависимость от мнения сверстников, но уже есть тенденция к уходу в свой внутренний мир, поэтому взаимосвязь на уровне тенденции.
В более старших классах, а именно в шестом, седьмом и восьмом классах взаимосвязи между статусным положением и самооценкой не обнаружилось, то есть статусное положение в группе сверстников никак не влияет на самооценку ребенка.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что подростки ориентированы прежде всего на себя, на внутреннюю жизнь. Несмотря на то, что общение и статус играет не маловажную роль в их становление, обществу, они презентуют себя другого, их статусное положение идет в разрез с их самооценкой. Подросток может иметь высокий социометрический статус, но внутри считать себя не достойным или думать о себе, как о самом умным и хорошим, и что другие не достойны общаться с ним, отвернувшись от всех мы получаем низкий социометрический статус.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что статусное положение подростка в группе сверстников влияет на самооценку ребенка, не подтвердилась.
Подобные работы
- Влияние статусного положения подростка в группе на его самооценку (Социальная психология, Ставропольский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Исследование связи личностной тревожности младших школьников с их статусным положением в группе сверстников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Самооценка в подростковом возрасте (Возрастная психология, Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
ПОДРОСТКА В КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - «Личностные характеристики старшеклассников с разным
социометрическим статусом»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Особенности самосознания подростков с разным социометрическим статусом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССОРАМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023



