Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Работа №63704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ 6
1.1. Теория механизмов психологической защиты личности 6
1.2. Положение о стратегиях совладания личности 15
1.3. Психологические защиты и стратегии совладания работников
образования 23
Выводы по главе 1 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕДЭКЗАМЕНЦИОННЫЙ ПЕРИОД 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поведение студентов, особенно в период экзаменов, представляют научный интерес. Крайне важным представляется изучение факторов, способных влиять на поведение студентов в такой напряженный период, как экзаменационная сессия.
ФГОС высшего образования большое внимание уделяет развитию личности будущего специалиста, формированию его профессионально значимых личностных качеств, особенностям его взаимодействия с учащимися в своей будущей психолого-педагогической деятельности.
Поведение и деятельность студента в любой промежуток времени зависят от того, какие именно характеристики психической деятельности проявляются в предэкзаменационный период.
Эмоциональная насыщенность в достаточно напряженный для студентов предэкзаменационный период требует от него наличия больших резервов самообладания, навыков саморегуляции и способности выстраивать адекватное поведение в стрессовых ситуациях, иными словами регулировать свое поведение с помощью механизмов психологической защиты и стратегий совладания.
Феноменология защитно-совладающих стратегий личности изучается в рамках зарубежных теорий личности (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), с позиции трансактного анализа (Э. Берн), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), теорий стресса (Р. Плутчик, Г. Келлерман) и многих других направлений.
В последнее десятилетие в нашей стране проявляется интерес к изучению проблем психологических защит и стратегий совладания в рамках клинических и медико-биологических исследований. В педагогической психологии стали появляться единичные работы, направленные на изучение некоторых особенностей психологической защиты и формирование адаптивных стратегий профессионального поведения у педагогических работников.
Вышеуказанные факты определяют актуальность проблемы психологической защиты и стратегий совладания студентов в предэкзаменационный период.
Целью работы является изучение психологических защит и стратегий совладания студентов в предэкзаменационный период.
Объектом исследования являются - студенты, а предметом исследования - психологические защиты и стратегии совладания работников
Гипотеза исследования заключается в том, что структурная организация психологических защит и стратегий совладания студентов представлена множеством взаимосвязей.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологические защиты и стратегии совладания личности;
2. Проанализировать психологические защиты и стратегии совладания работников образования;
3. Провести эмпирическое исследование психологических защит и стратегий совладания у студентов в предэкзаменационный период;
4. Выявить взаимосвязь исследуемых данных;
5. Проанализировать результаты исследования.
При реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
1. анализ психологической литературы;
2. психодиагностический метод с использованием методик: 1. Тест- опросник «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Г.Конте), 2. Копинг-тест Р. Лазаруса, 3. Тест «Диагностика псевдокомпенсаций»;
3. метод математической статистики (корреляционный анализ Пирсона).
Эмпирическая база исследования: Елабужский институт КФУ, факультет психологии и педагогики. Эмпирическая выборочная совокупность состоит из 47 студентов.
Теоретико-методологическую основу составляют теоретические положения о психологической защите, реализованные в работах зарубежных и отечественных исследователей (3. Фрейд, Г. Келлерман, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, Э.И. Киршбаум, В.А. Ташлыков и др.), а также современные теоретические подходы по проблеме совладания (Дж. Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, Е. Р. Исаева, Б.Д. Карвасарский и др.).
Практическая значимость работы представляется в проведенном эмпирическом исследовании, результаты которого могут быть использованы не только при изучении данного направления, но и в прикладных областях психологического знания, как педагогическая психология, психология труда.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психологических защит и стратегий совладания студентов в предэкзаменационный период позволяет глубже понять причины различных личностных изменений, деформаций, раннего «эмоционального выгорания». Так как предэкзаменационный период студентов связан со стрессовыми ситуациями, в которых заранее не заложена модель решения проблемы. Соответственно, каждый день студенты сталкиваются с проблемными ситуациями, от решения которых зависит их эмоциональное благополучие и эффективность профессиональной деятельности.
Исходя из этого, огромное внимание уделяется анализу и влиянию психологических защит и стратегий совладания в процессе профессионального развития личности.
Было проведено эмпирическое исследование психологических защит и стратегий совладания. Поставленные задачи были успешно выполнены.
Результаты исследования проанализированы и интерпретированы.
Следовательно, цель, гипотеза, поставленные в начале работы, были достигнуты и подтверждены.
