Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ

Работа №63933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ
САМООЦЕНКИ
1.1 Психологические особенности подросткового
возраста 7
1.2 Влияние оценки группы на самооценку
подростков 11
1.3 Определение самооценки в психологии 17
1.4 Роль самооценки в развитии межличностных отношений среди
подростков 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
НА УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования подросткового возраста являются достаточно актуальными на современном этапе развития психологии. Многие ученые - психологи, как отечественные, так и зарубежные, ведут работу в данном направлении, они изучают все сферы этого возрастного периода. Особенно интересным для психологов является вопрос о становлении подросткового самосознания, который включает в себя оценку самого себя, своих умственных и физических способностей, своего поведения и т.д. Исследования подросткового возраста ведутся уже более 50 лет, например, одни ученые считают, что самосознание и входящая в его структуру самооценка являются центральным новообразованием подросткового возраста. Другие психологи утверждают, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве. Такие расхождения в теории, делают подростковый возраст, а точнее исследования на этой возрастной ступени более интересными и достаточно актуальными.
Подростковый возраст - это протекающий переход от детства к взрослости, который сопровождается как рядом позитивных изменений личностной сферы (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений между людьми, расширение сферы деятельности), так и рядом негативных изменений (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы ценностей, интересов, протестующий характер поведения). В этот период завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье личности, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.
Одним из главных моментов подросткового возраста является то, что в этот период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на свои личные, внутренние критерии. Поведение подростка все больше начинает регулироваться его самооценкой.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Отношение человека к самому себе является фундаментальным свойством личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама подопрется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку. Чем выше степень самооценки, тем больше подросток верит в свои силы и возможности, тем больше успехов в итоге он добивается. Неадекватно высокая самооценка может привести к массе личностных проблем. Помимо всего этого самооценка может выступать параметром, характеризующим качество образовательной системы: ребенок, хорошо обучающийся в школе, как правило, имеет адекватную самооценку, соответствующую психологическим особенностям возраста.
Помимо этого, самооценка является важным показателем возможных психологических проблем ребенка и взаимоотношений его в коллективе. Ребенок с неадекватной самооценкой сталкивается с трудностями взаимоотношений в коллективе, с тем, что он имеет неблагоприятный социометрический статус.
Тема нашей работы выбрана не случайно, в любом коллективе существует разделение на микрогруппы, и на статусные категории; как правило, есть лидеры, и есть отверженные. Нас привлекло то, что же может повлиять на статусное положение подростка в группе. Изучив некоторую литературу по возрастной психологии и узнав, что самооценка - это центральное новообразование подросткового возраста, мы решили, что именно самооценка может существенно влиять на статусное положение подростка в группе сверстников.
Исходя из этого возникает наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на уровень самооценки школьников.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между самооценкой и положением подростка в группе сверстников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Предмет исследование - статусное положение и уровень самооценки.
Для проведения исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме: «Психологические особенности подросткового возраста»;
2) Изучить теоретические материалы о влияние статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки;
3) Посмотреть роль самооценки в развитии межличностных отношений среди подростков;
4) Подбор выборки и проведение методики;
5) Анализ полученных данных;
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения самооценки и статусного положения подростков.
Практическая значимость состоит в том, что данные проведенного исследования использовались классными руководителями и психологом МБОУ «Средней общеобразовательной школы №2» ЕМР РТ. Также может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей, психологов, а также любой категории людей, заинтересованных в области изучения влияние статусного положения подростка на самооценку.
Исследование было проведено на базе Елабужского Института Казанского Федерального Университета, в нем принимали участие ученики пятого, шестого, седьмого и восьмого классов МБОУ «Средней общеобразовательной школе №2» ЕМР РТ.
Работа содержит введение, 2 главы: теоретическая и эмпирическая, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы и размещены в международный научно-практический журнал «Теория и практика современный науки».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследования подросткового возраста являются достаточно актуальными на современном этапе развития психологии. Многие ученые - психологи, как отечественные, так и зарубежные, ведут работу в данном направлении, они изучают все сферы этого возрастного периода. Особенно интересным для психологов является вопрос о становлении подросткового самосознания, который включает в себя оценку самого себя, своих умственных и физических способностей, своего поведения и т.д. Исследования подросткового возраста ведутся уже более 50 лет. Но, не смотря на это до сих пор нет единого подхода в теории, поэтому исследования на этой возрастной ступени более интересными и достаточно актуальными.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Известно, что самооценка влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития личности. Самооценка влияет не только на общественные отношения, но и сама опосредуется им. В период становления личности общественное отношение может значительно влиять на самооценку.
Изучение природы межличностных отношений и самооценки задача не простая. Особенно если речь идет о подростковом возрасте, который является самым критическим возрастом. Именно на этой ступени развития человека происходят огромные изменения в самосознании. То, что будет сформировано в личности подростка сейчас, то и останется на всю жизнь, и с большим трудом будет поддаваться коррекции.
