Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №63918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Отрицание как универсальная логическая категория 6
1.1. Основные подходы к изучению логического отрицания 6
1.2. Категория отрицания в отечественном и зарубежном языкознании 12
1.3. Предложение как грамматическая категория 15
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Категория отрицания в лингвистическом аспекте 21
2.1 Отрицание как грамматическая категория 21
2.2 Лексико-грамматические средства выражения категории отрицания 31
2.3 Прагматический аспект выражения категории отрицания в английском и русском языке в художественных произведениях (на примере фразеологизмов) 39
Выводы по главе 2 49
Глава 3 Методические и дидактические особенности изучения категории
отрицания в школьном курсе изучения английского языка на среднем этапе обучения 51
3.1. Анализ возможностей УМК по английскому языку в процессе изучения способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому
языку 51
3.2. Методические рекомендации по изучению способов выражения
отрицания на среднем этапе обучения английскому языку 58
Выводы по главе 3 65
Заключение 67
Список литературы 70

Актуальность темы исследования. Важнейшей составной частью любого языка является грамматический строй. Чтобы наша речь была максимально понятна, необходимо грамматически правильно составлять высказывания. Ведь малейшая ошибка, не вызывающая порой должного внимания, может основательно изменить смысл предложения. Поэтому, выбранная нами тема работы весьма актуальна.
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных.
Стоит отметить, что именно развитие у школьников грамматических навыков является наиболее сложным процессом в обучение иностранному языку, особенно в рамках к подготовке к ЕГЭ. Все вышеизложенное говорит о практической и теоретической значимости нашей работы.
Для современной лингвистики особенно важным является изучение того, как тщательно накопленные и описанные сложные единицы языка реально используются в речи, кому и в каком объеме они представляются необходимой частью речевого обихода, как ведут себя в разных речевых контекстах и речевых ситуациях. Одним из главных вопросов остается вопрос о категории отрицания в общем фонде языка, а точнее в той его разновидности, которой пользуются студенты в неязыковых вузах при чтении научно-технической литературы. Как известно, категория отрицания является одним из свойств, которое присуще всем языкам мира. Категория отрицания представляет огромный интерес, поскольку отрицание выступает как очень сложная форма выражения мысли, причем не всегда его содержанием является только констатация отсутствия чего-то.
Другими словами, его конкретное языковое выражение может не соответствовать более отвлеченному содержанию, основанному на метафорическом переносе. Отрицание рассматривается как лингвистическая категория, которая определяется наличием негативной связи между членами предложения при отсутствии между этими членами положительной смысловой связи.
Несмотря на многочисленные обращения к данной теме, вопрос о категории отрицания, её лингвистическом статусе, типах грамматических значений, способах выражения продолжает оставаться актуальным.
Объектом исследования является категория отрицания в английском языке (в сопоставлении с русским языком).
Предметом исследования являются особенности категория отрицания в английском языке (в сопоставлении с русским языком).
Целью нашего исследования является выявление особенностей категории отрицания в русском и английском языке; разработка методических рекомендаций по изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
В соответствии с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
- выделить основные подходы к изучению логического отрицания;
- рассмотреть понятие отрицания как категорию логики;
- изучить специфику категории отрицания в отечественном и зарубежном языкознании;
- рассмотреть особенности предложения как грамматическую
категорию;
- изучить специфику отрицания как грамматической категории;
- выделить лексико-грамматические средства выражения категории отрицания;
- определить прагматический аспект выражения категории отрицания в художественной литературе;
- осуществить анализ возможностей УМК по английскому языку в процессе изучения способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку;
- предложить методические рекомендации по организации процесса изучения способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
- критический анализ литературных источников по проблеме использования инновационных технологий обучения в процессе изучения грамматики английского языка на этапе основного общего образования;
- описательный метод, позволяющий обобщить существующий опыт работы по изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку;
- проекционный метод, позволивший разработать ряд методических рекомендаций по организации процесса по изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- Обобщены и систематизированы подходы к изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
- Предложены методические рекомендации по организации процесса изучения способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
- Приведенные в работе методические рекомендации могут быть апробированы в работе педагогов в процессе изучения грамматики на уроках английского языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отрицание представляет собой сложное, многогранное явление, которое изучается логиками, философами и лингвистами, которое охватывает различные аспекты языка. Отрицание связывает между собой семантический, прагматический и синтаксический уровни, именно поэтому оно заслуживает отдельного и тщательного изучения.
