Повседневная жизнь семьи Боратынских в Казани в конце XIX - начале XX вв.
|
Введение 3
Глава 1. Судьба старших членов семьи Боратынских 15
Глава 2.Повседневная жизнь детей и внуков в семье Боратынских 32
2.1. Рождение, воспитание и образование 32
2.2. Будни семьи 42
Глава 3. Виртуальная экскурсия по местам, связанным с казанской семьей
Боратынских 49
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение
Глава 1. Судьба старших членов семьи Боратынских 15
Глава 2.Повседневная жизнь детей и внуков в семье Боратынских 32
2.1. Рождение, воспитание и образование 32
2.2. Будни семьи 42
Глава 3. Виртуальная экскурсия по местам, связанным с казанской семьей
Боратынских 49
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложение
Важную роль в экономической, духовной и политической жизни Российской империи играло дворянство. Являясь «первой опорой престола», будучи привилегированным и вместе с тем наиболее материально- обеспеченным и образованным сословием, оно выдвинуло плеяду государственных и военных деятелей, писателей, ученых, преподавателей и других работников умственного труда. Изучение роли дворянства и отдельных его представителей имеет давние традиции. Новым направлением в последние десятилетия стало изучение повседневной жизни дворян, значительно отличавшейся от других сословий.
Актуальность темы. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только политическими событиями, экономическими законами и выдающимися личностями, но и жизнью обычных людей. В 1960-е годы в Германии происходит антропологический поворот исторической науки от изучения выдающихся событий и личностей к рядовым людям минувших эпох, их внутреннему миру и поведению. В конце 1980-х - начале 1990-х годов история повседневности вошла в актуальную исследовательскую проблематику и в России. Сейчас ей посвящены многие труды, включая кандидатские и докторские диссертации, сформировались целые направления по изучению повседневной жизни дворян, крестьян, горожан, духовенства и других социальных категорий дооктябрьской России, а также населения советской эпохи.
Канун революции 1917 года в связи с её столетием вызывает особый научный и общественный интерес в том числе в плане повседневности. Ярким примером здесь может служить судьба семьи Боратынских - потомков знаменитого поэта пушкинской эпохи Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844) по линии его сына Николая Евгеньевича (1835 - 1898) - предводителя дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии. Это была одна из самых уважаемых семей в Казани, члены которой играли значительную роль в сословно-дворянской, земской, культурной жизни края, в развитии народного образования и профессионального обучения. Дипломная работа посвящена изучению уклада жизни, традиций, эмоциональной и духовной атмосферы нескольких поколений Боратынских вплоть до Октября 1917 года и Гражданской войны. Прослеживается тесная связь этой высококультурной семьи, имевшей ярко выраженные общественные интересы, с событиями эпохи. Это позволяет увидеть отечественную историю в новом, особом преломлении.
Революционные потрясения 1917 года, гражданская война поделила жизнь семьи Боратынских, как и жизни других семей на «до» и «после». В ночь с 18 на 19 сентября 1918 года на окраине города был расстрелян предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии Александр Николаевич Боратынский. Погиб в Белой армии его младший сын студент-первокурсник Александр. В тридцатые годы был расстрелян старший сын Дмитрий. Покинули Россию дочь Ольга и сестра Александра Николаевича Ольга Николаевна Шульгина. Городская усадьба Боратынских на улице Лядской стала муниципальной собственностью. Остались в Казани сестры Ксения Николаевна и Екатерина Николаевна.
Во время Великой Отечественной войны четыре рукописных экземпляра воспоминаний Ксении Николаевны Боратынской (1878 - 1858) были переданы автором на хранение в музей - усадьбу «Мураново» . В 1979 году рукописи были найдены хранителем музея С. А. Долгополовой и, согласно воли К. Н. Боратынской, три экземпляра были переданы её детям, а четвертый остался в «Мураново», сотрудники которого в 2007 году подготовили к печати её воспоминания. Воспоминания К. Н. Боратынской охватывают период времени с 80-х годов XIX века до 1922 года. Автор подробно знакомит с повседневной жизнью семьи, её традициями и нравственными ценностями, а также кратко показывает изменения после революции 1917 года. Воспоминания К. Н. Боратынской свидетельствуют об отношении казанцев к событиям той эпохи.
Роман «Канун Восьмого дня» её племянницы Ольги Александровны Ильиной - Боратынской (1894 - 1991) сочетает в себе черты
автобиографического и художественного текстов. Написанный в 1951 году, он представляет дворянский мир конца XIX века, а также события 1914 - 1918 годов. Автором были изменены имена героев романа, а также топонимика города, но благодаря четкой характеристике героев и описанию мест событий, они легко узнаваемы. Изначально автобиографический роман «Канун восьмого дня» О. А. Ильиной - Боратынской был опубликован в 1951 году на английском языке в США. В дальнейшем Ольга Александровна сделала его авторский перевод на русский язык, который был передан её сыном Борисом Кирилловичем музею Е. А. Боратынского и опубликован по желанию автора в её родном городе Казани в 2003 году. Продолжением «Кануна Восьмого дня» служит автобиографический роман «Белый путь. Русская Одиссея 1919 - 1923». Впервые был опубликован в 1984 году в США. Рукопись перевода передана в коллекцию музея Е.А.Боратынского Б.К.Ильиным в декабре 2009 года.
