Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ДРАМАТУРГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

Работа №63885

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социально-исторические аспекты развития турецкой 7
драматургии
1.1. Исторические особенности возникновения турецкой драматургии 7
1.2. Тематика и социальная проблематика турецкой драматургии 13
1.3. Жанровые особенности турецкой драматургии 21
Глава 2. Социальные мотивы турецкой драматургии во второй половине 30
XX века
2.1. Специфика социально-ориентированной турецкой литературы во 30 второй половине ХХ века
2.2. Турецкая драматургия на фоне общественно-политических событий в 36 стране во второй половине ХХ века.
2.3. Социальные мотивы турецкой драматургии во второй половине XX 43
века
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 64


Турецкая драматургия, являющаяся одним из ведущих жанров современной турецкой литературы, имеет более чем полуторавековую историю. Начав развиваться значительно позднее поэзии и прозы, она сформировалась за короткий срок и прошла многоэтапный путь развития.
Драматургия второй половины XX века обращает на себя особое внимание, поскольку в ней особенно ярко отразились основные тенденции развития общественной жизни Турции, социальная проблематика. Кроме того, драматургия второй половины XX века - это особый феномен турецкой литературы в связи с доминированием в ней реалистических мотивов и сюжетов, наличием ярких и неповторимых художественных образов.
В настоящей работе мы опирались на исследования ведущих специалистов в данной области с целью обобщить доступный теоретический и практический материал и изучить вопросы социальной проблематики в турецкой драматургии второй половины 20 века. В последние годы опубликовано значительное количество научных изданий, монографий и диссертаций, в которых рассматриваются различные аспекты турецкой драматургии. К примеру, Е. А. Оганова в своей монографии исследует традиции народной драмы в современной турецкой драматургии. Автор выявляет типологические закономерности народной драмы, определяет специфику проявления традиций народной драмы в различных жанрах на разных этапах развития турецкой драматургии - от возникновения первых авторских пьес (вторая половина XIX в.) до настоящего времени (90-е гг. XX в.), а также прослеживает трансформацию традиций народной драмы в условиях создания «нового» театра и становления в его рамках политизированной драмы [2].
И. Прушковская в статье под названием «История развития турецкой авторской драмы» рассматривает вопросы зарождения турецкой авторской драматургии и этапы ее развития в дореспубликанский период. Автор анализирует основную жанровую палитру авторской драмы, тематику пьес, уделяя при этом внимание историческим процессам, сопровождающим зарождение авторской драматургии и предпосылкам, сыгравшим немаловажную роль во вхождении турецкой литературы в струю мировой [3]. Кроме того, перу И. Прушковской принадлежит статья «Турецкая Женская драматургия: зарождение, развитие, конфликт» [4].
В сборнике И.В. Боролиной «Тюркские литературы и фольклор» содержится статья, посвященная турецкой драматургии эпохи Просвещения [5].
В труде А.А. Бабаева за 1982 г. подробно исследуются социальные мотивы Халдуна Танера, Азиза Несина, Назыма Хикмета, Неджати Джумалы, Адалет Агаоглу, Сермета Чагана, Реджепа Бильгинера. Помимо этого, автор описывает процесс формирования драматургии в турецкой литературе и рассматривает тематику турецких пьес республиканского периода. [1]
Среди зарубежных исследователей изучением произведений турецких драматургов и анализом отдельных периодов развития современной турецкой драматургии занимались Н. Гюрбилек, Д. Давуд, Ф. Кечели, Р.А. Севенгиль, С. Шенер и др. [4, с. 201]
Проанализировав значительный массив научной литературы, мы представили в обобщенном виде особенности турецкой драматургии второй половины XX столетия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что за последнее время, как в отечественном, так и в зарубежном востоковедении значительно возросло внимание к социальной проблематике и ее роли в литературном развитии.
Объектом нашего исследования является турецкая драматургия второй половины XX века.
Предметом нашего исследования выступает социальная проблематика.
Цель нашего исследования заключается в анализе социальных мотивов в турецкой драматургии второй половины XX века.
Для достижения поставленной цели нами были формулированы следующие задачи:
- рассмотреть исторические особенности возникновения турецкой драматургии, ее тематику, социальную проблематику и жанры;
- исследовать специфику социально-ориентированной турецкой литературы в указанный период времени, а также общественно-политические условия развития турецкой драматургии и ее социальную проблематику.
