Введение 3-21
Глава I Принципы и приемы создания сферы персонажа-субъекта в
произведениях В.Г.Распутина и А.Еники 22-43
Глава II Жанровое своеобразие произведений В.Г. Распутина и А. Еники 44-70
Глава III Символические образы и особенности их функционирования в
произведениях В.Г.Распутина и А.Еники 71-87
Заключение 88-90
Список литературы 91-97
Приложение
Творчество известнейшего писателя XX-XXI века - В. Г. Распутина - привлекало множество лингвистов, литературоведов, журналистов, а также простых читателей остротой и социальной востребованностью проблем, поднимаемых в его литературных произведениях. Произведения писателя были переведены на множество языков и были предметом исследования не только русских, но и иностранных ученых.
Творчество В.Г.Распутина представляется достаточно изученным. Оно было предметом исследования таких учёных, как В.Я. Курбатов, Н.Н. Котенко, Н.С. Тендитник, С.Г. Семенова, О.А. Барышева, Т.Ф. Гришенкова,
Э.Н. Поляков и многих других.
С.Г. Семенова в книге «Валентин Распутин» пишет о неповторимом художественном мире писателя: об устойчивых символах и мотивах, о нравственных проблемах, соединяющих в себе природные и
общечеловеческие начала, особом языке, присущем писателю. Исследователь рассматривает творчество В.Г. Распутина, начиная с его ранних произведений. С.Г. Семенова говорит и об удивительном таланте писателя сочетать две не сочетаемые, казалось бы, особенности: «Так же как он, чуткий художник (и даже поэт) родины, ее природы, ее особых душевных начал, которыми пронизаны женские образы, эмоционально-лирические лейтмотивы его произведений, одновременно писатель, болеющий судьбами своего отечества, взывающий к совершеннолетней ответственности перед прошлым, настоящим и будущим, прозаик-моралист и социальный критик» [Семенова 1987: 172-173].
Н.Н. Котенко в очерке, посвященном писателю, акцентирует внимание на особенностях творчества писателя: «У В. Распутина мы <...> не встретимся со строителями электростанций <...> его «пласт» - коренные сибиряки, люди этой земли; предмет его изысканий - накопленный веками
нравственный опыт, точки его соприкасаний с тем новым, что пришло сегодня, взаимодействие «старого» и «нового», приобретения и потери, сопутствующие этому взаимодействию» [Котенко 1988: 29].
Н.В. Ковтун в монографии «“Деревенская проза” в зеркале утопии» подвергает исследованию возникновение и развитие утопической традиции в русской литературе. Исследователь рассматривает так называемую «счастливую» утопию и способы её художественного выражения в прозе писателей XX века - В. Белова, В. Распутина, А. Солженицына и некоторых других. Также Н. Ковтун, анализируя поздние произведения писателя, составляет типологию героев, на которых держится русская земля: это богатыри, юродивые, пророчицы, национальные святые, а также говорит о новых типах героев, появившихся в поздних произведениях автора.
С богатырем идентифицируется Агафья - главная героиня рассказа
«Изба». Это подтверждает не только внешний вид, но и моральные качества
героини. Внешний вид Агафьи не отличается женственностью - «говорила с
хрипотцой», «рано она плюнула на женщину в себе, рано сошли с нее
чувственные томления», «умела она справлять любую мужскую работу - и
сети вязала, и пахала» » [Распутин Т.2: 326]. Агафья, как и богатыри, не
боится сложных ситуаций, её характер демонстрирует упорство, отсутствие
страха, несгибаемость воли. Также архетип героя сказки и героического
эпоса усматривается и в образе Кузьмы - героя повести «Деньги для Марии».
Богатырство подчеркивается внешними факторами - кирзовые сапоги,
армейская сумка, ватник - всё это рассчитано на длительный путь. «Образ
Кузьмы вбирает и черты сказочного Ивана-дурака, который отправляется на
поиски чуда» [Ковтун 2009: 295]. Внутреннее богатырство героя проявляется
в том, что он готов к подвигу - спасению Марии. Н. Ковтун выделяет и
актуализируемый в образах героев архетип юродивого. Ярким
представителем является Богодул в повести «Прощание с Матерой». Герой
не принадлежит обыденности: «Мало кто помнил, когда Богодул впервые
появился в Матёре, - теперь уж казалось, что он околачивался здесь всегда»
4
[Распутин Т.2: 22]. К физическим признакам юродства относится
босоногость, нагота и отсутствие крова. Удивительно и повeдeниe Богодула - со старухами герой простодушный, бeззлобный, радушный, с «чужаками» же ведет себя иначе - скандалит, лицедействует и ведет себя крайне агрессивно. «Герой не только переживает аскетическое самоуничижение, оскорбление и умерщвление плоти, но «ругается миру», обличает пороки его. Богодулу радостно принять страдания от «грешников»: в ответ на боль, насмешки он только “щерил в довольной усмешке рот”» [Ковтун 2009: 341].
