Управление социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района курганской области)
|
Введение 7
1 Теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования 10
1.1. Сущность, субъекты и объекты управления социальной сферой муниципального образования 10
1.2 Методы и технологии управления социальной сферой муниципального
образования 19
1.3 Передовые практики управления социальной сферой в муниципальных
образованиях России и зарубежных стран 28
1.4 Методика анализа управления социальной сферой 32
2 Анализ управления социальной сферой Альменевского района Курганской области 34
2.1. Общая характеристика организации управления социальной сферой
Альменевского района Курганской области 34
2.2. Анализ показателей управления социальной сферы Альменевского
района Курганской области 41
2.3 Проблемы управления социальной сферой в Альменевском районе 53
3. Совершенствование системы управления социальной сферой 61
3.1. Разработка проектных мероприятий по совершенствованию управления
социальной сферой Альменевского района Курганской области 61
3.2. Оценка эффективности мероприятий 71
Заключение 77
Библиографический список 82
1 Теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования 10
1.1. Сущность, субъекты и объекты управления социальной сферой муниципального образования 10
1.2 Методы и технологии управления социальной сферой муниципального
образования 19
1.3 Передовые практики управления социальной сферой в муниципальных
образованиях России и зарубежных стран 28
1.4 Методика анализа управления социальной сферой 32
2 Анализ управления социальной сферой Альменевского района Курганской области 34
2.1. Общая характеристика организации управления социальной сферой
Альменевского района Курганской области 34
2.2. Анализ показателей управления социальной сферы Альменевского
района Курганской области 41
2.3 Проблемы управления социальной сферой в Альменевском районе 53
3. Совершенствование системы управления социальной сферой 61
3.1. Разработка проектных мероприятий по совершенствованию управления
социальной сферой Альменевского района Курганской области 61
3.2. Оценка эффективности мероприятий 71
Заключение 77
Библиографический список 82
Переход общества к рыночным отношениям, обострив социальные проблемы, поставил в центр общественного мнения дальнейшее развитие механизма управления социальной сферой.
Опыт развитых стран показывает, что нормальное функционирование параллельно рынка и надежной системы социального управления - это необходимая и своеобразная плата общества, бизнеса и работодателей за стабильность существующей системы и возможность ведения надлежащей хозяйственной деятельности.
Система управления социальными процессами должна быть ориентирована на весь спектр общественных отношений. В современных условиях управления социальными процессами уже не может рассматриваться только как компенсационная форма взаимодействия в виде организационного кластера социальной работы или как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает его содержание.
Государство на протяжении всей истории своего существования, выполняло социально-ориентированные функции по регуляции общественных отношений, созданию социального мира между различными общественными слоями.
В современной муниципальной доктрине управление социальной сферой жизни общества является первостепенной задачей: деятельность органов как муниципальной, так и муниципальной власти, направленной на достижение благосостояния всего общества, реализуемая через определённую модель социальной политики.
Мировой опыт свидетельствует о том, что далеко не все сферы жизни общества могут управляться через создание рыночных отношений.
В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.
В стране в последнее десятилетие идет активный процесс преобразования и модернизации системы социальной защиты населения, который должен улучшить демографическую ситуацию и уровень жизни в стране, а так же стабилизировать численность населения.
Опыт наиболее эффективных в сфере развития системы социального обеспечения государств показывает, что гарантированное благополучие всех граждан не может быть достигнуто сугубо на основах принципов рыночного регулирования социально-экономических процессов.
На сегодняшний день России до сих пор не удалось преодолеть всех последствий резкого перехода государства на рыночные принципы социально-экономического развития, что проявляется, как было отмечено выше в наличии в стране значительной части граждан, в большей степени ограниченных в ресурсах, товарах и услугах, в сравнении с другими гражданами.
Особенно остро данные проблемы проявляются в регионах с более низким, в сравнении с общероссийским, «средним» уровнем социально- экономического развития
С учетом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования экономических механизмов социальной защиты и обеспечения, действующих как на федеральном уровне , так и на региональном уровнях
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Данное исследование основывается на трудах Гончаровой Л. И.,Мачульской Л. А. и других авторов, занимающихся разработкой вопросов, отраженных в данной работе. Помимо этого использовались данные сайта государственной статистики, правовые ресурсы сайта «Консультант Плюс» и другие Интернет- источники. Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района Курганской области).
Объект исследования - социальная сфера Предметом являются методы и технологии управления социальной сферой муниципального образования.
Исходя из поставленной цели исследования, рассматриваются следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления социальной сферой муниципального образования;
- анализ управления социальной сферой Альменевского района Курганской области.
- разработка проектных мероприятий по по совершенствованию управления социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района Курганской области).
