Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

Работа №63795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Особенности межличностного общения подростков 6
1.2 Виртуальное общение: понятие и содержание 13
1.3 Интернет-зависимость как особенность виртуального общения
подростков 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 25
2.1 Организация исследования: цель, задачи, гипотеза и методы
исследования 25
2.2 Коррекционно-развивающая программа по работе с интернет-
зависимыми подростками 27
2.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования 34
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Человечество в последнее столетие совершило огромный скачок в инновации всех сфер жизни, по большей мере это связано с достижениями в науке и технике. Такой скачок обуславливает открытие новых просторов для деятельности человека. Особенно огромный скачок совершило развитие цифровые и компьютерные технологии. В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет. Массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия «человек- компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек- компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер- человек».
Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. На сегодняшний день он насчитывает около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, и эти данные ежемесячно изменяются со знаком плюс на 7-10 процентов [8, с. 13; 32]. С развитием интернета закономерно отмечается рост количества изданий, посвященных данному техническому чуду. При условии, что в далеких от техники областях интернета еще нет, данного рода литература уже существует и появление интернета в таких местах — это лишь вопрос времени. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится способом реализации виртуального общения.
В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся особенностей виртуального общения подростков и их зависимости от сети Интернет.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что пользование интернет-пространством приобретает большую значимость, а виртуальное общение становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. В свою очередь, подростки являются наиболее привлекательной группой современного общества для изучения данного феномена. Это связанно с тем, что именно в этом возрасте общение выходит на первый план и является важнейшим аспектом в жизни подростка.
Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели - раскрыть особенности виртуального общения современных подростков.
Объектом исследования в данной работе виртуальное общение подростков.
Предметом исследования является интернет-зависимость подростков.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.
Гипотеза: Проведение коррекционной программы со школьниками, имеющими интернет-зависимость, понизит уровень их зависимости от интернета
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить понятия виртуальное общение, интернет-зависимость и их особенности;
2) Разработать коррекционно-развивающую программу для работы с интернет-зависимыми подростками
3) Провести исследование, коррекционно-развивающую работу, изучить эффективность программы.
4) Проанализировать данные исследования и сделать выводы.
В качестве теоретической основы применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению интернетзависимости с современной точки зрения. Это работы таких авторов, как Белинская Е., Жичкина А., Дудник С.И., Петрова Н.П., Симонович С.В., Петров К., Мураховский В.И., Горявский Ю., Мэтт Гофф и другие. В книгах этих авторов также анализируется общение посредством Интернета, и большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников, имеющихся исследований по данной проблеме;
- эмпирические методы:
1. Тест Кимберли-Янга на выявление интернет-зависимости.
2. Метод математической статистики, Т-критерий Вилкоксона
Практическая значимость работы определяется тем, что ее выводы дают
возможность для углубленного изучения особенностей виртуального общения подростков, прогнозирования и предотвращения возможных негативных социально-психологических последствий. Эмпирические данные исследования могут быть использованы психологами и педагогами школы для профилактической и коррекционной работы с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Базой для практического исследования явилась случайная выборка (76 человек): учащиеся МБОУ "Средняя школа №8" ЕМР РТ в возрасте 13-14 лет.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 8 г. Елабуги и на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика» (см.: Приложение 1). Так же результаты выпускной
квалификационной работы опубликованы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования [41].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из значимых, в жизни человека, переходным этапом является период подросткового возраста. Данный этап закладывает фундаментальную основу Я-концепции человека, формирует его самооценку, уровень притязаний, мировоззрение. Формирование данных аспектов личности взаимосвязано с успешностью общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Подросток попадает в замкнутый круг, если он застенчив ему трудно наладить коммуникацию с окружающими, нехватка общения, в свою очередь, порождает занижение самооценки и уровня притязаний подростка, расшатывает веру в себя. Гормональные изменения и высокая эмоциональность делают подростка очень ранимыми и чувствительными. В этот момент взрослеющий ребенок может уйти в иллюзорный мир интернета, мир социальных сетей и сетевых игр. Виртуальный мир манит подростка, там можно создать свои идеальный образ и общаться с кем только пожелаешь. В играх можно выпустить злость, при этом быть в команде соратников, которые тебя поддерживают. Это самый простой и распространённый сценарий развития интернет-зависимости.
Интернет-зависимость — особенность виртуального общения, характеризующаяся навязчивым желанием подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире, а в США и в Японии есть специальные клиники, которые специализируются на лечении только этого типа зависимости.
