ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 6
1.1. Понятие внутренней и внешней учебной мотивации в
современной психолого-педагогической литературе 6
1.2. Анализ понятия психологическое благополучие в научной
литературе 13
1.3. Особенности учебной мотивации у старшеклассников 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ ПСИХОЛОЕИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 26
2.1 Организация исследования. Описание методик 26
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследования психологов и педагогов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Актуальность исследования связана с тем, что психологическое благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению счастья.
Степень изученности темы. В настоящее время в психологии накоплено множество эмпирических данных, показывающих влияние внутренних и внешних факторов на их психологическое благополучие.
В частности, это работы А.Н. Леонтьева о полимотивированности деятельности; развитие представлений об учебных мотивах в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.); представления о познавательном интересе и способах его формирования (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения отечественных теорий обучения - теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.И. Подольский, Н.Н. Нечаев, Н.Ф. Талызина) и теории развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) о роли внутренних типов мотивации в учебном процессе; теория само детерминации, теория базовых психологических потребностей и внутренней/внешней мотивации Э. Диси, Р. Райан; структурно-процессуальный подход к мотивации достиженческой деятельности и потребностная модель учебной мотивации Т.О. Гордеевой и др.
Цель исследования выпускной квалифицированной работы является исследование влияния внутренней и внешней учебной мотивации школьников на их психологическое благополучие.
Для решения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие внутренней и внешней учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать понятие психологического благополучия в научной литературе.
3. Рассмотреть особенности учебной мотивации у старшеклассников.
4. Провести исследование влияния внутренней и внешней мотивации школьников на их психологическое благополучие.
5. Исследовать влияние внешней и внутренней учебной мотивации на психологическое благополучие старшеклассников.
Объектом исследования являются обучающиеся старших классов.
Предмет исследования: внутренняя и внешняя мотивация,
психологическое благополучие.
Гипотезы исследования: Внутренняя и внешняя мотивация
школьников оказывает влияние на их психологическое благополучие.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, беседа с педагогами, тестирование, методы математикостатистической обработки результатов.
Методики исследования:
- тест «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- «Шкала психологического благополучия» К. Рифа.
В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование теоретических основ влияния внутренней и внешней мотивации школьников на их психологическое благополучие.
Исследование теоретических аспектов влияния внутренней и внешней мотивации школьников на их психологическое благополучие в психолого-педагогической литературе показало, что вопросы исследования сущности понятия внутренней и внешней мотивации в современной психологической литературе начались с 1933-1934 гг. прошлого столетия и ведутся до сих пор. Среди отечественных и зарубежных исследователей по этой проблеме выступили: А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, Н.Ц. Бадмаева, С. Занюка, Е.В. Карпова, И.И. Вартанова, П.Я. Гальперин,
Э. Диси, Р.Раян и др.
Суть внутренней мотивации сводится к выполнению определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности; содержится в самом учебном процессе. Данный вид мотивации приводит к ощущению удовлетворения, покоя.
Внешняя мотивация - мотивация, при которой учебная деятельность выступает как средство достижения внеучебных целей; содержится вне учебного процесса.
Анализ понятия психологическое благополучие в научной литературе также был широко освещен у отечественных и зарубежных исследователей. Под этим понятием понимается субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Однако психологическое благополучие подкреплено воздействием факторов, как позитивного, так и негативного эффекта (последнее означает избежание наказания).
Вопрос исследования особенностей учебной мотивации у старшеклассников показал, что основу мотивации у старшеклассников составляет: желание быстрее встать взрослым, самому делать выбор в жизни, включая выбор профессии; потребность в жизненном самоопределении как личности. Главное содержание мотивации в этом возрасте заключается в овладении на высоком уровне приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование влияния внутренней и внешней мотивации на их психологическое благополучие среди старшеклассников общеобразовательных школ г. Нижнекамска.
В исследовании участвовали 40 человек в возрасте 15-17 лет.
Основой для исследования уровня влияния внутренней и внешней мотивации в процессе учебной деятельности школьников на их психологическое благополучие послужили следующие методики:
- тест «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- «Шкала психологического благополучия» К. Рифа.
Тест «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви проводился с целью получения информации о мотивационных особенностях школьников и понимания их во взаимосвязи с их психологическим благополучием. Данное исследование позволило выявить следующую тенденцию: у учащихся с высокой мотивацией преобладает внутренняя мотивация, а у учащихся с низкой мотивацией преобладает внешняя мотивация.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича проводилась для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций, выявления того, к чему в конечном итоге стремятся старшеклассники, что представляет собой систему ценностей их личности. Данное исследование показало, что во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности, как: «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «здоровье», «жизнерадостность».
