ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Особенности межличностного общения подростков 6
1.2 Виртуальное общение: понятие и содержание 13
1.3 Интернет-зависимость как особенность виртуального общения
подростков 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 25
2.1 Организация исследования: цель, задачи, гипотеза и методы
исследования 25
2.2 Коррекционно-развивающая программа по работе с интернет-
зависимыми подростками 27
2.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования 34
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Особенности межличностного общения подростков 6
1.2 Виртуальное общение: понятие и содержание 13
1.3 Интернет-зависимость как особенность виртуального общения
подростков 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 25
2.1 Организация исследования: цель, задачи, гипотеза и методы
исследования 25
2.2 Коррекционно-развивающая программа по работе с интернет-
зависимыми подростками 27
2.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования 34
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Человечество в последнее столетие совершило огромный скачок в инновации всех сфер жизни, по большей мере это связано с достижениями в науке и технике. Такой скачок обуславливает открытие новых просторов для деятельности человека. Особенно огромный скачок совершило развитие цифровые и компьютерные технологии. В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет. Массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия «человек- компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек- компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер- человек».
Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. На сегодняшний день он насчитывает около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, и эти данные ежемесячно изменяются со знаком плюс на 7-10 процентов [8, с. 13; 32]. С развитием интернета закономерно отмечается рост количества изданий, посвященных данному техническому чуду. При условии, что в далеких от техники областях интернета еще нет, данного рода литература уже существует и появление интернета в таких местах — это лишь вопрос времени. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится способом реализации виртуального общения.
В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся особенностей виртуального общения подростков и их зависимости от сети Интернет.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что пользование интернет-пространством приобретает большую значимость, а виртуальное общение становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. В свою очередь, подростки являются наиболее привлекательной группой современного общества для изучения данного феномена. Это связанно с тем, что именно в этом возрасте общение выходит на первый план и является важнейшим аспектом в жизни подростка.
Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели - раскрыть особенности виртуального общения современных подростков.
Объектом исследования в данной работе виртуальное общение подростков.
Предметом исследования является интернет-зависимость подростков.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.
Гипотеза: Проведение коррекционной программы со школьниками, имеющими интернет-зависимость, понизит уровень их зависимости от интернета
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить понятия виртуальное общение, интернет-зависимость и их особенности;
2) Разработать коррекционно-развивающую программу для работы с интернет-зависимыми подростками
3) Провести исследование, коррекционно-развивающую работу, изучить эффективность программы.
4) Проанализировать данные исследования и сделать выводы.
В качестве теоретической основы применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению интернетзависимости с современной точки зрения. Это работы таких авторов, как Белинская Е., Жичкина А., Дудник С.И., Петрова Н.П., Симонович С.В., Петров К., Мураховский В.И., Горявский Ю., Мэтт Гофф и другие. В книгах этих авторов также анализируется общение посредством Интернета, и большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников, имеющихся исследований по данной проблеме;
- эмпирические методы:
1. Тест Кимберли-Янга на выявление интернет-зависимости.
2. Метод математической статистики, Т-критерий Вилкоксона
Практическая значимость работы определяется тем, что ее выводы дают
возможность для углубленного изучения особенностей виртуального общения подростков, прогнозирования и предотвращения возможных негативных социально-психологических последствий. Эмпирические данные исследования могут быть использованы психологами и педагогами школы для профилактической и коррекционной работы с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Базой для практического исследования явилась случайная выборка (76 человек): учащиеся МБОУ "Средняя школа №8" ЕМР РТ в возрасте 13-14 лет.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 8 г. Елабуги и на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика» (см.: Приложение 1). Так же результаты выпускной
квалификационной работы опубликованы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования [41].
Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. На сегодняшний день он насчитывает около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, и эти данные ежемесячно изменяются со знаком плюс на 7-10 процентов [8, с. 13; 32]. С развитием интернета закономерно отмечается рост количества изданий, посвященных данному техническому чуду. При условии, что в далеких от техники областях интернета еще нет, данного рода литература уже существует и появление интернета в таких местах — это лишь вопрос времени. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится способом реализации виртуального общения.
В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся особенностей виртуального общения подростков и их зависимости от сети Интернет.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что пользование интернет-пространством приобретает большую значимость, а виртуальное общение становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. В свою очередь, подростки являются наиболее привлекательной группой современного общества для изучения данного феномена. Это связанно с тем, что именно в этом возрасте общение выходит на первый план и является важнейшим аспектом в жизни подростка.
Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели - раскрыть особенности виртуального общения современных подростков.
Объектом исследования в данной работе виртуальное общение подростков.
Предметом исследования является интернет-зависимость подростков.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.
