Организация территориального планирования в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность и методы территориального планирования в
муниципальном образовании 13
1.2 Нормативно-правовая база, документы и принципы территориального
планирования 25
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации территориального
планирования в муниципальном образовании 29
1.4 Методика комплексного анализа и оценки территориального
планирования в муниципальном образовании 43
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В КОПЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
2.1 Анализ состава и функционала субъектов территориального
планирования 49
2.2 Анализ документов территориального планирования и их
соответствия стратегии социально-экономического развития Копейского
городского округа 58
2.3 Анализ показателей развития Копейского городского округа 63
2.4 Проблемы территориального планирования в муниципальном
образовании 88
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы территориального планирования в муниципальном образовании 106
3.2 Метод анализа экономической эффективности территориального
планирования муниципального образования по методу Креймера 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А -Комплексная оценка территории Копейского городского округа
Приложение Б - Схема функционального зонирования территории
Копейского городского округа
Приложение В - Схема функционального зонирования территории Копейского городского округа
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность и методы территориального планирования в
муниципальном образовании 13
1.2 Нормативно-правовая база, документы и принципы территориального
планирования 25
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации территориального
планирования в муниципальном образовании 29
1.4 Методика комплексного анализа и оценки территориального
планирования в муниципальном образовании 43
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В КОПЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
2.1 Анализ состава и функционала субъектов территориального
планирования 49
2.2 Анализ документов территориального планирования и их
соответствия стратегии социально-экономического развития Копейского
городского округа 58
2.3 Анализ показателей развития Копейского городского округа 63
2.4 Проблемы территориального планирования в муниципальном
образовании 88
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы территориального планирования в муниципальном образовании 106
3.2 Метод анализа экономической эффективности территориального
планирования муниципального образования по методу Креймера 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А -Комплексная оценка территории Копейского городского округа
Приложение Б - Схема функционального зонирования территории
Копейского городского округа
Приложение В - Схема функционального зонирования территории Копейского городского округа
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена чрезвычайной важностью результативного территориального планирования и стратегического развития территорий при достаточно сложных условиях финансирования проектов развития. На сегодняшний день, в условиях обостряющегося внешнеполитического кризиса, сопряженного с ухудшением экономического состояния в стране, усилением протестных акций и движений, активизацией террористических ячеек, инспирированных геополитическими противниками Российской Федерации необходимо переосмыслить сущность, способы и методы управления социально-экономическим развитием. Российская Федерация включает в себя 85 субъектов - республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект Российской Федерации соответственно состоит из множества муниципальных образований. Это города, большие и маленькие, сельские административные районы, поселения различных типов.
Каждое из этих муниципальных образований имеет только ему присущую специфику: демографическую ситуацию, структуру экономики, производство, экономические, культурные, исторические связи. Для стабилизации экономической и политической ситуации в Российской Федерации необходимо плавное, одновременное выравнивание и развитие экономики каждого муниципального образования в каждом субъекте Федерации.
Действия Центробанка и Правительства Российской Федерации привели к некоторой стабилизации экономического состояния в стране. Несмотря на действия наших геополитических противников, направленные на снижение цен на углеводороды, постоянные попытки воздействовать на курс национальной валюты РФ, ситуация в стане выправляется. Профицит федерального бюджета РФ за январь 2016 г. составил 390 млрд. руб., или 7,4% ВВП, по данным Министерства Финансов РФ. В январе 2015 г. бюджет был дефицитным, и
расходы превысили доходы на 277,9 млрд. руб. против профицита в 466 млрд. руб. в январе 2014 г.
К сожалению, стабилизация и некоторый рост экономических показателей затронули не все муниципальные образования и не все субъекты РФ. Это приводит к некоторому дисбалансу. Нужно осознавать, что подобная региональная дифференциация несет в себе крайне негативные последствия для дальнейшей стабилизации и экономического развития государства. Асимметрия в экономке регионов, субъектов Федерации, муниципальных образований ведет к росту социальной напряженности, миграции трудоспособного населения, что в свою очередь, ухудшает инвестиционную привлекательность территорий и ведет к снижению внешнего финансирования, создает благоприятную почву для роста разнообразных экстремистских течений.
Организация территориального планирования Копейского городского округа, как части стратегии развития муниципального образования является одной из важнейших практических задач по стабилизации социально-экономической ситуации в г.Копейске и созданию предпосылок дальнейшего роста благосостояния населения. Территориальное планирование и дальнейшая стратегия развития города зависят от сегодняшней социально-экономической ситуации, состояния инфраструктуры, промышленных мощностей и рынка труда, перспектив привлечения инвестиций. Всесторонняя оценка перспектив развития ведущих, градообразующих предприятий муниципального образования дает представление о направлении дальнейшего развития экономики города и необходимом для этого территориальном планировании. Так называемая специализация города, его профиль, определяется уже существующими предприятиями, но для дальнейшего развития экономики необходимо планировать как рост существующих, так и создание, строительство новых предприятий.
