ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Юридическая характеристика правового регулирования отношений в сфере образования 8
1.1. Понятие и задачи правового регулирования сферы образования 8
1.2. Средства и методы правового регулирования системы образования 17
1.3. Нормативно-правовые основы управления системой 23
ГЛАВА II. Проблемы совершенствования механизма правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации 33
2.1. Состояние и основные проблемы системы образования в России 33
2.2. Проблемы правового регулирования отношений в сфере образования в
России 40
2.3. Задачи по совершенствованию государственной политики в сфере
организации и управления системой образования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность исследования. 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, что послужило законодательным основанием для провозглашения России в качестве социального государства, проводящего политику, основанную на создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Целью социально-ориентированной государственной политики страны выступают удовлетворение потребностей граждан в материальных и духовных благах. Гарантии защиты прав граждан находятся в числе указанных приоритетов, которые находят отражение в нормах различных отраслей действующего законодательства и в положениях Конституции РФ. Право на образование является одним из основных социальных прав человека.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, а так же на предприятиях. Однако, на сегодняшний день в России можно наблюдать неравенство в предоставлении
общеобразовательных услуг как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательного учреждения. Требования, предъявляемые к абитуриентам различными учебными заведениями неодинаковые, что влияет на доступность образования и его качества для граждан РФ с различным социально-экономическим статусом. Особенно актуальной также является проблема получения образования людьми с ограниченными физическими возможностями. Государство, регулируя процесс управления образованием должно исходить, в первую очередь, из того, что образование граждан
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст.4398.
страны является важнейшим экономическим ресурсом, который впоследствии обеспечит не только успешную самореализацию индивида, но и благотворно скажется на экономическом благосостоянии государства.
Правовое регулирование образования в Российской Федерации затрагивает более 140 тысяч различных учреждений и организаций, где работают и проходят обучение более сорока миллионов человек. Проблемы системы образования, в тот или иной момент, являются актуальными для каждого члена общества, следовательно, сфера образования затрагивает интересы почти всех субъектов общественных отношений.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере образования должно быть основано на рациональных правовых нормах и стремлении к самостоятельному определению каждого члена в выборе его жизненных целей и ценностей. Но добиваясь этой цели, не всегда удается достигнуть согласия и избежать конфликтов, поскольку большинство граждан в процессе образования хотят одного и того же, но для себя и предпочитают добиваться желаемого по-своему. Нормативно-правовое обеспечение сферы образования призвано оберегать людей от некачественного обучения, бесполезных или вредных знаний, позиционировать личность в качестве самостоятельной ценности в обществе.
Правовое регулирование сферы образования, как способ воздействия государства на общественные отношения всегда осуществляется посредством механизма, призванного гарантировать цели законодателя, издавшего юридические нормы. Своеобразия права, как регулятора общественных отношений в сфере образования заключается в следующем:
- право по своей природе есть разновидность социального
регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, результативный характер;
1 Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в
контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. - СПб.: Издательский дом СПб. Гос. Ун-та, 2012,- С. 163.
- право осуществляется при помощи средств государственного
принуждениях.
Объектом исследования данной работы стали проблемы нормативно- правового регулирования и государственного управления сферой
образования, исследование которого не будет полным без изучения сущности правового регулирования в его соотношении с социальными правами
граждан России. При изучении права на образование, необходимо учитывать правовую природу этого явления, национальные традиции и зарубежный опыт, проследить его взаимосвязь с другими видами социальных прав.
Предметом исследования данной работы являются нормы международных договоров и соглашений,2 Конституции РФ, принятые в соответствии с ней федеральные законы, регламентирующие отношения в сфере образования, основными из которых являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее №273-Ф3),3 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Также в ходе исследования были изучены подзаконные нормативные акты, учебные, научные и справочные материалы, затрагивающие особенности правового регулирования отношений в сфере образования в РФ.
1 Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: осуществление, защита. Монография. - М.: Юридическая литература, 2015.- С.26.
2 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. - 1998.- 10 декабря;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №2. - Ст. 163; Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и
политических правах» //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года// Международные нормативные акты ЮНЕСКО,- М.: Логос, 1993.- С. 49 - 54.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 3 июля 2016 г.)// Российская газета. - 2012.
- 31 декабря.
4 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 28 декабря 2016 г.)// Собрание законодательства РФ. - 1998. №31,- Ст. 3802.
