Введение 3
Глава I. Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства
1.1. Гражданская идентичность как предмет педагогического
исследования 8
1.2. Формирование гражданской идентичности у школьников средствами
декоративно-прикладного искусства как педагогическая задача 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Методические аспекты выполнения городецкой росписи занятиях декоративно-прикладного искусства
2.1. Особенности выполнения городецкой росписи 22
2.2. Методические рекомендации по выполнению городецкой росписи на
занятиях декоративно-прикладного искусства 32
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие, приобщающейся к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.
Общеобразовательные организации должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из приоритетных мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Проблема формирования гражданской идентичности современного школьника актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования - от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России
Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Она
выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта [19, с5].
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (Стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. 28
6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. 7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны - системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно-прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является городецкая роспись.
Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно-прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости воспитания гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство как
средство формированию гражданской идентичности у школьников.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования: изучить процесс формирования гражданской идентичности школьников средствами декоративно-прикладного искусства на примере выполнения городецкой росписи.
Задачи исследования:
— изучить педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализировать особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучить особенности городецкой росписи;
— разработать программу элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно=прикладного искусства.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в изучении теоретического материала по заданной теме и разработке программы элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство». Представленные материалы могут быть полезны для студентов художественных специальностей на занятиях декоративно-прикладным искусством.
В первой главе «Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства» были изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность», проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Методические и практические аспекты выполнения городецкой росписи на занятиях декоративно-прикладным искусством» изучены особенности городецкой росписи, разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя обще образовательная школа №6» Бугульминского МР РТ.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы по отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме
формирования гражданской идентичности, декоративно-прикладного
искусства, городецкой росписи, следующих авторов: Асмолов А.Г.,
Байборова Л.В., Кириченко Е.Б., Боброва З.А., Синягина Н.Ю. и др.
Структура: работа состоит введения, где обозначены цель и задачи выпускной квалификационной работы, двух глав, двух выводов по главам, заключения, списка литературы, состоящий из 35 источников на 4 страницах, приложений и практической части. Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой подарочный набор русских шашек (шашки домашние и шашки дорожные), выполненных с использованием городецкой росписи.
В нашей исследовательской работе нами был решен ряд задач, который ведет к достижению ранее поставленной цели:
— изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучены особенности городецкой росписи и разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно-прикладного искусства, которая была апробирована в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя общеобразованиельная школа №4» Бугульминского МР РТ.
Подводя итоги, мы можем перейти к выводам нашей исследовательской работы:
1. Изучая теоретические аспекты формирования гражданской идентичности личности средствами изобразительного искусства, мы можем сказать, что декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, способствует формированию эстетического вкуса, развивает в них трудовые умения и навыки, учит дисциплинированности, аккуратности. Благодаря этому школьник развивается как самостоятельная личность и прежде всего происходит развитие творческих способностей, что позволяет ему стать активным деятелем и творчески подходить к решению любых проблем.
2. Рассматривая технику городецкой росписи, можно с уверенностью сказать, что городецкая роспись - одна из самых интересных разновидностей декоративно-прикладного искусства. Занятие городецкой росписью развивает терпение, аккуратность, прививает разные знания, и если необходимо добиться положительного результата.
3. В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно - прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
4. Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно - прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, что выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.
1. Браверман, Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа [Текст] / Э.М. Браверман. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
2. Верховский А. Свобода выражения и религиозная толерантность: Противоречия в принципиальных основаниях и правоприменении // Свободная мысль. - 2009. - №4. - С. 69-80.
3. Воробьёва В.В., Чистова Т.М. Ж. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) [Текст] // Воспитание школьников. - 2011 - №2 - С. 20-27.
4. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] // Пед. психология. - М.,1991. - 368 с.
5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. //Воспитание школьников. - 2012. - №7. - с.8-10
6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: уч.пос. / А.А. Грибовская. - М.: Владос, 2004. - 107с.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011 - 223с.
8. Давыдов В. Н. Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии, СПб., 2006, Том IX, № 3(36).
9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка- М.: Эксмо, 2010. - 688с.
10. Дробижева Л.М. Этносоциология уч.пос. / Л.М. Дробижева. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271с.
11. Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: уч.-мет.пос. / Т.С. Комарова. - М.: Сфера, 2005. - 78с.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
14. Лазарев М. Новая парадигма образования / М. Лазарев // Искусство в школе. - 2011.- №3. - с.З.
15. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109
16. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей. - Департамент образования ЯО. Ярославль, 2011. - 71с.
17. Романова О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО/О.
Н. Романова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 369-373.
18. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 160 с.
19. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 Т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.2. - 579с.
20. Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества
патриотического воспитания подростков // Воспитание школьников. - 2011 - №2 - С. 23-28.
21. Синягина Н.Ю. Ж. О патриотизме и воспитании патриотизма //
Воспитание школьников. - 2011 -№1 - С. 23-26.Сухомлипский, В.А. Воспитание гражданина / В.А.Сухомлииский // Воспитание
школьников. 1996. - №1. - С.6-10.
22. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. М.: Центр социологии образования РАО, 2003.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - С. 8.
24. Фоминова М. Искусство в сфере общего образования / М. Фоминова // Искусство в школе. - 2012.- №2. - с. 12
25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Ахмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 159с. - (Стандарты второго поколения).
26. Фофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 215-217.
27. Цепляева Н.С. Национально-региональный компонент в содержании и структуре образования. Нормативно-правовые документы. - Магадан: СМУ, 2006. - 98с.
28. Цымбулов В. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе/ В. Цымбулов // Искусство в школе. - 2011,- №2. - с.13.
29. Шаяхметова Р.И. Воспитание культуры толерантности в современной школе. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 80с.
30. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. - М.: Владос, 2000. - 105с.
31. Шпикалова Т.Я. Основы народного искусства: уч.пос. / Т.Я.
Шпикалова. - М.: Просвещение, 2004. - 168с.
Б)
32. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/ goryaeva _prikladnoe_isskustvo/02.htm (дата обращения: 23.06.2016)
33. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0w s^dH^ra обращения: 14.06.2016)
34.Закон об Образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 14.06.2016)
35.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. [Электронный ресурс] - Режим доступа: России.2009//
http: //sh3. o skoluno .ru/documents/rc/rod_koncep_dux_nrav.pdf(дата обращения: 14.06.2016)