Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повседневная жизнь семьи Боратынских в Казани в конце XIX - начале XX вв.

Работа №63914

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
391
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Судьба старших членов семьи Боратынских 15
Глава 2.Повседневная жизнь детей и внуков в семье Боратынских 32
2.1. Рождение, воспитание и образование 32
2.2. Будни семьи 42
Глава 3. Виртуальная экскурсия по местам, связанным с казанской семьей
Боратынских 49
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение


Важную роль в экономической, духовной и политической жизни Российской империи играло дворянство. Являясь «первой опорой престола», будучи привилегированным и вместе с тем наиболее материально- обеспеченным и образованным сословием, оно выдвинуло плеяду государственных и военных деятелей, писателей, ученых, преподавателей и других работников умственного труда. Изучение роли дворянства и отдельных его представителей имеет давние традиции. Новым направлением в последние десятилетия стало изучение повседневной жизни дворян, значительно отличавшейся от других сословий.
Актуальность темы. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только политическими событиями, экономическими законами и выдающимися личностями, но и жизнью обычных людей. В 1960-е годы в Германии происходит антропологический поворот исторической науки от изучения выдающихся событий и личностей к рядовым людям минувших эпох, их внутреннему миру и поведению. В конце 1980-х - начале 1990-х годов история повседневности вошла в актуальную исследовательскую проблематику и в России. Сейчас ей посвящены многие труды, включая кандидатские и докторские диссертации, сформировались целые направления по изучению повседневной жизни дворян, крестьян, горожан, духовенства и других социальных категорий дооктябрьской России, а также населения советской эпохи.
Канун революции 1917 года в связи с её столетием вызывает особый научный и общественный интерес в том числе в плане повседневности. Ярким примером здесь может служить судьба семьи Боратынских - потомков знаменитого поэта пушкинской эпохи Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844) по линии его сына Николая Евгеньевича (1835 - 1898) - предводителя дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии. Это была одна из самых уважаемых семей в Казани, члены которой играли значительную роль в сословно-дворянской, земской, культурной жизни края, в развитии народного образования и профессионального обучения. Дипломная работа посвящена изучению уклада жизни, традиций, эмоциональной и духовной атмосферы нескольких поколений Боратынских вплоть до Октября 1917 года и Гражданской войны. Прослеживается тесная связь этой высококультурной семьи, имевшей ярко выраженные общественные интересы, с событиями эпохи. Это позволяет увидеть отечественную историю в новом, особом преломлении.
Революционные потрясения 1917 года, гражданская война поделила жизнь семьи Боратынских, как и жизни других семей на «до» и «после». В ночь с 18 на 19 сентября 1918 года на окраине города был расстрелян предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии Александр Николаевич Боратынский. Погиб в Белой армии его младший сын студент-первокурсник Александр. В тридцатые годы был расстрелян старший сын Дмитрий. Покинули Россию дочь Ольга и сестра Александра Николаевича Ольга Николаевна Шульгина. Городская усадьба Боратынских на улице Лядской стала муниципальной собственностью. Остались в Казани сестры Ксения Николаевна и Екатерина Николаевна.
Во время Великой Отечественной войны четыре рукописных экземпляра воспоминаний Ксении Николаевны Боратынской (1878 - 1858) были переданы автором на хранение в музей - усадьбу «Мураново» . В 1979 году рукописи были найдены хранителем музея С. А. Долгополовой и, согласно воли К. Н. Боратынской, три экземпляра были переданы её детям, а четвертый остался в «Мураново», сотрудники которого в 2007 году подготовили к печати её воспоминания. Воспоминания К. Н. Боратынской охватывают период времени с 80-х годов XIX века до 1922 года. Автор подробно знакомит с повседневной жизнью семьи, её традициями и нравственными ценностями, а также кратко показывает изменения после революции 1917 года. Воспоминания К. Н. Боратынской свидетельствуют об отношении казанцев к событиям той эпохи.