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты настоящего исследования могут быть реализованы в практической работе специалистов управления социальной сферы.
Поставленные нами задачи определили следующую структуру данной работы: состоит из введения к настоящей работе, трех последовательных глав, заключения и списка литературы.
Опыт развитых стран показывает, что нормальное функционирование параллельно рынка и надежной системы социального управления - это необходимая и своеобразная плата общества, бизнеса и работодателей за стабильность существующей системы и возможность ведения надлежащей хозяйственной деятельности.
Система управления социальными процессами должна быть ориентирована на весь спектр общественных отношений. В современных условиях управления социальными процессами уже не может рассматриваться только как компенсационная форма взаимодействия в виде организационного кластера социальной работы или как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает его содержание.
Государство на протяжении всей истории своего существования, выполняло социально-ориентированные функции по регуляции общественных отношений, созданию социального мира между различными общественными слоями.
В современной муниципальной доктрине управление социальной сферой жизни общества является первостепенной задачей: деятельность органов как муниципальной, так и муниципальной власти, направленной на достижение благосостояния всего общества, реализуемая через определённую модель социальной политики.
Мировой опыт свидетельствует о том, что далеко не все сферы жизни общества могут управляться через создание рыночных отношений.
В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.
В стране в последнее десятилетие идет активный процесс преобразования и модернизации системы социальной защиты населения, который должен улучшить демографическую ситуацию и уровень жизни в стране, а так же стабилизировать численность населения.
Опыт наиболее эффективных в сфере развития системы социального обеспечения государств показывает, что гарантированное благополучие всех граждан не может быть достигнуто сугубо на основах принципов рыночного регулирования социально-экономических процессов.
На сегодняшний день России до сих пор не удалось преодолеть всех последствий резкого перехода государства на рыночные принципы социально-экономического развития, что проявляется, как было отмечено выше в наличии в стране значительной части граждан, в большей степени ограниченных в ресурсах, товарах и услугах, в сравнении с другими гражданами.
Особенно остро данные проблемы проявляются в регионах с более низким, в сравнении с общероссийским, «средним» уровнем социально- экономического развития
С учетом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования экономических механизмов социальной защиты и обеспечения, действующих как на федеральном уровне , так и на региональном уровнях
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Данное исследование основывается на трудах Гончаровой Л. И.,Мачульской Л. А. и других авторов, занимающихся разработкой вопросов, отраженных в данной работе. Помимо этого использовались данные сайта государственной статистики, правовые ресурсы сайта «Консультант Плюс» и другие Интернет- источники. Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района Курганской области).
Объект исследования - социальная сфера Предметом являются методы и технологии управления социальной сферой муниципального образования.
Исходя из поставленной цели исследования, рассматриваются следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления социальной сферой муниципального образования;
- анализ управления социальной сферой Альменевского района Курганской области.
- разработка проектных мероприятий по по совершенствованию управления социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района Курганской области).
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты настоящего исследования могут быть реализованы в практической работе специалистов управления социальной сферы.
Поставленные нами задачи определили следующую структуру данной работы: состоит из введения к настоящей работе, трех последовательных глав, заключения и списка литературы.
Сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально- исторического развития нашего государства, и они требуют решения.
Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д.
Все вышеперечисленное это всего часть, которая крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Обеспечение социальной стабильности граждан и создание, необходимых условий - это, прежде всего задача государства, которая должна осуществляться в рамках социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Самыми известными инструментами социальной политики и более эффективными являются разработка и реализация ориентированных социальных программ по решению проблем различных категорий граждан.
Государственные программы в социальной сфере общества направлены на создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения.
Программа «Социальная поддержка граждан», разработанная Минтрудом России ставит себе именно такие цели. Разработанные подпрограммы «Социальной поддержки граждан» включает в себя несколько сфер, которые ориентированы на достижение общей цели.
В рамках госпрограммы решается несколько задач: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Наше государство выбрало долгосрочную стратегию по реализации данных программ вплоть до 2020, переводя все свои планы в цифры.
Государственная программа реализуется до 2020 года без деления на этапы. Эффективность реализации госпрограммы определяется достижением нескольких показателей: увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказывается финансовая поддержка; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение суммарного коэффициента рождаемости; увеличение соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платы в регионе; увеличение доли малоимущих граждан; увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения; снижение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения.
Программа и ее подпрограммы направлены на повышение или снижение показателей, но иногда цифры на бумаге не соответствуют качеству реализации программ. Из-за чего же может разница цифра и качество. Долгосрочная политика социальной защиты это хорошая стратегия для поддержки населения, но также нужно сделать упор на слабые места.