С каких бы сторон ни рассматривалось правовое регулирование сферы образования, и в каких бы терминах оно ни определялась, речь неизменно идет об особом государственном воздействии на указанную социальную сферу жизнедеятельности общества, которое неразрывно связано с властными отношениями, государством, со всеми теми нормами и институтами, которые призваны обеспечить процесс предоставления и получения образовательных услуг, реализацию потребностей и интересов граждан в указанной сфере.
Цель выпускной квалификационной работы — изучить основания и задачи правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации и выявить проблемы совершенствования механизма правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации.
В ходе работы будут поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и задачи правового регулирования сферы образования РФ;
- дать юридическую оценку средствам и методам правового регулирования системы образования;
- проанализировать нормативно-правовые основы управления системой образования в России;
выявить основные проблемы системы образования;
- предложить меры по совершенствованию государственной политики в
сфере организации и управления системой образования в России.
Разработанность темы. Нормативно-правовое обеспечение управления сферой образования всегда являлась одной из наиболее дискуссионных проблем не только юриспруденции, но и других представителей научного сообщества. На протяжении последнего десятилетия не прекращаются споры о необходимости отмены единого государственного экзамена, о коррупции в дошкольных, средних и
7
высших профессиональных учебных заведениях, о необходимости изучения тех или иных предметов. Основные труды в России, посвящённые правовому регулированию общественных отношений в сфере образования, выдвигали следующие учёные-правоведы: И. В. Шкатулла, А.Н. Козырин, Д.В. Корф, Т.Н. Трошкина, Д. А. Ягофаров Д. А., Т. В. Абанкина, С. А. Белякова, JI. М. Гохберг, Е. Н. Жильцов и многие другие.
Цели и задачи работы определяют её структуру. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, а так же на предприятиях. Правовое регулирование образования в Российской Федерации затрагивает более 140 тысяч различных учреждений и организаций, где работают и проходят обучение более сорока миллионов человек. Проблемы системы образования, в тот или иной момент, являются актуальными для каждого члена общества, следовательно, сфера образования затрагивает интересы почти всех субъектов общественных отношений.
В ходе работы были поставлены следующие задачи,
обуславливающие цель работы:
1. Изучение понятия и задач правового регулирования сферы образования РФ. В преамбуле №273-ФЗ «Об образовании в РФ», законодатель определил образование как целенаправленный процесс обучения воспитания человека в его собственных интересах, интересах государства и общества, с констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных стандартов. Получение образования - это достижение и подтверждение человеком определенного образовательного стандарта (ценза) ценза, который подтверждается соответствующим документом2. Характер существующего в государстве механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования задается всей совокупностью конкретно-исторических условий
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание
законодательства РФ. — 2014. — №31.— Ст.4398.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации»// Российская газета. - 2012.-31
декабря.
развития, в том числе особенностями социальной структуры и экономического уклада. Вместе с тем правовое регулирование общественных отношений в сфере образования представляет собой также сферу целенаправленной деятельности государства по реализации указанного социально значимого интереса. Тем более, что сами объективные закономерности проявляют себя в социальной сфере не иначе как посредством граждан, получивших то или иное образование, от качества которого зависит не только их деятельность, но и поведение1. Таким образом, правовое регулирование общественных отношений в сфере образования это такая разновидность деятельности государства, которая находится в закономерной связи с указанной сферой жизни общества и является необходимым организующим и направляющим фактором его формирования, функционирования и развития. Цели и задачи вносят в правовое регулирование элемент осмысленности и организованности, выражают одну из фундаментальных закономерностей социального развития — принципа опережающего отражения социальной действительности.
2. Дать юридическую оценку средствам и методам правового регулирования системы образования. Правовые средства регулирования общественных отношений в сфере образования можно охарактеризовать как фрагменты правовой действительности, с точки зрения их функций и роли в правовом регулировании.
Типы правового регулирования общественных отношений в сфере образования наглядно проявляются при характеристике отрасли образовательного права с характерным для нее сочетанием методов централизованного и децентрализованного (сфера образования находится в совместном ведении РФ и ее субъектов) и императивного регулирования. В образовательном праве доминирует императивный метод, поэтому
1 Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. — С.56.
регулирование происходит посредствам обвязывания и запрещения . Методы правового регулирования общественных отношений в сфере образования - это приемы юридического воздействия на указанные общественные отношения, их использование и сочетание в данной конкретной ситуации. Правовое регулирование общественных отношений в сфере образования имеет свой механизм - единую систему правовых средств, обеспечивающих результативное правовое воздействие на указанный круг общественных отношений. Механизм правового регулирования общественных отношений в сфере образования, являясь единой системой, имеет три основных элемента, последовательно действующих при установлении, изменении и прекращении правоотношений:
- юридические нормы - основной элемент правового регулирования общественных отношений в сфере образования, большая часть которых сосредоточена в № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющем возможности и необходимость активного или пассивного поведения субъектов образовательного права;
- правоотношения, переносящие нормы права на конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты);
- акты реализации прав и обязанностей, акты применения права.