Роман «Канун Восьмого дня» её племянницы Ольги Александровны Ильиной - Боратынской (1894 - 1991) сочетает в себе черты
автобиографического и художественного текстов. Написанный в 1951 году, он представляет дворянский мир конца XIX века, а также события 1914 - 1918 годов. Автором были изменены имена героев романа, а также топонимика города, но благодаря четкой характеристике героев и описанию мест событий, они легко узнаваемы. Изначально автобиографический роман «Канун восьмого дня» О. А. Ильиной - Боратынской был опубликован в 1951 году на английском языке в США. В дальнейшем Ольга Александровна сделала его авторский перевод на русский язык, который был передан её сыном Борисом Кирилловичем музею Е. А. Боратынского и опубликован по желанию автора в её родном городе Казани в 2003 году. Продолжением «Кануна Восьмого дня» служит автобиографический роман «Белый путь. Русская Одиссея 1919 - 1923». Впервые был опубликован в 1984 году в США. Рукопись перевода передана в коллекцию музея Е.А.Боратынского Б.К.Ильиным в декабре 2009 года.
Воспоминания К.Н. Боратынской и О.А. Ильиной-Боратынской послужили основными источниками для написания дипломной работы. Важно отметить, что они были написаны представительницами двух поколений: а) поколения конца XIX века, на которое повлияли толстовские идеи, а также идеи сближения с народом и просвещения, и б) поколения Серебряного века, погруженного больше в себя, в свои мысли и чувства. Благодаря этому различию, источники дополняют друг друга и помогают рассмотреть события и персонажей с разных ракурсов и создать более полную картину жизни семьи и самой эпохи.
К изучению заявленной темы были привлечены источники, связанные с Музеем Е.А. Боратынского. Прежде всего, это само мемориальное здание, в котором жила семья Н.Е. Боратынского и его сына А.Н. Боратынского с 1870-х по 1918 год. Главный корпус усадьбы Апраксиных-Боратынских на бывшей Лядской улице (ныне ул. Горького, 25-а), построенный на рубеже XVIII - XIX веков, является последним представителем деревянного ампира с мезонином и колоннами. Здание прошло большую реставрацию, завершенную в 2015 году. Сейчас в музейную территорию входит главное барское здание и восточный флигель. За её пределами располагается здания, находящиеся в муниципальном владении - доходный дом Боратынских, построенный в начале XX века, и каретники 2-й половины XIX века. Другие сохранившиеся здания и места в Казани, связанные с семьей Боратынских, являются дополнительными источниками. Это дом Дворянского собрания, здание Казанской уездной земской управы, здание Казанской художественной школы, ансамбль Казанского университета, здания Мариинской женской гимназии, Земской учительской семинарии, а также места за городом, где находились имения Боратынских - деревня Шушары и село Каймары.
В экспозиции Музея Боратынского находятся прижизненные портреты Е. А. Боратынского, брата поэта И. А. Боратынского, а также О. А. Ильиной - Боратынской, Н. Д. Боратынской, А. А. Боратынского, фотографии членов семьи и их близких знакомых, журналы, в которых были опубликованы произведения Е. А. Боратынского, О. А. Ильиной-
Боратынской, рисунки членов семьи, личные вещи и предметы быта. В фондах музея хранятся документальные источники, художественные произведения.
В качестве дополнительных источников привлечены свидетельства современников, а именно воспоминания А.П. Керн, Е. Н. Водовозовой, М.Г. Рошаля и др.
При написании дипломной работы была использована литература, состоящая из трех основных групп работ.
В первую группу входят работы, посвященные общей проблеме повседневности в историческом и в философском аспектах. Современная историография показана в статье А.В. Ильяшенко .
Особое значение имеют работы Н. Л. Пушкарёвой. Историк, антрополог, основоположник гендерной истории в отечественной науке, она исследовала частную жизнь и повседневный быт женщин разных сословий России XVIII - начала XIX века, включая дворянство, установила общие и особые черты в их воспитании и образе жизни в столице и провинции . Для нас особое значение имеет изложение Н.Л. Пушкаревой предмета и методов изучения повседневности . На них мы остановимся немного ниже.
Вторая группа объединяет работы, посвященные дворянству, преимущественно Поволжья, в XIX - начале XX вв. Они характеризуют состав, численность, экономическое и правовое положение, сословные учреждения. Подробно дворянскую повседневность исследует доктор исторических наук В.А. Веременко , а также некоторые другие авторы . Наиболее близкой для дипломной работы по характеру темы является статья о повседневной жизни семьи Самарского губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова .
Для понимания особенностей городского быта населения Поволжья, в том числе дворян, помощь оказала работа А.Н. Зорина . Поволжское дворянство в историографическом аспекте показано в статье П.С. Кабытова и Е.П. Бариновой11.
