ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Гражданская поэзия (Toplumcu §iiri) Фазыла Хюсню
Дагларджа 8
1.1. Развитие литературы Турции от «диванной поэзии» до
поэтического течения «топлумджу» 8
1.2. Основные представители поэтического течения «топлумджу» 13
1.3. Особенности гражданской поэзии в жизни и творчестве
Ф. Х. Дагларджа 22
ГЛАВА 2. Идейно-художественный смысл поэзии Фазыла Хюсню
Дагларджа 32
2.1. Атмосфера мистического спокойствия в сборнике «Qocuk ve
Allah» («Ребенок и Бог»), (1940) 32
2.2. Крестьянский вопрос в сборнике стихов «Toprak Ana»
(«Мать-Земля»), (1950) 43
2.3. Сборник стихов «Bati Acisi» («Боль Запада»), (1958), как пример
отрицательного влияния Запада 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Шагнув в XX столетие, турецкая поэзия сразу же вступила на путь стремительного развития, которое увело ее далеко вперед от исконной восточной традиционности. Поэзия XX века несет в себе все приметы бурного времени. Это, разумеется, не означает, что она утратила связь с прошлым: ее истоки легко прослеживаются в классической турецкой поэзии.
Возникновение новой поэзии тесно связано с переворотом в области языка. В течении шести веков турецкие поэты писали на сложном персидско-арабско-турецком языке, так называемом османском, который был мало понятен широким народным массам, создавшим для себя собственную устную литературу Halk edebiyati (Халк эдебияты). На османском языке писал и замечательный турецкий поэт XIX века, периода танзимата (реформ), Намык Кемаль (1840-1888), в стихах которого наметился отход от традиционной тематики, впервые зазвучали такие слова, как «родина», «народ», «свобода». Тевфик Фикрет (1867-1915), внес много нового в содержание и форму стиха. Благодаря ему турецкая поэзия совершила решительный поворот к будням человеческой жизни, сцены из жизни рыбаков, правдивому описанию болезни ребенка или жадности богачей, отказывающих в подаянии сироте.
В начале шестидесятых годовXX века, политическая обстановка в Турции изменилась, и поэты-демократы получили возможность издавать свои произведения, появилось и быстро укрепило свои позиции широкое поэтическое течение «топлумджу» - гражданская, соц.-реалистическая («пишущие на общественные темы»).
Среди «топлумджу» выделяется один из известных поэтов Турции - Фазыл Хюсню Дагларджа, всегда стоящий в самом центре общественно-политической борьбы. «Человек, одно появление которого на этой старинной площади создаёт атмосферу праздника, один из самых популярных, самых любимых поэтов Турции, выразитель мыслей, чаяний и надежд её народа.
Бывают люди, которым в одну жизнь удается как бы спрессовать несколько жизней. Они никогда не топчутся на месте, стремительно продвигаются вперед вместе со временем. Каждый прожитый день у них не похож на предыдущий. Таков Фазыл Хюсню Дагларджа, автор многих десятков поэтических сборников, каждый из которых - своеобразная веха на долгом жизненном пути» - так описывал поэта руководитель творческой организации «Луч» Тофик Меликов.
В своих стихах поэт раскрывает жизненно важные проблемы периода XX века, пишет о произволе и насилии, о безработице и ханжестве, отстаивая идеи свободы. Его произведения- почти всегда отклик на самые животрепещущие проблемы повседневной жизни и бытия в его философском смысле. Широкую известность получили стихи, посвященные горькой участи его соотечественников, которые в поисках куска хлеба вынуждены скитаться по чужим странам1.
Тематика поэзии Фазыла Хюсню Дагларджа действительно всеобъемлюща. Как истинный художник, он чувствует ответственность за весь мир и не остается безучастным к событиям, где бы они ни происходили. Так, например, сборник «Песня Алжира» посвящен освободительной борьбе алжирского народа. «Хиросима» - острый протест против преступления американской военщины, подвергшей атомной бомбардировке мирных жителей Японии.
