Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Категория памяти в автобиографической прозе 60 - 80-х гг. ХХ века» (на материале произведений В.А.Солоухина, А.Еники и др.)

Работа №63814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
507
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЭТИКИ 12
ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ И СИСТЕМА СВЯЗАННЫХ С НЕЙ СЮЖЕТОВ В ПРОЗЕ РУССКИХ И ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 26
ГЛАВА 3. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ РУССКИХ И ТАТАРСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73


Степень изученности автобиографической прозы в русской литературе выше, по отношению к татарской. За последнее десятилетие опубликованы диссертационные исследования, направленные на рассмотрение поэтики, образа рассказчика, исповедального начала в автобиографическом жанре русской литературы 2-й половины ХХ века, на примере творчества Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Гроссмана, С. Довлатова и др. Отметим важнейшие труды в области автобиографической прозы русской и татарской литератур.
В учебном пособии Н. А. Николиной «Поэтика русской автобиографической прозы» (2002) предложены методы анализа прозаических автобиографических текстов, которые могут быть использованы при рассмотрении произведений других жанров. Особое внимание автор уделяет повествовательной структуре жанра, пространственно-временной и лексико-семантической его организации. Анализ ведется на материале автобиографической прозы русской литературы с конца ХУП в. до ХХ в.
Диссертационное исследование Гайнуллиной Г. Р. (2004) представляет собой комплексное изучение татарской автобиографической прозы 60-70-х годов ХХ века в научно-теоретическом, литературно-практическом, социокультурном аспектах. В данной работе освещена история становления жанра, определено место автобиографического жанра в литературном процессе ХХ века, раскрыты особенности развития жанра в 60-70-е годы ХХ века через всесторонний анализ отдельных произведений, выявлены базовые критерии жанра, определяющие художественность этих произведений.
Автобиографическая повесть Амирхана Еники «Последняя книга», как и другие произведения, не оставила равнодушными исследователей. Они рассматривали проблему взаимоотношений автора и центрального героя. А.Р.Мотигуллина (А.Р.Мотигуллина, 2000, 22) для раскрытия характерных
особенностей героев и их личностных качеств изучает отношение автора к главному герою романа. При изучении развития татарской автобиографической прозы 60-70-х годов XX века Г.Р.Г айнуллина обращается к автобиографическому роману А.Еники «Последняя книга» (2001, 22).
Интерес критиков и литературоведов в основном вызывали лирические повести В.А.Солоухина «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960). Они оказались в центре внимания таких исследователей, как Г.А.Цветов, А.С. Георгиевский, Г.М.Шленская, Е.К.Неронская, Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин, Дас Кандарпа, Г.И.Сакун.
В контексте современной лирической повести творчество В. Солоухина рассматривали Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин.
Кафедрой теории литературы МГУ в 2011 году была проведена конференция «Художественный текст и культурная память», продемонстрировавшая концептуальность и категориальность данного понятия. Оно обладает ярко выраженной внетекстовой направленностью и позволяет подключить различные пласты культуры - философские, религиозные и др. контексты, определяющие процессы национально-культурной самоидентификации. Вместе с тем концепт имеет
«внутритекстовую» направленность: это форма времени, соотносимая с прошлым, настоящим, будущим, вечностью; аксиологическая категория, функционально-тематический комплекс, параметр, определяющий ритмико-интонационную структуру текста и т.д. Память может быть биографической, культурной, исторической. С.Г.Бочаров ввел понятие «генетической памяти». В психологии различают сознательную, рациональную и интуитивную память.
Новизна нашей работы в том, что на сегодняшний день отсутствует комплексное сопоставительное исследование автобиографических
произведений писателей, принадлежащих разным национальным литературам с точки зрения функционирования в них категории памяти как системообразующего начала в повествовании. Впервые предполагается исследование феномена памяти (воспоминаний) как генеративной категории в произведениях автобиографического жанра. Новизна работы состоит и в том, что впервые в сопоставительном аспекте анализируются жанрово-стилистические особенности автобиографических произведений русских и татарских писателей.
Материал исследования составят автобиографические произведения русских и татарских писателей, написанные в указанный период: В. А. Солоухин «Капля росы» (1960), В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» (19601962); Г. Б. Баширов «Туган ягым - яшел бишек» («Родимый край - зеленая моя колыбель», 1967), А. Н. Еники «Соцгы китап» («Последняя книга», 1986) и др.