Изучением дворянской родословной книги Казанской губернии как исторического источника занималась Г.А. Двоеносова, что позволило ей составить «Генеалогический словарь» - очень полезное справочное издание, в котором предоставлена основная информация об Е. А. Боратынском и его детях: дата рождения, служебная должность, местоположение имений и количество числящейся за ними земли и душ.
Е.В. Миронова посвятила кандидатскую диссертацию дворянским учреждениям Казанской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Ей также принадлежит единственная статья о повседневной жизни потомственных дворян в Казани того время .
Казанским представителям известного дворянского рода Молоствовых посвящено исследование С.А. Фроловой . В нем рассмотрено происхождение казанской ветви Молоствовых, а также затронуты такие вопросы повседневности как воспитание детей в их семье, а также в семьях других казанских дворян, хозяйственная деятельность в имениях, служебная деятельность и др.
Третья группа включает работы, посвященные семье Боратынских. Казанские литературоведы их относят к литературному краеведению в «боратыноведении» . Начало изучения темы было положено в конце XIX - начале XX веков А. С. Архангельским, Е. А. Бобровым, И. Я. Порфирьевым, которые обратились к анализу поэзии Е. А. Боратынского. Затем появились работы В. А. Климентовского, Елизаровой М. Н., Д. Валеевой, В. Г. Загвозкиной, А. В. Гарзавиной. Двухсотлетний юбилей Е.А. Боратынского в Казани в 2000 году стимулировал появление большого комплекса новых литературоведческих работ и в целом активной исследовательской деятельности. Изучением поэта Е.А. Боратынского и его потомков занимались И. И. Андреева, Т. А. Карпеева, Т. П. Гончарова, И. В. Завьялова, Л. Ф. Хайрутдинова, Л. Я. Воронова и др.
В 2013 году Л.Р. Хузеева написала кандидатскую диссертацию о поэте Е.А. Боратынском . Она также составила библиографический указатель: «Е. А. Боратынский и его потомки в казанских исследованиях (1844-2013)» . Из него следует, что всего за это время вышло 344 работы. Их можно разделить на несколько групп: 1) уточнение биографии поэта Е. А. Боратынского; 2) рассмотрение вопросов творчества Е. А. Боратынского 3) восприятие Е. А. Боратынского в науке, критике и обществе и рецепция Е. А. Боратынского в литературе последующего времени; 4) литературное краеведение. К последнему относятся работы, посвященные в том числе потомкам Е.А. Боратынского. К краеведческому циклу относятся также статьи о местах и зданиях, связанных с Боратынскими (А. Басманов, И. В. Завьялова, Е. В. Скворцова, С.П. Саначин и др.)
Объектом изучения данной ВКР является история семьи Боратынских по линии Николая Евгеньевича Боратынского на протяжении жизни трех поколений.
Предмет исследования - это повседневная жизнь семьи Боратынских, включающая в себя быт, проведение досуга, систему воспитания, служебную, общественную и учебную деятельность, вплоть до тех изменений, которые произошли в условиях послереволюционной России, отношение членов семьи к ключевым событиям России.
Хронологические рамки темы охватывают время с 1870-х до начала 1920-х годов.
Целью дипломной работы является выявление основных черт повседневной жизни Боратынских, их семейного и общественного быта, а также связанных с ними интеллектуальных и эмоциональных переживаний.
Для раскрытия темы выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать обыденный уклад жизни семьи, с учетом влияния на него служебной, общественной и учебной деятельности членов семьи.
2. Показать традиции проведения праздничных мероприятий с участием Боратынских.
3. Выявить влияние событий Революции 1917 года и Гражданской войны на жизнь семьи Боратынских.
4. Создать виртуальную экскурсию, демонстрирующую места в Казани и Казанской губернии, связанные с семьей Боратынских.
Теоретико-методологическая основа работы
Методология изучения повседневности российскими учеными исследуется более десяти лет , но, пожалуй, более обстоятельно это сделала Н.Л. Пушкарева в своих работах, на которые мы опираемся .
По её мнению, в основе повседневности лежит регулярно повторяемое в жизни. Чаще всего к повседневности относят быт, то есть традиционные формы личной и общественной жизни. В российской исторической науке прошла дискуссия по содержанию понятий «быт» и «повседневность». Было признано, что они, по сути, являются синонимами. В работах современных ученых быт, повседневная жизнь стала рассматриваться не изолированно от исторических событий, политики, научного и технического прогресса, а как область, в которой проявляются, исторические процессы и которая, в свою очередь, влияет на ход истории.