Воспоминания К.Н. Боратынской и О.А. Ильиной-Боратынской послужили основными источниками для написания дипломной работы. Важно отметить, что они были написаны представительницами двух поколений: а) поколения конца XIX века, на которое повлияли толстовские идеи, а также идеи сближения с народом и просвещения, и б) поколения Серебряного века, погруженного больше в себя, в свои мысли и чувства. Благодаря этому различию, источники дополняют друг друга и помогают рассмотреть события и персонажей с разных ракурсов и создать более полную картину жизни семьи и самой эпохи.
К изучению заявленной темы были привлечены источники, связанные с Музеем Е.А. Боратынского. Прежде всего, это само мемориальное здание, в котором жила семья Н.Е. Боратынского и его сына А.Н. Боратынского с 1870-х по 1918 год. Главный корпус усадьбы Апраксиных-Боратынских на бывшей Лядской улице (ныне ул. Горького, 25-а), построенный на рубеже XVIII - XIX веков, является последним представителем деревянного ампира с мезонином и колоннами. Здание прошло большую реставрацию, завершенную в 2015 году. Сейчас в музейную территорию входит главное барское здание и восточный флигель. За её пределами располагается здания, находящиеся в муниципальном владении - доходный дом Боратынских, построенный в начале XX века, и каретники 2-й половины XIX века. Другие сохранившиеся здания и места в Казани, связанные с семьей Боратынских, являются дополнительными источниками. Это дом Дворянского собрания, здание Казанской уездной земской управы, здание Казанской художественной школы, ансамбль Казанского университета, здания Мариинской женской гимназии, Земской учительской семинарии, а также места за городом, где находились имения Боратынских - деревня Шушары и село Каймары.
В экспозиции Музея Боратынского находятся прижизненные портреты Е. А. Боратынского, брата поэта И. А. Боратынского, а также О. А. Ильиной - Боратынской, Н. Д. Боратынской, А. А. Боратынского, фотографии членов семьи и их близких знакомых, журналы, в которых были опубликованы произведения Е. А. Боратынского, О. А. Ильиной-
Боратынской, рисунки членов семьи, личные вещи и предметы быта. В фондах музея хранятся документальные источники, художественные произведения.
В качестве дополнительных источников привлечены свидетельства современников, а именно воспоминания А.П. Керн, Е. Н. Водовозовой, М.Г. Рошаля и др.
При написании дипломной работы была использована литература, состоящая из трех основных групп работ.
В первую группу входят работы, посвященные общей проблеме повседневности в историческом и в философском аспектах. Современная историография показана в статье А.В. Ильяшенко .
Особое значение имеют работы Н. Л. Пушкарёвой. Историк, антрополог, основоположник гендерной истории в отечественной науке, она исследовала частную жизнь и повседневный быт женщин разных сословий России XVIII - начала XIX века, включая дворянство, установила общие и особые черты в их воспитании и образе жизни в столице и провинции . Для нас особое значение имеет изложение Н.Л. Пушкаревой предмета и методов изучения повседневности . На них мы остановимся немного ниже.
Вторая группа объединяет работы, посвященные дворянству, преимущественно Поволжья, в XIX - начале XX вв. Они характеризуют состав, численность, экономическое и правовое положение, сословные учреждения. Подробно дворянскую повседневность исследует доктор исторических наук В.А. Веременко , а также некоторые другие авторы . Наиболее близкой для дипломной работы по характеру темы является статья о повседневной жизни семьи Самарского губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова .
Для понимания особенностей городского быта населения Поволжья, в том числе дворян, помощь оказала работа А.Н. Зорина . Поволжское дворянство в историографическом аспекте показано в статье П.С. Кабытова и Е.П. Бариновой11.
Изучением дворянской родословной книги Казанской губернии как исторического источника занималась Г.А. Двоеносова, что позволило ей составить «Генеалогический словарь» - очень полезное справочное издание, в котором предоставлена основная информация об Е. А. Боратынском и его детях: дата рождения, служебная должность, местоположение имений и количество числящейся за ними земли и душ.
Е.В. Миронова посвятила кандидатскую диссертацию дворянским учреждениям Казанской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Ей также принадлежит единственная статья о повседневной жизни потомственных дворян в Казани того время .
Казанским представителям известного дворянского рода Молоствовых посвящено исследование С.А. Фроловой . В нем рассмотрено происхождение казанской ветви Молоствовых, а также затронуты такие вопросы повседневности как воспитание детей в их семье, а также в семьях других казанских дворян, хозяйственная деятельность в имениях, служебная деятельность и др.