Для этого необходима четкая стратегия развития и территориального планирования хотя бы на среднесрочную перспективу. От этого зависит привлечение финансирования, реализация инфраструктурных проектов, планирование различных территорий, установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения федерального, регионального, местного.
Объект исследования - система территориального планирования Копейского городского округа.
Предмет исследования - это территориальное развитие, его механизмы и инструменты в муниципальном образовании.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию системы территориального планирования в Копейском городском округе.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
• изучить теоретические основы территориального планирования в муниципальном образовании;
• обобщить передовые практики организации территориального планирования;
• на основе предложенной автором методики провести анализ состояния и выявить проблемы организации территориального планирования в Копейском городском округе;
• предложить мероприятия по совершенствованию организации территориального планирования.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе основополагающим методом анализа результативности деятельности органов самоуправления Копейского городского округа, является статистический метод обработки и структурирования информации. Обусловлено это возможностью оценки результативности территориального планирования и стратегического развития на основе статистических показателей. Параллельно со статистическим методом и анализом нормативных документов применим метод экономического анализа, предметом которого являются эффективность территориального планирования, как части стратегии развития и итоговые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение в статистических данных.
В выпускной квалификационной работе подробно раскрыты теоретические основы территориального планирования муниципального образования, дана характеристика стратегического развития, обоснована экономическая эффективность, определены пути дальнейшего совершенствования муниципального образования и разработан ряд практических рекомендаций.
Практическим значением исследования может быть применение отдельных результатов ВКР при разработке стратегического развития и территориального планирования муниципального образования.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Каждое из этих муниципальных образований имеет только ему присущую специфику: демографическую ситуацию, структуру экономики, производство, экономические, культурные, исторические связи. Для стабилизации экономической и политической ситуации в Российской Федерации необходимо плавное, одновременное выравнивание и развитие экономики каждого муниципального образования в каждом субъекте Федерации.
Действия Центробанка и Правительства Российской Федерации привели к некоторой стабилизации экономического состояния в стране. Несмотря на действия наших геополитических противников, направленные на снижение цен на углеводороды, постоянные попытки воздействовать на курс национальной валюты РФ, ситуация в стане выправляется. Профицит федерального бюджета РФ за январь 2016 г. составил 390 млрд. руб., или 7,4% ВВП, по данным Министерства Финансов РФ. В январе 2015 г. бюджет был дефицитным, и
расходы превысили доходы на 277,9 млрд. руб. против профицита в 466 млрд. руб. в январе 2014 г.
К сожалению, стабилизация и некоторый рост экономических показателей затронули не все муниципальные образования и не все субъекты РФ. Это приводит к некоторому дисбалансу. Нужно осознавать, что подобная региональная дифференциация несет в себе крайне негативные последствия для дальнейшей стабилизации и экономического развития государства. Асимметрия в экономке регионов, субъектов Федерации, муниципальных образований ведет к росту социальной напряженности, миграции трудоспособного населения, что в свою очередь, ухудшает инвестиционную привлекательность территорий и ведет к снижению внешнего финансирования, создает благоприятную почву для роста разнообразных экстремистских течений.
Организация территориального планирования Копейского городского округа, как части стратегии развития муниципального образования является одной из важнейших практических задач по стабилизации социально-экономической ситуации в г.Копейске и созданию предпосылок дальнейшего роста благосостояния населения. Территориальное планирование и дальнейшая стратегия развития города зависят от сегодняшней социально-экономической ситуации, состояния инфраструктуры, промышленных мощностей и рынка труда, перспектив привлечения инвестиций. Всесторонняя оценка перспектив развития ведущих, градообразующих предприятий муниципального образования дает представление о направлении дальнейшего развития экономики города и необходимом для этого территориальном планировании. Так называемая специализация города, его профиль, определяется уже существующими предприятиями, но для дальнейшего развития экономики необходимо планировать как рост существующих, так и создание, строительство новых предприятий.
Для этого необходима четкая стратегия развития и территориального планирования хотя бы на среднесрочную перспективу. От этого зависит привлечение финансирования, реализация инфраструктурных проектов, планирование различных территорий, установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения федерального, регионального, местного.
Объект исследования - система территориального планирования Копейского городского округа.
