ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ 8
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование психологической зависимости в современной отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Причины развития аддиктивного поведения по
данным современной психологической науки 17
1.3 Склонность к аддиктивному и безопасному 26
поведению юношей
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В 38
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и этапы исследования
психологической зависимости в юношеском возрасте 38
2.2 Методы и методики исследования психологической
зависимости в юношеском возрасте 39
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение 1. Методика «Изучение акцентуаций
личности» К. Леонгарда - С. Шмишека 88
Приложение 2. Методика «Ценностный опросник» Ш. 90
Шварца
Приложение 3. Методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой 92
Приложение 4. Методика «16-ти факторный
личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A) 94
Приложение 5. Результаты статистического 96
исследования
Приложение 6. Результаты статистического
исследования для юношей склонных к зависимостям 98
Актуальность исследования. На сегодняшний день во всем мире наб-людается явная тенденция к расширению диапазона расстройств психического и физического здоровья, являющихся следствием прямых или косвенных действий, направленных на саморазрушение. Так число больных с болезнями, возникающими на фоне употребления психоактивных веществ, приближается к 500 миллионам человек (и это не учитывая курильщиков табака). Юношеский же возраст Л.Д. Никольская рассматривает в качестве дополнительного фактора риска различных проявлений аутодеструктивного поведения и, прежде всего, таких форм, как различные самоповреждения и аддикции (алкогольная, табачная, игровая, наркотическая и т.д.).
Недовольство реальной жизнью и неумение адаптироваться к ее трудностям является одной из сложнейших проблем человека. Формы и способы ухода от реальности чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных.
Научная разработанность проблемы исследования. В
науке существуют различные взгляды на природу формирования зависимого поведения, раскрывающие ее с разных сторон. Так в работах психоаналитиков Э. Берна, К. Меннингера, З. Фрейда указывается на то, что аддикция является «симптомом семьи» и формируется вследствие психологических травм раннего детства.
В свою очередь П. Куттер говорит о важности влияния социальных факторов на формирование зависимости, к ним относятся: сложная экономическая ситуация, влияние
культурных особенностей, семейных традиций, пропаганда ценностей современного общества (жизнь одним днем).
Такие ученые как А.Е. Личко, Л.Д. Никольская и Р. Хадсон полагают, что возникновение аддиктивного поведения связано с паталогическими физиологическими изменения в организме человека.
А.Б. Смулевич утверждает, что аддиктивное поведение развивается в силу низкой устойчивости человека к стрессам, сниженных адаптивных способностей к сложным ситуациям, плохой переносимости конфликтов.
Цель исследования: изучить склонность к
психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте на примере студентов.
Также нами были выдвинуты гипотезы исследования, основанные на положениях Л. Левита о связи личностных особенностей с аддиктивным поведением личности:
1. Личностные качества (сдержанность,
самостоятельность, эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, целеустремленность) отрицательно коррелируют со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты) юношей - студентов.
2. Личностные качества (тревожность, конформность, возбудимость, ригидность, эмоциональная напряженность) положительно коррелируют со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты) юношей - студентов.
Объект исследования: склонность к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ.
Предмет исследования: вероятностная связь
личностных качеств (сдержанность, самостоятельность, эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, целеустремленность, тревожность, конформность, возбудимость, ригидность, эмоциональная напряженность) со склонностью к психологической зависимости (игровой, телевизионной, религиозной, трудовой и т.д.) и злоупотреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табакокурение, фармпрепараты).
В соответствии с целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
^Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, посвященные теме нашей работы. В частности подробно рассмотреть материалы, раскрывающие сущность таких вопросов как:
1.1 понятие аддиктивного поведения в психологии;
1.2 причины возникновения психологической зависимости;
1.3 особенности аддиктивного поведения в юношеском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование склонности к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте:
2.1 подготовить план проведения эмпирического исследования;
2.2 подобрать и обосновать комплекс экспериментально - диагностических методик;
2.3 провести эмпирическое исследование и осуществить анализ полученных данных.