Третья группа включает работы, посвященные семье Боратынских. Казанские литературоведы их относят к литературному краеведению в «боратыноведении» . Начало изучения темы было положено в конце XIX - начале XX веков А. С. Архангельским, Е. А. Бобровым, И. Я. Порфирьевым, которые обратились к анализу поэзии Е. А. Боратынского. Затем появились работы В. А. Климентовского, Елизаровой М. Н., Д. Валеевой, В. Г. Загвозкиной, А. В. Гарзавиной. Двухсотлетний юбилей Е.А. Боратынского в Казани в 2000 году стимулировал появление большого комплекса новых литературоведческих работ и в целом активной исследовательской деятельности. Изучением поэта Е.А. Боратынского и его потомков занимались И. И. Андреева, Т. А. Карпеева, Т. П. Гончарова, И. В. Завьялова, Л. Ф. Хайрутдинова, Л. Я. Воронова и др.
В 2013 году Л.Р. Хузеева написала кандидатскую диссертацию о поэте Е.А. Боратынском . Она также составила библиографический указатель: «Е. А. Боратынский и его потомки в казанских исследованиях (1844-2013)» . Из него следует, что всего за это время вышло 344 работы. Их можно разделить на несколько групп: 1) уточнение биографии поэта Е. А. Боратынского; 2) рассмотрение вопросов творчества Е. А. Боратынского 3) восприятие Е. А. Боратынского в науке, критике и обществе и рецепция Е. А. Боратынского в литературе последующего времени; 4) литературное краеведение. К последнему относятся работы, посвященные в том числе потомкам Е.А. Боратынского. К краеведческому циклу относятся также статьи о местах и зданиях, связанных с Боратынскими (А. Басманов, И. В. Завьялова, Е. В. Скворцова, С.П. Саначин и др.)
Объектом изучения данной ВКР является история семьи Боратынских по линии Николая Евгеньевича Боратынского на протяжении жизни трех поколений.
Предмет исследования - это повседневная жизнь семьи Боратынских, включающая в себя быт, проведение досуга, систему воспитания, служебную, общественную и учебную деятельность, вплоть до тех изменений, которые произошли в условиях послереволюционной России, отношение членов семьи к ключевым событиям России.
Хронологические рамки темы охватывают время с 1870-х до начала 1920-х годов.
Целью дипломной работы является выявление основных черт повседневной жизни Боратынских, их семейного и общественного быта, а также связанных с ними интеллектуальных и эмоциональных переживаний.
Для раскрытия темы выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать обыденный уклад жизни семьи, с учетом влияния на него служебной, общественной и учебной деятельности членов семьи.
2. Показать традиции проведения праздничных мероприятий с участием Боратынских.
3. Выявить влияние событий Революции 1917 года и Гражданской войны на жизнь семьи Боратынских.
4. Создать виртуальную экскурсию, демонстрирующую места в Казани и Казанской губернии, связанные с семьей Боратынских.
Теоретико-методологическая основа работы
Методология изучения повседневности российскими учеными исследуется более десяти лет , но, пожалуй, более обстоятельно это сделала Н.Л. Пушкарева в своих работах, на которые мы опираемся .
По её мнению, в основе повседневности лежит регулярно повторяемое в жизни. Чаще всего к повседневности относят быт, то есть традиционные формы личной и общественной жизни. В российской исторической науке прошла дискуссия по содержанию понятий «быт» и «повседневность». Было признано, что они, по сути, являются синонимами. В работах современных ученых быт, повседневная жизнь стала рассматриваться не изолированно от исторических событий, политики, научного и технического прогресса, а как область, в которой проявляются, исторические процессы и которая, в свою очередь, влияет на ход истории.
В категорию повседневного исследовательница включает:
• событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира;
• обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле;
• эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей.
К «неповседневному» она относит:
• праздники, точнее, праздничное и небудничное в обыденной жизни;
• нечто чрезвычайное и значимо-событийное;
• разнообразные, в особенности необычные, формы отдыха и праздности в противовес обыденной работе, труду.
Повседневность должна включать «формы поведения и стратегии выживания и продвижения, которыми пользуются люди в специфических социально-политических условиях», в том числе и самых экстремальных. Поэтому вполне оправданна постановка темы повседневности военной поры или эпохи революций» .
По её словам, «историк может проследить, как на обломках одного уклада жизни и одной обыденности в результате их разрушения возникает новая обыденность и повседневность, которая по сравнению с предыдущей кажется странной и «неповседневной» .
Исследованием жилища, системы питания, стиля одежды и т. д. раньше занимались этнографы и «бытописатели» XIX века. По мнению Н.Л. Пушкаревой, «история повседневности ...ставит на первое место не само описание материального предмета, но отношение к нему людей. Бытовые детали помогают исследователю отыскать в истории то, что выражало на тот момент «дух времени», соотнести частное существование человека с ходом исторических событий». «Принципиальное отличие изучения
повседневности от этнографических исследований быта состоит в понимании значимости событийной истории, в стремлении показать многообразие индивидуальных реакций на череду политических событий» .
Н.Л. Пушкарева считает, что большинство отечественных исследователей подразумевают под «повседневностью» главным образом сферу частной жизни, и только некоторые включают и жизнь трудовую, модели поведения и отношения, которые возникают на рабочем месте. Социологи и этнографы выступают за понятия «производственный быт» и «повседневность труда». Она с ними согласна, и далее утверждает: «В центре внимания историка повседневности не просто быт, но жизненные проблемы и их осмысление теми, кто жил до нас» . То есть история повседневности шире, чем история быта.