Цель данной работы: выявить ценностно-смысловой потенциал памяти как генеративной (т.е. порождающей) категории в художественно тексте, а также как параметра сопоставительного изучения произведений, принадлежащих разным национальным литературам.
1) систематизировать научно-критическую и теоретическую
литературу, посвященную данной теме в литературоведении;
2) выявить и описать основные виды памяти: исторической,
культурной; биографической, индивидуальной), которые присутствуют в сопоставляемых произведениях;
3) проанализировать структурно-содержательные особенности
воспоминаний героев.
4) Выявить жанрово-стилистические особенности
автобиографической прозы русских и татарских писателей.
Методы исследования: сравнительный, сопоставительный, системно-структурный, контекстно-герменевтический.
Теоретическая основа исследования:
1) работы по нарратологии.
В своей работе мы опираемся на следующие теоретические положения. Во-первых, это принципы сравнительного и сопоставительного изучения национальных культур, обоснованные Н. Конрадом, И.Г. Неупокоевой, Д. Дюришиным, А. Димой, В.М. Жирмунским и другими, а именно:
1) Универсальный принцип - сравнение или сопоставление структур рассматриваемых явлений. Теоретическое обоснование того принципа дано в работе И.Г. Неупокоевой.
Внесение принципа структурности в сравнительное изучение произведений предполагает их трактовку как целостных образований, представленных не совокупностью, а системой взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов.
2) Адекватность сопоставления, т.е. сравниваемые явления должны быть структурно однородными. Как утверждает Д. Дюришин, «объектом сравнительного изучения могут быть только те явления, которые по своим характерным признакам и сущности адекватны друг другу в смысле органически принадлежности к одной и той же структуре более высокого порядка [Дюришин 1979: 203].
Такой структурой, по мысли Д. Дюришина, является всякое литературное явление, которое современными методами литературоведческого исследования можно расчленить на более мелкие структурные единицы: это национальная литература в целом, литературная школа, направление, творчество писателя вплоть до сюжетосложения, стихосложения, жанровых форм и т.п. Отбор явлений для сравнения определяется целью и аспектом анализа - имеем ли мы в виду историко-генетическое освещение явлений или ставим перед собой теоретические цели, выработку обобщений теоретического характера - при условии неукоснительного соблюдения внутренней соотнесённости отбираемых явлений в рамках однотипных систем. Следовательно, выбор явлений не только не случаен, а обусловлен имеющимся запасом знаний в данной области и устанавливается методом дедукции. Сам же процесс сопоставления носит индуктивный характер и устремлён к синтезу на более высокой ступени познания [Дюришин 1979:203].
В процессе сравнительного анализа встаёт вопрос об объективных критериях отношения сравниваемых явлений к типологически сходным или различным. В качестве «единицы измерения» типологических сходств и различий принято использовать введённое И.Г. Неупокоевой понятие «общего типологического ряда». Оно предполагает «такое сходство внутренних идейно-художественных структур сравниваемых литературных явлений и процессов, которое зависит от сходства определённого комплекса исторических условий и проявляется (синхронно и диахронно) как в сходстве основных художественных задач, так и в сходстве своих общественных функций [Неупокоева 1976: 155].
Д. Дюришин рассматривает три группы типологически сходных явлений (общественные, литературные и психологические) - в зависимости от того, какими факторами они обусловлены.
Под понятием «общественно типологическая аналогия» подразумевается «общественная обусловленность литературно-типологических схождений, природа которых определяется социальными и идейными факторами [Дюришин 1979: 177-178]. Наиболее ярко она выступает в идейных компонентах произведения, «отражая философское воззрение своего времени и образ мыслей автора.
Литературно-типологические схождения «включают в себя специфические литературные явления» [Дюришин 1979: 183] (идейно-психологическую направленность произведения, композицию, мотивы и прочее). Результативность сопоставительного метода находится в прямой зависимости от глубины анализа конкретного литературного материала, от умения исследователя правильно квалифицировать отдельные художественные средства и приёмы.
Учёными по-разному решается вопрос об «объединении» различных национальных литератур в группы, семьи, общности.