3. Сформулировать выводы и сделать заключение.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: обобщение, анализ и синтез различных точек зрения, представленных в психолого - педагогической литературе.
2) Эмпирические методы. В рамках данной группы методов нами были выбраны следующие методики:
1. «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда - С. Шмишека;
2. «Ценностный опросник» Ш. Шварца;
3. «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой;
4. «16-ти факторный личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A).
3) Методы математической обработки, качественный
анализ полученных результатов. В исследовании нами были использованы следующие статистические методы: метод
ранговой корреляции Спирмена; факторный анализ.
4) Интерпретационные методы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе практикующего педагога - психолога образовательных учреждений, психологических центров для более эффективной работы с юношами, проявляющими аутодеструктивные, аддиктивные тенденции, а также для составления специальных коррекционных программ и индивидуальных консультаций.
Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет», Институт истории и государственного управления, кафедра управления информационной безопасностью. В исследовании приняли участие 41 юноша в возрасте от 18 до 24 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 50 источников и 6 приложений.
Проблема зависимого поведения человека исследуется современными учеными в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и неумение адаптироваться к ее трудностям является одной из сложнейших проблем человека. Формы и способы же ухода от реальности чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища и т.д.
В своей работе мы опирались на исследования Л. Левита, согласно которым основными причинами развития различного рода аддикций выступают личностный и социальный факторы. К аддикциям могут приводить: деструктивные отношения в семье, социальная изоляция, тревожность, эмоциональная неустойчивость индивида, депрессивность и т.д.
Целью нашего исследования явилось изучение склонности к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивных веществ в юношеском возрасте на примере студентов. Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие методики: «Методика изучения
акцентуаций личности» К. Леонгарда - С. Шмишека;
«Ценностный опросник» Ш. Шварца; «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой; «16-ти факторный личностный опросник» Кеттелла (16 ФЛО-187-A).
Статистическое исследование взаимосвязей личностных особенностей со склонностью к психологической зависимости и злоупотреблению психоактивными веществами было проведено при помощи метода ранговой корреляции Спирмена.
В ходе анализа полученных данных было установлено, что у юношей склонность к психологической зависимости
(
телевизионной, компьютерной, игровой, трудовой и т.д.) положительно связана с такими личностными особенностями как: «Дистимность», «Застревание», «Педантичность»,
«Гипертимность», «Демонстративность», «Тревожность», «Экзальтированность», «Конформность», «Традиция», «Доброта», «Универсализм», «Стимуляция», «Гедонизм», «Безопасность», «Спокойствие - тревожность», «Сдержанность - экспрессивность», «Робость - смелость», «Прямолинейность - дипломатичность».
Отрицательная связь склонности к психологической зависимости выявлена с такими личностными особенностями как: «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм»,
«Достижение», «Власть», «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», «Консерватизм - радикализм», «Зависимость от группы - самостоятельность», «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», «Подчиненность - доминантность», «Практичность - мечтательность», «Прямолинейность - дипломатичность», «Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность».
Склонность к злоупотреблению психоактивными веществами (алкоголь, наркотки, табакокурение, фармпрепараты) положительно связана с такими личностными особенностями как: «Возбудимость», «Эмотивность»,
«Циклотимность», «Спокойствие - тревожность», «Расслабленность - эмоциональная напряженность», «Практичность - мечтательность».
Отрицательная связь склонности к злоупотреблению психоактивными веществами выявлена с «Эмоциональной нестабильность - эмоциональной стабильность», «Низким самоконтролем - высоким самоконтролем».
Факторный анализ позволил выявить существование следующих факторов: «Фактор зависимости от ЗОЖ», «Фактор компьютерной зависимости», «Фактор религиозной
зависимости», «Фактор игровой зависимости», «Фактор алкогольной зависимости», «Фактор телевизионной зависимости».
Таким образом, мы подтвердили гипотезы исследования и теорию Л. Левита о значимости сильных сторон личности в противодействии возникновению аддиктивного поведению.