Введение 3
Глава I. Теоретические основы коррекции нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией средствами изобразительной деятельности 8
1.1 Современные научные представления о симптоматике и структуре
речевого дефекта при дизартрии 8
1.2 Специфика нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей
с дизартрией 11
1.3 Виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие
моторных функций 18
Выводы по Главе 1 30
Глава II. Эмпирическое исследование уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией 31
2.1 Характеристика выборки и методы исследования уровня развития
мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией., 31
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 34
Выводы по Главе II 43
Глава III. Коррекционная работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией средствами изобразительной деятельности 45
3.1 Содержание и методы логопедической работы по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией средствами изобразительной деятельности 45
3.2 Оценка результатов коррекционной работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией
средствами изобразительной деятельности 51
Выводы по Главе III 56
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 64
Актуальность исследования. В последние годы в мире из-за ряда факторов наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть детей имеющих нарушения в двигательной, сенсорной, речевой системе, а также нарушения интеллекта. Речевые нарушения могут выступать как вторичный дефект при двигательных или сенсорный расстройствах, либо как самостоятельное нарушение.
Наиболее распространенным речевым нарушением является дизартрия, которое представляет собой сложное расстройство речи вследствие поражения отдельных зон головного мозга и относится к тяжелым нарушениям речи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.
У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико - грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В.
Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).
В ряде исследований (М. М. Кольцова, М. С. Рузина) отмечается значительное влияние пальцевой моторики рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Вместе с тем недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В практике работы логопедов используются традиционные логопедические приемы. Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук. В основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук. Только на кратковременных физкультминутках применяются игры, способствующие развитию межой моторики.
В последние годы получили распространение элементы изодеятельности в коррекционной работе с данными детьми и наоборот, включение элементов коррекционной работы в изодеятельность. Но в коррекции дизартрии изодеятельность используется достаточно недавно, можно говорить об отсутствии или недостаточном количестве современных методических разработок и научных исследований по данной теме. Традиционно логопеды работают с учебными принадлежностями, изготовленными из пластмассы (массажеры, щетки, палочки, вкладыши). Поэтому проблема формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией средствами изодеятельности является, на наш взгляд, достаточно современной и актуальной.
Целью исследования является разработка и апробация программы формирования мелкой и артикуляционной моторики в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования - моторные и речевые функции у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией с использованием приемов изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: Коррекция артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией будет иметь положительный результат, если учитывать взаимосвязь развития речи и моторных функций, мелкой моторики и артикуляционной моторики, правильно оценить состояние моторной сферы детей с дизартрией и использовать в коррекционной работе современные, доступные возрасту средства изодеятельности.
Задачи исследования:
1. Провести научный анализ уровня теоретической и практической разработанности вопросов, связанных с изучением особенностей развития моторики и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией,а также обобщить исследования об использовании арттерапевтических средств в коррекционно - логопедической работе.
2. Изучить уровень сформированности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией.
3. Разобрать и апробировать систему логопедических занятий с дошкольниками с дизартрией направленную на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности.
4. Оценить эффективность коррекционно - логопедического мероприятия по коррекции нарушения мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности и сформулировать выводы исследования.
Методологическая база исследования: положение о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова); знания о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р Е. Левина, А. Р Лурия, 3. А. Репина); представления о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В.
И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А. С. Белкин, В. В. Коркунов). О влиянии изобразительной деятельности на психическое и речевое развитие дошкольника (Варенцова Г.В., Ершова Л.В., Ларионова С.О., Сорокоумова С.Н., Подшибякина Г.В., Мельник О.Н. Глухова А.Е., Кузнецова Л.В.)
Методы исследования: анализ философской, медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, педагогический эксперимент, контроль эффективности проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов. В ходе диагностики и педагогического эксперимента использовались варианты психодиагностических и психокоррекционных методик и математической обработки результатов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2016 -декабрь 2016) - поисково - теоретический. На данном этапе подготавливались протоколы обследования, наблюдения за детьми, наглядный материал, анализировалась литература по теме исследования.
Второй этап (декабрь 2016 - март 2017) - экспериментально - коррекционный. Проведено исследование уровня сформированности коммуникативной функции у дошкольников, обработка полученных результатов; проведение коррекционной работы и контрольного эксперимента.
Третий этап (март 2017 - май 2017) - заключительно - обобщающий. На данном этапе осуществляется обобщение материала и оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы коррекционно-логопедической работы с элементами изодеятельности по формированию мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией, которая может использоваться в процессе дошкольного воспитания детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Дизартрия является наиболее часто встречающимся тяжелым нарушением речи. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.
Существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре речевого дефекта и в коррекцию вторичных недостатков вносит изобразительная деятельность.
Целью экспериментального исследования было выявление уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией. Экспериментальное исследование уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и детей без нарушений речи, проводимое на базе дошкольных образовательных учреждений по методике Трубниковой Н.М., показало, что у многих детей экспериментальной группы наблюдается недостаточный уровень развития мелкой моторики, у всех детей с дизартрией был выявлен недостаточный уровень развития артикуляционной моторики.
