Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Работа №63901

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема формирования связной речи у дошкольников с ЗРР 5
1.1 Формирование связной речи в онтогенезе 5
1.2 Основные понятия нарушений речи 9
Глава 2. Проблемы преодоления ЗРР у детей раннего возраста 15
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного
возраста 15
2.2 Методы и приемы, направленные на преодоление ЗРР у детей младшего
дошкольного возраста 25
Заключение 34
Список литературы


Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.
В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3,5 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Известно, что ранний и младший дошкольный возраст - это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.
Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования: речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
В качестве гипотезы мы предполагаем, что использование в работе по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста малых фольклорных форм повышает эффективность коррекции ЗРР.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогической литературу по проблеме исследования.
- Выявить уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста с ЗРР и нормой речи.
- Разработать рекомендации для педагогов логопедических групп по развитию речи детей четвертого года жизни с ЗРР средствами малых фольклорных форм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Одним из средств, способствующих развитию речи детей является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.



1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 48с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж. 1995.
3. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.
4. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом «Грааль», 2001.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.
методических рекомендаций / авт.-сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др. СПб.: Детство-пресс, 2001. 240 с.
6. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
7. Жулина Е.В. Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм / Е.В. Жулина. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т., 2000. 64 c.
8. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
9. Коррекция нарушений речи у дошкольников / авт.-сост. Л.И. Разумова и др.; под ред. Л.С. Сековец. М.: АРКТИ, 2005. 248 с.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
11. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.
12. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Издатель -Ювента. М., 2007
13. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
15. Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
16. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зер - нова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. с.30- 31
17. Матвеева Н.Н. Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития // Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. - М.: АРКТИ, 2005
18. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 159 с.
19. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Рос.и др.; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 240 с.
20. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г - 200с.
22. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова.- СПб.: Питер, 2009.- 352 с.
23. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 448 с.
24. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюсминус. 2002. N 4. C. 48-53.
25. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008. 315 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