С другой стороны поэта интересовали и важные философские проблемы. Ф.Х. Дагларджа поэтически исследовал связь человека с окружающей средой; такие извечные темы, как детство, любовь, одиночество, бог, смерть - Ф. Х. Дагларджа в своей поэзии раскрывал их по- новому.
Все высказанное делает, на наш взгляд, вполне правомерным и оправданным интерес к поэзии Ф.Х. Дагларджа, достаточно своеобразной и значительной в художественном отношении.Наша дипломная работа является попыткой изучения поэтического творчества поэта.
Философская и соц.-реалистическая направленность лирики Ф. Х. Дагларджа во многом обусловлена биографическими факторами. Хотя его отец и был военным, хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и даже определил юношу в военное училище после окончания школы, Дагларджа всё равно не отказался от своей мечты стать литератором. Будущий поэт, параллельно с обучением в военном училище, напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую и соц.-реалистическую систему взглядов; для ее изучения Ф. Х. Дагларджа решает полностью посвятить свою жизнь литературе, изучая остросоциальные проблемы действительности периода XX века. Окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается “привязан” к философской и соц.-реалистической тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Ф. Х. Дагларджа только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия. Таким образом, темы, которые были затронуты поэтом в своей поэзии, отражают реальность социума и остаются востребована до сегодняшнего дня, в чем и отражается актуальность нашего исследования.
Научная новизна работы обусловлена выявлением остросоциальных проблем и их решений поэтом в творчестве.
Объектом исследования работы служит сборник стихов Ф. Х. Дагларджа.
Предметом исследования является литературоведческий анализ содержательной части стихотворений писателя для определения проблем социальной реальности, поставленных автором.
Цель дипломного исследования состоит в комплексном обнаружении поэтического творчества Ф. Х. Дагларджа в его эволюции, художественных особенностях и разносторонней работы поэта со своими стихами.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть, как развивалось поэтическое течение «топлумджу», выявить наиболее ярких его представителей, охарактеризовать мировоззрения Ф. Х. Дагларджа и уточнить позиции, занятых поэтом в общем потоке движения «топлумджу»;
2) Анализ стихотворений Ф. Х. Дагларджа в тесной связи с условиями общественно-политической жизни и борьбы этих лет, в частности, в связи с деятельностью «топлумджу», с их борьбой за народность литературы, за освободительно-патриотические идеи.
Теоретическая и практическая значимость нашей исследуемой работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в академических работах по турецкой литературе XX в., при подготовке учебных пособий, программ и лекционных курсов по истории литературы XX в.
Методологической основой работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ахмет Кабаклы, Ильхан Гечер, Оздемир Сарыджа, Тофик Меликов, Талат С. Халман, Рефика Алтыкулач Демирдаг.
В процессе выполнения дипломной работы мы использовали следующие методы, такие как анализ - дается сравнение поэтических направлений ХХ века, аналогия - характеристика поэтов течения «топлумджу», описательный метод - фиксация сведений о поэтах.
XX век для Турции стал веком стремительного развития и идейного роста. Наибольший мощный импульс развитию турецкой литературы XX в. дала младотурецкая буржуазная революция (1908 г.). В стране началось оживление общественной и культурной жизни, турецкие писатели и поэты получили возможность опубликовать многие свои прежде запрещенные цензурой произведения и приступить к созданию новых.
Турецкая литература новейшего периода XX века - это сложный и многообразный процесс, который характеризуется разнообразными, часто противоположными тенденциями. Так, после Первой мировой войны, в период оккупации страны войсками западных стран, турецкая литература переживает временный упадок.