«Шкала психологического благополучия» К. Рифа проводилась с целью выявления уровня психологического благополучия. Анализ по данной методике позволил выявить, что у 57% уровень психологического благополучия находится в норме; выше нормы наблюдается у 33% респондентов, ниже нормы - у 10%. Все это говорит о том, что исследуемая группа старшеклассников состоит из психологически здоровых людей, обладающих позитивным отношением к окружающим их людям, осмысленностью жизни, наличием целей и их реализации, принятием своих достоинств и недостатков.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу, сформулированную в начале работы: внутренняя и внешняя мотивация школьников оказывает влияние на их психологическое благополучие.
1. Бадьина Н.П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. - Курган, 2006. - 65 с.
2. Батурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. - 2013. - № 4. - Т.6. - С. 4-14.
3. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30-35.
4. Бочарова Е.Е. Психология субъективного благополучия молодежи. - Саратов: Изд-во СЕУ, 2012. - 200 с.
5. Бугрименко А.Е. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. - 2006,- № 4. - С.51-60.
6. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 6. - С. 114-120.
7. Еальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2012. - 400 с.
8. Еижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2016. -200с.
9. Еордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 444с.
10. Гордеева Т.О. Сычев О.А. Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С.35-45.
11. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. -2011. - №3. - С.33-45.
12. Еребенюк О.С., Еребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. - Калининград: Калининградский унт, 2013.-572с.
13. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2013. - 268 с.
14. Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания у участников образовательного процесса школы. Известия Южного федерального университета// Педагогические науки. - 2009. - № 3. - С. 163-168.
15. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Е. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 82-93
16. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
17. Занюк С. Психология мотивации. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, - 2011.-352 с.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2012. -
384 с.
19. Ильин Е. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. - 512с.
20. Ильясов ИИ, Седлов А.Ю. Внутренняя мотивация при решении творческих задач: возникновение и повышение уровня в ходе обучения эвристическим приемам // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 3. - С. 46-55.
21. Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Речь,
2005. - 76 с.
22. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. - Иркутск: Сибирская академия права, экономики и управления, 2014. - 174с.
23. Кочетков В. В. Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 55-57.
24. Краснослободская А.Х. Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разнымсамоотношением // Инновационная наука. - 2015. -№12-3.-028-32.
25. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Под ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во СПб ГУ,
2006. - С. 476-510.
26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-392 с.
27. Леонтьев А.Н. Психологическое исследование детских интересов во Дворце пионеров и октябрят // Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - С. 46-102.
28. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. -
2007. -№3(15).-С. 24-27.
29. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
31. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности: Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. -М.: Просвещение, 1990. -256с.
32. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности: Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: МГУ, 1990.
33. Монусова Г.А. Субъективное благополучие и возраст: Россия в контексте международных сравнений // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. трудов в 4 т. - М. : Изд. дом ВШЭ, 2012. -Т. 3. - С. 98-109.
34. Немов Р. С. Психология. - М.: Владос, 2014. - 640 с.
35. Овчарова, Р.В. Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образования // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст. / сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2013. - С. 11-17.
36. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ Сер.1. Психологические и педагогические науки. - 2015. - №1.-0.28-36.
37. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития. -2014. - №14. - С.28-31.
38. Понятие субъективного благополучия и субъективного неблагополучия / М.Ю. Бояркин, О.А. Долгополова, Д.М. Зиновьева и др. // Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. - Волгоград: Изд-во Волгоградская академия гос. службы, 2007. - С. 8-17.
39. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей /Сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 - 146 с.
40. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. ун-та, 2003. - 24 с.
41. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учебное пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. Е.А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004,288с.
42. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. М. Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.
43. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 440 с.
44. Федоров И.В., Федосеева А.М., Абдулаева В.М. Динамика профессиональной мотивации и успеваемости у студентов технического вуза // Психология обучения. - 2012. - №1. - С. 58-69.
45. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 132-138.
46. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2009. - 860 с.
47. Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. - Самара: Самар, гуманит. акад, 2004. - 76с.
48. Чаденкова О.А. Психо лого-педагогические особенности
мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Дис. ... канд.психол.наук: 19.00.07. - Самара, 2003. - 158 с.
49. Чумакова М.А. Личностные предпосылки рационального выбора в условиях неопределённости: автореф. дис. канд. психол. наук. - МГУ, 2011.-24 с.
50. Щебланова Е.И. Взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 13-23.
51. Долобаева А.Е., Баязитова Е.А. Влияние мотивационной сферы личности в период старшего дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/827 (дата обращения: 15.02.2017).