МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактических игр в обучении биологии 7
1.1. Сущность дидактической игры 7
1.2. Виды дидактических игр 16
1.3. Обоснование использования дидактических игр в курсе биологии на
разных ступенях школьного образования 24
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. Исследование эффективности применения дидактических игр в обучении биологии в 7 - 8 классах 34
2.1. Содержание эмпирического исследования эффективности дидактических игр в обучении биологии 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактических игр в обучении биологии 7
1.1. Сущность дидактической игры 7
1.2. Виды дидактических игр 16
1.3. Обоснование использования дидактических игр в курсе биологии на
разных ступенях школьного образования 24
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. Исследование эффективности применения дидактических игр в обучении биологии в 7 - 8 классах 34
2.1. Содержание эмпирического исследования эффективности дидактических игр в обучении биологии 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные требования, предъявляемые к школьному биологическому образованию, связаны, прежде всего, с решением важнейшей образовательной задачи - всестороннего развития личности школьника. Решение данной задачи невозможно без конструктивного подхода к организации биологического образования, к особому отбору содержания последнего, без упора на продуктивные методы обучения, на современные образовательные технологии.
В контексте требования новых образовательных стандартов, принятых государством в качестве образующих стандартов нового поколения в рамках национального проекта «Образование», задачи по всестороннему развитию личности школьника сводятся к установлению тесной взаимосвязи между предметными областями и жизнью. Если до некоторого времени обучение биологии в школе носило ознакомительный характер (обучающихся знакомили с классами растительного и животного мира, с основными элементами строения человеческого тела), то теперь биологическое образование совершенствуется и, будучи включенным в предметную систему «Естествознание», представляет собой самодостаточную и очень серьезную предметную область.
Учебно-познавательная деятельность, направленная на усвоение биологических знаний, - это сложный вид деятельности, требующих от учащегося особых усилий. Поэтому в дидактике предусматриваются методы, которые значительно облегчают процесс познания. Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью» [41, с. 77], поэтому дидактика в обучении биологии требует разнообразить учебную деятельность, сделать познавательный процесс увлекательным для учащихся. Такой подход основан на еще одном изречении великого педагога К. Д. Ушинского: «Надо, чтобы ребенок учился, играя; чтобы учеба не стала в тягость, а стала в радость... Но вместе не следует забывать, что учеба - это очень серьезно» [42, с. 231].
Актуальным аспектом усовершенствования образовательного процесса, в частности, учебно-познавательного процесса, направленного на усвоения биологических знаний, является внедрение в этот процесс дидактической игры как обучающей технологии и активного метода познания. Применение дидактической игры в обучении биологии исследовалось в методике обучения с давних времен.
Среди советских методистов и педагогов проблему использования дидактической игры на уроках биологии изучали: Н. М. Верзилин, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, Е. Н. Мягкова, Г. Ф. Федорец, О. А. Чудинова. Исследованию значения дидактической игры в методике биологии посвящены труды и современных специалистов, таких, как: З. В. Борзова, Н. Л. Галеева, А. М. Дагаев, В. С. Конюшко, Е. В. Лёвкина, А. С. Малыгина, А.
B. Марина, И. Ф. Маркинов, С. Е. Павлюченко, В. М. Пакулова, И. Н. Пономарева, Р. К. Репина, О. Г. Роговая, С. Н. Рябцов, М. А. Сафонов, Н. В. Семенова, Г. Д. Сидельникова, П. Соломин, П. В. Станкевич, Д. И. Трайтак,
C. В. Чубаро, М. А. Якунчев и др.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы использования дидактических игр на уроках биологии на теоретико-практическом уровне, существует проблема установления взаимосвязи между эффективностью биологического образования и методикой использования дидактических игр как средств обучения.
Гипотеза исследования: эффективность обучения биологии
значительно повышается при использовании методики дидактических игр на уроке.