Предмет исследования - это территориальное развитие, его механизмы и инструменты в муниципальном образовании.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию системы территориального планирования в Копейском городском округе.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
• изучить теоретические основы территориального планирования в муниципальном образовании;
• обобщить передовые практики организации территориального планирования;
• на основе предложенной автором методики провести анализ состояния и выявить проблемы организации территориального планирования в Копейском городском округе;
• предложить мероприятия по совершенствованию организации территориального планирования.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе основополагающим методом анализа результативности деятельности органов самоуправления Копейского городского округа, является статистический метод обработки и структурирования информации. Обусловлено это возможностью оценки результативности территориального планирования и стратегического развития на основе статистических показателей. Параллельно со статистическим методом и анализом нормативных документов применим метод экономического анализа, предметом которого являются эффективность территориального планирования, как части стратегии развития и итоговые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение в статистических данных.
В выпускной квалификационной работе подробно раскрыты теоретические основы территориального планирования муниципального образования, дана характеристика стратегического развития, обоснована экономическая эффективность, определены пути дальнейшего совершенствования муниципального образования и разработан ряд практических рекомендаций.
Практическим значением исследования может быть применение отдельных результатов ВКР при разработке стратегического развития и территориального планирования муниципального образования.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Выполненная работа позволила в полном объеме решить сформулированные и поставленные задачи. Система территориального планирования Копейского городского округа, являющаяся объектом данного исследования, рассмотрена и проанализирована всесторонне. Так же пристально мы изучили предмет нашего исследования, территориальное развитие, его механизмы и инструменты. Можно утверждать, что поставленные нами задачи выполнены в полном объеме. Теоретические основы территориального планирования в муниципальном образовании тщательно изучены в Главе 1. В Главе 2 проведен анализ состояния и развития Копейского городского округа. Можно утверждать, что цель работы - анализ Копейского городского округа с точки зрения территориального планирования, стратегического развития и разработка рекомендаций по совершенствованию системы территориального планирования в Копейском городском округе нами достигнута.
Основным, использованным нами методом, являлась работа с открытыми источниками, содержащими результаты деятельности органов самоуправления Копейского городского округа, статистический метод.
Всесторонний анализ нормативно-правовой базы территориального планирования выявил полное формальное соответствие перечня и содержания документов Копейского городского округа, регламентирующих территориальное планирование всем требованиям федеральных законов. Стратегическое планирование, направленное на улучшение качества жизни в Копейском городском округе, на повышение социально-экономических показателей, в полной мере отражает требования федеральных нормативных актов и законов в этой области. Профессионализм сотрудников Администрации Копейского городского округа дал возможность сформировать практически полный пакет документов, необходимых для стратегического и территориального планирования. Это позволило разработать и реализовать стратегию развития Копейска.
Помимо положительных моментов в ходе работы выявлены и некоторые недостатки, касающиеся системы территориального планирования.
Так, например, официальный городской портал Администрации города не дает возможности для проведения голосований и онлайн-обсуждений проектов развития. Это уменьшает возможности населения городского округа принимать участие в обсуждении, предложенных инвесторами и девелоперами, проектов. Отсутствие такой интернет-платформы для голосований по проектам ограничивает возможности оценки нужности и желательности реализации проектов. Это снижает точность оценки рисков для разработчиков проектов развития. Внедрение и освоение ГИС-технологий продвигается, но и здесь есть возможности для улучшений.
Достаточно непросто выглядит положение с финансированием проектов развития. Несколько «заужены» рамки муниципально-частного партнерства, на сайте Администрации Копейского городского округа оно представлено только в предложении концессий. Возможно, Администрации Копейска имело бы смысл поискать источники финансирования проектов и новые возможности для социально-экономического развития города в более широких границах.
Создание юридических лиц, предприятий с различной формой собственности, одним из учредителей в которых являлась бы Администрация, позволило увеличить поступления в местный бюджет. Так, например, город может участвовать в создании сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Свою долю при учреждении этих юридических лиц Администрация может вносить землей, инфраструктурой, налоговыми льготами. Продукция этих предприятий может реализоваться в школы, дошкольные образовательные заведения. На территории городского округа находится несколько пенитенциарных учреждений, принадлежащих ФСИН РФ, они также могут являться гарантированными потребителями сельскохозяйственной продукции, произведенной этими предприятиями. Имущественное участие города в предприятиях стройкомплекса, можно совместить с политикой обязательного использования строительных материалов, произведенных в Копейске на стройплощадках города.
Большая вовлеченность Копейского городского округа в проекты «Большой Челябинск» и «Один пояс-один путь» позволит «раздвинуть горизонты» стратегического планирования. Откроет доступ к финансированию на более высоком бюджетном уровне. Это отразится и на уровне территориального планирования. Приоритетными станут решения, направленные на реализацию этих двух глобальных проектов. Проекты меньшего масштаба будут обсуждаться и рассматриваться с точки зрения соответствия общему стратегическому плану.