Так, И.Г. Неупокоева выделяет три круга сопоставления: региональные, зональные и национальные литературные системы.
Д.Дюришин предлагает классифицировать литературы по тем или иным объединяющим признакам: этническому, географическому, государственно - политическому, языковому и прочим факторам.
По мнению Н.И. Конрада, в сравнительно-типологическом плане могут изучаться:
а) две или несколько отдельных литератур при наличии между ними в прошлом исторической общности,
б) явления, возникшие в литературах разных народов,
в) явления, возникшие в разных литературах, вне какой бы то ни было исторической общности.
Также задачей сравнительно-типологического изучения может быть открытие самой типологической общности явлений, возникших независимо друг от друга, а также изучение связей между литературами различных народов.
В современной компаративистике выделяют два ракурса сравнительно - типологическх исследований - типология синхронная и диахронная.
Синхронное сопоставление предполагает сравнение литературных явлений, принадлежащих к одной исторической эпохе. Диахронное изучение позволяет, по мнению И.Г. Неупокоевой, рассмотреть характер исторического развития важнейших черт изучаемой художественной системы на протяжении определённого исторического времени; сравнить, как черты этих систем на разных витках исторической спирали повторяются в пределах одной национальной литературы, в пределах зоны, региона; выявить, что нового обнаруживается в этой системе на каждом новом этапе её развития. Предметом нашего исследования стала синхронная типология.
Во-вторых, теоретической и методологической основой исследования стали посвящённые выявлению национальной специфики художественного текста работы Ю.Г. Нигматуллиной «Национальное своеобразие эстетического идеала», Д.М. Урнова «Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики», Г.Д. Гачева «Национальные образы мира» и другие работы.
«Истоки национальной специфики художественного мышления татар, по мнению Ю.Г. Нигматуллиной, коренятся в своеобразии исторического развития татарского народа» [Нигматуллина 1970: 166]. «Национальная особенность выступает как общий признак художественного мышления поэтов, разных по мировоззрению, мироощущению и художественному методу» [Нигматуллина 1970: 187].
Ю.Г. Нигматуллина выделяет три основных структурных принципа (социальный, антропологический, просветительский), которые выражают «диалектику сущего и должного в эстетическом идеале» [Нигматуллина 1970: 20].
Д.М. Урнов полагает, что «печатью национальности отмечено всякое произведение, начиная с языка, и уж если не в языке, то во множестве других признаков сказывается национальная принадлежность писателя» [Урнов 1986: 169].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что категория памяти может быть использована в качестве параметра сопоставительного изучения творчества писателей, принадлежащим к разным национальным литературам.
Данная категория включает в себя множество различных культурных, философских, религиозных и психологических контекстов, которые позволяют методом их анализа воссоздать континуальное пространство данной национальной культуры. В то же время, память как генеративная категория автобиографического жанра позволяет рассматривать литературное произведение с точки зрения сюжета, своеобразия воссоздаваемых конфликтов, пространственно-временной и символической организации художественного текста.
Во-первых, удалось выявить универсальные для обеих культур категории, то общее, что объединяет писателей, принадлежащих к разным национальным литературам. Во всех четырёх произведениях повествование ведётся от первого лица, при этом точка зрения автора доминирует. Такой способ повествования от первого лица, характерен для многих автобиографических произведений. Художественная структура произведения усложняется тем, что образ рассказчика построен у писателей двупланово: с одной стороны - зрелый человек (нынешнее «я»), вспоминающий прошлое, с другой - юноша (прежнее «я»), оцениваемый с высоты лет. «Поскольку автор фигурирует в двух временных планах («тогда» и «теперь»), естественно тяготение повествовательной точки зрения то к одному, то к другому плану при доминирующей роли первого» [Ю.В.Манн 1991: 14]. При этом герой- рассказчик сочетает в достоверность описываемых событий и стремится передать особенности эмоциональной реакции на них. Детские воспоминания придают рассказу искренность, а оценка произошедших событий взрослым человеком выступает как гарантия их истинности. Эти два типа героя отделены друг от друга временем, прежнее «я» воспринимается в картине воспоминаний со стороны. Прошлые переживания прежнего «я» комментируются и обогащаются переживаниями взрослого человека. Таким образом, прошлое и нынешнее «я» тесно связаны, что определяет своеобразие возникающей в данном типе дискурса повествовательной идентичности.