В сопоставительном плане творчество В.Г. Распутина стало предметом изучения исследователя Ю.А. Дворяшина в статье «Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве В.Г. Распутина». В работе выделены, в первую очередь, различия. Это, к примеру, среда, в которой обитают герои писателей: у Достоевского, это, конечно же город, а у Распутина, напротив, деревня. «Показательны контрасты и в частных моментах миропонимания и поэтики Достоевского и Распутина. В произведениях советского писателя особой ценностью отмечено женское, материнское начало как начало жизнетворения. Не случайно почти во всех произведениях главными героями являются женщины - Мария, Анна Степановна, Настена, старуха Дарья, Лидия Михайловна и т.д. У Достоевского же, по замечанию Г.Д. Гачева, “нет матерей, есть отцы”» [Билинкис Я.С, Розанова Л.А 1982: 97-98]. Но, несмотря на ряд различий, Дворяшин подчеркивает и сходства. Одно из важнейших - постижение внутреннего мира человека. Так же, как и Достоевский описывает своего героя в момент предельного психического напряжения, когда герой стоит, словно перед пропастью, Распутин показывает персонажей в переломной, кризисной ситуации. Совпадают, по мнению исследователя, и хронотопы в произведениях русских писателей.
К анализу жанрового своеобразия произведений писателя обращается
исследовательница Л.А. Колобаева в статье «В.Распутин - рассказчик»
Ученый анализирует рассказы и повести В. Распутина разных годов, выделяя
основные характерные черты: «Для его повестей характерно совмещение в
5
них страстного драматизма, даже трагизма, и спокойствия, неспешности, размеренности (за исключeниeм "Пожара") в тоне и ритме повeствования, как будто вместившего в себя просторы и мощь картин сибирской природы. Как верно заметил С. Залыгин, все его произведения отличаются удивительной завершенностью, а завершенность композиционного целого, добавим мы, соединяется в них с открытостью, условностью и таинственной многозначностью финала» [httр://www.Hterаrу.mЛiterаrу.m/reаdme.рhр?
subаctiоn=shоwfuП&id=1205324009&аrcЫve=1205324210].
Об особенностях жанра в произведениях В.Г. Распутина пишет и ученый Сим Со Ен. Основными используемыми жанрами становятся рассказ и повесть. К рассказу писатель аппелирует в разные периоды своего творчества. В ранний период данный жанр характеризуются нецельностью. Рассказы же позднего периода кардинально отличаются - рассматривают современную жизнь в различных её проявлениях и проблемы человеческого существования. По широте охватываемых явлений и проблем, рассказ в этот период тяготеет к жанру повести.
Исследователи творчества В.Г. Распутина не обходят стороной и
субъектную сферу. А.В. Урманов в работе «Поэтика прозы Валентина
Распутина (Психологический анализ. Традиции и новаторство)» проводит
анализ средств и приемов психологического анализа в произведениях
писателя, выделяя два принципа изображения характеров: 1) динамический -
изображение душевного мира героев, их психологии через поступки и
действия героев; 2) аналитический - кроме элементов динамического типа
включает в себя прямое, естественное изображение душевных процессов. К
динамическому типу относятся, прежде всего, ранние рассказы и очерки
писателя. Аналитическому типу принадлежит, по мнению исследователя,
знаменитая повесть В. Г. Распутина «Последний срок». «Важнейшим
средством психологического анализа в "Последнем сроке" является
внутренний монолог персонажей, вспоминающих события далекого и
недавнего прошлого. Монологи-воспоминания полнее любого другого
6
средства характеризуют нравственный потенциал личности Благодаря монологам-воспоминаниям душевный опыт Анны прeдстаeт в обобщeнном, литттенном незначительных подробностeй виде.»
