ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сельские школы Татарстана 6
1.2 Особенности образовательного процесса в сельской школе 8
1.3 Трудовая подготовка в школе 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗЬБЕ ПО
ДЕРЕВУ
2.1 Классификация резьбы по дереву 21
2.2 Обучение резьбе по дереву на уроках технологии 32
2.3 Методика организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву» 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, потребовали изменений отношения к трудовому обучению подрастающего поколения. Появилась необходимость подготовки выпускников школ к трудовой деятельности на производстве, в непроизводственной сфере, в семье. Особенно важно обеспечить овладение учащимися политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно¬трудовые качества, общественно ценные мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся; вооружить их опытом самостоятельной творческой деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей; содействовать формированию решительности и ответственности за результаты труда; знакомить учащихся с миром профессий и помочь им в профессиональном самоопределении. Также одной из важнейших задач общеобразовательной школы является приобщение учащихся к народному творчеству. Хранителями памяти народной культуры, непосредственными носителями искусства предыдущих поколений выступают и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Ознакомление молодежи с традиционными народными ремеслами, художественными промыслами, формирование у них художественно исполнительской, профессиональной культуры, понимаемой нами как широкая содержательная подготовка личности к деятельности в области народной педагогики, приобретают большое значение.
В условиях целенаправленного развивающего обучения и воспитания ремесленное творчество побуждает учащихся к осознанной трудовой деятельности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства не возможно воспитать убежденного человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность традиционного ремесла удивительно доходчива и имеет большое значение для трудового и нравственного развития учащихся.
Большое воспитательное воздействие на учащихся оказывает непосредственное участие в изготовлении тех или иных изделий. Трудовая деятельность позволяет глубже познать закономерности построения формы, макеты деталей, возможности материала и цвета.
Ремесленные вещи не живут отдельно друг от друга, только в определенном комплексе они способны удовлетворять практические потребности человека. Синтез вещей в интерьере вызван самой тесной связью ремесла с жизнью.
Одной из важнейших задач, которая успешно решается в процессе изучения учащимися традиционных народных ремесел, является воспитание трудовых навыков юношей и девушек. Огромную роль в этом играют окружающая наших детей действительность, их повседневная деятельность.
Цель исследования: изучение методики обучения учащихся резьбе по дереву в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- осуществить анализ трудовой подготовки учащихся сельской школы;
- рассмотреть классификацию и методику обучения учащихся резьбе по дереву на уроках технологии;
- разработать методику организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву».
Объект исследования: трудовая подготовка учащихся на уроках технологии в сельской школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников резьбе по дереву.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ педагогической, методической литературы по исследуемой теме, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ учебных и творческих работ школьников;
2. эмпирические - беседы, педагогические наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации по обучению школьников резьбе по дереву, а также программа по проведению кружка «Резьба по дереву», которая может быть использована учителями технологии и дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Развитие экономики, повышение материального и культурного уровня жизни народов, гармоническое совершенствование человека сопровождаются повышением роли эстетического начала во всех областях общественной и личной жизни людей. В этих условиях растет интерес к искусству и к художественному декоративно-прикладному творчеству как отражению народного творчества.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическом принципу на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
Существует большое количество разновидностей резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная, или ажурная, скульптурная, или объемная, домовая (корабельная). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
В ходе исследования нами разработана методика обучения школьников геометрической резьбе, стенд «Геометрическая резьба» и программа кружка «Резьба по дереву» для 6,7 класса. Результаты исследования могут быть полезными для учителей технологии и дополнительного образования.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий,
2006. - 608 с.
2. Абросимова, А.А. Художественная резьба по дереву, кости и
рогу: Учеб. пособие для средних ПТУ. 2-е издание, перераб. / А.А. Абросимова, Н.И. Каплан,Т.Б. Митлянская. - М.: Высш. шк., 1984, - 159 с.,
ил.