Большое количество свободного времени современного подростка занимает интернет. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Зачастую потребность в общении подростки реализуют через социальные сети.
Именно чрезмерное общение посредством социальных сетей и неуверенность в себе могут вызвать интернет-зависимость. Постоянное желание проверить социальные сети, поиграть в онлайн игру, выложить фотографию, жалобы окружающих на на то, что человек проводит в Интернете слишком большое количество времени и тратить много денег на Интернет (обслуживание сети, покупка товаров и услуг в интернете), все это указывает на наличие интернет-зависимости.
Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у учащихся появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к занятиям. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернет. Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что интернет-зависимость является негативной особенностью виртуального общения. Существует необходимость работы с такими детьми, вовремя оказанная помощь может спасти ребенку жизнь, и судя по широко известным «группам смерти» спасение в прямом смысле.
Исходя из теоретического анализа, мы выяснили что существует необходимость исследовать подростков на наличие интернет зависимости. В нашем исследовании было проведено:
1. ) Методика Кимберли Янг.
При помощи методики Кимберли Янг была выявлена группа подростков с интернет-зависимостью. В данную группу попало 14 учащихся из Зх классов в возрасте 13-14 лет. В группу подростков, которые чрезмерно увлекаются интернетом, попало 34 человека, они могут так же иметь физические или психические признаки интернет-зависимости, но в меньшем количестве либо в единичных случаях. Необходимо обратить внимание на эту группу, так как она в определенной мере является «группой риска».
Проблем с распределением времени интернет пользования не наблюдается у 28 человек. У данной группы подростков проблем с интернетом и компьютером не выявлено. Их не тревожит возможность исчезновения интернета на некоторое время. Данная группа детей имеет другие интересы и тратит больше времени на «живое» общение.
2. ) Коррекционная программа
Была разработана и проведена программа тренингов для упразднения симптомов зависимости и зависимости в полном объеме. Программа состоит из семи занятий, направленных на работу с интернет-зависимостью, просвещение о данной зависимости, так же включена серия занятий на улучшение самооценки и коммуникативных навыков подростков и занятие на понижение тревожности.
По окончании программы были разработаны рекомендации участникам. Их обсуждение проходило на последнем занятии коррекционной программы, участникам были подготовлены и презентованы памятки. Так же были разработаны рекомендации родителям, эти рекомендации были предложены классным руководителям для проведения на родительских собраниях.
3. ) Математическая обработка данных
Результаты диагностики интернет-зависимости до и после проведения программы коррекции были проверены при помощи Т-критерия Вилкоксона.
Абсолютное значение после проведения коррекционной программы попало в зону значимости, что подтверждает нашу гипотезу. Данные математической обработки результатов говорят, что у экспериментальной группы показатели интернет-зависимых подростков изменились - количество интернет-зависимых подростков сократилось. Данные статистически значимы, исходя из этого, следует, что проведение коррекционно-развивающей программы помогает в работе с детьми, подверженными зависимости от социальных сетей и онлайн игр
Гипотеза подтвердилась, проведение коррекционной программы помогает подросткам справиться с интернет-зависимостью.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб, пособие. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007,- 59 с.
2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем - Казань, 2000. - С. 143-135.
3. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
4. Арестова О.Н., Бабанин, Л.И. Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ, 1996. - Вып.4,- С. 14-20.
5. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева,
А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова //Еуманитарные исследования в Интернете. М., 2000,- 94 с.
6. Белинская Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. - М.,2000,- 54 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.,1997,- 145с.
8. Бирюков В. Сеть и наркомания//Компьютерный еженедельник «Компьютера». - 1998. -№16. - С.13-15.
9. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 492-494.
10. Вересаева О. Психология и интернет на пороге XXI века// Психологическая газета. - №12. - 1996 .- С.4-6.
11. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
12. Еамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Педагог, общ-во России, 2009. - 418 с.
13. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2009. - 517с
15. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. - № 2. - С.20.
16. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 27 с.
17. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Е.Н., Селеванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России. - 2002. - 160 с.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000 - 384 с.
19. Иванова Н.Л., Конева Е.В., Коряковцева О.А. Психология современного подростка. Методическое пособие. - Ярославль, Издательство «Аверс-пресс», - 2001. - С.9-10.
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996. - 237 с.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: ЕЕУ, 2006. - 283 с.
22. Коул М. Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения. - М., 2004.
23. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Еоссохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1998,- № 3,- С.70.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб, пособ. для студ. вузов / И.Ю. Кулагина,
B. И. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
25. Ларьяновский А. И чем дальше, тем Интернетистей и Интернетистей // Вечерний Новосибирск, 2000.
26. Мацинковская Т.Д. Общая психология: учеб, пособ. для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 384с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб, для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 437 с.
28. Мэтт Гофф. Сетевой ликбез // Спецвыпуск Хакера. - 2001. - №7,-
C. 27-28.
29. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности/ Н.А. Носов. - М.: Издательство Аграф, 2006. - С. 145-146.
30. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. 2009,- 67 с.
31. ОвчароваР.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 480 с.
32. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? //Hard'n'Soft. - 2006. - N7. - С.38.
33. Петров К. Мобильная революция // Мир Internet. - 2001. - №5. - С. 19-22.
34. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М.: Просвещение, 1987. - 381 с.
35. Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. - 584 с.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000,- 48 с.
37. Симонович С.В., Евсеев Г. А., Мураховский В. И. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. - М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 2006. - 544 с.
38. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Еуманитарные исследования в Интернете /Подред.А.Е. Войскунского.-М,- 405 с.
39. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Знание, 1987. - 381 с.
40. Шапарь В. Б. Россаха В. Е. , Шапарь О. В. Новейший психологический словарь; /под общей ред. В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д.:Феникс, 2005. - 808 с.
41. Байбородова А.П. Особенности виртуального общения
современных подростков// XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования». - 2017. - 4 мая [Электронный рессурс]. URL:
https://sibac.info/studconf/science/xx/75101 (Дата обращения: 20.05.2017).
42. Бастрикова А.А., Булгакова М.В. Роль интернета в современной
жизни//Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. [Электронный ресурс]. URL:
https ://cyberleninka. ru/article/v/rol-intemeta-v-sovremennoy-zhizni ( Дата обращения: 3.04.2017).
43. Болтунова А.И. Особенности межличностного общения среди подростков//Молодой учёный. - №1. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/60/8639/ (Дата обращения: 10.05.2017).
44. Бутенко Н.А, Васильева М.Н. Мотивы использования
виртуальных социальных сетей подростками// Международный научный журнал «Инновационная наука». - №6. - 2016. - С.244 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/motivy-ispolzovaniya-
virtualnyh-sotsialnyh-setey-podrostkami (Дата обращения: 17.03.2017).
45. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // Сервер «Психология в России», раздел «Интернет» [Электронный ресурс]. URL: www. psychology / internet (Дата обращения: 28.11.2016).
46. Гер Т. Интернет и дети: плюсы и минусы виртуального
общения. - 2011. - [Электронный ресурс]. URL:
http://gksn.org.ua/stati/obshestvo/intemet-i-deti-plyusy-i-minusy-virtualnogo- mira.html ( Дата обращения: 10.02.2017)
47. Кимберли Янг Диагноз-интернет-зависимость// Nar.Com.ru:
Русский народный сервер против наркотиков [Электронный ресурс]. URL: http: //www. narcom.m/ideas/common/ 15.html (Дата обращения:
12.12.2016).
48. Общение в подростковом возрасте//Р8уега.Гуманитарно- правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/obshchenie- v-podrostkovom-vozraste-1938.htm (Дата обращения: 27.03.2017)
49. Особенности общения и межличностных отношений в
подростковом возрасте//Студопедия,- 2015,- с. 19 [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/14_52754_osobermosti-obshcheniya-i-
mezhlichnostnih-otnosheniy-v-podrostkovom-i-starshem-shkolnom- vozraste.html (Дата обращения 3.12.2016).
50. Прудский А.Н. Зависимости: Интернет-зависимость. - 2015. [Электронный рессурс]. URL: http://www.b 17.ru/article/zavisimostiintemet- zavisimost/ (Дата обращения: 03.05.2017).
51. Солодовник В.А. Влияние интернет-коммуникаций на личность
пользователя//1У Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки, г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - 405 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com/file/398155/ (Дата обращения: 1.05.2017).
52. Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость// PsyLab:
Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. URL: http: //psylab. info/T естКимберли-Янгнаинтернет-зависимость (Дата
обращения: 13.11.2016).
53. Умнова Т. Петрова О. - конспект лекций по возрастной
психологии [Электронный ресурс]. URL:
https://profifib.corn/chtenie/24835/t-unmova-konspekt-lektsiy-po-vozrasttioy- psikhologii-17.php (Дата обращения: 13.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