Художественная специфика автобиографической прозы обусловлена жанровыми универсалиями и устойчивостью сюжетно-композиционных компонентов. В ней структурным принципом выступает память: именно воспоминания как осмысление человеком самого себя и своей жизни становятся сюжетообразующей ситуацией в произведениях подобного рода. «Если на событийном уровне произведения воспоминание может быть изображением сознания героя, то на уровне художественной целостности оно становится способом сюжетного развертывания предмета воспоминания и инструментом художественного завершения как образа героя, так и произведения в целом» [Сундукова 2012: 30].
Память обращена к опыту минувшего: события, описываемые в каждом из произведений, - в прошлом. Но память - это обращение к прошлому ради будущего, поэтому в каждой из книг авторы ведут диалог с читателем о будущем своей страны и своего народа, обращаясь к грядущим векам и поколениям. Этим обусловлена общность тем и мотивов в этих произведениях, а также используемые писателями способы художественного завершения.
Во-вторых, функционирование категории памяти в произведениях русских и татарских писателей имеет ярко выраженную национальную специфику. В анализируемых произведениях можно говорить о сближении жизни определённой личности и истории страны. В каждом произведении через воспоминания героев мы наблюдаем судьбу народа. Герои-рассказчики выделяют себя из общей массы, а также они осознают тесную связь человека с родной природой, национальными традициями своего народа. В произведении В.Шаламова выделяется иная ситуация - изображается кризис идентичности, утрата человеком своего «я».
В произведениях русских и татарских писателей по-разному соотносится документальное и художественное, лирическое и эпическое, лирическое и драматическое начала, что обусловлено особенностями психического склада татарского и русского народов, которые проявляются в переживании ими такой категории, как время.
В-третьих, изучение данной категории позволяет определить своеобразие творческой индивидуальности каждого из писателей на уровне принципов художественного изображения, жанровой специфики, особенностей стиля. Универсальные тенденции, с одной стороны, задают жанровые рамки, с другой, позволяют резче обозначить стиль, пафос и авторскую интонацию, а также проследить взаимообусловленность индивидуального стиля художника со стилевыми доминантами эпохи.
В целом, можно говорить о том, что специфика функционирования категории памяти обусловлена не только фактором национальной принадлежности писателей, но и различием культурно-исторических, идейно-эстетических основ их творчества. Воспоминания в произведениях писателей создают характерную для каждого из них и специфичную для их национальных литератур пространственно-временную модель мира, форму идентичности субъекта речи и субъекта сознания, актуализируют существенные для понимания закономерностей функционирования нарративных стратегий текста обстоятельства биографии каждого из авторов.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в расширении материала и обращении к анализу данной категории в творчестве других типологически соотносимых писателей, принадлежащих разным национальным литературам.



1. Бэширов Г.Б. Туган ягым - яшел бишек: повесть / Г омэр Бэширов; [проект ж;ит. Л.Шэех]. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2014. - 447 б.
2. Еники Эмирхан Соцгы китап. Истэлеклэр. - Казан: тат. кит. нэшр., 1987. - 504 с.
3. Солоухин В. Лирические повести [Текст] ; Рассказы / [Послесл. В. Герасимовой]. - Москва : Худож. лит., 1964. - 607 с.
4. Шаламов В.Т. Колымские рассказы / Варлам Шаламов; [вступ.ст. Е.Шкловского]; худож. Н.Сапунова. - М.: дет.лит., 2014. - 345 с.
Теоретическая литература
5. Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины XIX в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.) / В.Р. Аминева. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 476 с.
6. Аскольдов С. А. «Концепт и слово»// Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология; Ин-т народа России, Моск. гос. лингвист. ун-т, О-во любителей рос. словесности; Под общ. ред. В.П.Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
7. Беньямин В. Маски времени : Эссе о культуре и литературе. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 480 с.
8. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. - М.: «Наука», - 1990.
9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: «Высшая школа», - 1989.
10. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. — 544 с
11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Академия, 1998. - 432 с.
12. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. - М. - 1979. - 320 с.
13. Ильин В. В. История философии. - СПб.: Питер, 2005 - 732 с.
