МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сельские школы Татарстана 6
1.2 Особенности образовательного процесса в сельской школе 8
1.3 Трудовая подготовка в школе 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗЬБЕ ПО
ДЕРЕВУ
2.1 Классификация резьбы по дереву 21
2.2 Обучение резьбе по дереву на уроках технологии 32
2.3 Методика организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву» 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ГЛАВА 1 ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сельские школы Татарстана 6
1.2 Особенности образовательного процесса в сельской школе 8
1.3 Трудовая подготовка в школе 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗЬБЕ ПО
ДЕРЕВУ
2.1 Классификация резьбы по дереву 21
2.2 Обучение резьбе по дереву на уроках технологии 32
2.3 Методика организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву» 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, потребовали изменений отношения к трудовому обучению подрастающего поколения. Появилась необходимость подготовки выпускников школ к трудовой деятельности на производстве, в непроизводственной сфере, в семье. Особенно важно обеспечить овладение учащимися политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно¬трудовые качества, общественно ценные мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся; вооружить их опытом самостоятельной творческой деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей; содействовать формированию решительности и ответственности за результаты труда; знакомить учащихся с миром профессий и помочь им в профессиональном самоопределении. Также одной из важнейших задач общеобразовательной школы является приобщение учащихся к народному творчеству. Хранителями памяти народной культуры, непосредственными носителями искусства предыдущих поколений выступают и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Ознакомление молодежи с традиционными народными ремеслами, художественными промыслами, формирование у них художественно исполнительской, профессиональной культуры, понимаемой нами как широкая содержательная подготовка личности к деятельности в области народной педагогики, приобретают большое значение.
В условиях целенаправленного развивающего обучения и воспитания ремесленное творчество побуждает учащихся к осознанной трудовой деятельности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства не возможно воспитать убежденного человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность традиционного ремесла удивительно доходчива и имеет большое значение для трудового и нравственного развития учащихся.
Большое воспитательное воздействие на учащихся оказывает непосредственное участие в изготовлении тех или иных изделий. Трудовая деятельность позволяет глубже познать закономерности построения формы, макеты деталей, возможности материала и цвета.
Ремесленные вещи не живут отдельно друг от друга, только в определенном комплексе они способны удовлетворять практические потребности человека. Синтез вещей в интерьере вызван самой тесной связью ремесла с жизнью.
Одной из важнейших задач, которая успешно решается в процессе изучения учащимися традиционных народных ремесел, является воспитание трудовых навыков юношей и девушек. Огромную роль в этом играют окружающая наших детей действительность, их повседневная деятельность.
Цель исследования: изучение методики обучения учащихся резьбе по дереву в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- осуществить анализ трудовой подготовки учащихся сельской школы;
- рассмотреть классификацию и методику обучения учащихся резьбе по дереву на уроках технологии;
- разработать методику организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву».
Объект исследования: трудовая подготовка учащихся на уроках технологии в сельской школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников резьбе по дереву.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ педагогической, методической литературы по исследуемой теме, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ учебных и творческих работ школьников;
2. эмпирические - беседы, педагогические наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации по обучению школьников резьбе по дереву, а также программа по проведению кружка «Резьба по дереву», которая может быть использована учителями технологии и дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В условиях целенаправленного развивающего обучения и воспитания ремесленное творчество побуждает учащихся к осознанной трудовой деятельности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства не возможно воспитать убежденного человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность традиционного ремесла удивительно доходчива и имеет большое значение для трудового и нравственного развития учащихся.
Большое воспитательное воздействие на учащихся оказывает непосредственное участие в изготовлении тех или иных изделий. Трудовая деятельность позволяет глубже познать закономерности построения формы, макеты деталей, возможности материала и цвета.
Ремесленные вещи не живут отдельно друг от друга, только в определенном комплексе они способны удовлетворять практические потребности человека. Синтез вещей в интерьере вызван самой тесной связью ремесла с жизнью.
Одной из важнейших задач, которая успешно решается в процессе изучения учащимися традиционных народных ремесел, является воспитание трудовых навыков юношей и девушек. Огромную роль в этом играют окружающая наших детей действительность, их повседневная деятельность.
Цель исследования: изучение методики обучения учащихся резьбе по дереву в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- осуществить анализ трудовой подготовки учащихся сельской школы;
- рассмотреть классификацию и методику обучения учащихся резьбе по дереву на уроках технологии;
- разработать методику организации и проведения занятий в кружке «Резьба по дереву».
Объект исследования: трудовая подготовка учащихся на уроках технологии в сельской школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников резьбе по дереву.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ педагогической, методической литературы по исследуемой теме, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ учебных и творческих работ школьников;
2. эмпирические - беседы, педагогические наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации по обучению школьников резьбе по дереву, а также программа по проведению кружка «Резьба по дереву», которая может быть использована учителями технологии и дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Развитие экономики, повышение материального и культурного уровня жизни народов, гармоническое совершенствование человека сопровождаются повышением роли эстетического начала во всех областях общественной и личной жизни людей. В этих условиях растет интерес к искусству и к художественному декоративно-прикладному творчеству как отражению народного творчества.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическом принципу на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
Существует большое количество разновидностей резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная, или ажурная, скульптурная, или объемная, домовая (корабельная). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
В ходе исследования нами разработана методика обучения школьников геометрической резьбе, стенд «Геометрическая резьба» и программа кружка «Резьба по дереву» для 6,7 класса. Результаты исследования могут быть полезными для учителей технологии и дополнительного образования.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическом принципу на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
Существует большое количество разновидностей резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная, или ажурная, скульптурная, или объемная, домовая (корабельная). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
В ходе исследования нами разработана методика обучения школьников геометрической резьбе, стенд «Геометрическая резьба» и программа кружка «Резьба по дереву» для 6,7 класса. Результаты исследования могут быть полезными для учителей технологии и дополнительного образования.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 22
Курсовые работы, автоматизация технологических процессов. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ 4
Курсовые работы, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ 4
Рефераты, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Разработка декоративной обработки древесины
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие конструкторско- технических способностей школьников при конструировании элементов техники на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