Для анализа повседневности требуются разные источники, прежде всего личного происхождения. Необходимо тщательно вникнуть в текст, выявить «типичное» для определенной социальной группы. Надо вести «диалог» с источником, подробно его описать, «тщательно и скрупулезно вникнуть в текст источника, проникнуть в его внутренние смыслы, учитывая недоговоренное и случайно прорвавшееся. Историк, ставящий задачу реконструировать с помощью сохранившихся источников «типичное» для определенного времени и определенной социальной группы, старается выяснить мотивацию действий всех исторических авторов и через это приблизиться к их пониманию» .
Следует привлекать и те источники, которые использовались в ином ракурсе, например, газетные статьи, фотографии с целью извлечения деталей и примет обыденного быта.
Изучение эволюции членов семьи требует включения психологического и социологического подходов. Методы изучения повседневности должны быть разнообразными. В том числе историко-генетический метод, который помогает раскрывать зарождение и развитие данной семьи; сравнительно- исторический метод, дающий возможность проводить сравнение черт быта в разные времена; ретроспективный метод, который заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий; хронологический метод, предусматривающий изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Новизна выпускной квалификационной работы связана с формулировкой темы, определением цели и задач, которые раньше таким образом не ставились. Исследования семьи Боратынских касались в основном биографии поэта Е. А. Боратынского, его дружбы с А. С. Пушкиным, а также биографий отдельных членов (Н. Е. Боратынского, А. Н. Боратынского и О. А. Ильиной-Боратынской). Данная работа
систематизирует ранее опубликованный материал, дает картину повседневной жизни трех поколений семьи Боратынских с 1870 - 1920-е годы, включая изменения, связанные с революцией.
Практическое значение ВКР состоит в том, что её материал может быть использован при подготовке экскурсий и других форм культурно-образовательной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения, состоящего из фотоматериала.
Актуальность темы. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только политическими событиями, экономическими законами и выдающимися личностями, но и жизнью обычных людей. В 1960-е годы в Германии происходит антропологический поворот исторической науки от изучения выдающихся событий и личностей к рядовым людям минувших эпох, их внутреннему миру и поведению. В конце 1980-х - начале 1990-х годов история повседневности вошла в актуальную исследовательскую проблематику и в России. Сейчас ей посвящены многие труды, включая кандидатские и докторские диссертации, сформировались целые направления по изучению повседневной жизни дворян, крестьян, горожан, духовенства и других социальных категорий дооктябрьской России, а также населения советской эпохи.
Канун революции 1917 года в связи с её столетием вызывает особый научный и общественный интерес в том числе в плане повседневности. Ярким примером здесь может служить судьба семьи Боратынских - потомков знаменитого поэта пушкинской эпохи Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844) по линии его сына Николая Евгеньевича (1835 - 1898) - предводителя дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии. Это была одна из самых уважаемых семей в Казани, члены которой играли значительную роль в сословно-дворянской, земской, культурной жизни края, в развитии народного образования и профессионального обучения. Дипломная работа посвящена изучению уклада жизни, традиций, эмоциональной и духовной атмосферы нескольких поколений Боратынских вплоть до Октября 1917 года и Гражданской войны. Прослеживается тесная связь этой высококультурной семьи, имевшей ярко выраженные общественные интересы, с событиями эпохи. Это позволяет увидеть отечественную историю в новом, особом преломлении.
Революционные потрясения 1917 года, гражданская война поделила жизнь семьи Боратынских, как и жизни других семей на «до» и «после». В ночь с 18 на 19 сентября 1918 года на окраине города был расстрелян предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии Александр Николаевич Боратынский. Погиб в Белой армии его младший сын студент-первокурсник Александр. В тридцатые годы был расстрелян старший сын Дмитрий. Покинули Россию дочь Ольга и сестра Александра Николаевича Ольга Николаевна Шульгина. Городская усадьба Боратынских на улице Лядской стала муниципальной собственностью. Остались в Казани сестры Ксения Николаевна и Екатерина Николаевна.
Во время Великой Отечественной войны четыре рукописных экземпляра воспоминаний Ксении Николаевны Боратынской (1878 - 1858) были переданы автором на хранение в музей - усадьбу «Мураново» . В 1979 году рукописи были найдены хранителем музея С. А. Долгополовой и, согласно воли К. Н. Боратынской, три экземпляра были переданы её детям, а четвертый остался в «Мураново», сотрудники которого в 2007 году подготовили к печати её воспоминания. Воспоминания К. Н. Боратынской охватывают период времени с 80-х годов XIX века до 1922 года. Автор подробно знакомит с повседневной жизнью семьи, её традициями и нравственными ценностями, а также кратко показывает изменения после революции 1917 года. Воспоминания К. Н. Боратынской свидетельствуют об отношении казанцев к событиям той эпохи.