Среди общих методов мы использовали общий диалектический метод исследования, изучая предмет данной научной работы с точки зрения целостности современной действительности, ее развития и свойственных ей противоречий. Использовались общенаучные методы, такие как:
- сравнение и обобщение существующей научной информации по изучаемой теме;
- наблюдение за современной ситуацией в турецкой драматургии и анализ происходящих процессов;
- анализ исторического развития рассматриваемого вопроса.
Кроме того, нами не оставлены без внимания и эмпирические методы научного исследования - изучение и обобщение источников турецкой литературы, научных статей известных российских и иностранных ученых, опубликованных в отечественных и иностранных периодических изданиях.
Научная новизна работы состоит в том, что турецкая драматургия второй половины XX века рассматривается с точки зрения актуальных социальных проблем в жизни турецкого общества.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы как для подготовки спецкурсов и семинаров в вузовском образовательном процессе, так и при осуществлении дальнейших исследований в данной области; в работах по истории турецкой литературы и литератур тюркских народов.
Теоретическая значимость работы: состоит в том, что ее основные положения и выводы развивают и дополняют существующие в отечественном и зарубежном литературоведении научные представления о процессе развития турецкой драматургии. Исследование расширяет представление о социально-реалистическом направлении в турецкой литературе в целом и драматургии в частности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале Х1Х в. в связи с активными политическими и культурными реформами внимание турецких писателей начали привлекать новые для их литературы жанры, которые они пытались приспособить к канонам турецкой литературы. Точкой отсчета зарождения турецкой драматургии стало появление пьесы Ибрагима Шинаси «Женитьба поэта» (1859). За этим стремительно следовал конституционный период становления турецкой драматургии (1908-1923), республиканский период (1923-1960), период активного развития (1960-1980) и период политического кризиса, связанного с событиями 12 сентября 1980 г., который дал толчок для зарождения постмодернистской драмы.
Социальная проблематика непосредственным образом повлияла на формирование турецкой авторской драматургии, становление которой пришлось на эпоху турецкого Просвещения, последовавшую за реформами эпохи Танзимата (1839 -1856).
На основания проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- Тематика и социальная проблематика турецкой драматургии менялись с течением времени под влиянием происходивших в стране и на мировой арене социально-исторических процессов. Войны, смены политического режима, военные перевороты, крупномасштабные реформы и общественные сдвиги - все это нашло свое отражение на сцене турецких театров.
- Что касается второй половины ХХ в., в турецкой литературе становится заметным влияние социального реализма. Социальные реалисты глубоко и правдиво изображали главным образом отрицательные явления жизни, чтобы возбудить в читателях протест против них. Они отстаивали свои идеалы, показывая те явления, которые мешали этим идеалам осуществиться. Поэтому в социально-реалистических произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Вследствие данного факта в турецкой драматургии второй половины ХХ в. социальная проблематика раскрывается наиболее ярко.
- Турецкая драматургия 1950-1960-ых гг. отражает возникшую в Турции новую общественно-политическую ситуацию. В эти годы она вступает на путь поисков новых сюжетов, форм, идей и базируется частично на творческом методе социального реализма. В этот период творят Октай Рыфат, Мелих Джевдет Андай, Халдун Танер, Орхан Асена, Назым Куршунлу, Реджеп Бильгинер, Джахит Алтан, Рефик Эрдуран, Хидает Сайын, Тургут Озакман, Неджати Джумалы, Азиз Несин, Бехчет Неджатигиль.
- Период с 1960-ых по 1970-ые гг. считает периодом зрелости турецкой драматургии. В этот период турецкая драматургия находилась под влиянием социально-реалистического течения. Большую роль в ее развитии сыграли также взгляды Бертольда Брехта. В целом драматургия носила политизированный характер. На данном этапе следует отметить творчество таких драматургов, как Гюнгор Дильмен, Сермет Чаган, Адалет Агаоглу, Гюнер Сюмер, Керим Корджан, Туран Офлазоглу, Башар Сабунджу, Али Йорюк, Халдун Танер, Тургут Озакман, Октай Рыфат, Васыф Онгорен, Динчер Сюмер, Орхан Кемаль, Джевдат Фехми Башкут, Яшар Кемаль, Октай Арайыджы, Джахит Атай, Мелих Джевдет Андай, Азиз Несин, Сабахаттин Кудрет Аксал, Садык Шендиль.
- На следующем этапе (1970-1980 гг.) в развитии драматургии намечается застой. В литературе главенствует социалистический реализм с его изображением быта рабочих и крестьян. Среди драматургов указанного периода выделяются Сермет Чаган, Тургут Озакман, Халдун Танер, Васыф Онгорен, Гюнгёр Дильмен, Октай Арайыджы, Oктай Рифат, Хашмет Зейбек, Рефик Эрдуран.
