Введение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
1.1 Сфера образования как элемент государственного сектора: понятие,
классификация и факторы 11
1.2 Программно-целевое управление в сфере образования 18
1.3 Методика оценки эффективности программно-целевого управления
сферой образования РФ 30
2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
2.1 Опыт использования программно-целевого управления в сфере 47
образования РФ
2.2 Характеристика современной социальной и демографической ситуации в
РФ 58
2.3 Оценка эффективности программно-целевого управления сферой
образования 64
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
3.1 Рекомендации по совершенствованию программно-целевого управления
в сфере образования РФ 80
3.2 Расчет экономической эффективности реализации проекта 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложение А - Региональные целевые программы, направленные на
развитие сферы образования 105
Приложение В - Бальная оценка уровня образования в регионах РФ 108
Актуальность работы. Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. В развитых странах государство берет на себя функции финансирования и организации фундаментальной науки и высоко рисковых прикладных исследований, научно - исследовательской инфраструктуры, образования.
Важная цель и одно из важнейших направлений модернизации сферы образования - усовершенствование самой модели управления данной сферы. В нынешних условиях управление образованием - это в первую очередь управление течением его формирования. В связи с этим следует сформировать общую концепцию образовательной статистики и показателей качества образования, а кроме того систему мониторинга образования. Ближайшая цель - развитие такого рода модели управления, в которой станут отчетливо установлены компетенции и полномочия, функции и ответственность абсолютно всех субъектов образовательной политики, в первую очередь в целом образовательных учреждений и органов местного самоуправления, областных и федеральных управленческих структур.
В Российской Федерации с целью осуществления больших научно-технических и социально-экономических проектов в приоритетных для государства областях научного знания применяется система федеральных целевых программ (ФЦП). На региональном уровне введение программно-целевого подхода осуществляется с помощью системы долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Программа развития образования является формой выражения стратегии. Элементами программы развития сферы образования считаются: аналитическая характеристика текущего состояния образовательного пространства и тенденции ее преобразований; главная цель изменений - основные направления предполагаемых реализаций преобразования образовательного пространства; перечень желаемых результатов; характеристика мер по достижению ожидаемых результатов;
Программы развития всех уровней в образовательной сфере не должны быть противоречивы нормативно-правовым актам и стратегическим установкам федеральной и региональной программам развития сферы образования.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность выбранной темы.
Объект - государственный сектор Российской Федерации
Предмет - сфера образования Российской Федерации
Цель - исследование теоретико-методических основ программно-целевого управления в государственном секторе для разработки направлений по его совершенствованию в сфере образования Российской Федерации
Задачи для достижения:
- исследовать теоретико-методические основы программно-целевого управления в государственном секторе (в сфере образования);
- дать понятие, классификацию и привести факторы сферы образования как элемент государственного сектора;
- рассмотреть программно-целевое управление в сфере образования;
- представить методику оценки эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- рассмотреть опыт использования программно-целевого управления в сфере образования РФ;
- рассмотреть характеристику современной социальной и демографической ситуации в РФ;
- привести оценку эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- разработать проект по повышению эффективности программно-целевого управления в сфере образования РФ.
Во введении исследована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
В главе 1 изучены теоретико-методологические основы программно-целевого управления образованием. Изучена сфера образования: понятие, классификация, факторы развития. Определены цели и инструментарий сферой управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Предложена методика оценки эффективности управления сферой образования.
В главе 2 проведен анализ программно-целевого управления сферой образования. Дана характеристика социального и демографического состояния Российской Федерации. Проведена оценка эффективности управлении сферой образования на основе программно-целевого метода.
В главе 3 выявлены направления совершенствования управления сферой образования. Разработан проект по совершенствованию программно-целевого управления сферой образования в Челябинской области. Проведен расчет экономической эффективности реализации проекта.
В заключении сделаны выводы о проведенном исследовании
Ведь действительно, для того, чтобы дальнейшая жизнь сложилась хорошо и была высокооплачиваемая работа необходим определенный уровень образования, так же дошкольное и среднее образование формирует определенные личностные качества, которые будут положительно сказываться во взрослой жизни.
Государственный сектор - это совокупность хозяйственных субъектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным государственным органам.
В одну из крупных категорий входит сфера образования - государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны и др.
Сущность программно-целевого управления сводится к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода.