Роман «Канун Восьмого дня» её племянницы Ольги Александровны Ильиной - Боратынской (1894 - 1991) сочетает в себе черты
автобиографического и художественного текстов. Написанный в 1951 году, он представляет дворянский мир конца XIX века, а также события 1914 - 1918 годов. Автором были изменены имена героев романа, а также топонимика города, но благодаря четкой характеристике героев и описанию мест событий, они легко узнаваемы. Изначально автобиографический роман «Канун восьмого дня» О. А. Ильиной - Боратынской был опубликован в 1951 году на английском языке в США. В дальнейшем Ольга Александровна сделала его авторский перевод на русский язык, который был передан её сыном Борисом Кирилловичем музею Е. А. Боратынского и опубликован по желанию автора в её родном городе Казани в 2003 году. Продолжением «Кануна Восьмого дня» служит автобиографический роман «Белый путь. Русская Одиссея 1919 - 1923». Впервые был опубликован в 1984 году в США. Рукопись перевода передана в коллекцию музея Е.А.Боратынского Б.К.Ильиным в декабре 2009 года.
Воспоминания К.Н. Боратынской и О.А. Ильиной-Боратынской послужили основными источниками для написания дипломной работы. Важно отметить, что они были написаны представительницами двух поколений: а) поколения конца XIX века, на которое повлияли толстовские идеи, а также идеи сближения с народом и просвещения, и б) поколения Серебряного века, погруженного больше в себя, в свои мысли и чувства. Благодаря этому различию, источники дополняют друг друга и помогают рассмотреть события и персонажей с разных ракурсов и создать более полную картину жизни семьи и самой эпохи.
К изучению заявленной темы были привлечены источники, связанные с Музеем Е.А. Боратынского. Прежде всего, это само мемориальное здание, в котором жила семья Н.Е. Боратынского и его сына А.Н. Боратынского с 1870-х по 1918 год. Главный корпус усадьбы Апраксиных-Боратынских на бывшей Лядской улице (ныне ул. Горького, 25-а), построенный на рубеже XVIII - XIX веков, является последним представителем деревянного ампира с мезонином и колоннами. Здание прошло большую реставрацию, завершенную в 2015 году. Сейчас в музейную территорию входит главное барское здание и восточный флигель. За её пределами располагается здания, находящиеся в муниципальном владении - доходный дом Боратынских, построенный в начале XX века, и каретники 2-й половины XIX века. Другие сохранившиеся здания и места в Казани, связанные с семьей Боратынских, являются дополнительными источниками. Это дом Дворянского собрания, здание Казанской уездной земской управы, здание Казанской художественной школы, ансамбль Казанского университета, здания Мариинской женской гимназии, Земской учительской семинарии, а также места за городом, где находились имения Боратынских - деревня Шушары и село Каймары.
В экспозиции Музея Боратынского находятся прижизненные портреты Е. А. Боратынского, брата поэта И. А. Боратынского, а также О. А. Ильиной - Боратынской, Н. Д. Боратынской, А. А. Боратынского, фотографии членов семьи и их близких знакомых, журналы, в которых были опубликованы произведения Е. А. Боратынского, О. А. Ильиной-
Боратынской, рисунки членов семьи, личные вещи и предметы быта. В фондах музея хранятся документальные источники, художественные произведения.
В качестве дополнительных источников привлечены свидетельства современников, а именно воспоминания А.П. Керн, Е. Н. Водовозовой, М.Г. Рошаля и др.
При написании дипломной работы была использована литература, состоящая из трех основных групп работ.
В первую группу входят работы, посвященные общей проблеме повседневности в историческом и в философском аспектах. Современная историография показана в статье А.В. Ильяшенко .
Особое значение имеют работы Н. Л. Пушкарёвой. Историк, антрополог, основоположник гендерной истории в отечественной науке, она исследовала частную жизнь и повседневный быт женщин разных сословий России XVIII - начала XIX века, включая дворянство, установила общие и особые черты в их воспитании и образе жизни в столице и провинции . Для нас особое значение имеет изложение Н.Л. Пушкаревой предмета и методов изучения повседневности . На них мы остановимся немного ниже.
Вторая группа объединяет работы, посвященные дворянству, преимущественно Поволжья, в XIX - начале XX вв. Они характеризуют состав, численность, экономическое и правовое положение, сословные учреждения. Подробно дворянскую повседневность исследует доктор исторических наук В.А. Веременко , а также некоторые другие авторы . Наиболее близкой для дипломной работы по характеру темы является статья о повседневной жизни семьи Самарского губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова .
Для понимания особенностей городского быта населения Поволжья, в том числе дворян, помощь оказала работа А.Н. Зорина . Поволжское дворянство в историографическом аспекте показано в статье П.С. Кабытова и Е.П. Бариновой11.
Изучением дворянской родословной книги Казанской губернии как исторического источника занималась Г.А. Двоеносова, что позволило ей составить «Генеалогический словарь» - очень полезное справочное издание, в котором предоставлена основная информация об Е. А. Боратынском и его детях: дата рождения, служебная должность, местоположение имений и количество числящейся за ними земли и душ.