- В начале 1980-ых гг. интерес к социальной тематике не угас, однако перешел на уровень изображения душевных переживаний. На передний план выходят такие темы, как дефицит общения, отчуждение, культурная деградация. Наиболее крупные фигуры данного периода - Муратхан Мунган и Мемет Байдур.
- В последней части нашей работы нами были исследованы пьесы Халдуна Танера «Человек дня», Адалет Агаоглу «Игры в семью», Сермета Чагана «Фабрика ног», Хашмета Зейбека «Алпагутский инцидент», Васыфа Онгорена «Немецкая тетрадь», Октая Арайыджы «Псевдоним Гонджагюль» и Мемета
58
Байбура «Грузовик». При все жанровом и сюжетном многообразии мы выделили ряд социальных мотивов, красной лентой проходящих сквозь творчество большинства драматургов, а именно: социальные перемены, вызванные крупными политического сдвигами; устаревшие моральные взгляды, приводящие к деградации общества; упадок семейных ценностей; бедность и миграция как единственный способ ее избежать; урбанизация; общественные тяготы и проблемы.
Таким образом, историко-типологический подход к изучению социальных мотивов в сочетании с конкретным историко-литературным анализом, который был использован в данной работе, позволил выявить ряд общих типологических закономерностей, характеризующих социально-ориентированную турецкую драматургию второй половины XX века.



1. Бабаев А.А. Социальные мотивы в современной турецкой драматургии / А. Бабаев ; науч. ред. А. Курбанов ; Институт народов Ближнего и Среднего Востока АН Азербайджанской ССР. - Баку : Элм, 1982. - 173 с.
2. Оганова Е.А. Традиции народной драмы в современной турецкой драматургии / Е.А. Оганова. - М.: ИСАА МГУ, 2006. - 272 с.
3. Прушковская И. История развития турецкой авторской драмы // Avrasya incelemeleri Dergisi (AVID), II/1 (2013), s. 17-39.
4. Прушковская И. Турецкая женская драматургия: зарождение, развитие, конфликт // Polilog, 2005. - №°5. - с. 201-210.
Общетеоретическая литература
5. Боролина И.В. Тюркские литературы и фольклор. Статьи / И.В. Боролина. - М., 2004.
6. Киреев, Н.Г. История Турции XX век / Н.Г. Киреев. - Москва: ИВ РАН: Крафт+, 2007. - 608 с.
7. Ларионова Е.И. Современная общественно-политическая сказка в Турции//Восточные языки и культуры. (Материалы I международной научной конференции). Москва, 2007, стр. 166 - 170.
8. Ларионова Е.И. Современная турецкая литературная сказка: типология и эволюция жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Москва: МГУ, 2008. — 23 с.
9. Социалистический реализм за рубежом: разработка проблем теории и практики. - М.: Радуга, 1985. - 281 с.
Источники
10. Aktikula? R. Oktay Arayici’nin Oyunlarinda ironi Qe§itlemesi. Yuksek Lisans Tezi. Bilkent Universitesi Ekonomi ve Sosyal Bilimler Enstitusu, Haziran, 2003. - s. 151.
11. Asutay H., Qelikten S. Birinci Ku§ak Gofmen Yazinma Bekir Yildiz’in “Alman Ekmegi” Afisindan Baki§ // Uludag Universitesi Egitim Fakultesi Dergisi, 26 (1), 2013, s. 211-220.
12. Qelik Y. 1940 Ku§agi Toplumcu §airleri ve Halk §iiri // Mil Folklor, 2010, Sayi 87, s. 78-83.
13. Erol K. Memet Baydur Tiyatrosu ve Dramatik Bir Pazarlik Oyunu: Kamyon // Turkish Studies, Volume 8/4 Spring 2013, p. 817-833.
14. Gokalp-Alpaslan G. ilk Turkfe Oyunlardan Vakayi-i Acibe ve Havadis-i Garibe-i Kefger Ahmed Uzerine Bir inceleme // bilig, Bahar 2007, sayi 41, s. 45-68.
15. Gorgun M. The Role of Turkish Theatre in the Process of Modernization in Turkey (1839-1946). Doktora Tezi. Yeditepe Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu, 2014. - 171 s.
16. Guler K., Ozkan S. Kutahyali Hasan Bedreddin Pa§a Ve Tiyatrolari Uzerine Bazi Mulahazalar// International Journal of Social Science, Volume 5 Issue 3, June 2012, p. 75-89.