14. Ковалев О.А. Смерть и просветление // Критика и семиотика. 2010. С. 293-310.
15. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994. - 335 с.
16. Манн, Ю. В. Автор и повествование Текст. / Ю. В. Манн // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М, 1991. - Т. 50. - № 1. - С.3- 19.
17. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала [Текст]. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1970. - с.10
18. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Изд-во Флинта, 2002. - 424 с.
19. Рикер П. Повествовательная идентичность // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 19-37.
20.
20. Сундукова К.А. «Поэтика памяти»: преодоление автобиографизма // Филология и культура. - 2012. - № 4. - С.30-33.
21. Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М.: Советский писатель, 1980. - 396 с.
22. Шмид В. Нарратология. - М.: Яз. славян. культуры, 2003. - 312 с.
23. Эльяшевич А.П. О лирическом начале в прозе // Звезда. 1961. № 8.
Научно-критическая и методическая литература
24. Tatko, V., Riazanova, M., Ecological temporology: Subjective (local) time instead of neurophysiological (physical) time // Consciousness Research
Abstracts: Toward a Science of Consciousness, 2000, Imprint Academic, 2000, pp. 124-125. (see also in http: // www. maurer. demon. co. uk /T2000/03-17.html"
25. Г айнуллина Г.Р. Развитие татарской автобиографической прозы в 60-70-е годы XX в.: дис. ... канд.филол.наук / Г.Р.Гайнуллина. - Казань, 2001. - 163 с.
26. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков
татарского народа (истоки, становление и развитие): монография. -
Казань: Татар. кн.изд-во, 2004. - 429 с.
27. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников. Вопросы психологии. 1995, № 2.
28. Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе XIX в.: дис. ... доктора филол. наук / Н.З.Коковина. - Тверь, - 2004. - 199 с.
29. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения// Вопросы сюжета и композиции / Г. В. Краснов. Г орький: Г орьковский гос. унт им. Лобачевского, 1980. - С. 69 - 81.
30. Мамбетова М.Х. Северокавказская проза: Поэтика и
проблематика. Автореф.дисс.канд.филол.наук. - Нальчик, 2003. 22 с.
31. Мотигуллина, А.Р. Характеры героев в прозе А.Еники: автореф. дис. канд. филол. наук. / А.Р.Мотигуллина. Казань, 2000. - 22 с.
32. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы сравнительного и системного анализа. М.: Издательство: Наука, 1976. - 358 с.
33. Новиков В. Поэтическая устремлённость // Роль мировоззрения в художественном творчестве. - М., 1966. - С. 100-190.
34. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. - М.: Художественная литература, 1988. - 495 с.
35. Нюбина Л.М. Человек вспоминающий // Человек. 2010. №2. С. 107-114.
36. Нюбина Л.М. Языковая актуализация феномена «память» в текстах автобиографий: автореф. дис. . канд. филол. наук / Л.М.Нюбина. - Калининград, - 2011. - 23 с.
37. Слепова В.В. Рассказчик как герой собственного повествования, или автобиографическое начало в новеллистике И.Б.Зингера // Челябинский гуманитарий. - 2010. №4. - С. 62-68.
38. Соловьёва И.В. Анализ автобиографии и биографии с точки зрения субъективной перспективы // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. №6.
- С. 141-145.
39. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - 623 с.
40. Хизриева П.Р. Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы: автореф. канд. филол. наук / П.Р.Хизриева. - Махачкала, 2005. - 22 с.
41. Ямпольский М. Интернет, или Постархивное сознание // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 32. - С. 15-28.
42. Яхин А.Г. Эдэбият: Татар урта гомуми белем мэктэбенен, 11нче сыйныфы ечен дэреслек-хрестоматия. - 2нче басма. - Казан: Мэгариф, 2003.
- 383 б.
Справочная литература
43. Enc-dic.com/enc_big/Liricheskaja-Proza-32855.htme
44. Гуляев Н.А., Базанов В.Г., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высшая школа, 1970.
45. Краткая литературная энциклопедия: [в 9 т.] / гл. ред. А.А. Сурков.
- М.: Сов. Энцикл., 1962-1978.
46. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В. А. Мануйлов.- М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 784 с.
47. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1968. - 431 с.
48. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