Е.В. Миронова посвятила кандидатскую диссертацию дворянским учреждениям Казанской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Ей также принадлежит единственная статья о повседневной жизни потомственных дворян в Казани того время .
Казанским представителям известного дворянского рода Молоствовых посвящено исследование С.А. Фроловой . В нем рассмотрено происхождение казанской ветви Молоствовых, а также затронуты такие вопросы повседневности как воспитание детей в их семье, а также в семьях других казанских дворян, хозяйственная деятельность в имениях, служебная деятельность и др.
Третья группа включает работы, посвященные семье Боратынских. Казанские литературоведы их относят к литературному краеведению в «боратыноведении» . Начало изучения темы было положено в конце XIX - начале XX веков А. С. Архангельским, Е. А. Бобровым, И. Я. Порфирьевым, которые обратились к анализу поэзии Е. А. Боратынского. Затем появились работы В. А. Климентовского, Елизаровой М. Н., Д. Валеевой, В. Г. Загвозкиной, А. В. Гарзавиной. Двухсотлетний юбилей Е.А. Боратынского в Казани в 2000 году стимулировал появление большого комплекса новых литературоведческих работ и в целом активной исследовательской деятельности. Изучением поэта Е.А. Боратынского и его потомков занимались И. И. Андреева, Т. А. Карпеева, Т. П. Гончарова, И. В. Завьялова, Л. Ф. Хайрутдинова, Л. Я. Воронова и др.
В 2013 году Л.Р. Хузеева написала кандидатскую диссертацию о поэте Е.А. Боратынском . Она также составила библиографический указатель: «Е. А. Боратынский и его потомки в казанских исследованиях (1844-2013)» . Из него следует, что всего за это время вышло 344 работы. Их можно разделить на несколько групп: 1) уточнение биографии поэта Е. А. Боратынского; 2) рассмотрение вопросов творчества Е. А. Боратынского 3) восприятие Е. А. Боратынского в науке, критике и обществе и рецепция Е. А. Боратынского в литературе последующего времени; 4) литературное краеведение. К последнему относятся работы, посвященные в том числе потомкам Е.А. Боратынского. К краеведческому циклу относятся также статьи о местах и зданиях, связанных с Боратынскими (А. Басманов, И. В. Завьялова, Е. В. Скворцова, С.П. Саначин и др.)
Объектом изучения данной ВКР является история семьи Боратынских по линии Николая Евгеньевича Боратынского на протяжении жизни трех поколений.
Предмет исследования - это повседневная жизнь семьи Боратынских, включающая в себя быт, проведение досуга, систему воспитания, служебную, общественную и учебную деятельность, вплоть до тех изменений, которые произошли в условиях послереволюционной России, отношение членов семьи к ключевым событиям России.
Хронологические рамки темы охватывают время с 1870-х до начала 1920-х годов.
Целью дипломной работы является выявление основных черт повседневной жизни Боратынских, их семейного и общественного быта, а также связанных с ними интеллектуальных и эмоциональных переживаний.
Для раскрытия темы выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать обыденный уклад жизни семьи, с учетом влияния на него служебной, общественной и учебной деятельности членов семьи.
2. Показать традиции проведения праздничных мероприятий с участием Боратынских.
3. Выявить влияние событий Революции 1917 года и Гражданской войны на жизнь семьи Боратынских.
4. Создать виртуальную экскурсию, демонстрирующую места в Казани и Казанской губернии, связанные с семьей Боратынских.
Теоретико-методологическая основа работы
Методология изучения повседневности российскими учеными исследуется более десяти лет , но, пожалуй, более обстоятельно это сделала Н.Л. Пушкарева в своих работах, на которые мы опираемся .
По её мнению, в основе повседневности лежит регулярно повторяемое в жизни. Чаще всего к повседневности относят быт, то есть традиционные формы личной и общественной жизни. В российской исторической науке прошла дискуссия по содержанию понятий «быт» и «повседневность». Было признано, что они, по сути, являются синонимами. В работах современных ученых быт, повседневная жизнь стала рассматриваться не изолированно от исторических событий, политики, научного и технического прогресса, а как область, в которой проявляются, исторические процессы и которая, в свою очередь, влияет на ход истории.
В категорию повседневного исследовательница включает:
• событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира;
• обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле;
• эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей.
К «неповседневному» она относит:
• праздники, точнее, праздничное и небудничное в обыденной жизни;
• нечто чрезвычайное и значимо-событийное;
• разнообразные, в особенности необычные, формы отдыха и праздности в противовес обыденной работе, труду.
Повседневность должна включать «формы поведения и стратегии выживания и продвижения, которыми пользуются люди в специфических социально-политических условиях», в том числе и самых экстремальных. Поэтому вполне оправданна постановка темы повседневности военной поры или эпохи революций» .
По её словам, «историк может проследить, как на обломках одного уклада жизни и одной обыденности в результате их разрушения возникает новая обыденность и повседневность, которая по сравнению с предыдущей кажется странной и «неповседневной» .