Многие произведения турецких писателей были проникнуты пессимизмом, отчаянием. Большую роль в борьбе за реалистическое искусство играли в годы войны и в послевоенный период журналы «Gun», «Adimlar», «Dikmen», «Yurt ve dunya», газета «Tan». После войны появились рассказы о жизни простых людей Орхана Кемаля, прекрасные, глубоко¬содержательные стихи поэтического течения «топлумджу», поэтами которого были Рыфата Ылгаз, Мелих Джевдет, Октай Рифат, Орхан Вели. И именно на этот отрезок времени приходится творчество Фазыла Хюсню Дагларджа.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, события конца XIX, начала XX века, которые происходили в стране и в мире напрямую отразились и в турецкой литературе. Это позволило определить основные тенденции в тематике произведений литераторов. Первые отсылки к гражданской, соцреалистической поэзии были отражены в творчестве Назыма Хикмета, основоположника этого поэтического течения. Затем, в период 60-х годов поэзия течения «топлумджу» вновь становится главенствующей, также приобрела новые черты, связанные, в первую очередь, с процессом политизации турецкой литературы. Были выделены наиболее яркие представители поэтического течения «топлумджу», такие как Октай Рифат, Рифат Ылгаз, Ахмед Ариф, Фазыл Хюсню Дагларджа.
Во-вторых, в раннем творчестве Дагларджа, в частности в первых трёх сборников, затрагивал извечные темы, такие, как сотворение мира, вселенной, Бога, тема любви и жизни. Стиль в этих произведениях был довольно необычный для всей поэзии этого периода. Новинкой является то, что поэт использовал оригинальную строфическую структуру, обращался к народной поэзии, трансформировал не только образный строй, но и звуковую, ритмическую систему, что придаёт его поэзии особую, неповторимую выразительность. Опираясь на богатейшие традиции восточной афористической поэзии. Глубокие философские проблемы построены на ассоциативных связях, вытекающих из образной системы стиха. Однако не все произведения сборника «Ребёнок и Бог» легко понятны.
В сборнике «Toprak Ana», Фазыл Хюсню Дагларджа попытался показать, как живёт, вероятнее всего сказать существует, анатолийский крестьянин в своей деревне, с какими трудностями сталкивается. Обращаясь к читателям, Дагларджа в своих произведениях, таких как «Kizilirmak kiyilari», «Yolsuz koy», «Agagsiz koy», «I§iksiz koy» и т.д. раскрывает остросоциальные проблемы, такие как неграмотность, голод, нехватка продовольствия и т.д. Именно Дагларджа показал Турции всё то реальное, бесчеловечное положение, в котором находится крестьянин ХХ века.
Подводя итог сборника «Bati Acisi», следует сказать о патриотичности Фазыла Хюсню Дагларджа. Слияние со своим народом, единение с простыми людьми делает поэта идеалом человека. Мастер всегда скромен и прост, произведения просты и понятны. В стихах сборника были отражены животрепещущие проблемы XX века, влияние США и Европы на восточные страны, последствия этого влияние. Поэт описывал натуру западного человека, тем самым показывая такой пример, на который не следует равняться.
Общетеоретическая литература
1. Бабенко Л. Г. Казарин Ю. В. Теория лингвистического анализа художественного текста / Л. Бабенко, Ю. В. Казарин. - М.: Флинта: Наука. - 2009. - 496 с.
2. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелов. - М.: Высшая школа. - 1988. - 528 с.
3. Фесенко Э. Я. Теория литературы: Учебное издание для вузов / Э. Я. Фисенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академической проект; Фонд «Мир». - 2008. - 780 с.
Специальная литература
4. Ляшенко С. О лирике Назыма Хикмета. Назым Хикмет. Как прекрасно мечтать о тебе / С. Ляшенко. - М.: Радуга. - 1988. - 437 с.
5. Четырёхкрылая птица: Сборник. Пер. с тур. / Предисл. Т. Меликова. - М.: Радуга. - 1984. - 208 с.
6. Пицкель Ф. Н. Маяковский: художественное постижение мира / Ф. Н. Пицкель. - М.: Наука. - 1979. - 408 с.
7. Фиш Р. Г. Жизнь замечательных людей / Р. Г. Фиш. - М.: Советский писатель. - 1983. - 448 с.
Источники
8. Из турецкой поэзии XX века: Пер. с тур. / Сост., вступит. статья, справки об авторах и примеч. Т. Д. Меликова. - М.: Художественная литература. - 1979. - 411 с.