Социальная политика очень большая, чтобы увидеть слабые места возьмем более узкую сферу ее реализации. Например, одна из структур социальной защиты населения является социальная поддержка.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью, но и включает в себя меры в виде содействий и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей. Ее объектами являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и т.д
Альменевский район расположен на юго-западе Курганской области в 160 км от областного центра г. Кургана. В районе проживает 13 тыс. человек., 2,8 тыс.человек - дети в возрасте до 18 лет. 6,9 тыс.человек находятся в трудоспособном возрасте, еще 3,4 тыс.человек старше трудоспособного возраста. Занято в экономике 4,3 тыс.человек.
Проведенный выше анализ дает возможность считать, что приоритетных направлениями решения проблем в социальной сфере должно стать:
1 Строительство и организация учреждений культурно-досугового типа, сооружения детских и спортивных площадок, киноустановок
2. Автоматизирование библиотеки
3. Вывести экономические субъекты отрасли на самоокупаемость.
4. Создание центров по работе с инвалидами и другими лицами с ограниченными физическими возможностями.
В целях совершенствования финансирования Муниципального Учреждение Культуры автор предлагает.
МУК в Альменевском районе Курганской области, имеет на своей территории неиспользуемые помещения, иногда пришедшие в негодность.
Реализация неиспользованных помещений или сдача в аренду по низкой стоимости для МУК в Альменевском районе Курганской области также позволит привлечь в учреждение новых потребителей, которые будут пользоваться услугами субарендатора и вместе с тем знакомиться с продуктом учреждения сферы культуры.
Помещения МУК в Альменевском районе Курганской области, требуют ремонта и поэтому не используемые, могут сдаваться в аренду по минимальной цене с условием осуществления предварительного ремонта.
Помимо этого, МУК в Альменевском районе Курганской области необходимо обратить внимание на способы привлечения смешенного финансирования посредством использования инструментов фандрайзинга, краудфандинга, а также увеличения благотворительных взносов от частных лиц.
Это можно осуществить, во-первых за счёт реализации системы членства с более низким порогом вхождения, ориентированной не на крупный бизнес и состоятельных граждан, а на средний класс и представителей малого и среднего предпринимательства.
Это создаст возможность увеличить как объём благотворительных финансовых средств, так и привлечь новых потребителей культурных услуг.
Во-вторых, использовать для финансирования отдельных культурных проектов инструменты краудфандинга, что позволит не просто привлечь денежные средства, а практически совершить предварительную продажу культурного продукта, так как пользователи Интернета, вкладывают деньги только в заведомо интересные для себя проекты
Следует обратить внимание на увеличение мотивации потенциальных спонсоров. Так, например, сборы средств на ремонт учреждения МУК в Альменевском районе Курганской области могут осуществляться через Интернет посредством проведения акции, имя и фамилия участников которой, окажется, выбита на мостовой перед входом в здание, на стенах или транслироваться на интерактивных досках учреждения.
Кроме этого, можно осуществить продажу или аукцион изделий, созданных из фрагментов деталей, подлежащих ремонту.
С целью контроля качества услуг, МУК должна быть зарегистрирована на соответствующем официальном сайте Министерства культуры РФ -http:ZZquality.mkrf.ru/и осуществлять его регулярный мониторинг.
Также автор предложил разработка специальной спортивной площадки для людей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечный результат - привлечение людей с ограниченными возможностями к постоянным физическим нагрузкам, что возможно поможет их дальнейшему лечению или уже восстановлению.
В рамках мероприятия предлагается построить площадку для молодежи и любителей экстрима. В прокате будут велосипеды, скейты и коньки. Цель данного мероприятия привлечь молодежь к активному образу жизни. Предполагаемый результат - привлечение людей к здоровому образу жизни.
Комплексное внедрение рекомендуемых инструментов позволит повысить ответственность за достижение результатов на всех уровнях управления.
Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д.
Все вышеперечисленное это всего часть, которая крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Обеспечение социальной стабильности граждан и создание, необходимых условий - это, прежде всего задача государства, которая должна осуществляться в рамках социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Самыми известными инструментами социальной политики и более эффективными являются разработка и реализация ориентированных социальных программ по решению проблем различных категорий граждан.
Государственные программы в социальной сфере общества направлены на создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения.
Программа «Социальная поддержка граждан», разработанная Минтрудом России ставит себе именно такие цели. Разработанные подпрограммы «Социальной поддержки граждан» включает в себя несколько сфер, которые ориентированы на достижение общей цели.
В рамках госпрограммы решается несколько задач: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Наше государство выбрало долгосрочную стратегию по реализации данных программ вплоть до 2020, переводя все свои планы в цифры.
