Формирование гражданской идентичности школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере городецкой росписи)
|
Введение 3
Глава I. Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства
1.1. Гражданская идентичность как предмет педагогического
исследования 8
1.2. Формирование гражданской идентичности у школьников средствами
декоративно-прикладного искусства как педагогическая задача 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Методические аспекты выполнения городецкой росписи занятиях декоративно-прикладного искусства
2.1. Особенности выполнения городецкой росписи 22
2.2. Методические рекомендации по выполнению городецкой росписи на
занятиях декоративно-прикладного искусства 32
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
Глава I. Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства
1.1. Гражданская идентичность как предмет педагогического
исследования 8
1.2. Формирование гражданской идентичности у школьников средствами
декоративно-прикладного искусства как педагогическая задача 14
Выводы по I главе 21
Глава II. Методические аспекты выполнения городецкой росписи занятиях декоративно-прикладного искусства
2.1. Особенности выполнения городецкой росписи 22
2.2. Методические рекомендации по выполнению городецкой росписи на
занятиях декоративно-прикладного искусства 32
Выводы по II главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие, приобщающейся к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.
Общеобразовательные организации должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из приоритетных мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Проблема формирования гражданской идентичности современного школьника актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования - от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России
Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Она
выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта [19, с5].
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (Стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. 28
6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. 7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны - системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно-прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является городецкая роспись.
Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно-прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости воспитания гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство как
средство формированию гражданской идентичности у школьников.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования: изучить процесс формирования гражданской идентичности школьников средствами декоративно-прикладного искусства на примере выполнения городецкой росписи.
Задачи исследования:
— изучить педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализировать особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучить особенности городецкой росписи;
— разработать программу элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно=прикладного искусства.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в изучении теоретического материала по заданной теме и разработке программы элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство». Представленные материалы могут быть полезны для студентов художественных специальностей на занятиях декоративно-прикладным искусством.
В первой главе «Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства» были изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность», проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Методические и практические аспекты выполнения городецкой росписи на занятиях декоративно-прикладным искусством» изучены особенности городецкой росписи, разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя обще образовательная школа №6» Бугульминского МР РТ.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы по отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме
формирования гражданской идентичности, декоративно-прикладного
искусства, городецкой росписи, следующих авторов: Асмолов А.Г.,
Байборова Л.В., Кириченко Е.Б., Боброва З.А., Синягина Н.Ю. и др.
Структура: работа состоит введения, где обозначены цель и задачи выпускной квалификационной работы, двух глав, двух выводов по главам, заключения, списка литературы, состоящий из 35 источников на 4 страницах, приложений и практической части. Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой подарочный набор русских шашек (шашки домашние и шашки дорожные), выполненных с использованием городецкой росписи.
Общеобразовательные организации должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из приоритетных мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. У подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Проблема формирования гражданской идентичности современного школьника актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования - от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России
Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Она
выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта [19, с5].
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (Стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. 28
6. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. 7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны - системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно-прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является городецкая роспись.
Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно-прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости воспитания гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство как
средство формированию гражданской идентичности у школьников.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство.
Цель исследования: изучить процесс формирования гражданской идентичности школьников средствами декоративно-прикладного искусства на примере выполнения городецкой росписи.
Задачи исследования:
— изучить педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализировать особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучить особенности городецкой росписи;
— разработать программу элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно=прикладного искусства.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в изучении теоретического материала по заданной теме и разработке программы элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство». Представленные материалы могут быть полезны для студентов художественных специальностей на занятиях декоративно-прикладным искусством.
В первой главе «Педагогические аспекты формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства» были изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность», проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Методические и практические аспекты выполнения городецкой росписи на занятиях декоративно-прикладным искусством» изучены особенности городецкой росписи, разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя обще образовательная школа №6» Бугульминского МР РТ.
При рассмотрении обозначенной проблемы мы опирались на работы по отечественной и зарубежной психологии, посвященные проблеме
формирования гражданской идентичности, декоративно-прикладного
искусства, городецкой росписи, следующих авторов: Асмолов А.Г.,
Байборова Л.В., Кириченко Е.Б., Боброва З.А., Синягина Н.Ю. и др.
Структура: работа состоит введения, где обозначены цель и задачи выпускной квалификационной работы, двух глав, двух выводов по главам, заключения, списка литературы, состоящий из 35 источников на 4 страницах, приложений и практической части. Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой подарочный набор русских шашек (шашки домашние и шашки дорожные), выполненных с использованием городецкой росписи.
В нашей исследовательской работе нами был решен ряд задач, который ведет к достижению ранее поставленной цели:
— изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучены особенности городецкой росписи и разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно-прикладного искусства, которая была апробирована в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя общеобразованиельная школа №4» Бугульминского МР РТ.
Подводя итоги, мы можем перейти к выводам нашей исследовательской работы:
1. Изучая теоретические аспекты формирования гражданской идентичности личности средствами изобразительного искусства, мы можем сказать, что декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, способствует формированию эстетического вкуса, развивает в них трудовые умения и навыки, учит дисциплинированности, аккуратности. Благодаря этому школьник развивается как самостоятельная личность и прежде всего происходит развитие творческих способностей, что позволяет ему стать активным деятелем и творчески подходить к решению любых проблем.
2. Рассматривая технику городецкой росписи, можно с уверенностью сказать, что городецкая роспись - одна из самых интересных разновидностей декоративно-прикладного искусства. Занятие городецкой росписью развивает терпение, аккуратность, прививает разные знания, и если необходимо добиться положительного результата.
3. В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно - прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
4. Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно - прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, что выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.
— изучены педагогические аспекты понятия «гражданская идентичность»;
— проанализированы особенности формирования гражданской идентичности у школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
— изучены особенности городецкой росписи и разработана программа элективного курса «Декоративно-прикладное искусство» для реализации в условиях на уроках декоративно-прикладного искусства, которая была апробирована в условиях образовательной организации в рамках внеурочной деятельности по предмету «Изобразительное искусство» в МБОУ «Средняя общеобразованиельная школа №4» Бугульминского МР РТ.
Подводя итоги, мы можем перейти к выводам нашей исследовательской работы:
1. Изучая теоретические аспекты формирования гражданской идентичности личности средствами изобразительного искусства, мы можем сказать, что декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, способствует формированию эстетического вкуса, развивает в них трудовые умения и навыки, учит дисциплинированности, аккуратности. Благодаря этому школьник развивается как самостоятельная личность и прежде всего происходит развитие творческих способностей, что позволяет ему стать активным деятелем и творчески подходить к решению любых проблем.
2. Рассматривая технику городецкой росписи, можно с уверенностью сказать, что городецкая роспись - одна из самых интересных разновидностей декоративно-прикладного искусства. Занятие городецкой росписью развивает терпение, аккуратность, прививает разные знания, и если необходимо добиться положительного результата.
3. В воспитании принятия, уважения, понимания многообразия народов, культур, взглядов может выступать декоративно - прикладное искусство, так как оно включает в себя различные народные художественные промыслы, изучение которого способствует появлению у детей чувства уважения к культуре своего народа, своей Родины.
4. Изучение искусства городецкой росписи будет способствовать знакомству школьников с основами русского декоративно - прикладного искусства и тем самым воспитанию гражданской идентичности, которая является одним из основных качеств личности выпускника современной школы.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, что выполнение городецкой росписи на уроках декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию гражданской идентичности у школьников.