[httр://www.dslib.net/literаturа-rоsii/роj etikа-рrоzу-vаlentinа rаsрutinа.html#3859383].
Н.Л. Лейдерман в работе «Современная русская литература: 1950-1990е годы» акцентирует внимание на исследовании конфликта между двумя точками зрения на жизнь - мудрое мироотношение и суетливое существование (термины Н.Л. Лейдермана). В исследовании два этих взгляда противопоставляются с помощью «диалогизации повествовательного дискурса». Первый полюс представлен мыслями, чуствами и речью гланой героини - старухи Анны, второй же - безличным голосом автора- повествователя.
Неоднократно подвергались исследованию и символические образы в творчестве В.Г. Распутина. Например, в сборнике статей «Творчество В.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи» приводится утверждение, что у писателей, принадлежащих к так называемой «деревенской прозе» в произведениях доминируют натурфилософские символы: образ «царского лиственя» в «Прощании с Матерой» или дома в рассказе «Изба». В диссертации китайской исследовательницы Ма Сяоди выделены следующие символические образы: острова Матеры, Дома, реки, огня, солнца и некоторых других.
Творчеству А. Еники посвящено большое количество исследований. Но оно представляется нам недостаточно изученным. В 1920-х годах редакторы изданий с большой неохотой брали произведения Еники, которые характеризовались лиризмом и предпочитали сочинения на темы с яркой агитационной направленностью. Исследованием творчества А. Еники занимались Р.Х. Сверигин, Ф. Хатипов, М.Ш. Залялиева, Д.Э. Ибатуллина, А.Р. Мотигуллина, А. З. Карамова и некоторые другие.
А.З. Карамова отмечает, что «в начале творчества А.Еники, которое охватывает 1926-35 г.г., не наблюдается непосредственного, детального изображения внутреннего мира героя. Внимание уделяется воспроизведению реалий быта, внешних обстоятельств. Тем не менее, уже в первых рассказах писателя просматривается своеобразная психологическая зоркость писателя - в умении с помощью выразительной детали дать характеристику персонажа, в использовании повествования от первого лица, несобственно-прямой речи, образов природы. Повторяющиеся своеобразные признаки внешности информируют читателя о чувствах и переживаниях героя» [Карамова 1987: 94].
А.Р. Мотигуллина в своей работе, посвящённой творчеству А. Eники, анализирует характеры героев в прозе писателя. Как и А.З. Карамова, А.Р. Мотигуллина характеризует писателя как знатока духовного мира человека. Предметом художественного изображения, с точки зрения автора, становится «поток сознания» героев, т.е. использованные им прямая и косвенная формы психологизма.
В диссертационной работе Д.Э. Ибатуллиной исследована поэтика произведений татарского писателя, что позволяет определить особенности его индивидуальной творческой манеры, а также типологические особенности прозы. Инвариантная тема в творчестве Eники, с точки зрения исследователя, обусловлена эстетическим идеалом писателя, который вбирает в себя одухотворённость искусством, гуманность и мудрость национальных традиций, а также многокрасочность мира.
Д.Ф. Загидуллина доказывает, что в татарской литературе именно А. Eники начинает поиск путей обновления татарской литературы. Исследователь также акцентирует внимание на возрождении синтетизма художественно-эстетической и философской мысли в творчестве писателя: «Э. Еникинец беренче хикэялэреннэн ук XX йез башы татар эдэбиятында формалашкан ьэм милли эдэбиятны Yзгэрткэн теп сыйфат - синтетизм - эсэрдэге эдэби сурэтдэYнен, фэлсэфи караш белэн кушылуы, тоташуы тергезелэ» [Заьидуллина 2015: 187].
Новизна работы состоит: во-первых, в сопоставительном аспекте, во- вторых, в реализации гeрмeнeвтичecкого подхода к творчecтву писатeлeй. Впервые рассматривается функционирование сентиментализма как традиции и вида пафоса, модуса художественности в творчестве В.Распутина и А.Еники.
Цели работы:
1. Выявить cтруктурно-содeржатeльныe особeнности и закономeрности функционирования сентиментализма в произвeдeниях татарского и русского писатeлeй.
2. Раскрыть инвариантное и вариативное в функционировании сeнтимeнтализма в творчeствe писатeлeй.
