ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Содержание психологической подготовки юных волейболисток 5
1.2 Особенности психологической подготовки юных волейболисток 7
1.3 Психологические методы регуляции технико-тактических действий юных
волейболисток 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Измерение психического состояния юных волейболисток посредством выявления ситуативной тревожности 34
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание (Беляев А.В.). Так как волейбол является эмоциональным видом спорта он требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний. Следовательно, чтобы совершенствовать учебно-тренировочный процесс, необходимо исследовать психологическое состояние спортсменов (Беляева А.Б., Железняк Ю.Д., Ильинич В.И.).
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности все больше волнует специалистов. С этим связанно повышение спортивной конкуренции и психологический фактор становится все более значимым. Поэтому, одно из первых мест на современном этапе развития спорта, занимает проблема повышения эффективности психологической подготовки спортсменов. Ситуативная тревожность является одним из основных психологических факторов, который обеспечивает надежность соревновательной деятельности и позволяет спортсмену уверенно выполнять задачи спортивной деятельности за счет эффективного использования нервно-психических резервов.
Для повышения эффективности соревновательной деятельности необходимо использовать методики с учетом ситуативной тревожности спортсмена и в дальнейшем использовать их в тренировочном процессе с целью профилактики стрессов и нервно-психических напряжений.
Такими авторами как Б.Б. Косов, Р.М. Найдиффер, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер, А.В. Родионов, С.П. Четвертаков, С.В. Кочеткова и др. ситуативная тревожность изучалась только на высококвалифицированных спортсменах и малое внимание уделялось исследованиям процессу подготовки юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.
Цель работы: изучение ситуативной тревожности юных
волейболисток в предсоревновательный период.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Диагностировать ситуативную тревожность юных волейболисток.
3. Подобрать и апробировать методику повышения уровня ситуативной тревожности юных волейболисток.
Гипотеза исследования: предполагалось, что после применения методики психологической подготовки, уровень ситуативной тревожности у юных волейболисток будет снижаться и это приведет к повышению эффективности соревновательной деятельности.
Объект исследования: эмоциональная сфера юных волейболисток.
Предмет исследования: ситуативная тревожность юных
волейболисток в предсоревновательный период.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Изучение ситуативной тревожности юных волейболисток (по шкале
Ч. Спилберга).
Научная новизна. Проблему психологической подготовки волейболисток ученые рассматривали лишь на взрослом контингенте занимающихся. Мы же провели исследования на юных волейболистках. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что психологическая подготовка является неотъемлемой частью в тренировочном процессе юных волейболисток.
Практическая значимость. Знание наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки юных волейболисток поможет тренерам ДЮСШ в их практической деятельности.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. На все виды подготовки волейболисток (физическая, техническая и тактическая) влияет психологическая подготовка. В связи с повышением требований к соревновательной деятельности, появляются новые задачи.
2. Важной психологической особенностью двигательной деятельности волейболисток является умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия. А значит, главным местом в тренировочном процессе должны быть упражнения на психологическую подготовку юных волейболисток.
3. Это подтверждают результаты практического исследования психологической подготовкой юных волейболистов, проведенные в рамках данной работы. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что уровень психологической подготовки юных волейболисток повысится, если будет использована эффективная методика её подготовки. Результатами экспериментальных исследований это предположение подтверждается.
4. Вовремя диагностировав уровень психологической подготовки юных волейболисток позволило своевременно скорректировать процесс тренировки волейболисток 14-15 лет и привело к повышению эффективности соревновательной деятельности игроков.
1. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных
заведений [Текст] - М.: Академия, 2006. - 325 с.
2. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для института физической культуры [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 215 с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 255 с.
4. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов [Текст] - М.: РИО ГЦОЛИФК, 2003. - 287 с.
5. Бриль М.С. Современная практика психологической подготовки спортсмена [Текст] // Теория и практика физической культуры,
2012. - №12. - С. 5-7.
6. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов [Текст] // Психология и современный спорт, 2010. - №3. -С. 113.-114.
7. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина [Текст]
- М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 368 с.
8. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Часть 2 [Текст] - СПб.: Нестер, 2000. - 206 с.