Кроме этого, отмечалось дрожание пальцев, рук, содружественные движения: дети прищуривали глаза, высовывали язык при выполнении проб, также отмечались синкинезии на противоположной руке, особенно они были заметны при выполнении проб левой рукой (не ведущей), одновременные движения обеими руками не всегда получались у детей. Нарушался темп, ритм выполнения проб на исследование динамической координации движений. Если детям не удавалось воспроизвести какую-либо пробу, они помогали себе другой рукой. Движения на переключаемость «кулак-ладонь» давались детям с большим трудом, они не могли выполнять разные движения обеими руками (кулак одной руки - разжатая ладонь другой руки и их чередование).
Изучение мелкой моторики в экспериментальной группе показало, что у детей с дизартрией нарушена как статическая координация движений (удержание определенной позы), так и динамическая координация движений (переключение с одной позы на другую).
При обследовании артикуляционной моторики у детей с дизартрией отмечалась саливация, синкинезии в пальцах рук, в мимической мускулатуре, подергивания мышц, помощь руками в удержании определенной артикуляционной позы, недостаточный объем движений, нарушение темпа и ритма выполнения проб, слабая, нецеленаправленная выдыхаемая воздушная струя.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить основные направления логопедической работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами изобразительной деятельности:
1. Формирование точных, координированных движений органов артикуляции и пальцев рук;
2. Формирование умений переключаться с одной позы на другую, поиска при их смене (для артикуляционной и мелкой моторики);
3. Развитие статической позы (для артикуляционной и мелкой моторики);
4. Воспитание самоконтроля и адекватной самооценки;
5. Развитие художественно-эстетического чувства.
С целью проведения формирующего эксперимента было сформировано две группы детей с ОНР III уровня. В экспериментальную группу вошли 15 детей, с которыми проводились занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности. В контрольную группу вошли 15 детей, которые занимались по основной коррекционной программе.
С целью выявления изменений в уровне развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией в результате проведения логопедической работы средствами изобразительной деятельности был проведен контрольный эксперимент. результате которого выяснилось, что уровень развития мелкой и артикуляционной моторики в результате логопедической работы в экспериментальной группе изменился в положительную сторону, также можно добавить, что в экспериментальной группе произошли более значительные изменения.
Таким образом, наша гипотеза о том, что коррекция артикуляционной и мелкой моторики у детей с дизартрией будет иметь положительный результат, если учитывать взаимосвязь развития речи и моторных функций, мелкой моторики и артикуляционной моторики, правильно оценить состояние моторной сферы детей с дизартрией и использовать в коррекционной работе современные, доступные возрасту средства изодеятельности подтвердилась. О ее эффективности свидетельствуют данные итогового эксперимента
1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007. - с.7
3. Бердюгина А.С., Обухова Н.В. Содержательный аспект изучения психомоторной сферы у детей со стёртой формой дизартрии // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 150-154
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия/Е. Н. Винарская. -М.: АСТ; Астрель, 2005.
5. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с., с.162
6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.—с.5
7. Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-47З
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение, 2005. - с.140
9.Зайцев И.С. Дети с тяжелыми нарушениями речи в социуме // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2016. Т. 1. № 1-1. С. 67¬71.
10.Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.)
11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — Изд. 2¬е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - с.3
12. Коротаева Т.В., Пашкова И.В. Использование искусственной локальной гипо- и гипертермии для коррекции речевых нарушений при детском церебральном параличе (дцп) // Известия Челябинского научного центра УрО РАН. 2001. № 3. С. 171-180.
13. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - с.49
14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1985, с.85
15. Макарова Е.О. Устранение гиперсаливации у детей с дизартрией // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 66-69.
16. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1985., с.80
17. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда.- М.: Просвещение, 1985.-с.88
18. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М. : Academia, 2001. - с.17
19. Медведева Е.Ю., Галанина А.А Характеристика моторной сферы старших дошкольноков со стертой формой дизартрии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6. С. 336-342.
20. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог, фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил
21. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно¬методическое пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. —с.301
23. Федулова Т.А. К вопросу о формировании мелкой моторики у детей с дизартрией / Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации сборник научно-методических трудов. Армавир, 2014. С. 104-105.], [Желонкина Е.А. Исследование моторной сферы у детей с ффнр с псевдобульбарной дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. 2014. С. 227-228
24. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с
25. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - с.5
26. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда.- М.: Просвещение, 1985.-с.82
27. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с., с.163
28. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- с.57
29. Желонкина Е.А. Исследование моторной сферы у детей с ффнр с псевдобульбарной дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. 2014. С. 227-228.
30. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- с.58
31. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - с.6
32. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - с.6
33. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др.- М.: Просвещение, 1977.
- с.182
34. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977.
- с.200
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». — М.: Просвещение, 1989, - 239 с., с.123