Программно-целевое управление в сфере образования:
1) системно;
2) подчинено глобальным образовательным целям;
3) осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ.
Методика оценки эффективности управления сферой образования включает в себя следующие блоки:
1. Обеспечение доступного качественного общего и дополнительного образования;
2. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам развития системы образования;
3. Поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
4. Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
5. Развитие системы оценки качества образования.
Исходя из обозначенных актуальных вопросов, выявленных в анализе, сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Челябинской области. По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы.
По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы:
1) снижение общего среднего балла ЕГЭ
2) старение педагогических кадров в системе общего образования
3) снижение числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих
4) снижение количества обучающихся 9-11 классов ОУ в участии олимпиад
5) низкий уровень использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования
Из всех выявленных проблем, проблема низкого уровня использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования, для меня, является самой актуальной.
Для ее решения было предложено следующее мероприятие:
Ввести в ФЦП «Развитие образования» дополнительную цель «Применение программно-целевого управления во всех субъектах РФ в размере не менее чем 3 региональные целевые программы»
Данная цель будет достигнута путем решения следующего ряда задач:
1) Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
2) Усиление заинтересованности населения в получении качественного образования;
3) Использование дополнительных источников финансирования региональных целевых программ.
В рамках 1 задачи будет осуществлен ряд мероприятий по развитию независимой системы оценки качества на всех уровнях образования, в том числе посредством создания новых механизмов для системы оценки качества функционирования образовательных учреждений посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.
В рамках 2 задачи будут проведены дополнительные мероприятия в организациях среднего профессионального и высшего образования по увеличению заинтересованности у населения в получении качественного среднего профессионального и высшего образования, а так же создание дополнительных бюджетных мест для категорий населения, у которых нет возможности учится на контрактной основе.
В рамках 3 задачи предлагается увеличить объем финансирования региональных целевых программ в рамках дополнительного увеличения субсидий субъектам РФ.
Расчет эффективности доказал экономическую целесообразность проекта.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года
4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года
5. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ (ред. от 08 мая 2010 года) «Об автономных учреждениях»
6. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 280-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ ПРОЗРАЧНОГО МЕХАНИЗМА ОПЛАТЫ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА»
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями и дополнениями)
10. Указ Президента РФ от 30 июля 2008 № 1144 (ред. от 19 июля 2010 года ) «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»
11. Указ Президента РФ от 07 мая 2008 № 716 «О федеральных университетах»
12. Указ Президента РФ от 10 апреля 2006 № 339 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на медалях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего и начального профессионального образования»
13. Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 (ред. от 9 ноября 2010 года) «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»
14. Указ Президента РФ от 31 августа 1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»
15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597»О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
16. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
17. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О НАЦИОНАЛЬНОЙ
СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ»
18. Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 662 « Об осуществлении мониторинга системы образования»
19. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
20. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343 г. Москва «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Т1. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р
23. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный санитарный врач РФ. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно¬эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
24. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
25. Приказ от 13 марта 2015 г. n 234 «о признании утратившим силу приказа министерства образования и науки российской федерации от 11 декабря 2012 г. n 1032 «об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программа»
26. Приказ от 8 апреля 2014 г. n 293 «об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
27. Приказ МОиН РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»
28. Приказ МОиН РФ от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»
29. Приказ МОиН РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
30. Приказ МОиН РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
31. Приказ МОиН РФ от 28 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»
32. Приказ МОиН РФ от 27 августа 2013 г. № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним» (начало действия документа 09.11.2013)
33. Приказ МОиН РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении
положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (начало действия документа 11.11.2013)
34. Приказ МОиН РФ от 13 сентября 2013 г. № 1065 »ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ
СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ И СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ» (начало действия документа 11.11.2013)
35. Приказ МОиН РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315 »ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»(начало действия документа 22.04.2014)
36. Приказ МОиН РФ от 13 января 2014 г. № 8 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (начало действия документа 22.04.2014)
37. Приказ МОиН РФ от 22 января 2014 г. № 32 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
38. Афанасьев Б.Б. Сборник модельных муниципальных правовых актов / Б.Б. Афанасьев, Б.Л. Бузмаков, Л.Е. Бурда, и др. / Под общ. ред. Бурда Л.Е. - Новосибирск: Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», 2009.
39. Братановский С.Н. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. - М.: Юнити, 2008.
40. Васильев А.А. Система муниципального управления. - М.: КноРус, 2009.
41. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление. - М.:
ГроссМедиа, 2009.
42. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления. - М.: РнД, 2009.
43. Каппелс Т.М. Финансово-ориентированное управление проектами. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.
44. Менеджмент, маркетинг и экономика образования/Под ред.А.П. Егоршина.
- Н. Новгород, 2005
45. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2009.
46. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. - М.: Маар, 2008. . - М.: Флинта, 2008.
47. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторов развития. - М.: Омега-Л, 2007.
48. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами.
- М.: Эгвес, 2009.
49. Очкин О.А., Уварова Г.Г. Статистика в системе государственного и муниципального управления. - М.: Инфра-М, 2008.
50. Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - М.: Форум, 2009.
51. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие для вузов. - М.: Пресс, 2007.
52. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2006.
53. Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России: Материалы Всероссийской конференции (Москва, 10-11 апреля 2003 г.). - М.: Наука, 2003.
54. Кирилловых А.А. Законодательство об образовании: современная действительность и концептуальное развитие // Законодательство и экономика.
2011. № 11. С. 9.
55. Шлыкова Е.В. Правовое обеспечение и основные аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в России и зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 2011. № 1. С. 15-21.
56. Кананыкина Е.С. Разграничение полномочий в сфере управления образованием в Германии // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 5-29.
57. Чаплыгина А.Ю. Коррупция в образовательных учреждениях: проблемы квалификации деяний // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1.
58. Чеха В.В. Новый статус образовательных учреждений: комментарий к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
59. Кукина С.Л. Горизонты модернизации образования // Руководитель бюджетной организации. 2011. № 11
60. Зубкова И.А. Федеральный образовательный стандарт для старших классов: продолжаем обсуждать // Руководитель бюджетной организации. 2011. № 6.
61. Литовченко В.П. Финансы: Учебник / В.П. Литовченко, А.М. Годин, И.В. Ишина, И.В. Подпорина и др.; Под ред. В.П. Литовченко. - М.: Дашков и Ко,
2012.
62. 11. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М.В. Романовский, Н.Н. Назаров, М.И. Попова и др.; Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайтиздат, 2010.
63. Балабанов И.Т. Игровой практикум по финансам / И.Т. Балабанов, Н.А. Каморджанова, В.Н. Степанов, Е.В. Эйбшиц. - М.: Финансы и статистика, 2010.
64. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Пав лова. - М.: ЮНИТИ, 2012.
65. Брайчева Т.В. Государственные финансы России. - СПб.: Питер, 2011.
66. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.
67. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник/ О.И. Лаврушин, М.М. Ямпольскнй, Ю.П. Савинский и др.: Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2010.
68. Райская Н. Национальные проекты. Развитие Образования // Экономика. - 2009. - №20.
69. Серегина С.Ф. Развитие образования. Проблемы и перспективы. // Новые известия. - 2009. - №5.
70. Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства / Интернет-Источник http://region.edu3000.ru/belogurov.
71. Катровский А.П. Регионализация высшего образования в стратегии
регионального развития / Интернет-источник
http: //region.edu3000.ru/Statj i_BPO_1/Regional_VPO.
72. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств / Интернет-источник http://region.edu3000.ru/favorite.
73. Ловецкий Г.И. Психолого-педагогические основы формирования региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореферат диссертации. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, 2005. / http: //www.childpsy.ru/dissertations/id/18959.
74. Общая характеристика системы образования / Интернет-источник http: //www.finekon.ru/obshhaj a%20harakteristika.
75. Федеральный центр образовательного законодательства/
http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/
76. Шабалин Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства / Интернет-источник http://region.edu3000.ru/favorite.
77. Шабалин Ю.Е. Трансформация содержания общего образования на основе специфики регионального образовательного пространства. - Режим доступа: http: //region.edu3000.ru/favorite.
78. Шатон Г.И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными
системами. / Интернет-источник http://region.edu3000.ru/favorite.
Йш#анализ_проблемы
79. Материалы к выступлению Министра А.Фурсенко в Совете Федерации Российской Федерации 12 октября 2011 года по вопросу о подготовке педагогических кадров в условиях модернизации страны URL.: http://mon.gov.ru
80. Блинов А. Проблемы российского образования в 21 векеиИЕ: http://www.baltic-course.com
82. Справка по вопросу «О реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей URL.: http://мрсо.рф/