3. Проанализировать нормативно-правовые основы управления системой образования в России. Иерархию нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования можно выстроить следующим образом: международные правовые нормы,
регулирующие общественные отношения в сфере образования ( Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. и другие); Конституция РФ, которая содержит базовые, фундаментальные нормы- принципы образовательного права; Федеральный закон «Об образовании в
1 ГаврищукВ.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии//Право и образование. - 2014. - № 3. - С.54.
2 Кислов А.Г. К определению современного образования как объекта правоотношения // Право и образование. - 2013. - № 2. - С.12.
Российской Федерации», являющийся основным законом, на базе которого и выстраивается вся система законодательства об образовании; «профильные» и «непрофильные» федеральные законы, прямо или косвенно затрагивающие систему образования РФ; подзаконные нормативные акты федеральных органов власти; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты; и наконец, новелла № 27Э-ФЗ - локальные акты образовательных организаций.
4. Выявить основные проблемы системы образования. Результаты исследования эффективности законодательства и подзаконного нормотворчества, регулирующих отношения в сфере образования, свидетельствуют о наличии в сложившейся системе нормативных правовых актов, затрагивающих систему образования России, значительного числа противоречий, пробелов, излишних декларативных норм, неоправданного дублирования одних и тех же норм в нескольких актах. Решение указанных вопросов требует качественного правового регулирования образовательных отношений как с помощью законов, так и подзаконного нормотворчества.
5. Предложить меры по совершенствованию государственной политики в сфере организации и управления системой образования в России. Совершенствование государственной политики в сфере организации и управления системой образования должно быть направлено на решение целей и задач каждого уровня образования. В умении ставить социально обоснованные цели, адекватно отражающие потребности и тенденции общественного развития, а также определять оптимальные пути и средства их достижения заключается важная часть правового регулирования.
Целью работы ставилось изучение принципов и задач правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации, выявление проблем и выработка рекомендаций по совершенствованию механизма правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации. Цель данного исследования была достигнута.
1.1. Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета. - 1998,- 10 декабря.
1.2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2001.-№2.-Ст. 163.
1.3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года// Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993,-С. 49-54.
1.4. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» //Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. - № 12.
1.5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание
законодательства РФ. — 2014. — №31. — Ст.4398.
1.6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (ред. от 03 июля 20163 г.)// Российская газета,- 2001. - 31 декабря.
1.7. Федеральный закон от 05.05.2014 № 84-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. - 2014. - 7 мая.
1.8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации»// Российская газета. - 2012.-31
декабря.
1.9. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 22 ноября 2016 г.)// Российская газета. - 2007. - 8 декабря.
1.10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета. - 2003. - 8 октября.
1.11. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ №0 порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации (ред. от 29 декабря 2012 г.)// Российская газета. - 2000. - 11 августа.
1.12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ред. от 28 декабря 2016 г.)// Собрание законодательства РФ. - 1998. №31.- Ст. 3802.
1.13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской
обязанности и военной службе» (ред. от 21 марта 2013 г.)// Российская газета.- 1998,- 2 апреля.
1.14. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 5 декабря 2012 г.)// Российская газета. - 1997.- 1 октября.
1.15. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28 декабря 2016 г.)//
Российская газета. - 1996 .- 27 декабря.
1.16. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 7 марта 2017 г.) // Российская газета. - 1995. - 2 декабря.
1.17. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 12 марта 2014 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. - № 50. - Ст.
1.18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 19. - Ст. 2336.
1.19. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы// Собрание законодательства РФ. - 2014.- № 17,- Ст. 2058.
1.20. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»// Собрание законодательства РФ. - 2015. - №2. Ст.541.
1.21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 № 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»// Российская газета. - 2013,- №89.
1.22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»// Российская газета. - 2015. - 16 ноября.
1.23. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Электронный ресурс. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/8257/файл/7627.
II. ЛИТЕРАТУРА
2.1. Арзамасов Ю.Г. Проблемы правового регулирования образовательного процесса в современной России // Научная жизнь. - 2014.- №6. - С. 125-128.
2.2. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности //Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 102-105.
2.3. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. - Казань: Изд-во Казанского Университета, 2014. - 143 с.