Исследованием жилища, системы питания, стиля одежды и т. д. раньше занимались этнографы и «бытописатели» XIX века. По мнению Н.Л. Пушкаревой, «история повседневности ...ставит на первое место не само описание материального предмета, но отношение к нему людей. Бытовые детали помогают исследователю отыскать в истории то, что выражало на тот момент «дух времени», соотнести частное существование человека с ходом исторических событий». «Принципиальное отличие изучения
повседневности от этнографических исследований быта состоит в понимании значимости событийной истории, в стремлении показать многообразие индивидуальных реакций на череду политических событий» .
Н.Л. Пушкарева считает, что большинство отечественных исследователей подразумевают под «повседневностью» главным образом сферу частной жизни, и только некоторые включают и жизнь трудовую, модели поведения и отношения, которые возникают на рабочем месте. Социологи и этнографы выступают за понятия «производственный быт» и «повседневность труда». Она с ними согласна, и далее утверждает: «В центре внимания историка повседневности не просто быт, но жизненные проблемы и их осмысление теми, кто жил до нас» . То есть история повседневности шире, чем история быта.
Для анализа повседневности требуются разные источники, прежде всего личного происхождения. Необходимо тщательно вникнуть в текст, выявить «типичное» для определенной социальной группы. Надо вести «диалог» с источником, подробно его описать, «тщательно и скрупулезно вникнуть в текст источника, проникнуть в его внутренние смыслы, учитывая недоговоренное и случайно прорвавшееся. Историк, ставящий задачу реконструировать с помощью сохранившихся источников «типичное» для определенного времени и определенной социальной группы, старается выяснить мотивацию действий всех исторических авторов и через это приблизиться к их пониманию» .
Следует привлекать и те источники, которые использовались в ином ракурсе, например, газетные статьи, фотографии с целью извлечения деталей и примет обыденного быта.
Изучение эволюции членов семьи требует включения психологического и социологического подходов. Методы изучения повседневности должны быть разнообразными. В том числе историко-генетический метод, который помогает раскрывать зарождение и развитие данной семьи; сравнительно- исторический метод, дающий возможность проводить сравнение черт быта в разные времена; ретроспективный метод, который заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий; хронологический метод, предусматривающий изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Новизна выпускной квалификационной работы связана с формулировкой темы, определением цели и задач, которые раньше таким образом не ставились. Исследования семьи Боратынских касались в основном биографии поэта Е. А. Боратынского, его дружбы с А. С. Пушкиным, а также биографий отдельных членов (Н. Е. Боратынского, А. Н. Боратынского и О. А. Ильиной-Боратынской). Данная работа
систематизирует ранее опубликованный материал, дает картину повседневной жизни трех поколений семьи Боратынских с 1870 - 1920-е годы, включая изменения, связанные с революцией.
Практическое значение ВКР состоит в том, что её материал может быть использован при подготовке экскурсий и других форм культурно-образовательной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения, состоящего из фотоматериала.
Семья Боратынских в Казани в 1870 - начале 1920-х годов включала два поколения: а) во главе с Николаем Евгеньевичем (сыном поэта Евгения Абрамовича Боратынского) и б) во главе с Александром Николаевичем (внуком поэта). До 1918 года старшим членом семьи оставалась Ольга Александровна - жена Николая Евгеньевича. Из трех её дочерей две вышли замуж и в разное время покинули родительский дом: Ольга - в 1888 году, Ксения - в 1907 году. Екатерина замуж не вышла и осталась в семье брата Александра, помогая после смерти его жены в 1903 году в воспитании троих детей и в хозяйственных заботах. Старший сын Дмитрий женился в 1914 году и стал жить самостоятельно, дочь Ольга (Лита) вышла замуж в 1918 году и тоже покинула отчий дом, младший сын Александр (Алек) оставался в семье до осени 1918 года.
Жизнь дворянской семьи до Октябрьской революции протекала по установленному порядку. С одной стороны, её определяло сословное происхождение и общественный статус главы семьи - Казанского и Царевококшайского уездного предводителя дворянства. Принадлежность к высшему кругу казанского общества сочеталась с довольно либеральными воззрениями, уважительным отношением к нижестоящим по статусу людям (прислуге, крестьянам, разного рода просителям).
С другой стороны, огромное значение в жизни семьи Боратынских имели высокий культурный уровень, творческие способности, общественные интересы её членов.
Нормы семейного и общественного быта Боратынских во многом были отражением черт, культивируемых в высшем сословии:
- роль традиций в повседневной жизни, бережное отношение к семейным ценностям, которые передавались из поколения в поколение.
- регламентированность повседневного быта, которая была отражена в распорядке дня, видах проведения досуга, форме поведения в обществе;
- система воспитания детей, ориентированная на эталон, воплощающий в себе сословно-дворянские ценности - честь, долг, патриотизм, благородство, а также на осознание ответственности перед своими корнями и государством;
- значимое место сельской загородной усадебной жизни, которая также закрепляла духовные традиции, связь с крестьянством и землей;
- религиозные ценности, влияние православных устоев на бытовой уклад дворянской семьи.
В то же время род деятельности, индивидуальные потребности, интеллектуальные запросы и ценности семьи Боратынских определяли их семейный и общественный уклад.
