Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование конкурентной стратегии в СПК «Ольговское» Витебского района (республика Беларусь)

Работа №6369

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы96
Год сдачи2015
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1086
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 7
1.1 Показатели и методы формирования конкурентной стратегии в сельскохозяйственном предприятии 7
1.2 Особенности или спецификация формирования конкурентной стратегии в сельскохозяйственном производстве Республики Беларусь 14
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ОЛЬГОВСКОЕ» ВИТЕБСКОГО РАЙОНА 23
2.1 Общие сведения о предприятии 23
2.2 Ресурсы предприятия 25
2.3 Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья 29
2.4 Производство продукции 30
2.5 Реализация продукции 34
2.6 Экономические результаты деятельности предприятия 36
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ОЛЬГОВСКОЕ» ВИТЕБСКОГО РАЙОНА 42
3.1 Товарная политика предприятия 42
3.2 Ценовая политика предприятия 46
3.3 Сбытовая политика предприятия 48
3.4 Коммуникационная политика предприятия 51
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии 53
ГЛАВА 4 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ В СПК «ОЛЬГОВСКОЕ» ВИТЕБСКОГО РАЙОНА 57
4.1 Оценка конкурентной позиции на рынке 57
4.2 Направление совершенствования конкурентной способности 63
ГЛАВА 5 ОХРАНА ТРУДА 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91



Дипломная работа: 161 стр., рис. 10, табл.50, источников 40, приложений 19.