Исходя из этого возникла наша гипотеза о том, что в подростком возрасте статусное положение в группе сверстников влияет на самооценку школьников.
Объектом исследование являются подростки 10-15 лет СОШ №2.
Для изучения уровня самооценки у подростков были использованы методики Р.В. Овчаровой «Анкета для учащегося по выявлению уровня самооценки» и Н.Г. Казанцевой «Изучения общего уровня самооценки».
Для выявления статусного положения подростка в группе сверстников использовался метод социометрии Дж. Морено.
Влияние статусного положения подростка в группе сверстников на самооценку мы решили проверить через коэффициент корреляции г- Пирсона.
Получились следующие результаты, в пятом классе взаимосвязь между социометрическим статусом и самооценкой есть, но она незначительна, значение г попадает в зону неопределенности, что говорит о том, что влияние самооценки на статусное положение ребенка на уровне тенденции. Объяснить это можно тем, что в младшем подростковом возрасте они ориентированы на другого, на вне, еще есть зависимость от мнения сверстников, но уже есть тенденция к уходу в свой внутренний мир, поэтому взаимосвязь на уровне тенденции.
В более старших классах, а именно в шестом, седьмом и восьмом классах взаимосвязи между статусным положением и самооценкой не обнаружилось, то есть статусное положение в группе сверстников никак не влияет на самооценку ребенка.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что подростки ориентированы прежде всего на себя, на внутреннюю жизнь. Несмотря на то, что общение и статус играет не маловажную роль в их становление, обществу, они презентуют себя другого, их статусное положение идет в разрез с их самооценкой. Подросток может иметь высокий социометрический статус, но внутри считать себя не достойным или думать о себе, как о самом умным и хорошим, и что другие не достойны общаться с ним, отвернувшись от всех мы получаем низкий социометрический статус.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что статусное положение подростка в группе сверстников влияет на самооценку ребенка, не подтвердилась.



1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем.//Автореф. дне. канд. психологич. наук. Казань -
2000. - 159 с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1994. -
96 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М.: Педагогика,
2002. - 79 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
5. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2011. -с. 63.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 180-182 с.
7. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998. - 105 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение,
2004. - 138 с.
9. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л. : Изд-во ЛГУ, 2002. - 66 с.
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997. - С. 45.
11. Головин С.Ю Словарь практической психологии. - СПб.: Свет, 1997-45 с.
12. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1999. - 98 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб, Питер, 2000. - 110-112 с.
14. Захарова А.В. Психология формировали самооценки. - Минск, 1993. - 89 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А Зимняя - М.: Логос, 2001. - 346 с.
16. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. - Челябинск, 2012. - С. 229.
17. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. 89-98 с.
18. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001. - 79 с.
19. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000. - 321 с.
20. Кле М. Психология подростка. - М., 1999. - 45-46 с.
21. Кобазева Ю. А. Влияние качеств личности на статус подростка в группе. М., 1999. - 150 с.
22. Крылов А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2007. - 201 с.
23. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 109 с.
24. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1997. - 168 с.
25. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение,
1999. -411 с.
26. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,2002.-93 с.
27. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1996. - 64 с.
28. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 62-63 с.
29. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияние самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. - 2008. т. 19 - №1- 41 с.
30. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной; М., 2000. - 96 с.
31 .Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1997. - 265 с.
32. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и
исследования Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна/ Первин, Л., Джон, О. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
33. Райгородский Д. Психология самосознания. Самара. :Бахрам-М.
2007. - 672 с.
34. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 656 с.
35. Реан, А. В. Психология педагогической деятельности / А. В Реан. — Ижевск: Колос, 2004. - 114 с.
36. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994. - 163 с.
37. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук, думка, 2006. - 365 с.
38. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2000. -201 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Приктикум / Ред.-сост. Ростов -н/Д: Феникс. 2005. - 567 с.
30. Тарабакина Л.В. Практикум по психологии человека. 1996. - С. 67.
41. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. - 114 с.
42. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАД ОС, 1998. - 508 с.
43. Фомина, Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю Фомина.-//Начальная школа плюс До и После. 2003. №10. - 99-102 с.
44. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т»; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. - Челябинск, 2008. - 239 с.
45. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин под ред. Ю.П. Фролова // Психология подростка. - Хрестоматия. - Российское педагогическое агентство. - М.: 2009. -286-312 с.
46. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.,
2001. -74 с.
47. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей// Прикладная психология №4, 1999.
48. Яншин П.В. Клиническая психодиагностика личности. / Спб: Речь,
2007. -76 с.
49. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания: монография / М.С. Яницкий. - Новосибирск, 2012. - 235 с.
50. Колесникова Е.Я. «Влияние статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки.» Выпуск №5(23) (МАИ, 2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.modern-i.ru [дата обращения:
30.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