ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОКОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности
школьника 8
1.2 Подросток как субъект учебной деятельности 15
1.3 Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля
подростков в учебно-воспитательном процессе 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 34
2.1. Выбор методик и организация исследования 34
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе регулятивных УУД. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самоконтроль. Он играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Е[оэтому вопрос о формировании самоконтроля в подростковом возрасте является актуальным в настоящее время.
Вопросы, которые связаны с развитием самоконтроля, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя и проконтролировать закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение контролировать результаты своей учебной деятельности. Самоконтроль формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для самоконтроля и рефлексивной оценки учащимися своих действий.
Елавный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самоконтроля заключается не только в том, что он позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления достигнутых результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли о том, что человек может и должен контролировать себя сам, что эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на оценку окружающих.
Изучением феномена самоконтроля занимались многие известные педагоги и психологи. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных знаний, умений и навыков, то новые стандарты ориентируют на формирование метапредметных умений.
Подростковый возраст характеризуется кардинальными преобразованиями в сфере сознания и в системе взаимоотношений подростка. Процесс полового созревания оказывает большое влияние на психофизиологию подростка и соответственно на его деятельность. В подростковом возрасте особенно сложно контролировать свои эмоции, , четко определить свои цели и регулировать свои действия, поэтому развитие самоконтроля наиболее актуально в данном возрасте. В подростковом возрасте возникают значительные трудности в процессе самореализации и адаптации, что осложняет самоопределение подростка. В этом случае самоконтроль выступает как важный вспомогательный психологический механизм.
Самоконтроль - один из ключевых континуумов в триаде основных «центров притяжения» личностных свойств согласно концепции системно-функционального подхода А.И. Крупнова [23]. Самоконтроль - интегральное, многофакторное понятие, связанное со многими психологическими категориями. Самоконтроль вскрывает механизм функционирования систем и фиксирует момент устойчивости.
В психолого-педагогической литературе исследователями
раскрываются психологические основы самоконтроля (Л.И. Рувинский,
А.Я. Арет, Н.Д. Левитов, Т.И. Гавакова, В.В. Чебышева, Л.Б. Ительсон, Г.А. Собиева, М.А. Бондаренко, М.И. Боришевский), показано значение самоконтроля как существенного звена последующего учебного процесса (Ю.К. Бабанский, С.И. Архангельский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова). Проблему самоконтроля подростков в различных ее аспектах исследовали Г.С. Никифоров, А.А. Крылов, Е.О.Смирнова, С.
А.Филиппова, О.А.Карабанова и др.
В зарубежной психологии делается акцент на личных причинах, где рассматривается стиль саморегуляции в связи с особенностями поведения, реагирования, познавательных процессов (Е. Олпорт, Р. Стагнер, X. Виткин, Дж. Каган и др.)
В настоящее время в науке накоплен достаточный опыт в изучении особенностей самоконтроля деятельности и поведения подростков, однако формирование навыков самоконтроля у подростков в образовательном процессе современной школы изучено недостаточно. Формирование основ самоконтроля подростков в образовательном процессе современной школы имеет важное значение для успешного осуществления учебной деятельности, регулирования отношений подростка со взрослыми и сверстниками.
Объектом нашего исследования является образовательный процесс.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития самоконтроля у школьников в процессе обучения.
Цель исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию самоконтроля подростков в процессе обучения.
Задачи исследования:
- определить сущность и содержание понятия самоконтроль учащегося средней общеобразовательной школы;
- проанализировать опыт работы учителей (психологов, школ) по развитию самоконтроля подростков в процессе обучения;
- выявить пути и средства эффективного развития самоконтроля у учащихся в современной школе;
- разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по формированию навыков самоконтроля у подростков в процессе обучения, обобщить её результаты.
Гипотеза исследования: процесс развития самоконтроля будет эффективным, если:
- диагностировать и учитывать уровень развития самоконтроля у учащихся;
- работа по формированию самоконтроля будет осуществляться учителем систематически;
- активно вовлекать в процесс развития самоконтроля всех учеников;
- использовать на уроке специальные задания, направленные на развитие у учащихся компонентов самоконтроля.
Методологической основой работы являются:
- важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;
- ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в исследовании;
- ориентация на новые педагогические концепции.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
изучение и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: изучение школьных программ и средств учебно- методического обеспечения, программ и учебных пособий для подготовки и повышения квалификации учителей; наблюдение за деятельностью учащихся и учителей; беседы с учителями, учащимися; опытноэкспериментальная работа.
Базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №10 г. Елабуга. В экспериментальной работе приняли участие классный руководитель, учащиеся 4-х классов, выборка составила 50 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами разработаны рекомендации и система заданий для развития самоконтроля в процессе обучения подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами и внедренная в практику работы школы система заданий способствовала позитивным сдвигам в развитии самоконтроля у учащихся и может быть использована учителями.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы формирования самоконтроля учащихся.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, приводятся результаты проведенной опытно- экспериментальной работы.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.
Самоконтроль является одним из важнейших факторов самостоятельной деятельности обучающихся, обеспечивающий своевременное
предотвращение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Умение осуществлять самоконтроль - необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими.
В отношении учебно-познавательной деятельности школьников выделяют прогностический, пооперационный и итоговый самоконтроль. Е[рогностический (предварительный, подготовительный) самоконтроль проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ребенку, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований взрослого. Текущий (пооперационный) самоконтроль осуществляется на исполнительском этапе самостоятельной деятельности в процессе выполнения задания. Заключительный
(констатирующий) самоконтроль производится после выполнения определенного вида деятельности, после самостоятельной работы. Он предполагает сличение конечного результата с образцом и исправление допущенных ошибок.
Е[о мере взросления учащихся все более значимое место в учебном процессе должны занимать взаимо- и самооценка. Е[оэтому, прежде всего, следует формировать у школьников способность самостоятельно оценивать себя, свои знания, действия, поступки, поведение. Самоконтроль - это основная и самая сложная форма контроля. Все его элементы каждый обучающийся выполняет самостоятельно. Результат проверки работы, выполненной учеником, может служить показателем уровня сформированности самоконтроля.
Высокий уровень сформированности с самоконтроля позволяет ученику на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, их результатами и сознательно их регулировать.
Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Необходимо воспитать у подростков внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе.
Активность учащихся в учебной деятельности и их стремление к самостоятельности - важнейшее условие при формировании
самоконтроля. Самоконтроль включает способность ребенка к
целеполаганию, его умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать несоответствия между ними, способность критически оценивать свою работу, умение осуществлять коррекцию своей деятельности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, цель которой состояла в достижении позитивной динамики в развитии компонентов самоконтроля учащихся экспериментального 4А класса. Для определения первоначального уровня сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий были использованы методика «Проба на внимание» ПЯ. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, личностный опросник Кеттелла в модификации Л. АЯсюковой. Нами было установлено, что на констатирующем этапе подростки имели различный, преимущественно средний уровень развития навыков самоконтроля.
Для развития у школьников навыков самоконтроля мы рекомендовали учителю экспериментального класса включать в уроки на разных этапах их организации специальную систему заданий.
В частности, мы рекомендовали учителю систематически использовать:
- задания на поиск «запланированных» учителем или самими учениками ошибок;
- само- и взаимопроверку и само- и взаимооценку домашних и классных письменных работ, устный взаимный опрос;
- тесты с последующей самооценкой качества выполнения своей работы учеником;
- «листы самоконтроля»;
- комментирование;
- на уроках русского языка: комментированное письмо,
орфографическое проговаривание, зрительный диктант, выборочное списывание, сигнальные карточки, графическое обозначение орфограмм, диктант с самопроверкой;
- занимательные задания творческого характера, такие как: составь и запиши рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята; составь цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова; диктант-игра «Кто больше запомнил?».
Установлено, что после проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование навыков самоконтроля подростков в процессе обучения в экспериментальной группе выявлены значимые различные результаты.
После реализации на уроках учителем предложенных нами рекомендаций экспериментальная группа показала позитивную динамику в развитии компонентов самоконтроля. На практике это проявлялось в повышении внимательности при выполнении классных письменных работ, качества выполнения домашних письменных работ, повышении успеваемости по предметам. Также обучающиеся стали проявлять высокий уровень сформированное™ волевого самоконтроля.
В результате проведенного исследования нами были выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию самоконтроля подростков в учебно-воспитательном процессе:
- готовность педагога к формированию самоконтроля подростков;
- диагностика и учёт уровня развития самоконтроля учащихся;
- формирование положительных мотивов самоконтроля;
- осуществление дифференцированного подхода к различным по уровню развития компонентов самоконтроля и успеваемости группам учащихся;
- систематическая работа учителя по формированию навыков самоконтроля детей;
- активное вовлечение в процесс развития самоконтроля всех учеников;
- использование на уроке специальных заданий, направленных на развитие у учащихся компонентов самоконтроля;
- развитие социально-ценных и волевых качеств подростков: внимательности, ответственности, целеустремленности.