В третьей Главе предложено решение выявленных нами проблем территориального планирования в Копейском городском округе. Это решение, предложение по созданию комплексной группы специалистов «Территориальное развитие», дает возможность исправить ситуацию с территориальным планированием в муниципальном образовании, с привлечением минимальных ресурсов. Затраты на создание и функционирование Группы не увеличат фонд оплаты труда сотрудников Администрации Копейского городского округа. Не возникнет необходимости в использовании новых площадей и увеличении штатов. Новая структура позволит оптимизировать использование существующих человеческих и технических ресурсов, при этом решая все проблемы территориального планирования Копейска. Таким образом, разработанный способ совершенствования системы территориального планирования Копейского городского округа достаточно выгоден и может быть рекомендован для внедрения.
Основным, использованным нами методом, являлась работа с открытыми источниками, содержащими результаты деятельности органов самоуправления Копейского городского округа, статистический метод.
Всесторонний анализ нормативно-правовой базы территориального планирования выявил полное формальное соответствие перечня и содержания документов Копейского городского округа, регламентирующих территориальное планирование всем требованиям федеральных законов. Стратегическое планирование, направленное на улучшение качества жизни в Копейском городском округе, на повышение социально-экономических показателей, в полной мере отражает требования федеральных нормативных актов и законов в этой области. Профессионализм сотрудников Администрации Копейского городского округа дал возможность сформировать практически полный пакет документов, необходимых для стратегического и территориального планирования. Это позволило разработать и реализовать стратегию развития Копейска.
Помимо положительных моментов в ходе работы выявлены и некоторые недостатки, касающиеся системы территориального планирования.
Так, например, официальный городской портал Администрации города не дает возможности для проведения голосований и онлайн-обсуждений проектов развития. Это уменьшает возможности населения городского округа принимать участие в обсуждении, предложенных инвесторами и девелоперами, проектов. Отсутствие такой интернет-платформы для голосований по проектам ограничивает возможности оценки нужности и желательности реализации проектов. Это снижает точность оценки рисков для разработчиков проектов развития. Внедрение и освоение ГИС-технологий продвигается, но и здесь есть возможности для улучшений.
Достаточно непросто выглядит положение с финансированием проектов развития. Несколько «заужены» рамки муниципально-частного партнерства, на сайте Администрации Копейского городского округа оно представлено только в предложении концессий. Возможно, Администрации Копейска имело бы смысл поискать источники финансирования проектов и новые возможности для социально-экономического развития города в более широких границах.
Создание юридических лиц, предприятий с различной формой собственности, одним из учредителей в которых являлась бы Администрация, позволило увеличить поступления в местный бюджет. Так, например, город может участвовать в создании сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Свою долю при учреждении этих юридических лиц Администрация может вносить землей, инфраструктурой, налоговыми льготами. Продукция этих предприятий может реализоваться в школы, дошкольные образовательные заведения. На территории городского округа находится несколько пенитенциарных учреждений, принадлежащих ФСИН РФ, они также могут являться гарантированными потребителями сельскохозяйственной продукции, произведенной этими предприятиями. Имущественное участие города в предприятиях стройкомплекса, можно совместить с политикой обязательного использования строительных материалов, произведенных в Копейске на стройплощадках города.
Большая вовлеченность Копейского городского округа в проекты «Большой Челябинск» и «Один пояс-один путь» позволит «раздвинуть горизонты» стратегического планирования. Откроет доступ к финансированию на более высоком бюджетном уровне. Это отразится и на уровне территориального планирования. Приоритетными станут решения, направленные на реализацию этих двух глобальных проектов. Проекты меньшего масштаба будут обсуждаться и рассматриваться с точки зрения соответствия общему стратегическому плану.
В третьей Главе предложено решение выявленных нами проблем территориального планирования в Копейском городском округе. Это решение, предложение по созданию комплексной группы специалистов «Территориальное развитие», дает возможность исправить ситуацию с территориальным планированием в муниципальном образовании, с привлечением минимальных ресурсов. Затраты на создание и функционирование Группы не увеличат фонд оплаты труда сотрудников Администрации Копейского городского округа. Не возникнет необходимости в использовании новых площадей и увеличении штатов. Новая структура позволит оптимизировать использование существующих человеческих и технических ресурсов, при этом решая все проблемы территориального планирования Копейска. Таким образом, разработанный способ совершенствования системы территориального планирования Копейского городского округа достаточно выгоден и может быть рекомендован для внедрения.
Подобные работы
- Организация территориального планирования в муниципальном образовании
(на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления земельными ресурсами муниципального образования (на
примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского
городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и совершенствование градостроительной политики в муниципальном образовании (на примере г. Троицка)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и совершенствование муниципальной градостроительной политики (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Анализ практики размещения муниципального заказа (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