В категорию повседневного исследовательница включает:
• событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира;
• обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле;
• эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей.
К «неповседневному» она относит:
• праздники, точнее, праздничное и небудничное в обыденной жизни;
• нечто чрезвычайное и значимо-событийное;
• разнообразные, в особенности необычные, формы отдыха и праздности в противовес обыденной работе, труду.
Повседневность должна включать «формы поведения и стратегии выживания и продвижения, которыми пользуются люди в специфических социально-политических условиях», в том числе и самых экстремальных. Поэтому вполне оправданна постановка темы повседневности военной поры или эпохи революций» .
По её словам, «историк может проследить, как на обломках одного уклада жизни и одной обыденности в результате их разрушения возникает новая обыденность и повседневность, которая по сравнению с предыдущей кажется странной и «неповседневной» .
Исследованием жилища, системы питания, стиля одежды и т. д. раньше занимались этнографы и «бытописатели» XIX века. По мнению Н.Л. Пушкаревой, «история повседневности ...ставит на первое место не само описание материального предмета, но отношение к нему людей. Бытовые детали помогают исследователю отыскать в истории то, что выражало на тот момент «дух времени», соотнести частное существование человека с ходом исторических событий». «Принципиальное отличие изучения
повседневности от этнографических исследований быта состоит в понимании значимости событийной истории, в стремлении показать многообразие индивидуальных реакций на череду политических событий» .
Н.Л. Пушкарева считает, что большинство отечественных исследователей подразумевают под «повседневностью» главным образом сферу частной жизни, и только некоторые включают и жизнь трудовую, модели поведения и отношения, которые возникают на рабочем месте. Социологи и этнографы выступают за понятия «производственный быт» и «повседневность труда». Она с ними согласна, и далее утверждает: «В центре внимания историка повседневности не просто быт, но жизненные проблемы и их осмысление теми, кто жил до нас» . То есть история повседневности шире, чем история быта.
Для анализа повседневности требуются разные источники, прежде всего личного происхождения. Необходимо тщательно вникнуть в текст, выявить «типичное» для определенной социальной группы. Надо вести «диалог» с источником, подробно его описать, «тщательно и скрупулезно вникнуть в текст источника, проникнуть в его внутренние смыслы, учитывая недоговоренное и случайно прорвавшееся. Историк, ставящий задачу реконструировать с помощью сохранившихся источников «типичное» для определенного времени и определенной социальной группы, старается выяснить мотивацию действий всех исторических авторов и через это приблизиться к их пониманию» .
Следует привлекать и те источники, которые использовались в ином ракурсе, например, газетные статьи, фотографии с целью извлечения деталей и примет обыденного быта.
Изучение эволюции членов семьи требует включения психологического и социологического подходов. Методы изучения повседневности должны быть разнообразными. В том числе историко-генетический метод, который помогает раскрывать зарождение и развитие данной семьи; сравнительно- исторический метод, дающий возможность проводить сравнение черт быта в разные времена; ретроспективный метод, который заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий; хронологический метод, предусматривающий изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Новизна выпускной квалификационной работы связана с формулировкой темы, определением цели и задач, которые раньше таким образом не ставились. Исследования семьи Боратынских касались в основном биографии поэта Е. А. Боратынского, его дружбы с А. С. Пушкиным, а также биографий отдельных членов (Н. Е. Боратынского, А. Н. Боратынского и О. А. Ильиной-Боратынской). Данная работа
систематизирует ранее опубликованный материал, дает картину повседневной жизни трех поколений семьи Боратынских с 1870 - 1920-е годы, включая изменения, связанные с революцией.