Студенты, обремененные излишней ответственностью, сложностью ситуации, связанной с предстоящими зачетами и экзаменами неосознанно реализуют в поведении, то есть стараются смягчить состояние дискомфорта в конфликтной ситуации, наиболее часто используя механизм психологической защиты «компенсация», псевдокомпенсацию «самореклама». Стратегия совладания «поиск социальной поддержки» дает возможность студентам эмоционально и инструментально справляться со стрессогенными изменениями в жизни, являются ресурсными для них.



Е Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2014. - 166 с.
2. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. - СПб.: Речь, 2014. - 158 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с англ. А.Боковикова. - М.: Академический Проект, 2015. - 240с.
4. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий. -М.: Медицина, 2013. - 98 с.
5. Ахмедов Т.П., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. - 768 с.
6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2012. - 656 с.
7. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. -СПб., 2011.-240 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2015. №2. С. 96-103.
9. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
11. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2009. - 1023 с.
12. Дикая Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации // Психологический журнал. 2007. Том 28. № 3. С. 29-44.
13. Интегративные аспекты современной психотерапии / Под ред. Б.Д.Карвасарского, В.А.Ташлыкова, Г.Л.Исуриной. - СПб.: Ленинградский научно-исследовательский институт им. В.М.Бехтерева, 1992. -485 с.
14. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 136 с.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 2-е изд. - М.: Смысл, 2013. - 181 с.
16. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. - СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2013. - 28 с.
17. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... доктора психол. наук. - Иркутск, 2015. - 49с.
18. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. 2011. №6. С. 45-52.
19. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 2003. - 466 с.
20. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. - М.: Медицина, 2014.-218 с.
21. Лазарус Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. - М.: Медицина, 2012. - 67 с.
22. Либина А., Либин А.В. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами // Стиль человека: психологический анализ. 2008. С. 190-204.
23. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психол. наук. - СПб., 2016. - 392 с.
24. Малкина-Пых И. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2006. - 1008 с.
25. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
26. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. - 40 с.
27. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
28. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учебное пособие. - К.: изд-во ИП Тухтаров В.Н.,2003.-94 с.
29. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2010.-507 с.
30. Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативные поведенческий подход: теория, методы и применение. - М.: Медицина, 2002. - 233 с.
31. Пирлинг Л. Структура копинга. - М.: Медицина, 2008. - 42 с.
32. Плутчик Р. Общая психоэволюционная теория эмоций. - М.: Медицина, 2011. - 114 с.
33. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 2014. №1. С. 45-55.
34. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: издательство «Талант», 2016. - 144 с.
35. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 152 с.
36. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2014.-283 с.
37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студ. ВУЗов / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2О12.-576с.
38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт современной политики, 2013.-511 с.
39. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии / под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во «Речь» 2013. - 122 с.
40. Старшенбаум В.Г. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2015. - 367 с.
41. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 2004. - 54 с.
42. Шлаина В.М. Психологические защиты: синтез по модели «А» // Соционика, ментология и психология личности. 2016. №1. С. 23-28.
43. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
44. Ansbacher Н. L. The individual psychology of Alfred Adler. A systematic presentation in selection of his writings, edited and annotated by. - New- York: Basic Books, 2006. - 503 p.
45. Антоновский А.В. Совладающее и защитное поведение как фактор профессионального здоровья педагога общеобразовательной школы. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/konfep/Home/2- sekcia/antonovskij (дата обращения: 17.12.2016)
46. Зельдина Е.А. Готовность к принятию ответственности и совпадающее
поведение у взрослых с разным профессиональным статусом. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psydiplom.ru/index.php?title=3enbnHHa E.A. (дата обращения: 30.03.2017)
47. Кружкова О. Механизмы психологической защиты: что нужно знать о них учителю. [Электронный ресурс]. URL: http://ps. lseptember.ru/view article.php?ID=201000313 (дата обращения:
24.12.2016)
48. Лекции и практикум по психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psvchology/ (дата обращения:
15.12.2016)
49. Психологическая защита руководителя. [Электронный ресурс]. URL: http://upravlencam.ru/cos ps/z ry/index.html (дата обращения: 30.01.2017)
50. Стрессы у руководителей. [Электронный ресурс]. URL: http://amolchanov.livejoumal.com/345001 .html (дата обращения: 23.01.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