Также в исследование были выделены особенности логического отрицания, который представляет собой переходный момент в смене одного явления другим. Логическое единство отрицания и утверждения, включающее отрицание как отсутствие признака понятию в содержании самого понятия, реализуется в языке следующим образом: отрицание может быть выражено не только в форме отрицательного высказывания, но и в форме положительного.
Отрицательные и утвердительные высказывания неразрывно связаны друг с другом, так как они констатируют две стороны одного понятия: принадлежность или непринадлежность ему каких-либо признаков. Следовательно, отрицательное высказывание не является производным от положительного.
Категория отрицания в любом языке - это сложная многогранная система, имеющая свои специфические особенности и закономерности, владеющая огромным количеством отрицательных языковых средств, выбор которых зависит от разных факторов.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что существует большое количество способов выражения отрицания в английском языке. Согласно основному грамматическому правилу отрицание в английском языке образуется при помощи отрицательной частицы not или при помощи отрицательных слов no, neither. Кроме синтаксических средств, которые образуют негативное выражение, используются и лексические, например отрицательные местоимения nobody, none; отрицательные наречия never, nowhere; отрицательные суффиксы less; отрицательные аффиксы un, in, non, dis и т.д.
Была предпринята попытка выявить и описать средства репрезентации семантики отрицания, фигурирующие в англоязычных и русскоязычных художественных произведениях. В качестве примеров были использованы фразеологические единицы русского и английского языков.
Во фразеологических единицах функциональность отрицания проявляется не столько в демонстрации отсутствия какого-либо объекта или явления действительности, а чаще в указании на отсутствие ценности и значимости в них (гроша ломаного (медного) не стоит; как на пустое место), а также отношения и внимания к ним (не каплет; ноль внимания).
В ходе анализа нами были выявлены ФЕ с ярко выраженными показателями отрицания. Русские ФЕ со значением отрицания в нашей выборке представлены двадцатью единицами, в структуре которых отрицание выражено эксплицитно с помощью отрицательной частицы не/ни и предлога без. Примерно столько же в нашем материале обнаруживается английских фразеологизмов, содержащих отрицательные частицы not / no, отрицательное местоимение nothing или предлог without.
Также были рассмотрены фразеологизмы с имплицитным отрицанием. Был сделан вывод о том, что в основе формирования отрицательного смысла лежит выделение отсутствия ожидаемого поведения объекта с опорой на знание о нормативном / девиантном поведении человека. Следует также отметить, что эксплицитно выраженное отрицание в составе ФЕ обладает большей силой вызывать у собеседника ответную реакцию и приводить к изменению его эмоционального состояния, чем имплицитное.
Анализируя грамматические навыки, формирующиеся в УМК «Spotlight 9», сделали вывод о том, что различные отрицательные категории грамматических элементов довольно трудно сформировать, опираясь лишь на упражнения данного учебника. Среди таких грамматических явлений были выделены следующие отрицательные категории: аффиксы un-, mis- in-, ir-, im-, il-, dis-, de-, non-; негативный суффикс -less; отрицательные местоимения: no, none, nobody, nothing, neither и т.д.
Данным отрицательным категориям в учебнике не отводится специальное место, а изучаются по ходу обучения, и в итоге они остаются не закрепленными и, соответственно, не запоминаются обучающимися. Были предложены дополнительные упражнения по изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку.
В дальнейшем планируется осуществить апробацию, предложенных рекомендаций по изучению способов выражения отрицания на среднем этапе обучения английскому языку с целью определения их эффективности и целесообразности. Данным аспектом определяется перспектива данного исследования.



1. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношений и система построения. - СПб.: Питер, 2010. - 342 с.