Задачи:
1. Систeматизация научно-критической литeратуры, посвящeнной данной тeмe в литeратуровeдeнии;
2. Опрeдeление форм проявлeния сeнтимeнтализма как традиции и вида пафоса в творчeствe татарского и русского писатeлeй;
3. Анализ приемов и принципов психологичeского изображeния в выбранных для сопоставитeльного анализа произвeдeниях.
4. Опрeдeление жанрово-композиционных особeнностей сопоставляeмых произвeдeний.
Теоретической основой работы стали, во-первых, принципы сопоставительного и сравнительного изучения различных национальных литератур, выработанные Н.И.Конрадом в исслeдовании «Запад и Восток», И.Г.Нeупокоeвой в «Истории всeмирной лигатуры. Проблeмы систeмного и сравнительного анализа», Ю.М.Лотманом в «Статьях по типологии культуры», А.Димой в «Принципах сравнительного литeратуровeдeния»,
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что сентиментализм в разных аспектах его функционирования (как вид пафоса, модус художественности, как традиция и т.д.) может быть использован в качестве параметра для сопоставительного изучения творчества писателей, являющихся представителями различных национальных литератур.
Прежде всего, специфика функционирования традиций сентиментализма в рассматриваемых художественных произведениях позволила нам выявить категории, универсальные для обеих культур. Общим является то, традиции сентиментализма определяют обращение к жанрам, которые направлены на раскрытие внутреннего мира человека (воспоминания, исповедальные монологи и др.), и использование преимущественно типа повествования от первого лица; сходные приемы и принципы психологического изображения - пристальное внимание к ценности «естественной» жизни человека, а также акцент на событиях его частной жизни, внимание к эмоциональной сфере человеческой жизни.
Изучение структурно-содержательных особенностей и закономерностей функционирования традиций сентиментализма позволило установить и своеобразие творческой индивидуальности В. Распутина и А. Еники на уровне жанровой специфики произведений, а также принципов художественного изображения, особенностей стиля.
Творческий метод В. Г. Распутина определяется в литературоведении как «онтологический (метафизический) реализм» (П.П. Каминский). Эстетической и философской сутью «онтологического реализма» является постижение высокого, однако потаенного смысла. Постижение данного смысла можно осуществить лишь через так называемую «соборность» и единение. Распутин, как и писатели, творящие в рамках данного принципа, находятся в поисках сакрального и мистического христианского смысла. В этом смысле важным является использование писателем символических и
мифологических образов, легенд и преданий.
88
Доминирующим типом творчества в прозе А. Еники является реалистический. Исследователи определяют его как писателя «психологического реализма». Реализм писателя состоял, прежде всего, в процессе отражения общественных и социальных проблем через
психологические конфликты. В то же время творчество татарского писателя характеризовалось и использованием романтических принципов. С романтической тенденцией связано стремление осознать факты
индивидуальной психологии, а также в свете общечеловеческих проблем осмыслить нравственные и социальные отношения между людьми.
Жанровая специфика произведений и В. Распутина, и А. Еники проявляется в особом типе повествования, а также в обращении к исповедальности. В рассказах и повестях русского писателя преобладает такая форма, как несобственно-прямая речь и различные ее модификации. В произведениях А. Еники мы выявляем как формы несобственно-прямой речи, так и характерный для татарской литературы особый тип повествования - замещенная прямая речь. Обращение писателей к исповедальности также имеет различные истоки. У В. Распутина оно связано с христианскими традициями, у татарского писателя - с традициями восточных литератур.
Своеобразие стиля В. Распутина состоит в жанровом многообразии прозы писателя - это и зарисовка природы или психологического состояния человека, и лирико-философское повествование о драматических ситуациях, и емкая притча.
Для стиля А. Еники характерен особый лиризм и субъективированность повествования, использование приемов художественного обобщения, совершаемого на путях символизации изображаемых явлений.
Распутин В.Г. Повести. Рассказы. В 2 т. Т.1 / В.Г. Распутин. - М.: Дрофа, 2006. - 396 с.
Распутин В.Г. Повести. Рассказы. В 2 т. Т. 2 / В.Г. Распутин. - М.: Дрофа, 2006. - 396 с.
Распутин В.Г. Повести. 2-е изд. / В.Г. Распутин. - М.: «Молодая гвардия», 1978. - 656 с.
Еники Э. Эсэрлэр, 5 томда. 3 том. Повестьлар. / Э.Еники. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2002. - 400 б.
