Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности личностного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста

Работа №63784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты личностного развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Определение понятия личности в отечественной психологии 7
1.2 Социально психологические предпосылки и условия развития личности
ребенка дошкольного возраста 13
1.3 Формирование личности дошкольника 18
2. Эмпирическое исследование личностного развития у детей дошкольного
возраста 33
2.1 Организация исследования. Описание методик 33
2.2 Анализ результатов исследования 36
Вывод по 2 главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, К.Л. Абульханова; В.Н. и др. [4; 25; 20; 32, 2].
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)
В такой плоскости, рассматриваемые психологические свойства человека, имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.
Личностное развитие - это процесс достаточно сложный и длительный. Для того чтобы добиться успеха в той или иной сфере жизни, необходимо постоянно развиваться и уделять самому себе много времени. Сегодня, в период высокого развития науки и техники, люди все чаще задаются вопросами о развитии себя, своих навыков и личностных качеств. Личностное развитие является одним из важнейших процессов в жизни человека. От него зависит жизненный успех и удовлетворение человека собственной жизнью. У каждого из нас этот процесс проходит по-разному. Главное правило для каждого, кто стремиться к самосовершенствованию, - понять, что любая личность неповторима и уникальна. Это проявляется в индивидуальности характера, остроте ума, способности к образованию и так далее.
Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с родителями или теми взрослыми, которые его воспитывают. Необходимо знать психологические особенности детей для того, чтобы верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Актуальность исследования заключается в необходимости накопления знаний о гендерных различиях в формировании личностных особенностей детей дошкольного возраста, чтобы на их основе строить систему педагогической и психологической работы с детьми.
Объект исследования - мальчики и девочки дошкольного возраста.
Предмет исследования - самооценка и самоконтроль как личностная особенность.
Цель исследования - исследовать личностное развитие у детей дошкольного возраста (на примере самооценки и самоконтроля).
Гипотеза исследования - мы полагаем, что существуют различия в личностном развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста, а именно в развитии самооценки и самоконтроля.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие личности в отечественной психологии.
2. Охарактеризовать личностное развитие дошкольника, развитие
самосознания и возникновение элементов самооценки.
3. Исследовать личностное развитие мальчиков и девочек дошкольного возраста (на примере самооценки и самоконтроля).
Методологической основой исследования являются работы, рассматривающие различные аспекты личностного становления, а именно:
- самооценки (Л.И. Божович, Г.Г. Кравцов, А.А. Леонтьев, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) [8; 21; 22; 23; 34; 36; 40],
- самоконтроля (В.Г. Маралов, Н.В. Саморукина, С.Д. Смирнов и др.)
[26; 33; 37]. Перечисленные аспекты свидетельствуют о чрезвычайной
сложности и многогранности личностного развития в дошкольном детстве, ценность которого состоит в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические:
1) Изучение самооценки ребенка с помощью методики В.Г. Щур «Лесенка»;
2) Изучение самоконтроля ребенка с помощью методики «Цепочка действий».
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практике психологов и педагогов ДОУ при формировании самооценки и самоконтроля удетей старшего дошкольного возраста с учётом их личностного развития.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
учреждение «Детский сад «Антошка», г. Болгар.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами, в общении с другими людьми.
Личность формируется в условиях конкретно - исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.). Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах.
Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. Первый - формирование личности как её развитие, его процесс и результат. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.
Второй смысл - формирование личности как ее целенаправленное воспитание. Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
3. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. - 89 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно -историческое
понимание развития человека. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детские годы //Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - С. 436-446
10. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
11. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 624 с.
12. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
13. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие.- М.: Флинта, 2011. - 176 с.
14. Гуревич П.С. Психология личности: Учебник. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 479 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск: Университет, 1997. - 237с.
16. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников.
- М.: Эксмо, 2009. - 176с.
17. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.- СПб: «Питер», 2000. - 560с.
18. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 320с.
19. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК. 2003 - 320 с.
20. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 13-24.
21. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст). Дисс. докт. психол. наук. Г.Г. Кравцов - M., 1995.-288с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. - 87с.
23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М., Академия, 2000. 318с.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
- 3-изд. стереотип. - СПб.: Каро, 2014. - 444 с.
26. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности в детском возрасте. - М.; Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 220с.
27. Марцинковская Т.Д. Психология. - М.: Academia, 2013. - 400 с.
28. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2017. - 583 с.
29. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: Психология личности. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2014. - 739 с.
30. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том I: Общие основы психологии. 6-е изд., пер. и доп. - М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2013. - 688 с.
31. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - СПб.: Питер, 1994.- 480с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
33. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнческие упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - 144с.
34. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет. - М., 1986. - 146с.
35. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по
36. специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
37. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл //Известия международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского, 2004. - №2. - С. 135-144.
38. Смирнов С.Д. Опыты по философской антропологии. (Человек в пространстве культуры). - Новосибирск, 1996.
39. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет. - СПб.: Речь, 1997.-384с.
40. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ, 1991. - 430с.
41. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.¬228с.
42. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Питер, 1995. - 210 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. 3-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360с.
44. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