Государственная программа реализуется до 2020 года без деления на этапы. Эффективность реализации госпрограммы определяется достижением нескольких показателей: увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказывается финансовая поддержка; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение суммарного коэффициента рождаемости; увеличение соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платы в регионе; увеличение доли малоимущих граждан; увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения; снижение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения.
Программа и ее подпрограммы направлены на повышение или снижение показателей, но иногда цифры на бумаге не соответствуют качеству реализации программ. Из-за чего же может разница цифра и качество. Долгосрочная политика социальной защиты это хорошая стратегия для поддержки населения, но также нужно сделать упор на слабые места.
Социальная политика очень большая, чтобы увидеть слабые места возьмем более узкую сферу ее реализации. Например, одна из структур социальной защиты населения является социальная поддержка.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью, но и включает в себя меры в виде содействий и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей. Ее объектами являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и т.д
Альменевский район расположен на юго-западе Курганской области в 160 км от областного центра г. Кургана. В районе проживает 13 тыс. человек., 2,8 тыс.человек - дети в возрасте до 18 лет. 6,9 тыс.человек находятся в трудоспособном возрасте, еще 3,4 тыс.человек старше трудоспособного возраста. Занято в экономике 4,3 тыс.человек.
Проведенный выше анализ дает возможность считать, что приоритетных направлениями решения проблем в социальной сфере должно стать:
1 Строительство и организация учреждений культурно-досугового типа, сооружения детских и спортивных площадок, киноустановок
2. Автоматизирование библиотеки
3. Вывести экономические субъекты отрасли на самоокупаемость.
4. Создание центров по работе с инвалидами и другими лицами с ограниченными физическими возможностями.
В целях совершенствования финансирования Муниципального Учреждение Культуры автор предлагает.
МУК в Альменевском районе Курганской области, имеет на своей территории неиспользуемые помещения, иногда пришедшие в негодность.
Реализация неиспользованных помещений или сдача в аренду по низкой стоимости для МУК в Альменевском районе Курганской области также позволит привлечь в учреждение новых потребителей, которые будут пользоваться услугами субарендатора и вместе с тем знакомиться с продуктом учреждения сферы культуры.
Помещения МУК в Альменевском районе Курганской области, требуют ремонта и поэтому не используемые, могут сдаваться в аренду по минимальной цене с условием осуществления предварительного ремонта.
Помимо этого, МУК в Альменевском районе Курганской области необходимо обратить внимание на способы привлечения смешенного финансирования посредством использования инструментов фандрайзинга, краудфандинга, а также увеличения благотворительных взносов от частных лиц.
Это можно осуществить, во-первых за счёт реализации системы членства с более низким порогом вхождения, ориентированной не на крупный бизнес и состоятельных граждан, а на средний класс и представителей малого и среднего предпринимательства.
Это создаст возможность увеличить как объём благотворительных финансовых средств, так и привлечь новых потребителей культурных услуг.
Во-вторых, использовать для финансирования отдельных культурных проектов инструменты краудфандинга, что позволит не просто привлечь денежные средства, а практически совершить предварительную продажу культурного продукта, так как пользователи Интернета, вкладывают деньги только в заведомо интересные для себя проекты
Следует обратить внимание на увеличение мотивации потенциальных спонсоров. Так, например, сборы средств на ремонт учреждения МУК в Альменевском районе Курганской области могут осуществляться через Интернет посредством проведения акции, имя и фамилия участников которой, окажется, выбита на мостовой перед входом в здание, на стенах или транслироваться на интерактивных досках учреждения.
Кроме этого, можно осуществить продажу или аукцион изделий, созданных из фрагментов деталей, подлежащих ремонту.
С целью контроля качества услуг, МУК должна быть зарегистрирована на соответствующем официальном сайте Министерства культуры РФ -http:ZZquality.mkrf.ru/и осуществлять его регулярный мониторинг.
Также автор предложил разработка специальной спортивной площадки для людей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечный результат - привлечение людей с ограниченными возможностями к постоянным физическим нагрузкам, что возможно поможет их дальнейшему лечению или уже восстановлению.
В рамках мероприятия предлагается построить площадку для молодежи и любителей экстрима. В прокате будут велосипеды, скейты и коньки. Цель данного мероприятия привлечь молодежь к активному образу жизни. Предполагаемый результат - привлечение людей к здоровому образу жизни.
Комплексное внедрение рекомендуемых инструментов позволит повысить ответственность за достижение результатов на всех уровнях управления.
Подобные работы
- Управление социальной сферой муниципального образования (на примере
Альменевского района курганской области)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Анализ расходной части бюджета муниципального образования (на примере Альменевского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