Еники Э. Ж;из кыцгырау: хикэялэр. / Э.Еники. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1995. - 224 б.
Теоретическая литература
Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38.
Аминева В.Р. Теоретические основы сравнительного и
сопоставительного литературоведения: учеб. пособие / В.Р. Аминева. - Казань: КФУ, 2014. - 105 с.
Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами : (на материале произведений русских писателей второй половины XIX в. и татарских прозаиков первой трети XX в.): автореферат диссертации на соискание ученой степени д.филол.н.: специальность
10.01.2, специальность 10.01.08 / Аминева В.Р. - Казань, 2010 .— 51 с.
Андреев Л.Г. История французской литературы: учебник / Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. - М.: Высшая школа, 1987. - 543 с.
Бахтин М.М. Тетралогия / М.М.Бахтин. - М.: Лабиринт, 1998. - 607 с.
В. Шмид Нарратология / Шмид В. - М.: Языки славянской культуры,
2003. - 312 с.
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - С.266-323.
Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы филос. герменевтики / Г.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. - 367 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д.Гачев. - М.: Академия, 1998. - 430 с.
Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры: статьи разных лет. [Переводы] / Г. Э. фон Грюнебаум. - М.: Наука, 1981. -227 с.
Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / А. Дима. - М.: Прогресс, 1977. - 229 с.
Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. - М.: Прогресс, 1979. - 320 с.
Есин А.Б Принципы и приемы анализа литературного произведения /
A. Б. Есин. - М.: Наука, 2003. - 246 с.
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы.: Кн. для учителя / А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
Жирмунский В.М. Проблемы сравнительного изучения литератур /
B. М.Жирмунский. - Л.:1979. - 495 с.
Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. М., 1994.
Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход / В. Изер // Современная литературная теория: антология. - М.: Флинта, 2004. - С.201 - 224.
Кочеткова Н.Д. «Проблема «ложной чувствительности» в литературе русского сeнтимeнтализма» / Н.Д. Кочеткова // XVIII век. - Санкт-Петербург: Институт литературы (Пушкинский Дом) РАН, 1991. - С. 61-72.
Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: К антропологии Ф.М. Достоевского / А.Б. Криницын.- М.: Макс Пресс, 2001 - 370 с.
Лосев А.Ф. Проблема становления символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 67.
Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С.240-249;
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / Под общей ред. Ю.П. Сенокосова. М., 1997.
Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань, Фэн, 1997. - 192 с.
Прохорова Т.Г. Проза Л. Петрушевской как художественная система / Т. Г. Прохорова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2007 .— 263 с.
Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества. / Н.С. Тендитник. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 232 с.
Универсалии восточных культур / РАН, Ин-т философии; Отв. ред. М.С. Степанянц. - М.: Восточная литература РАН, 2001. - 431 с.
Урнов Д.М. Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики / Д.М. Урнов // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С.168-187.
Успенский А.Б. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. - М.: Искусство, 1970. - 225с.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ.: Н.И.Пригариной, А.С.Раппопорт. / Аннемари Шиммель. - 2-е изд. - М.: Алетейа: Энигма, 2000. - 414 с.
Шлейермахер Ф. Герменевтика. / Ф. Шлейермахер. - СПб.: «Европейский Дом», 2004. - 242 с.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ./ К. Г. Юнг. - К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.
Яусс Х.Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория: Антология.- М.: Флинта, Наука, 2004. - 343 с.
Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания. / Х.Р. Яусс // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 97-106.
Научно-критическая литература
Бражников И.Л. Живые и мертвые. Эсхатологические мотивы и мифопоэтика повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» / И.Л. Бражников // Преподаватель XXI век. - М.: Московский государственный
педагогический университет, 2009. - С. 317-322.
Дворяшин Ю.А. Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве В. Г. Распутина / Ю.А. Дворяшин // Сборник научных трудов: Проблемы творчества Ф.М. Достоевского. Поэтика и традиции. - Тюмень: Изд. ТГУ, 1982. - С. 97-108.
Заьидуллина Д.Ф. 1960-1980 еллар татар эдэбияты: яцарыш
мэйданнары ьэм авангард эзлэнYлэр: монография / Д.Ф. Заьидуллина. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2015. - 383 б.