Гипотеза: Проведение коррекционной программы со школьниками, имеющими интернет-зависимость, понизит уровень их зависимости от интернета
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить понятия виртуальное общение, интернет-зависимость и их особенности;
2) Разработать коррекционно-развивающую программу для работы с интернет-зависимыми подростками
3) Провести исследование, коррекционно-развивающую работу, изучить эффективность программы.
4) Проанализировать данные исследования и сделать выводы.
В качестве теоретической основы применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению интернетзависимости с современной точки зрения. Это работы таких авторов, как Белинская Е., Жичкина А., Дудник С.И., Петрова Н.П., Симонович С.В., Петров К., Мураховский В.И., Горявский Ю., Мэтт Гофф и другие. В книгах этих авторов также анализируется общение посредством Интернета, и большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников, имеющихся исследований по данной проблеме;
- эмпирические методы:
1. Тест Кимберли-Янга на выявление интернет-зависимости.
2. Метод математической статистики, Т-критерий Вилкоксона
Практическая значимость работы определяется тем, что ее выводы дают
возможность для углубленного изучения особенностей виртуального общения подростков, прогнозирования и предотвращения возможных негативных социально-психологических последствий. Эмпирические данные исследования могут быть использованы психологами и педагогами школы для профилактической и коррекционной работы с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Базой для практического исследования явилась случайная выборка (76 человек): учащиеся МБОУ "Средняя школа №8" ЕМР РТ в возрасте 13-14 лет.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 8 г. Елабуги и на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика» (см.: Приложение 1). Так же результаты выпускной
квалификационной работы опубликованы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования [41].
Одним из значимых, в жизни человека, переходным этапом является период подросткового возраста. Данный этап закладывает фундаментальную основу Я-концепции человека, формирует его самооценку, уровень притязаний, мировоззрение. Формирование данных аспектов личности взаимосвязано с успешностью общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Подросток попадает в замкнутый круг, если он застенчив ему трудно наладить коммуникацию с окружающими, нехватка общения, в свою очередь, порождает занижение самооценки и уровня притязаний подростка, расшатывает веру в себя. Гормональные изменения и высокая эмоциональность делают подростка очень ранимыми и чувствительными. В этот момент взрослеющий ребенок может уйти в иллюзорный мир интернета, мир социальных сетей и сетевых игр. Виртуальный мир манит подростка, там можно создать свои идеальный образ и общаться с кем только пожелаешь. В играх можно выпустить злость, при этом быть в команде соратников, которые тебя поддерживают. Это самый простой и распространённый сценарий развития интернет-зависимости.
Интернет-зависимость — особенность виртуального общения, характеризующаяся навязчивым желанием подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире, а в США и в Японии есть специальные клиники, которые специализируются на лечении только этого типа зависимости.
Большое количество свободного времени современного подростка занимает интернет. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Зачастую потребность в общении подростки реализуют через социальные сети.
Именно чрезмерное общение посредством социальных сетей и неуверенность в себе могут вызвать интернет-зависимость. Постоянное желание проверить социальные сети, поиграть в онлайн игру, выложить фотографию, жалобы окружающих на на то, что человек проводит в Интернете слишком большое количество времени и тратить много денег на Интернет (обслуживание сети, покупка товаров и услуг в интернете), все это указывает на наличие интернет-зависимости.
Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у учащихся появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к занятиям. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернет. Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что интернет-зависимость является негативной особенностью виртуального общения. Существует необходимость работы с такими детьми, вовремя оказанная помощь может спасти ребенку жизнь, и судя по широко известным «группам смерти» спасение в прямом смысле.
Исходя из теоретического анализа, мы выяснили что существует необходимость исследовать подростков на наличие интернет зависимости. В нашем исследовании было проведено:
1. ) Методика Кимберли Янг.
При помощи методики Кимберли Янг была выявлена группа подростков с интернет-зависимостью. В данную группу попало 14 учащихся из Зх классов в возрасте 13-14 лет. В группу подростков, которые чрезмерно увлекаются интернетом, попало 34 человека, они могут так же иметь физические или психические признаки интернет-зависимости, но в меньшем количестве либо в единичных случаях. Необходимо обратить внимание на эту группу, так как она в определенной мере является «группой риска».
Проблем с распределением времени интернет пользования не наблюдается у 28 человек. У данной группы подростков проблем с интернетом и компьютером не выявлено. Их не тревожит возможность исчезновения интернета на некоторое время. Данная группа детей имеет другие интересы и тратит больше времени на «живое» общение.
2. ) Коррекционная программа
Была разработана и проведена программа тренингов для упразднения симптомов зависимости и зависимости в полном объеме. Программа состоит из семи занятий, направленных на работу с интернет-зависимостью, просвещение о данной зависимости, так же включена серия занятий на улучшение самооценки и коммуникативных навыков подростков и занятие на понижение тревожности.