2. Ахманова О.С. Лингвистическое значение и его разновидности. - В кн.: Проблема знака и значения. - М.: Изд-воМГУ, 2011. С. 110-113.
3. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 1. С. 23-34.
4. Булах Н.А. Средства отрицания в немецком литературном языке // Ученые записки Ярославского гос. пед. ин-та им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 1962. Вып. 62. С. 6.
5. Бондаренко В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория. - М.Ю: ЭКСМО, 2012. 56.
6. Воронцова Г.Н. Очерки по грамматике английского языка. - СПб.: Питер, 2011. С. 123.
7. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Русский язык, 2012. - 234 с.
8. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в
современном немецком языке. - М.: Науа,1969. С. 88-92.
9. Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским. - М.: ЭКСМО,
2011. - 234 с.
10. Гегель Г. Наука логики. - М.: Наука, 1970. С. 78.
11. Давыдов И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка. - СПб.: Императорская академия наук, 1854. С. 263.
12. Есперсен О. Философия грамматики. - М.: Издательство
иностранной литературы, 2011. С. 389.
13. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М.: Высшее образование, 2011. С. 17.
14. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка / на англ. яз. - СПб.: Питер, 2012. С. 127.
15. Иванова И.П., Бурлакова В.П., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика английского языка.- М.: Высшая школа, 2009. С. 181.
16. Кошевая И.Г. Теоретическая грамматика английского языка. - М.: Просвещение, 2011. С. 159.
17. Кривоносов А.Т. Отрицание в предложении и отрицание в умозаключении (опыт семантического анализа отрицаний в тексте) // Вопросы языкознания. - 1986. - № 1. С. 47-56.
18. Кривоносов А. Т. Естественный язык и логика. - М.-Нью-Йорк, 1993. С. 47.
19. Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. - М.: ЭКСМО, 2011. - 289 с.
20. Кочетков А.К. Выражение отрицания в современном русском языке. В кн.: Вопросы синтаксиса и стилистики русского литературного языка. - М.: АсТ, 2010. - 234 с.
21. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.: Наука, 1972. С. 83.
22. Ляпон М.В. Модальность // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: АсТ, 2012. С. 204.
23. Мотов С.В. Структурно-содержательные особенности концепта «отрицание» (на материале современного английского языка) // Вестник ТГУ. - 2009. - выпуск 2 (70). С. 13-19.
24. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: АсТ, 2010. С. 389.
25. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.: Учпедгиз, 1960. С. 267-268.
26. Сызранцева Л.М. Отрицание в семантической структуре предложения: автореферат дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.04-германские языки. - М., 1995. - 32 с.
27. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения (семиологическая грамматика). / Под ред. Ю.Н. Караулова. - М.: ЭКСМО, 2012. - 267 с.
28. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: ЭКСМО, 2012. С. 445.
29. Чернина А.Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 4. С. 28.
30. Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 3. С. 89.
31. Шендельс Е.И. Отрицание как лингвистическое понятие. - М.: Наука, 2011. - 234 с.
32. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - М.: Эдиториал УРСС,
2012. - 234 с.
33. Шведова Н.Ю. О соотношении грамматической и семантической структуры предложения // Славянское языкознание: VII Междунар. съезд славистов. Доклады советской делегации. - М., 1973. С. 50-60.
34. Шуткина Л.Н. Имплицитное отрицание в английской фразеологии // Сб. науч. тр. Моск. пед. ин-та иностр. яз. - М., 1987. - Вып. 287. С. 92.
35. Щавелев СИ. Методологическое значение категории «диалектическое отрицание. - Л.: ЛГУ, 1979. С. 56.
36. Attal P. Negation de phrase et negation de constituant // Langue frangaise. Linguistique et mathematique, 1971. Vol. 12. № 1. Р. 208.
37. Jackendoff R. S. An interpretive theory of negation // Foundations of Language, 1969. Vol. 5. Р. 218.
38. Schmidt S.J. Text the or etische Aspekte der Negation. - N.Y., 1973. Р. 181-197.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