Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №63932

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ 8
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование психологической зависимости в современной отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Причины развития аддиктивного поведения по
данным современной психологической науки 17
1.3 Склонность к аддиктивному и безопасному 26
поведению юношей
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В 38
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и этапы исследования
психологической зависимости в юношеском возрасте 38
2.2 Методы и методики исследования психологической
зависимости в юношеском возрасте 39
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение 1. Методика «Изучение акцентуаций
личности» К. Леонгарда - С. Шмишека 88
Приложение 2. Методика «Ценностный опросник» Ш. 90
Шварца
Приложение 3. Методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой 92
Приложение 4. Методика «16-ти факторный
личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A) 94
Приложение 5. Результаты статистического 96
исследования
Приложение 6. Результаты статистического
исследования для юношей склонных к зависимостям 98


Актуальность исследования. На сегодняшний день во всем мире наб-людается явная тенденция к расширению диапазона расстройств психического и физического здоровья, являющихся следствием прямых или косвенных действий, направленных на саморазрушение. Так число больных с болезнями, возникающими на фоне употребления психоактивных веществ, приближается к 500 миллионам человек (и это не учитывая курильщиков табака). Юношеский же возраст Л.Д. Никольская рассматривает в качестве дополнительного фактора риска различных проявлений аутодеструктивного поведения и, прежде всего, таких форм, как различные самоповреждения и аддикции (алкогольная, табачная, игровая, наркотическая и т.д.).
Недовольство реальной жизнью и неумение адаптироваться к ее трудностям является одной из сложнейших проблем человека. Формы и способы ухода от реальности чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных.
Научная разработанность проблемы исследования. В
науке существуют различные взгляды на природу формирования зависимого поведения, раскрывающие ее с разных сторон. Так в работах психоаналитиков Э. Берна, К. Меннингера, З. Фрейда указывается на то, что аддикция является «симптомом семьи» и формируется вследствие психологических травм раннего детства.
В свою очередь П. Куттер говорит о важности влияния социальных факторов на формирование зависимости, к ним относятся: сложная экономическая ситуация, влияние
культурных особенностей, семейных традиций, пропаганда ценностей современного общества (жизнь одним днем).
Такие ученые как А.Е. Личко, Л.Д. Никольская и Р. Хадсон полагают, что возникновение аддиктивного поведения связано с паталогическими физиологическими изменения в организме человека.
А.Б. Смулевич утверждает, что аддиктивное поведение развивается в силу низкой устойчивости человека к стрессам, сниженных адаптивных способностей к сложным ситуациям, плохой переносимости конфликтов.
Цель исследования: изучить склонность к
психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте на примере студентов.
Также нами были выдвинуты гипотезы исследования, основанные на положениях Л. Левита о связи личностных особенностей с аддиктивным поведением личности:
1. Личностные качества (сдержанность,
самостоятельность, эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, целеустремленность) отрицательно коррелируют со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты) юношей - студентов.
2. Личностные качества (тревожность, конформность, возбудимость, ригидность, эмоциональная напряженность) положительно коррелируют со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты) юношей - студентов.
Объект исследования: склонность к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ.
Предмет исследования: вероятностная связь
личностных качеств (сдержанность, самостоятельность, эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, целеустремленность, тревожность, конформность, возбудимость, ригидность, эмоциональная напряженность) со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты).
В соответствии с целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
^Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, посвященные теме нашей работы. В частности подробно рассмотреть материалы, раскрывающие сущность таких вопросов как:
1.1 понятие аддиктивного поведения в психологии;
1.2 причины возникновения психологической зависимости;
1.3 особенности аддиктивного поведения в юношеском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование склонности к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте:
2.1 подготовить план проведения эмпирического исследования;
2.2 подобрать и обосновать комплекс экспериментально - диагностических методик;
2.3 провести эмпирическое исследование и осуществить анализ полученных данных.
3. Сформулировать выводы и сделать заключение.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: обобщение, анализ и синтез различных точек зрения, представленных в психолого - педагогической литературе.
2) Эмпирические методы. В рамках данной группы методов нами были выбраны следующие методики:
1. «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда - С. Шмишека;
2. «Ценностный опросник» Ш. Шварца;
3. «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой;
4. «16-ти факторный личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A).
3) Методы математической обработки, качественный
анализ полученных результатов. В исследовании нами были использованы следующие статистические методы: метод
ранговой корреляции Спирмена; факторный анализ.
4) Интерпретационные методы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе практикующего педагога - психолога образовательных учреждений, психологических центров для более эффективной работы с юношами, проявляющими аутодеструктивные, аддиктивные тенденции, а также для составления специальных коррекционных программ и индивидуальных консультаций.
Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет», Институт истории и государственного управления, кафедра управления информационной безопасностью. В исследовании приняли участие 41 юноша в возрасте от 18 до 24 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 50 источников и 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема зависимого поведения человека исследуется современными учеными в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и неумение адаптироваться к ее трудностям является одной из сложнейших проблем человека. Формы и способы же ухода от реальности чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища и т.д.
В своей работе мы опирались на исследования Л. Левита, согласно которым основными причинами развития различного рода аддикций выступают личностный и социальный факторы. К аддикциям могут приводить: деструктивные отношения в семье, социальная изоляция, тревожность, эмоциональная неустойчивость индивида, депрессивность и т.д.
Целью нашего исследования явилось изучение склонности к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте на примере студентов. Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие методики: «Методика изучения
акцентуаций личности» К. Леонгарда - С. Шмишека;
«Ценностный опросник» Ш. Шварца; «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой; «16-ти факторный личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A).
Статистическое исследование взаимосвязей личностных особенностей со склонностью к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивными веществами было проведено при помощи метода ранговой корреляции Спирмена.
В ходе анализа полученных данных было установлено, что у юношей склонность к психологической зависимости
(

телевизионной, компьютерной, игровой, трудовой и т.д.) положительно связана с такими личностными особенностями как: «Дистимность», «Застревание», «Педантичность»,
«Гипертимность», «Демонстративность», «Тревожность», «Экзальтированность», «Конформность», «Традиция», «Доброта», «Универсализм», «Стимуляция», «Гедонизм», «Безопасность», «Спокойствие - тревожность», «Сдержанность - экспрессивность», «Робость - смелость», «Прямолинейность - дипломатичность».
Отрицательная связь склонности к психологической зависимости выявлена с такими личностными особенностями как: «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм»,
«Достижение», «Власть», «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», «Консерватизм - радикализм», «Зависимость от группы - самостоятельность», «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», «Подчиненность - доминантность», «Практичность - мечтательность», «Прямолинейность - дипломатичность», «Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность».
Склонность к злоупотреблению психоактивными веществами (алкоголь, наркотки, табакокурение, фармпрепараты) положительно связана с такими личностными особенностями как: «Возбудимость», «Эмотивность»,
«Циклотимность», «Спокойствие - тревожность», «Расслабленность - эмоциональная напряженность», «Практичность - мечтательность».
Отрицательная связь склонности к злоупотреблению психоактивными веществами выявлена с «Эмоциональной нестабильность - эмоциональной стабильность», «Низким самоконтролем - высоким самоконтролем».
Факторный анализ позволил выявить существование следующих факторов: «Фактор зависимости от ЗОЖ», «Фактор компьютерной зависимости», «Фактор религиозной
зависимости», «Фактор игровой зависимости», «Фактор алкогольной зависимости», «Фактор телевизионной зависимости».
Таким образом, мы подтвердили гипотезы исследования и теорию Л. Левита о значимости сильных сторон личности в противодействии возникновению аддиктивного поведению.



1) Антонов Д.А. Динамика взглядов на проблему аддикции // Психология и психотехника, -2014.-№2. - С.12 -18.
2) Ассаджоли Р. Психология возрастных кризисов. - СПб.:
Ювента, 2007. -241с.
3) Барабаш П.И. Алгоритмы аддиктивного поведения // Вопросы психологии, 2015. - №2. - С. 38-45.
4) Берн Э. Психоанализ для непосвященных. - М.: Сфера, 2014. - 388с.
5) Блэкборн Р. Психология криминального поведения. - СПб.:
Питер, 2017. - 471с.
6) Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2001. - 301с.
7) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - М.: АСТ, 2015. - 527с.
8) Буриан В. Алексимтимия. - Спб.: Ювента, 2017. - 325с.
9) Гартман Г. Философия бессознательного. - М.: Академия,
2012. - 344с.
10) Герасимова В.В. Социально - психологические
особенности студентов с аутоагрессивностью и склонностью к алкогольной и наркотической зависимости: автореф. дисс. канд. псих. наук [Электронный ресурс]. - Казань, 2016. - 26с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-
psi-khologicheskie-osobennosti-studentov-s-autoagressivnostyu- i-sklonnostyu-k-alk-og.
11) Гоголева А.В. Аддиктивное поведение личности // Вопросы психологии, 2015. - №5. - С. 68-76.
12) Григорьев Г.И. Организация и содержание духовно
ориентированной психотерапии патологических
зависимостей.- СПб.: МАПО-ВМедА-МИРВЧ, 2007. - 281с.
13) Грифит М. Общество и зависимость. - М.: АСТ, 2014. - 355с.
14) Дмитриева Н.В. Психологические механизмы развития аддиктивного поведения // Психологический журнал, 2017. -
С.67-72.
15) Дубровина О.В. Психологические особенности аддиктивной личности // Психология и психотехника, 2015. - №1. - С.34-41.