Практическое значение ВКР состоит в том, что её материал может быть использован при подготовке экскурсий и других форм культурно-образовательной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения, состоящего из фотоматериала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья Боратынских в Казани в 1870 - начале 1920-х годов включала два поколения: а) во главе с Николаем Евгеньевичем (сыном поэта Евгения Абрамовича Боратынского) и б) во главе с Александром Николаевичем (внуком поэта). До 1918 года старшим членом семьи оставалась Ольга Александровна - жена Николая Евгеньевича. Из трех её дочерей две вышли замуж и в разное время покинули родительский дом: Ольга - в 1888 году, Ксения - в 1907 году. Екатерина замуж не вышла и осталась в семье брата Александра, помогая после смерти его жены в 1903 году в воспитании троих детей и в хозяйственных заботах. Старший сын Дмитрий женился в 1914 году и стал жить самостоятельно, дочь Ольга (Лита) вышла замуж в 1918 году и тоже покинула отчий дом, младший сын Александр (Алек) оставался в семье до осени 1918 года.
Жизнь дворянской семьи до Октябрьской революции протекала по установленному порядку. С одной стороны, её определяло сословное происхождение и общественный статус главы семьи - Казанского и Царевококшайского уездного предводителя дворянства. Принадлежность к высшему кругу казанского общества сочеталась с довольно либеральными воззрениями, уважительным отношением к нижестоящим по статусу людям (прислуге, крестьянам, разного рода просителям).
С другой стороны, огромное значение в жизни семьи Боратынских имели высокий культурный уровень, творческие способности, общественные интересы её членов.
Нормы семейного и общественного быта Боратынских во многом были отражением черт, культивируемых в высшем сословии:
- роль традиций в повседневной жизни, бережное отношение к семейным ценностям, которые передавались из поколения в поколение.
- регламентированность повседневного быта, которая была отражена в распорядке дня, видах проведения досуга, форме поведения в обществе;
- система воспитания детей, ориентированная на эталон, воплощающий в себе сословно-дворянские ценности - честь, долг, патриотизм, благородство, а также на осознание ответственности перед своими корнями и государством;
- значимое место сельской загородной усадебной жизни, которая также закрепляла духовные традиции, связь с крестьянством и землей;
- религиозные ценности, влияние православных устоев на бытовой уклад дворянской семьи.
В то же время род деятельности, индивидуальные потребности, интеллектуальные запросы и ценности семьи Боратынских определяли их семейный и общественный уклад.
Семья Боратынских руководствовалась идеей служения народу. Занимая высокие должности, Николай Евгеньевич и Александр Николаевич уделяли много времени и сил земской деятельности, укреплению экономического положения крестьян, народному просвещению, благотворительности. В этом они имели активную поддержку женской части семьи. Ольга Александровна - жена Николая Евгеньевича - организовала артель вышивальщиц в Шушарах.
Учительство стало смыслом жизни их дочери Ксении, создавшей школу для крестьянских детей, собиравшей их из разных мест и предоставлявшей жильё и питание в своем доме. Общественно-полезный труд и подготовка к нему были неотъемлемой частью повседневной жизни членов семьи.
В ней также имели место и праздники - религиозные и светские, радостные семейные события - свадьбы, рождение детей и внуков. Не обходилось и без потерь.
Определяющей была обстановка любви, уважения, взаимопонимания членов семьи, начиная от самых старших до самых младших. Из поколения в поколение передавалась интеллектуальная и творческая атмосфера. Непрерывной была литературная деятельность. Писали стихи Николай Евгеньевич, Александр Николаевич, Надежда Дмитриевна, Ольга Александровна Ильина-Боратынская. Трогательные воспоминания оставили Ксения Николаевна и Ольга Александровна Казем-Бек. Семья любила проводить вечера за чтением книг и игр, развивающих ум и интуицию.
Революционные потрясения и гражданская война, трагически отразились на Боратынских, лишив их не только статуса, средств, недвижимого имущества, но и жизни нескольких членов семьи. Александр Николаевич и его сын Алек стали жертвами Гражданской войны. Дочь Ольга с мужем и маленькими детьми эмигрировали. Оставшиеся в России члены семьи старались выжить в тяжелейших условиях голода, лишений и насилия. Моральной опорой служили заложенные семьей нравственные ценности.



1. Фонды музея Е. А. Боратынского. Протокол учительского собрания. КП 32827/523.
2. Фонды музея Е. А. Боратынского. Докладная записка об уволенных учителях. П-32827, МБ - 1007.
Опубликованные
3. Боратынская К.Н. Мои воспоминания. - М.: Зебра Е, 2007. - 540 с.
4. Водовозова Е.Н. На заре жизни: в 2-х т. Т1. - М.: Худож. Лит., 1987.
- 511 с.
5. Ильина О.А. Канун Восьмого дня. - Казань.: Заман, 2003. - 400 с.