Целью работы является выявление взаимосвязи между эффективностью обучения биологии и внедрением методики дидактических игр в образовательный процесс.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать использование дидактических игр в курсе биологии на разных ступенях школьного образования;
- провести эмпирическое исследование эффективности дидактических игр в обучении биологии;
- провести сравнительный анализ результатов усвоения учащимися учебного материала в различных педагогических условиях (с применением и без применения дидактических игр).
При выполнении работы использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической и учебной литературы,
- наблюдение,
- разработка и проведение урока,
- эксперимент,
- статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключена в возможности экспериментально подтвердить господствующие в теории обучения доводы в пользу того, что дидактические игры являются эффективным средствами повышения уровня знаний по биологии. Практическая значимость исследования заключена в возможности его применения в теоретической работе и в практике методистов, учителей биологии, естествознания.
В контексте требования новых образовательных стандартов, принятых государством в качестве образующих стандартов нового поколения в рамках национального проекта «Образование», задачи по всестороннему развитию личности школьника сводятся к установлению тесной взаимосвязи между предметными областями и жизнью. Если до некоторого времени обучение биологии в школе носило ознакомительный характер (обучающихся знакомили с классами растительного и животного мира, с основными элементами строения человеческого тела), то теперь биологическое образование совершенствуется и, будучи включенным в предметную систему «Естествознание», представляет собой самодостаточную и очень серьезную предметную область.
Учебно-познавательная деятельность, направленная на усвоение биологических знаний, - это сложный вид деятельности, требующих от учащегося особых усилий. Поэтому в дидактике предусматриваются методы, которые значительно облегчают процесс познания. Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью» [41, с. 77], поэтому дидактика в обучении биологии требует разнообразить учебную деятельность, сделать познавательный процесс увлекательным для учащихся. Такой подход основан на еще одном изречении великого педагога К. Д. Ушинского: «Надо, чтобы ребенок учился, играя; чтобы учеба не стала в тягость, а стала в радость... Но вместе не следует забывать, что учеба - это очень серьезно» [42, с. 231].
Актуальным аспектом усовершенствования образовательного процесса, в частности, учебно-познавательного процесса, направленного на усвоения биологических знаний, является внедрение в этот процесс дидактической игры как обучающей технологии и активного метода познания. Применение дидактической игры в обучении биологии исследовалось в методике обучения с давних времен.
Среди советских методистов и педагогов проблему использования дидактической игры на уроках биологии изучали: Н. М. Верзилин, Б. Д. Комиссаров, В. М. Корсунская, Е. Н. Мягкова, Г. Ф. Федорец, О. А. Чудинова. Исследованию значения дидактической игры в методике биологии посвящены труды и современных специалистов, таких, как: З. В. Борзова, Н. Л. Галеева, А. М. Дагаев, В. С. Конюшко, Е. В. Лёвкина, А. С. Малыгина, А.
B. Марина, И. Ф. Маркинов, С. Е. Павлюченко, В. М. Пакулова, И. Н. Пономарева, Р. К. Репина, О. Г. Роговая, С. Н. Рябцов, М. А. Сафонов, Н. В. Семенова, Г. Д. Сидельникова, П. Соломин, П. В. Станкевич, Д. И. Трайтак,
C. В. Чубаро, М. А. Якунчев и др.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы использования дидактических игр на уроках биологии на теоретико-практическом уровне, существует проблема установления взаимосвязи между эффективностью биологического образования и методикой использования дидактических игр как средств обучения.
Гипотеза исследования: эффективность обучения биологии
значительно повышается при использовании методики дидактических игр на уроке.
Целью работы является выявление взаимосвязи между эффективностью обучения биологии и внедрением методики дидактических игр в образовательный процесс.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать использование дидактических игр в курсе биологии на разных ступенях школьного образования;
- провести эмпирическое исследование эффективности дидактических игр в обучении биологии;
- провести сравнительный анализ результатов усвоения учащимися учебного материала в различных педагогических условиях (с применением и без применения дидактических игр).
