ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические основы применения интерактивных методов обучения 6
1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования
процесса обучения в начальной школе 6
1.2 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы продолжительности непрерывного использования технических средств 12
I. 3 Формы и методы интерактивного обучения 15
II. Использование интерактивных методов обучения на уроках литературного
чтения 21
2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий
обучения на уроках литературного чтения 21
2.2 Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения 24
2.3 Возможности использования интерактивной доски в начальной школе на
уроках литературного чтения 33
III. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования 38
3.1 Констатирующий эксперимент 38
3.2 Формирующий эксперимент 41
3.3 Контрольный эксперимент 47
Заключение 51
Список использованной литературы
1. Психолого-педагогические основы применения интерактивных методов обучения 6
1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования
процесса обучения в начальной школе 6
1.2 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы продолжительности непрерывного использования технических средств 12
I. 3 Формы и методы интерактивного обучения 15
II. Использование интерактивных методов обучения на уроках литературного
чтения 21
2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий
обучения на уроках литературного чтения 21
2.2 Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения 24
2.3 Возможности использования интерактивной доски в начальной школе на
уроках литературного чтения 33
III. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования 38
3.1 Констатирующий эксперимент 38
3.2 Формирующий эксперимент 41
3.3 Контрольный эксперимент 47
Заключение 51
Список использованной литературы
Педагогические возможности интерактивных средств обучения, по ряду показателей, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Сегодня в обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Каждый ребенок имеет свой любимый предмет, который должен помочь в открытии возможностей использования современных компьютерных технологий. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения положили исследования и разработки таких ученых как Н.П.Аникеева, И.Г.Абрамова, Л.Г.Борисова, А.А.Вербицкий, И.П.Иванов, В.Я.Платов, В.В.Подиновский, В.Н.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин, С.А.Шмаков и другие.
Несмотря на актуальность и достаточную теоретическую разработанность проблемы, на практике процесс использования интерактивных форм обучения не имеет определенной системы. Между тем, при условии дидактически продуманного применения интерактивных технологий, ресурсов глобальной сети Интернет в рамках каждого учебного предмета, создаются неограниченные возможности для обучения младших школьников.
Вышесказанное обусловило выбор темы и цель исследования, которая заключается в выявлении эффективных психолого-педагогических условий применения интерактивных форм обучения младших школьников на уроке литературного чтения.
Объект исследования — процесс обучения детей в начальной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках литературы в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возможности использования интерактивных форм обучения на уроках литературы в начальной школе.
3. Разработать и апробировать уроки литературы с использованием интерактивных заданий.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников на уроках литературы будет более эффективным, если систематически использовать интерактивные задания.
В целях решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический
эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться учителями на уроках литературного и внеклассного чтения в младших классах.
База педагогического исследования: город Казань, Ново - Савиновский район, СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 132.
Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения положили исследования и разработки таких ученых как Н.П.Аникеева, И.Г.Абрамова, Л.Г.Борисова, А.А.Вербицкий, И.П.Иванов, В.Я.Платов, В.В.Подиновский, В.Н.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин, С.А.Шмаков и другие.
Несмотря на актуальность и достаточную теоретическую разработанность проблемы, на практике процесс использования интерактивных форм обучения не имеет определенной системы. Между тем, при условии дидактически продуманного применения интерактивных технологий, ресурсов глобальной сети Интернет в рамках каждого учебного предмета, создаются неограниченные возможности для обучения младших школьников.
Вышесказанное обусловило выбор темы и цель исследования, которая заключается в выявлении эффективных психолого-педагогических условий применения интерактивных форм обучения младших школьников на уроке литературного чтения.
Объект исследования — процесс обучения детей в начальной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках литературы в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возможности использования интерактивных форм обучения на уроках литературы в начальной школе.
3. Разработать и апробировать уроки литературы с использованием интерактивных заданий.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников на уроках литературы будет более эффективным, если систематически использовать интерактивные задания.
В целях решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический
эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться учителями на уроках литературного и внеклассного чтения в младших классах.
База педагогического исследования: город Казань, Ново - Савиновский район, СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 132.
Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в современное общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
Информатизация образования - приоритетное направление деятельности современного общества, направленное на обеспечение методологией и практическими разработками для оптимального использования технологий, обращенных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Положительных факторов влияния ИКТ на здоровье детей просто быть не может по умолчанию, как при любой статической нагрузке на органы зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Не зря же санитарными нормами четко регламентируется максимальное время, которое учащийся определенного возраста может находиться за экраном монитора. Другое дело если говорить о возможностях минимизировать вред наносимый здоровью учащихся во время работы за компьютером.
Педагоги должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Уроки чтения для младших школьников - это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое. Но, к сожалению, уровень интереса современных школьников к чтению литературы очень низкий. Данную проблему можно решить лишь при творческом подходе учителя к урокам чтения, использовании в учебном процессе современных интерактивных технологий.
Анализ научно-методической литературы позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы, целью которой стало повышение уровня интереса младших школьников к урокам литературного чтения посредством использования интерактивных технологий обучения.
На начальном этапе эксперимента было проведено тестирование детей, целью которого являлось определение уровня интереса к урокам литературного чтения младших школьников.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали конспекты уроков литературного чтения с использованием интерактивных форм обучения. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о позитивной динамике уровня интереса к уроку чтения. В процессе эксперимента были отмечены такие положительные изменения: дети активно участвовали на уроках, всегда приходили с выполненным домашним заданием, с удовольствием выполняли задания творческого характера. Сформировалась высокая степень
заинтересованности к урокам чтения, повысилась читательская активность учащихся.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс обучения младших школьников на уроках литературы будет более эффективным, если систематически использовать интерактивные формы работы.
Информатизация образования - приоритетное направление деятельности современного общества, направленное на обеспечение методологией и практическими разработками для оптимального использования технологий, обращенных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Положительных факторов влияния ИКТ на здоровье детей просто быть не может по умолчанию, как при любой статической нагрузке на органы зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Не зря же санитарными нормами четко регламентируется максимальное время, которое учащийся определенного возраста может находиться за экраном монитора. Другое дело если говорить о возможностях минимизировать вред наносимый здоровью учащихся во время работы за компьютером.
Педагоги должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Уроки чтения для младших школьников - это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое. Но, к сожалению, уровень интереса современных школьников к чтению литературы очень низкий. Данную проблему можно решить лишь при творческом подходе учителя к урокам чтения, использовании в учебном процессе современных интерактивных технологий.
Анализ научно-методической литературы позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы, целью которой стало повышение уровня интереса младших школьников к урокам литературного чтения посредством использования интерактивных технологий обучения.
На начальном этапе эксперимента было проведено тестирование детей, целью которого являлось определение уровня интереса к урокам литературного чтения младших школьников.
На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали конспекты уроков литературного чтения с использованием интерактивных форм обучения. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о позитивной динамике уровня интереса к уроку чтения. В процессе эксперимента были отмечены такие положительные изменения: дети активно участвовали на уроках, всегда приходили с выполненным домашним заданием, с удовольствием выполняли задания творческого характера. Сформировалась высокая степень
заинтересованности к урокам чтения, повысилась читательская активность учащихся.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс обучения младших школьников на уроках литературы будет более эффективным, если систематически использовать интерактивные формы работы.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе: социологический аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в процессе формирования навыка говорения обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В 10-11 КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023