16) Еропов И.А. Этиология и превенция аддиктивного поведения // Вопросы психологии, 2016. - №6. - С. 134-142.
17) Зайцев Д.В. Психосоциальные аспекты взаимосвязи алекситимии и аддикций у молодежи // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, - 2015. - №4. - С. 96 - 105.
18) Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход // Психологический журнал, 2015. - №5. - С. 28-36.
19) Ивлиева Н.Ю. Нейробиологические механизмы аддиктивного поведения // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, - 2018. - №7. - С. 134-145.
20) Кеттелл Р. Личность: системное теоретическое и
фактическое исследование. - М.: Владос, 2017. 267с.
21) Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и законо-мерности развития. - Новосибирск, 2004. - 324с.
22) Куттер П. Современный психоанализ. - М.: Гардарики,
2017. - 349с.
23) Кушнерова Ю.Ю. Взаимосвязь показателей процесса социально - психоло-гической адаптации и структурных элементов эго - идентичности студентов, имеющих склонность к развитию алкогольной аддикции // Современные проблемы науки и образования, - 2014. - №5. -
С.688.
24) Левина Л.В. Психологические возможности коррекции отклоняющегося поведения личности с учетом ее специфических особенностей: автореф. дис. канд. псих. наук [Электронный ресурс]. - Томск, 2014. - 25с. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-04/dissertaciya- psihologi-ch-eskie-vozmozhnosti-korrektsii- otklonyayuschegosya-povedeniya-lichnosti-s-uch-etom-ego- spetsificheskih-osobennos.
25) Левит. Л. Индивидуальный потенциал и его реализация: двусистемная концепция. - М.: София, 2011. - 274с.
26) Личко А.Е. Глазами психиатра. - СПб.: Питер, 2007. - 325с.
27) Максимова Э.А. Аддикция как предмет исследования в
современных психолого - педагогических теориях // Психологический журнал, 2017. - №5. - С.37 - 44.
28) Мандель Б.Р. Аддиктология. - М.: Класс, 2018. - 315с.
29) Мартусенко А.В. Изучение предикторов аддиктивного поведения // Вопросы психологии, 2017. - №7. - С. 98-105.
30) Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия. 2011.478с.
31) Меннингер К. Война с самим собой. - СПб.: Весна, 2014. - 288с.
32) Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет - пространстве // Вопросы психологии, 2014. - №2. -
С. 55-61.
33) Менделевич В.Д. Психолого-психопатологический анализ наркологических расстройств // Вопросы психологии, 2015. - №1. - С. 75-82.
34) Менделевич В.Д. Химические и нехимические аддикции в аспекте сравнительной аддиктологии // Психологический журнал, 2014. - №2. - С.68 - 75.
35) Мехтиханова Н.Н. Проблема аддиктивного поведения в современном обществе. - СПб: Питер, 2011. - 312с.
36) Николаева Е.И. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции // Психологический журнал, 2015. - №7. - С.37 - 44.
37) Никольская Л.Д. Организация профилактики наркологических заболеваний у детей и подростков // Мир психологии, 2017. - №2. - С.98 - 106.
38) Олпорт Г. Становление личности. - СПб.: Ювента, 2014. - 265с.
39) Панова Е.В. Проблемы аддиктивного поведения в молодежной среде // Психологический журнал, 2015. - №6. - С.122 - 130.
40) Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Гардарики, 2016. - 344с.
41) Светличная Т.Г. Феномен зависимости:
терминологический анализ // Мир психологии, - 2016. -№1. - С. 51-62.
42) Смольников А.Е. Аутодеструктивное поведение и современное общество // Вопросы психологии, -2017.-№5. - С. 44-49.
43) Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и
психических заболеваниях // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 2016. - №1. - С. 33 - 39.
44) Фрейд З. Печаль и меланхолия. - СПб.: Ювента - 2013. - 347с.
45) Хадсон Р. Психология наркотической зависимости. - М.:
Амега, 2016. - 342с.
46) Хмелевская О.Е. Психологические предикторы и
детерминанты формиро-вания наркотической аддикции личности с нарушениями адаптации: автореф. дисс. канд. псих. наук [Электронный ресурс]. - Красноярск, 2006. - 24с. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-prediktory- i-determinanty-formirovaniya-narkoticheskoi-addiktsii-lichnosti.
47) Шабалин В.В. Предупреждение антисоциального поведения подростков // Психологический журнал, 2017. - №3. - С. 12-19.
48) Шаталина М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование аддиктивного поведения // Психология и психотехника, 2014 - №6. -С. 44 - 52.
49) Шестемирова Е.В. Социально - психологические причины возникновения аддиктивного поведения // Вопросы психологии, -2016.-№4. - С. 104-110.
50) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - СПб.: Питер, 2017. - 365с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