3. Ассоциация руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://educationmanagers.ru/shkoly/kadry/tatarstan_nashl_reshenie_problemy_ne hvatki_uchitelej_v_regione/
4. Андрианов, П.Н. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду: Метод, пособие / П.Н. Андрианов, Д.П. Ельников. - М.: Педагогика, 1986. - 245 с.
5. Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / Л.П.Антонов. - М.: Просвещение , 1976. - 400 с.
6. Банников Е.А. Резьба по дереву / Е.А. Банников. - Ростов н/Д.: Феникс. 2014 г.- 320 с.
7. Буланин В. Мозаичные работы по дереву. - М.: Олма-Пресс,
2001. - 144 с.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
10. Буриков, В.Г. Домовая резьба / В.Г.Буриков, В.Н.Власов. - М.:
Нива России, 1993. -327 с.
11. Барадулин, В.А. Художественная обработка дерева / В.А. Барадуллин. - М.: Легкопромиздат, 1986. - 264 с.
12. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И.П.Волков.- М..: Просвещение, 1982. - 178 с.
13. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М.П. Гурьянова. - М.: Амалфея, 2000. - 448 с.
14. Дементьев, С.В. Резьба по дереву / С.В.Дементьев. М.: Издательский Дом МСП,2000. - 156 с.
15. Дубова, А.Г. Занятия по техническому труду в школьных мастерских (7-8 кл.) / А.Г. Дубова. - М.: Просвещение, 1972. - 208 с.
16. Журина, А.Я. Содержание трудового воспитания школьников / А.Я. Журина, И.И. Зарецкая. - М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
17. Клиентов, А.Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов. - М.: Белый город, 2009 . - 140 с.
18. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 480 с.
19. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
20. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Академия,
2007. -352 с
21. Лямин, И.В Художественная обработка металлов / И.В. Лямин. - М.: Машиностроение, 1988. - 112 с.
22. Максимов, З.И. Обучение школьников основам художественных ремесел / З.И. Максимов // Школа и производство. - 1981. - №11. - С. 35-36.
23. Марченко, А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: Вент-Граф, 2004. - 224 с.
24. Матвеева, Т.А. Изготовление художественных изделий их дерева. - М.:. Высш.шк. - 1992. - 223 с.
25. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы / Х.И. Махмутова. - М.: Просвещение, 1987. - 79 с.: ил.
26. Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / Т.А.Матвеева. - М.: Высш. шк.., 1989. - 142с.: ил.
27. Матвеева, Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева: Практическое пособие / Т.А. Матвеева. - М.: Высш.шк., 1992.- 223 с.
28. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения.
Обслуживающий труд / Л.В. Мельникова. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
29. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского Государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
30. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
31. Муравьев. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях / Е.М. Муравьев. - Шуя: Издательство Шуйского пединститута, 1996. - 156 с.
32. Семенцев, А.Ю. Резьба по дереву в современном интерьере / А.Ю.Семенцев, Минск: Современное слово,2002. - 79 с.
33. Манжулин, А.В. Прорезная резьба / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов. - М.: Народное творчество, 2005 - 40 с.
34. Овечкин, В.П., Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998. - 185 с.
35. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов
педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое
общество России, 2002. - 640 с.
36. Пигулевский, В.О. Дизайн и культура / В.О. Пигулевский. -
Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2014. - 316 с.
37. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. Книга 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил.
38. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1998. - 268 с.
39. Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / Симоненко В.Д. - М.: Просвещение, 1985.¬223 с.
40. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии / В.Д. Симоненко. - Изд-во Ишимского гос-го пед-ого инст-та. НМЦ «Технология» Брянск-Ишим, 1998. - 296 с.
41. Тхоржевский, Д.А. Методика трудового обучения с практикумом / Д.А. Тхоржевский. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
42. Тхоржевский, Д.А. Занятие по техническому труду / Д.А.Тхоржевский. - М.: Просвещение, 1985. - 277 с.