Зиннатуллина Г. Х. Поэтическая ономастика прозы А. Еники: автореф. диссертации на соискание ученой степени к. филол. наук., Казань, 2005. - 25 с.
Ибатуллина Д.Э. Поэтика прозы Амирхана Еники: автореферат диссертации на соискание ученой степени к. филол. наук: специальность
10.01.2 / Д.Э.Ибатуллина. - Казань, 1993. - 21с.
Каминский П.П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина:монография / П.П. Каминский. - М .: ФЛИНТА: Наука, 2012. -240 с.
Карамова А. З. Психологизм в творчестве А. Еники: диссертация на соискание ученой степени к. филол. наук: специальность 10.01.01 / А. З. Карамова. - Казань, 2005. - 166 с.
Ковтун Н. В. «Деревенская проза» в зеркале утопии. / Н.В. Ковтун. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. - 494 с.
Котенко Н.Н. Валентин Распутин: очерк творчества. / Н.Н. Котенко. - М.: Современник, 1988. - 187 с.
Курбатов В. Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. / В. Я.Курбатов. - М.: Сов. Писатель, 1992.- 176 с.
Ма Сяоди Проблема национального самосознания в творчестве В.Г. Распутина: диссертация на соискание ученой степени к.филол.н.:
специальность 10.01.01 / Ма Сяоди. - М., 2015.- 161 с.
Мотигуллина А. Р. Характеры героев в прозе А. Еники: автореферат диссертации на соискание ученой степени к. филол. наук: специальность 10.01.01/ А. З. Карамова. - Казань, 2000. -22 с.
Мотигуллина А.Р. Художественно-документальные жанры Амирхана Еники / Мотигуллина А.Р. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота». - 2014. - 6-2 (36). - С. 157-160.
Никонова Т.А. Религиозные и мифологические мотивы в повести В. Распутина «Последний срок» / Т.А. Никонова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. -
Воронеж: Воронежский государственный университет. - 2013. - № 2. - С. 46
50.
Полева Е.А., Писаренко А.Е. Приемы психоглогизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» / Е.А. Полева, А.Е. Писаренко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: Томский государственный педагогический университет. - 2016. - № 11. - С. 131-136.
Семенова С. Г. Валентин Распутин. / С.Г. Семенова. - М.: Сов. Россия, 1987. - 176 с.
Сим Со Ен Рассказ и повесть В. Распутина: Структурные связи: диссертация на соискание ученой степени к.филол.н.: специальность 10.01.01 / Сим Со Ен. - М., 2001.- 162 с.
Смирнова Н. Н. Концепция праведничества в повести В.Г. Распутина «Последний срок» / Н. Н. Смирнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: Томский государственный
педагогический университет. - 2010. - № 8. - С. 122-126.
Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / И. Л. Бражников, А. А. Газизова, Т. А. Пономарева и др.: Коллективная монография: М.: Прометей, 2012. - 244 с.
Справочная литература
Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. — 1600 с.
Основы литературоведения: учебное пособие для студентов
педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов и др. - М.: Дрофа,
2003. — 416 с.
Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 - Рус. яз. и лит.: В 2 т. Т.2 / Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003. - 684 с.
Татарская энциклопедия: в 6-ти т. (под ред. М.Х. Хасанова). - Казань: Ин-т татарск. энциклопедии АН РТ, 2008. Т. 4. М-П. 768 с.
Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение.Литературное произведение: основные понятия и
термины. - М., 1999. - С. 464.
Интернет источники
http://www.literаrу.ru/literаrу.ru/reаdme.рhр? subаctюn=shоwfuП&id=1205324009&аrcЫve=1205324210 (дата обращения:
24.01.2016) .
httр://www.dsHb.net/Hterаtш'а-rоsи/роjetikа-рrоzу-vаlentmа rаsрutmа.html#3859383 (дата обращения: 12.02.17)
httр://www.mfоHоHb.mfо/рЫlоl/оrlоv/оrl5.html (дата обращения:
10.05.17)
http://www.dslib.net/russkaj a-Hteratura/rasskaz-v-rasputina-dmamika- zhanra.html (дата обращения: 10.10.16)
http://old.kpfu.ru/f10/publications/2004/amineva.pdf (дата обращения:
05.06.17)
http://www.studfiles.ru/preview/3537415/page:6 (дата обращения:
20.12.2016)
http://kazankowa.by/node/10 (дата обращения: 10.03.17)