9. Меликов Т. Д., Ибрагимова А. Из современной турецкой поэзии / Т. Д. Меликов, А. Ибрагимова. - М.: Прогресс. - 1975. - 308 с.
10. Четырёхкрылая птица: Сборник. Пер. с тур. / Предисл. Т. Меликова. - М.: Радуга. - 1984. - 208 с.
11. Daglarca F. H. Bati Acisi / F. H. Daglarca. - Istanbul.: Cem yayinevi. - 1974. - 202 s.
12. Daglarca F. H. Toprak Ana / F. H. Daglarca. - Istanbul.: Kader basimevi. - 1950. - 50 s.
13. Geger i. Cumhuriyet doneminde Turk §iiri / i. Geger. - Ankara.: Kultur bakanligi yayinlari. - 1990. - 785 s.
14. Kabakli A. Turk edebiyati III Cilt / A. Kabakli. - istanbul.: Turk edebiyati yayinlari. - 1965. - 702 s.
15. Sarica O. Turk dili ve edebiyati / O. Saeica. - istanbul.: intikap kitabevi. - 1985. - 429 s.
16. Talat S. Halman. The Turkish Muse: Views and reviews 1960-1990 / S. Halman Talat. - USA. - 2006. - 396 p.
Словари
17. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - СПб.: Паритет. - 2005. - 137 с.
18. Богочанская Н. Н. Новый русско-турецкий словарь. 50000 слов и словосочетаний / Н. Н. Богочанская. - М.: ООО «Дом славянской книги». - 2013. - 704 с.
19. Шабанова Н. А. Словарь литературоведческих терминов / Н. А. Шабанова. - Инта.: Инта. - 2008. - 58 с.
Электронные ресурсы
20. Из статьи: Новая поэзия Турции, становление и развитие.
[Электронный ресурс] / Referun. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.referun.cOm/n/novaya-poeziya-turtsii-stanovlenie-i-razvitie -
свободный.
21. Из статьи: «Daglarca’nin §iirlerindeki sonsuzluk». [Электронный ресурс] / Evvel. - Официальный сайт. - режим доступа: http://evvel.org/ilgi/daglarca - свободный.
22. Из статьи помощника доктора университета Аксарай Рефика Алтыкулач Демирдаг. [Электронный ресурс] / Turkbilig. - Официальный сайт. - режим доступа: - http://www.turkbilig.com/pdf/201224-184.pdf - свободный.
23. Учебник стихосложения. [Электронный ресурс] / Stihi. - Официальный сайт. - режим доступа: https://www.stihi.ru/uchebnik/rifma6.html - свободный.
24. В исследовании Z. Z. Kirmizi о творчестве Дагларджа
[Электронный ресурс] / Okumaninsonunayolculuk. - Официальный сайт. - режим доступа:
http://okumaninsonunayolculuk.com/pdf/yazarak_okumak/inceleme/fazil _ husnu_daglarca.pdf - свободный.
25. Bu dunyada Daglarca var. [Электронный ресурс] / §iirparki. -
Официальный сайт. - режим доступа:
http://www.siirparki.com/daglarcayla2.html - свободный.
26. Турецко-русский словарь. [Электронный ресурс] / Demek. - Официальный сайт. - режим доступа: http://demek.ru - свободный.
27. Dag gibi §iirleriyle Daglarca. [Электронный ресурс] / Millet. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.milliyet.com.tr/dag-gibi- siirleriyle-daglarca-kitap-1017382 - свободный.
28. Kizilirmak kiyilari incelemesi. [Электронный ресурс] / Hakkindabilgi. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.hakkindabilgi.biz/f-husnu-daglarca-kizilirmak-kiyilari-siiri-sozleri-ve- incelenmesi - свободный.
29. Из статьи о метафизическом понимании мира. [Электронный ресурс] / 5sfer. - Официальный сайт. - режим доступа: http://5sfer.com/2592- chto-takoe-metafizicheskoe-ponimanie-mira.html - свободный.