6. Керн (Маркова - Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. - М.: Правда, 1989. - 480 с.
7. Рошаль М.Г. Записки из прошлого. - М.: Наука, 1969. - 216 с.
Литература
1. Алексеева - Боратынская О.А. Баратынка // Мэгариф. - 2005. - №8. - С. 35 - 37.
2. Алексеева К. Поэт Боратынский в Казани // Казань. - 2000. - №11.
- С. 48 - 52.
3. Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII - начала XIX века // Вопросы образования. 2010. №1.
- С. 225 - 235. 

повседневности: содержание, структура и динамика: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М.: РГГУ, 2003. - 40 с.
5. Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: Антропология женской дворянской повседневности в России XVIII - середины XIX в. - СПб.: Алетейя, 2009. - 480 с.
6. Веременко В.А. Домашняя прислуга в дворянских семьях России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. - Т. 4. История. № 1. - С. 181-191.
7. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.): моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 204 с.
8. Веременко В.А. Эволюция дворянской семьи в условиях модернизации России: вторая половина XIX - начало XX вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2007. - 50 с.
9. Володина Л. Ценностные ориентации дворянской семьи конца
XIX - начала ХХ века в сфере духовно-нравственного воспитания детей: (на материале Вологодской губернии) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.booksite. ru/usadba new/world/16 3 02. htm (Дата обращения:
05.06.2017).
10. Воронова Л.Я., Хузеева Л.Р. Е.А. Боратынский - мыслитель в оценке казанского литературоведения // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012. №6. С. 50 - 57.
11. Гордиенко С. Рядом с Казанью // Идель. - 2009. - №2. - С. 39.
12. Завьялова И.В. История городской усадьбы Боратынских
//Краеведческие чтения, посвященные 135-летию Общества
естествоиспытателей при КГУ и 110- летию М. Г. Худякова. - Казань: РИЦ «Школа», 2004. - С. 280 - 285.
13. Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья. - Казань: Издательство Казанского университета, 2001. - 704 с.
14. Зорин А.Н. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. - Ульяновск: Издательство «Средневолжского научного центра, 2000. - 689 с.
15. Ильясова А.В. «История повседневности» в современной российской историографии // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15 - 16 июня 2011 г. / отв. ред. А.П. Логунов. 2011. - С. 159 - 169.
16. Кабытов П.С., Баринова Е.П. Дворянство Поволжья второй половины XIX - начала ХХ века: историография проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2 (99). С. 47-52.
17. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М.:Канон+, 2004. - 432 с.
18. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1864 - 1904. Состав, численность, корпоративная организация. - М.: Наука, 1979. - 304 с.
19. Кошман Л.В. Очерки русской культуры конец XIX - начала XX
века. Том 1. Общественно - культурная среда. - М.: Издательство
Московского ун-та, 2011. - 877 с.
20. Литвин А.А. Казань: время гражданской войны. - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. - 173 с.
21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - Санкт - Петербург: Искусство, 1994. - 484 с.
22. Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург, 2007. - 295 с.
23. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. - М.: Изографус, Эксмо, 2002. - 368 с.
24. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2-х т. Т.1. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - 548 с.
25. Миронова Е. В. Городская жизнь дворян казанской губернии в 1861 - 1917 гг // ВЕСТНИК ПГГПУ. - 2014. - №1. - С. 23 - 33.
26. Миронова Е.В. Организация и деятельность дворянских учреждений Казанской губернии в 1861-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Казань, 2011. - 27 с.
27. Миронова Е.В. Повседневная жизнь потомственных дворян в Казани во второй половине XIX - начале XX в. // Малые и средние города России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы VI Международных Стахеевских чтений (Елабуга, 22 - 23 ноября 2013). - Елабуга: Изд - во Елабужского института КФУ, 2013. - С. 117 - 121.
28. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.booksite.ru/fulltext/mura/vxe/va/index.htm (Дата обращения:
05.06.2017).
29. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили. Нравы. Этикет. - М.: «АСТ-ПРЕСС», «ГАЛАРТ», 2000. - 351 с.
30. Песков А.М. Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. 1800- 1844. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 496 с.
31. Подольская М.А. Госпиталь Красной Армии // Казань. - 2015. - №7. - С. 70 - 75.
32. Пушкарева Н.Л., Любичанковский С.В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. - Т. 4. № 1. - С. 6 - 14.
33. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Этнографическое обозрение. - 2004. - №5. - С. 3 - 19.
34. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины в XVIII веке. - М.: Ломоносов, 2012. - 208 с.
35. Розенберг Н.В. Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект: автореф. дис. . д-ра философ. наук. - Тамбов, 2010.
36. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Первая половина XX в. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
37. Савинова Ю.В. Быт и традиции русского провинциального дворянства Владимирской губернии в первой половина XIX века // Провинциальный город в истории России. Материалы Рождественский чтений. XIX Рождественский сборник. - Ковров, 2012. - С. 82 - 85.
38. Саначин С.П. Казанские дома Боратынских // Исследования по истории Казанского края, преимущественно Казани: сборник статей. - Казань: Изд. Kazan-Казань, 2015 - С. 173 - 195.
39. Селиверстов С.С. Повседневная жизнь дворянской семьи Наумовых // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 130 - 140.
40. Сидорова И.Б. Гласные Казанского губернского земского собрания в начале ХХ века // Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан. Сборник научных статей и сообщений. Казань, 2003. с. 28-29.
41. Скворцова Е.В. Александр Николаевич Боратынский. Письма из думы // Казанский посад в прошлом и настоящем. Сборник статей и сообщений науч. - практич. Конференции, состоявшейся 21 мая 2002 года. - Казань: Мастер Лайн, 2002. - С. 184 - 187.
42. Теплова Е. И. Документы о землях Боратынских в Казанской губернии (1854 - 1883) // Литературные чтения в усадьбе Боратынских. - Казань, 2002. - С. 48 - 53.
43. Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. - Волгоград: Учитель, 2014. - 504 с.
44. Фролов А.Н. Повседневные настроения российского горожанина в условиях революционных перемен (1917 - 1920). - Вестник Новгор. гос. Ун-та. 2009. №51. - С. 37 - 40.
45. Фролова С. А. Казанская ветвь дворянского рода Молостовых (вторая половина XVIII в. - 1861 г.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Казань: Казанский гос. ун-т, 1998. - 23 с.
46. Хузеева Л.Р. Личность и творчество Е. А. Боратынского в русском литературоведении ХХ-ХХ1 вв.: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. - Казань, 2013. - 22 с.
47. Чижикова А.С. Культура общения в семье столичного дворянина России первой половины XIX века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - М., 2012. - 30 с.
48. Чуйкина С.А. Дворянская память: «бывшие» в советском городе (Ленинград, 1920 - 30 - е годы). - СПб.: Изд - во Европейского университета в Санкт - Петербурге, 2006. - 259 с.
Справочные и библиографические издания
1. Е. А. Боратынский и его потомки в казанских исследованиях (1844-2013): библиографический указатель / сост. Л. Р. Хузеева; науч. ред. Л. Я. Воронова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 88 с.
2. Казань в памятниках истории и культуры / под ред. С.С. Айдарова, А.Х. Халикова, М.Х. Хасанова, И.Н. Алеева. - Казань: Тат. кн. изд - во, 1982. - 280 с.
3. Казанское дворянство 1785 - 1917 гг. Генеалогический словарь / Сост. Г.А. Двоеносова, отв.ред. Л.В. Горохова, Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2001. - 640 с.
4. Республика Татарстан: памятники истории и культуры: каталог - справочник / М.З. Закиев, Ю.И. Смыков, М.М. Таишев, Р.М. Валеев. - Казань: Эйдос, 1993. - 454 с.
Интернет - ресурсы
1. Боратынский Николай Евгеньевич [Электронный ресурс]. - URL: http://marihistory.ru/index.php/publikacii/2011 -03-24-20-09-45/402-boratynskiy- nikolay (Дата обращения 02.06.2017).
2. Евгений Абрамович Боратынский [Электронный ресурс]. - URL: http://hrono.ru/biograf/bio b/baratynski ea02.php (Дата обращения 02.06.2017)
3. Казанская усадьба Боратынских: биография пространства
[Электронный ресурс]. - URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1376/ (Дата обращения 02.06.2017).
4. Порываев А.В. Виртуальные экскурсии геоэкологического
содержания: методический аспект [Электронный ресурс] URL:
http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/c7c/28-virtualnye-ekskursii- geoekologicheskogo-soderzhaniya.. ..pdf (Дата обращения 05.06.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