Семья Боратынских руководствовалась идеей служения народу. Занимая высокие должности, Николай Евгеньевич и Александр Николаевич уделяли много времени и сил земской деятельности, укреплению экономического положения крестьян, народному просвещению, благотворительности. В этом они имели активную поддержку женской части семьи. Ольга Александровна - жена Николая Евгеньевича - организовала артель вышивальщиц в Шушарах.
Учительство стало смыслом жизни их дочери Ксении, создавшей школу для крестьянских детей, собиравшей их из разных мест и предоставлявшей жильё и питание в своем доме. Общественно-полезный труд и подготовка к нему были неотъемлемой частью повседневной жизни членов семьи.
В ней также имели место и праздники - религиозные и светские, радостные семейные события - свадьбы, рождение детей и внуков. Не обходилось и без потерь.
Определяющей была обстановка любви, уважения, взаимопонимания членов семьи, начиная от самых старших до самых младших. Из поколения в поколение передавалась интеллектуальная и творческая атмосфера. Непрерывной была литературная деятельность. Писали стихи Николай Евгеньевич, Александр Николаевич, Надежда Дмитриевна, Ольга Александровна Ильина-Боратынская. Трогательные воспоминания оставили Ксения Николаевна и Ольга Александровна Казем-Бек. Семья любила проводить вечера за чтением книг и игр, развивающих ум и интуицию.
Революционные потрясения и гражданская война, трагически отразились на Боратынских, лишив их не только статуса, средств, недвижимого имущества, но и жизни нескольких членов семьи. Александр Николаевич и его сын Алек стали жертвами Гражданской войны. Дочь Ольга с мужем и маленькими детьми эмигрировали. Оставшиеся в России члены семьи старались выжить в тяжелейших условиях голода, лишений и насилия. Моральной опорой служили заложенные семьей нравственные ценности.
Жизнь дворянской семьи до Октябрьской революции протекала по установленному порядку. С одной стороны, её определяло сословное происхождение и общественный статус главы семьи - Казанского и Царевококшайского уездного предводителя дворянства. Принадлежность к высшему кругу казанского общества сочеталась с довольно либеральными воззрениями, уважительным отношением к нижестоящим по статусу людям (прислуге, крестьянам, разного рода просителям).
С другой стороны, огромное значение в жизни семьи Боратынских имели высокий культурный уровень, творческие способности, общественные интересы её членов.
Нормы семейного и общественного быта Боратынских во многом были отражением черт, культивируемых в высшем сословии:
- роль традиций в повседневной жизни, бережное отношение к семейным ценностям, которые передавались из поколения в поколение.
- регламентированность повседневного быта, которая была отражена в распорядке дня, видах проведения досуга, форме поведения в обществе;
- система воспитания детей, ориентированная на эталон, воплощающий в себе сословно-дворянские ценности - честь, долг, патриотизм, благородство, а также на осознание ответственности перед своими корнями и государством;
- значимое место сельской загородной усадебной жизни, которая также закрепляла духовные традиции, связь с крестьянством и землей;
- религиозные ценности, влияние православных устоев на бытовой уклад дворянской семьи.
В то же время род деятельности, индивидуальные потребности, интеллектуальные запросы и ценности семьи Боратынских определяли их семейный и общественный уклад.
Семья Боратынских руководствовалась идеей служения народу. Занимая высокие должности, Николай Евгеньевич и Александр Николаевич уделяли много времени и сил земской деятельности, укреплению экономического положения крестьян, народному просвещению, благотворительности. В этом они имели активную поддержку женской части семьи. Ольга Александровна - жена Николая Евгеньевича - организовала артель вышивальщиц в Шушарах.
Учительство стало смыслом жизни их дочери Ксении, создавшей школу для крестьянских детей, собиравшей их из разных мест и предоставлявшей жильё и питание в своем доме. Общественно-полезный труд и подготовка к нему были неотъемлемой частью повседневной жизни членов семьи.
В ней также имели место и праздники - религиозные и светские, радостные семейные события - свадьбы, рождение детей и внуков. Не обходилось и без потерь.
Определяющей была обстановка любви, уважения, взаимопонимания членов семьи, начиная от самых старших до самых младших. Из поколения в поколение передавалась интеллектуальная и творческая атмосфера. Непрерывной была литературная деятельность. Писали стихи Николай Евгеньевич, Александр Николаевич, Надежда Дмитриевна, Ольга Александровна Ильина-Боратынская. Трогательные воспоминания оставили Ксения Николаевна и Ольга Александровна Казем-Бек. Семья любила проводить вечера за чтением книг и игр, развивающих ум и интуицию.
Революционные потрясения и гражданская война, трагически отразились на Боратынских, лишив их не только статуса, средств, недвижимого имущества, но и жизни нескольких членов семьи. Александр Николаевич и его сын Алек стали жертвами Гражданской войны. Дочь Ольга с мужем и маленькими детьми эмигрировали. Оставшиеся в России члены семьи старались выжить в тяжелейших условиях голода, лишений и насилия. Моральной опорой служили заложенные семьей нравственные ценности.