17. Kocaman §. Vasif Ongoren’in “Alamnya Defteri”nde Gof Olgusu // KSU Sosyal Bilimler Dergisi, Ekim 2014, Cilt 11, Sayi 2, s. 147-161.
18. Nutku O. “Ayak-Bacak Fabrikasi”m Sahneye Koyarken Zorunlu Du§unceler // Tiyatro Ara§tirmalan Dergisi, 1971, Sayi 2, s. 29-76.
19. Nutku O. “Evcilik Oyunlari” Uzerine Sahne Qali§masi // Tiyatro Ara§tirmalan Dergisi, 1972, Sayi 3, s. 53-73.
20. Ozmen O. Turkiye’de Politik Tiyatro’nun Geli§imi // Ankara Universitesi Dil ve Tarih-Cografya Fakultesi Dergisi, 55, 1 (2015), s. 415-429.
21. Pala B.Q. Oktay Arayici’nin Oyunlarmda Geleneksel Tiyatronun izleri: Bir Reji Qali§masi “Rumuz Goncagul” Yuksek Lisans Sanat Eseri Raporu. Hacettepe Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu, Ankara, 2009. - 217 s.
22. Somuncu S. ismet Ozel’in “Di§lerimiz Arasindaki Ceset” §iiri Uzerine Bir Qozumleme Denemesi // Uluslararasi Sosyal Ara§tirmalar Dergisi, Cilt 7, Sayi 34, s. 156-163.
23. Ulugtekin M. Ahmet Vefik Pa§a’mn Qevirilerinde Osmanlila§an Moliere. Yuksek Lisans Tezi. Bilkent Universitesi Ekonomi ve Sosyal Bilimler Enstitusu, 2004. - 109 s.
24. Uslu M.F. Melodram ve Komedi: Osmanli’da Turkfe ve Ermenice Modern Dramatik Edebiyatlar. Doktora Tezi. ihsan Dogramaci Bilkent Universitesi, Turk Edebiyati Bolumu, 2011. - 220 s.
25. Yabuz Y. 1971-1985 Konusunu Turk Tarihinden Alan Tiyatrolar. Yuksek Lisans Tezi. Afyon Kocatepe Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu, 2003. - 607 s.
26. Yildiz B. Adaptasyon Meselesi, Ahmet Vefik Pa§a ve Zoraki Tabib Ornegi // Turkish Studies, Volume 2/3, Summer 2007, p. 638-659.
27. Yilmaz M. ismet Ozel’in “Sevgilim Hayat” Siirinin Marksist Estetik Afisindan Tahlili // A. U. Turkiyat Ara§trnmalari Enstitusu Dergisi [TAED] 49, Erzurum 2013, s. 211-222.
Электронные ресурсы
28. Боролина И.В. Литература 50-70-х гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-6013 .htm, свободный.
29. Литовская М.А. Социалистический реализм в литературе XX века. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/sotsialisti cheskiv-realizm-kak-obraztsovw-tvorcheskiy-metod#ixzz47Txeim00, свободный.
30. Меликов Т. Факир Байкурт: его роман «Куропатка» и рассказы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e- reading.by/bookreader.php/1034158/Baykurt - Lzbrannoehtml, свободный.
31. Фиш Р. Любовь и кровь Орхана Кемаля. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1038696/0/Kemal Mosh ennik. Murtaza. Semdesyat vtoraya kamera. Rasskazy.html, свободный.
32. Aydin A. Sinasi’nin “§air Evlenmesi’nde” Fransiz Etkisi. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://web.fhatedu.tr/sosyabil/dergi/arsiv/cilt11/sayi1/1 37-150.pdf, свободный.
33. Er C. “Gunun Adami”nda Siyasetteki Aksakhklann Topluma Etkisi. [Электронный ресурс] - Режим доступаКШэ^Ы-
contact.weebly.com/uploads/2/4/1/7/24175259/gnn adamnda siyasetteki aksaklkl arn topluma etkisi ceren er.pdf , свободный.
34. Gullu F. Yeni Osmanli Ebuzziya Tevfik Bey'in "Ecel-i Kaza"si. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.kulturelcogulcugundem.com/news.php?nid=63.
свободный.
35. Ha§met Zeybek’ten Alpagut Olayi. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uidder.org/hasmet zeybek’ten alpagut olayi.htm, свободный.
36. Turgut H. Serguze§t-I Perviz Uzerine. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.academia.edu/12209039/Serguzest-i Perviz Uzerine, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