2.4. Буслов Е.В., Рожков И.А., Шудегов В.Е. Проблемы и перспективы законодательного регулирования статуса педагогических работников// Право и образование. - 2013. - № 3. - С.4-9.
2.5. Владыкина Т.А. К проблеме образовательного права//Российский юридический журнал. - 2011.-№4. - С.29-31.
2.6. ГаврищукВ.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии//Право и образование. - 2014. - № 3. - С.54-57.
2.7. Государство и право: теория, история, современность / Под общ. ред. Е.А. Певцовой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 448с.
2.8. Дащинская З.П. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общеобразовательных учреждений: Автореф. дис . канд. юрид. наук,- М., 2013. - 34 с.
2.9. Исупова И.В. Проблемы гражданско-правового регулирования общественных отношений в сфере высшего образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С.45.
2.10. Кайгородцева Е.И. Академические свободы: генезис и современное состояние. Издание 2-е переработанное. - М.: Проспект, 2015.-312 с.
2.11. Кислов А.Г. К определению современного образования как объекта правоотношения // Право и образование. - 2013. - № 2. — С.12-16.
2.12. Кирилловых А.А. Законодательство об образовании: современная действительность и концептуальное развитие // Законодательство и экономика. - 2011.- № 11.- С. 9-12.
2.13. Клепиков В.Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Образование в современной школе. -2013.-№10. -С. 38-42.
2.14. Козырин А.Н., Корф Д.В., Трошкина Т.Н. Управление образованием: организационно-правовые основы.- М.: ФЦОЗ, 2015,- 311 с.
2.15. Куприянов Р.В., Виленский А.А. Болонский процесс в России: специфика и сложности в реализации // Вестник Казанского технологического университета,- 2014,- Том 17,- №20,- С. 412-416.
2.16. Кучанов И.С. В защиту учителя //Арсеньевские вести. - 2013.- 6 марта.
2.17. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан:
осуществление, защита. Монография. - М.: Юридическая литература,
2015.-276 с.
2.18. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 2016.- № 8.- С.43-48.
2.19. Марченко М.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М.: Юристъ, 2013.-521 с.
2.20. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект,
2013. - 400 с.
2.21. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права,- М.: ЮРАЙТ., 2008,- 290 с..
2.22. Минюк Н. В. Социально-экономические и нравственно¬гуманистические аспекты правового регулирования// Статьи аспирантов и стажеров Института государства и права РАН / отв. ред. Ю. Л. Шульженко. - М.: изд-во Инс-та гос-ва и права РАН, 2007,- С. 7-10.
2.23. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. - СПб.: Издательский дом СПб. Гос. Ун-та, 2012.- 201 с.
2.24. Правоведение/ Под ред. В.А.Козбаненко.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.-280 с.
2.25. Распоряжения Рособрнадзора за 2016 год. - Электронный ресурс.
- Режим доступа: http://www.obrnadzor.gov.ru/ common/upload/ docjist
/Rasporyazhenie_l 106-06.pdf.
2.26. Регион: Управление образованием по результатам: Теория и практика. Серия: Технологии управления образованием / под ред. док.пед.наук, проф. П.И.Третьякова.- М.: Академия, 2011.- 412 с..
2.27. Романюк В. Оценка эффективности децентрализации государственного управления ПО государственном управлении, экономике, политике и децентрализации. - 2007,- №4. - С.33-36.
2.28. Рукшин С.Е. Дошли до точки невозврата//Санкт-Петербургские Ведомости. 2012. -23 ноября.
2.29. Симаева И. Н. Адаптация к условиям учебной деятельности // Развитие личности. -2013. -№ 4.-С. 167-175.
2.30. Сырых М.В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юстицинформ, 2015,- С. 146.
2.31. Теория государства и права/ Отв.ред.В.Н. Хропанюк.- 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2014,- С. 91.
2.32. Теория государства и права/ Под редакцией В.К.Бабаева. - М.: Юристъ,
2014. - С. 165.
2.33. Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат».
М.:Омега, 2008.- С. 56.
2.34. Управление развитием школы: Пособие для руководителей
образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. - М.:ТК Вэлби,- 2015.-254 с.
67
2.35. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. - М.: Эксмо, 2009 . — 387 с.
2.36. Чаплыгина А.Ю. Коррупция в образовательных учреждениях: проблемы квалификации деяний // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011.- № 1.- С.8.12.
2.37. Шхахутова 3.3. Современное состояние образования// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2012. — №9 (Сентябрь). — С. 31-35.
2.38. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. — С.56.