При выполнении работы использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической и учебной литературы,
- наблюдение,
- разработка и проведение урока,
- эксперимент,
- статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключена в возможности экспериментально подтвердить господствующие в теории обучения доводы в пользу того, что дидактические игры являются эффективным средствами повышения уровня знаний по биологии. Практическая значимость исследования заключена в возможности его применения в теоретической работе и в практике методистов, учителей биологии, естествознания.
В данном исследовании были изучены проблемы применения дидактических игр на уроке биологии. Методика использования дидактических игр на уроке биологии при изучении различных тем и на разных этапах обучения должна быть эффективной, поскольку дидактическая игра опирается на один из важнейших видов деятельности ребенка. В школе игровые технологии и методы применяются в более широком масштабе, они не заменяют общую методологию учебного процесса, а лишь дополняют ее.
Дидактическая игра не является средством развлечения учащихся, она выполняет строго обучающие функции, способствует решению образовательных задач. В дидактической игре выделяются: содержание, дидактическая цель и прогнозируемый результат, связанный с достижением дидактической цели. Дидактические игры разнообразны, их можно применять на различных этапах обучения биологии, причем как в основной, так и в старшей школе.
На теоретическом уровне мы выявили взаимосвязь между эффективностью обучения биологии и внедрением методики дидактических игр в образовательный процесс. На эмпирическом уровне была подтверждена гипотеза: эффективность обучения биологии действительно значительно повышается при использовании методики дидактических игр на уроке.
К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
Между тем эффективная реализация методики использования дидактических игр на уроке биологии требует соблюдения некоторых рекомендаций.
Дидактические игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся.
Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных. При использовании дидактической игры следует опираться на продуктивное, творческое мышление учащихся. Дидактическая игра является активным методом обучения, поэтому проведение такой игры подразумевает активную роль учащихся в процессе познания.
Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Однако наглядность - важнейший принцип дидактики, который должен соблюдаться и при организации игрового обучения.
Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, так как слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.
При организации дидактической игры учитель должен учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся. Это означает, что учитель должен тщательно подходить к отбору содержания дидактических игр. Также необходимо учитывать условия, при которых осуществляется целостный образовательный процесс.
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения. В нашей особой школе, такие игры, требование времени, они действительно необходимы, так как нашим детям требуется коррекция внимания, памяти, мышления, сенсорных систем.
Дидактическая игра не является средством развлечения учащихся, она выполняет строго обучающие функции, способствует решению образовательных задач. В дидактической игре выделяются: содержание, дидактическая цель и прогнозируемый результат, связанный с достижением дидактической цели. Дидактические игры разнообразны, их можно применять на различных этапах обучения биологии, причем как в основной, так и в старшей школе.
На теоретическом уровне мы выявили взаимосвязь между эффективностью обучения биологии и внедрением методики дидактических игр в образовательный процесс. На эмпирическом уровне была подтверждена гипотеза: эффективность обучения биологии действительно значительно повышается при использовании методики дидактических игр на уроке.
К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
Между тем эффективная реализация методики использования дидактических игр на уроке биологии требует соблюдения некоторых рекомендаций.
Дидактические игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся.
Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных. При использовании дидактической игры следует опираться на продуктивное, творческое мышление учащихся. Дидактическая игра является активным методом обучения, поэтому проведение такой игры подразумевает активную роль учащихся в процессе познания.
Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Однако наглядность - важнейший принцип дидактики, который должен соблюдаться и при организации игрового обучения.
Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, так как слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.
При организации дидактической игры учитель должен учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся. Это означает, что учитель должен тщательно подходить к отбору содержания дидактических игр. Также необходимо учитывать условия, при которых осуществляется целостный образовательный процесс.
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения. В нашей особой школе, такие игры, требование времени, они действительно необходимы, так как нашим детям требуется коррекция внимания, памяти, мышления, сенсорных систем.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методика использования дидактических игр при изучении биологии в 9 класс
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Дидактические игры при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Влияние применения подвижных игр на усвоение биологических понятий у обучающихся в процессе изучения школьной биологии в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