По окончании программы были разработаны рекомендации участникам. Их обсуждение проходило на последнем занятии коррекционной программы, участникам были подготовлены и презентованы памятки. Так же были разработаны рекомендации родителям, эти рекомендации были предложены классным руководителям для проведения на родительских собраниях.
3. ) Математическая обработка данных
Результаты диагностики интернет-зависимости до и после проведения программы коррекции были проверены при помощи Т-критерия Вилкоксона.
Абсолютное значение после проведения коррекционной программы попало в зону значимости, что подтверждает нашу гипотезу. Данные математической обработки результатов говорят, что у экспериментальной группы показатели интернет-зависимых подростков изменились - количество интернет-зависимых подростков сократилось. Данные статистически значимы, исходя из этого, следует, что проведение коррекционно-развивающей программы помогает в работе с детьми, подверженными зависимости от социальных сетей и онлайн игр
Гипотеза подтвердилась, проведение коррекционной программы помогает подросткам справиться с интернет-зависимостью.
Интернет-зависимость — особенность виртуального общения, характеризующаяся навязчивым желанием подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире, а в США и в Японии есть специальные клиники, которые специализируются на лечении только этого типа зависимости.
Большое количество свободного времени современного подростка занимает интернет. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Зачастую потребность в общении подростки реализуют через социальные сети.
Именно чрезмерное общение посредством социальных сетей и неуверенность в себе могут вызвать интернет-зависимость. Постоянное желание проверить социальные сети, поиграть в онлайн игру, выложить фотографию, жалобы окружающих на на то, что человек проводит в Интернете слишком большое количество времени и тратить много денег на Интернет (обслуживание сети, покупка товаров и услуг в интернете), все это указывает на наличие интернет-зависимости.
Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у учащихся появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к занятиям. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернет. Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что интернет-зависимость является негативной особенностью виртуального общения. Существует необходимость работы с такими детьми, вовремя оказанная помощь может спасти ребенку жизнь, и судя по широко известным «группам смерти» спасение в прямом смысле.
Исходя из теоретического анализа, мы выяснили что существует необходимость исследовать подростков на наличие интернет зависимости. В нашем исследовании было проведено:
1. ) Методика Кимберли Янг.
При помощи методики Кимберли Янг была выявлена группа подростков с интернет-зависимостью. В данную группу попало 14 учащихся из Зх классов в возрасте 13-14 лет. В группу подростков, которые чрезмерно увлекаются интернетом, попало 34 человека, они могут так же иметь физические или психические признаки интернет-зависимости, но в меньшем количестве либо в единичных случаях. Необходимо обратить внимание на эту группу, так как она в определенной мере является «группой риска».
Проблем с распределением времени интернет пользования не наблюдается у 28 человек. У данной группы подростков проблем с интернетом и компьютером не выявлено. Их не тревожит возможность исчезновения интернета на некоторое время. Данная группа детей имеет другие интересы и тратит больше времени на «живое» общение.
2. ) Коррекционная программа
Была разработана и проведена программа тренингов для упразднения симптомов зависимости и зависимости в полном объеме. Программа состоит из семи занятий, направленных на работу с интернет-зависимостью, просвещение о данной зависимости, так же включена серия занятий на улучшение самооценки и коммуникативных навыков подростков и занятие на понижение тревожности.
По окончании программы были разработаны рекомендации участникам. Их обсуждение проходило на последнем занятии коррекционной программы, участникам были подготовлены и презентованы памятки. Так же были разработаны рекомендации родителям, эти рекомендации были предложены классным руководителям для проведения на родительских собраниях.
3. ) Математическая обработка данных
Результаты диагностики интернет-зависимости до и после проведения программы коррекции были проверены при помощи Т-критерия Вилкоксона.
Абсолютное значение после проведения коррекционной программы попало в зону значимости, что подтверждает нашу гипотезу. Данные математической обработки результатов говорят, что у экспериментальной группы показатели интернет-зависимых подростков изменились - количество интернет-зависимых подростков сократилось. Данные статистически значимы, исходя из этого, следует, что проведение коррекционно-развивающей программы помогает в работе с детьми, подверженными зависимости от социальных сетей и онлайн игр
Гипотеза подтвердилась, проведение коррекционной программы помогает подросткам справиться с интернет-зависимостью.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности виртуального общения подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Виртуальное общение молодежи в социальных сетях (Социологический практикум, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ВИРТУАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Жанрово-стилистические особенности виртуального дискурса сферы природопользования (на материале русского и английского языков)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности функционирования языка интернет-коммуникации в современной молодёжной среде (на материале социальной сети «Вконтакте»)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ
ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ, ВОВЛЕЧЕННЫМИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