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА, КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Объект исследования - СПК «Ольговское» Витебского района.
Предмет исследования - формирование конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия.
Цель исследования: на основе анализа маркетинговой деятельности и оценки конкурентной позиции на рынке СПК «Ольговское» разработать направления совершенствования конкурентной способности СПК.
В работе рассмотрены теоретические основы формирования конкурентной стратегии сельскохозяйственных предприятий, а именно показатели и методы формирования конкурентной стратегии, особенности и спецификация формирования конкурентной стратегии.
Сделан вывод об эффективности функционирования СПК «Ольговское» на основе изучения организационно-экономической характеристики СПК.
В процессе исследования проанализирована маркетинговая деятельность СПК «Ольговское», рассмотрен процесс формирования конкурентной стратегии в СПК.
Разработан комплекс мероприятий по повышению конкурентной способности СПК «Ольговское», включающий в себя проект по совершенствованию организационной структуры СПК и программу по интенсификации молочного скотоводства.
В пятом разделе рассмотрены вопросы охраны труда в СПК «Ольговское».
Автор работы подтверждает, что приведённый в дипломной работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Сельскохозяйственное предприятие является звеном материального производства. В условиях рыночной экономики сельскохозяйственное предприятие самостоятельно организует текущую деятельность, разрабатывает планы социально-экономического развития, изучает конъюнктуру рынка, распоряжается трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами [31, с.47]. От того насколько эффективно происходит управление сельскохозяйственным предприятием, зависят и результаты его деятельности.
Для повышения эффективности производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий необходима грамотно разработанная стратегия, которая поможет придерживаться единожды установленного направления в развитии предприятий [3, с.108]. Сельскохозяйственные предприятия вырабатывают свои стратегии развития на любом этапе деятельности. Всегда существует какая-то общая политика.
Разработка и внедрение конкурентной стратегии в сельскохозяйственном предприятии – это основные управленческие функции руководителей предприятия [36, с.67]. Среди множества выполняемых руководителями дел очень не многие влияют на работу предприятия столь же значительно, как: выбор долгосрочных направлений развития сельскохозяйственного предприятия; разработка эффективных стратегических действий и деловых подходов; реализация стратегии, позволяющей получить желаемые результаты. И действительно, хорошая стратегия, и хорошая реализация стратегии – наиболее надежные признаки хорошего управления. Все вышесказанное является одним из направлений развития сельскохозяйственной отрасли в нашей стране.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в современных социально-политических и экономических условиях перед сельскохозяйственными предприятиями стоят задачи обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, реализации потенциала в перспективе. Каждое предприятие, как субъект рынка, должно разрабатывать и реализовывать собственную стратегию, которая должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность адекватного реагирования на изменение внешней среды. Потребность в стратегическом планировании вызвана самим процессом экономического развития и главной его целью - повышением эффективности производства [38, с.90].
Данная тема дипломной работы актуальна для Республики Беларусь тем, что в стране множество сельскохозяйственных предприятии. О разнообразии конкурентов сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси можно судить по широкому ассортименту продовольственных товаров в рознице и рекламных компаниях производителей в средствах массовой информации. Очевидно, что для успешного взаимодействия с другими субъектами рынка сельскохозяйственной продукции, своевременного обеспечения динамического конкурентного преимущества над ними сельскохозяйственное предприятие должно располагать конкретной ресурсной базой, которая в итоге и формирует его конкурентный потенциал.
Хозяйственная самостоятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей требует от них разработки собственных стратегий развития, определения рыночных возможностей и конкурентных преимуществ, учета стратегических опасностей и угроз [14]. Хорошо продуманное стратегическое видение, умение реагировать на изменение ситуации и способность проводить в жизнь разработанную стратегию обеспечивают товаропроизводителю достижение поставленных целей и успешное функционирование в будущем.
Объектом данной дипломной работы является СПК «Ольговское» Витебского района. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ольговское» является одним из самых крупных хозяйств Витебского района, земельные угодья которого прилегают непосредственно к черте г.Витебска. Основным видом деятельности хозяйства является производство животноводческой и растениеводческой продукции.
Предмет исследования – формирование конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия.
Цель данной работы – на основе анализа маркетинговой деятельности и оценки конкурентной позиции на рынке СПК «Ольговское» разработать направления совершенствования конкурентной способности СПК.
Для того, чтобы реализовать цель работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть показатели и методы формирования конкурентной стратегии в сельскохозяйственном предприятии;
- изучить особенности или спецификацию формирования конкурентной стратегии в сельскохозяйственном производстве Республики Беларусь;
- дать общие сведения о СПК «Ольговское» Витебского района;
- разобрать ресурсы СПК «Ольговское» Витебского района;
- ознакомиться с поставкой сырья и ресурсов, основными поставщиками, организацией и анализом закупок сырья;
- исследовать производство продукции СПК «Ольговское» Витебского района;
- рассмотреть реализацию продукции СПК «Ольговское» Витебского района;
- изучить экономические результаты деятельности СПК «Ольговское» Витебского района;
- разобрать товарную политику СПК «Ольговское» Витебского района;
- ознакомиться с ценовой политикой СПК «Ольговское» Витебского района;
- исследовать сбытовую политику СПК «Ольговское» Витебского района;
- рассмотреть коммуникационную политику СПК «Ольговское» Витебского района;
- изучить организацию и управление маркетинговой деятельностью в СПК «Ольговское» Витебского района;
- оценить конкурентную позицию СПК «Ольговское» Витебского района на рынке;
- ознакомиться с направлениями совершенствования конкурентной способности СПК «Ольговское» Витебского района;
- исследовать охрану труда в СПК «Ольговское» Витебского района.
В ходе выполнения исследования использованы приемы и методы: наблюдение, сопоставление, системный подход, метод обобщения теоретического и практического материала, а также специальные приемы АХД (табличный метод, сравнения, относительных и средних величин и др.).
Источниками информации для данной работы являются статистические сборники, отчётность предприятия.
Теоретические разделы выполнялись на основе нормативно – правовой базы Республики Беларусь, учебной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов (В.Г. Гусаков, А.П. Дурович, О.В. Михайлов, Е.Л. Голубков, Т.Д. Маслова, Ф.Котлер), интернет-источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания дипломной работы, были решены все задачи, поставленные во введении. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Конкурентная стратегия представляет собой план предприятия по обеспечению определенного уровня его конкурентоспособности.
На данном этапе конкуренция в сельском хозяйстве это борьба за выживание на региональных рынках. Конечная цель конкуренции в отрасли сельского хозяйства– это эффективная экономика, которая должна опираться на модернизированные мощности, новые предприятия, которые на основе новых технологий производства будут выпускать недорогой, но качественный товар.
В сельскохозяйственных предприятиях применяются различные методы оценки конкурентной стратегии, наиболее известными из которых являются следующие: анализ портфеля заказов, матрица Мак- Кинси, анализ жизненного цикла, бенчмаркинг.
Лидером разработки методов формирования конкурентных стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные методы формирования конкурентных стратегий: SWOT-анализ, пять сил конкуренции, стержневые компетенции.
2) Важнейшей отраслью экономики Республики Беларусь и главной составляющей агропромышленного комплекса страны является сельское хозяйство. В структуре продукции сельского хозяйства Республики Беларусь наибольший удельный вес составляют сельскохозяйственные организации. Так, их удельный вес на 01.01.2015 г. составил 76,2 %. Наименьший удельный вес в структуре продукции сельского хозяйства Республики Беларусь занимают крестьянские (фермерские) хозяйства. Так, удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств на 01.01.2015 г. составил 1,7 %.
В общереспубликанском объеме производства продукции сельского хозяйства в 2014 г. наибольший удельный вес занимает Минская область (23,4%), а наименьший удельный вес у Витебской области (13,0 %).
По направлениям хозяйственной деятельности почти 50 % фермерских хозяйств Беларуси специализируются преимущественно на производстве продукции растениеводства, около 20 % - животноводства, остальные ведут смешанное производство.
Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерче¬ского, банковского и других видов маркетинга. Это опреде¬ляется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением това¬ра, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью про-изводства и получения продуктов, многообразием организа¬ционных форм хозяйствования и их диалектикой, внешне¬экономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей.
Конкурентоспособность аграрной отрасли определяется множеством факторов, которые можно разделить на семь групп: условия для факторов производства, устойчивая стратегия, структура и соперничество, уровень спроса, случайные события, уровень развития родственных и сопутствующих отраслей, конкурентоспособность производимой продукции и политика.
3) Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ольговское» является одним из самых крупных хозяйств Витебского района, земельные угодья которого прилегают непосредственно к черте г.Витебска. На территории отделения Ольгово расположены две молочно-товарные фермы, три фермы по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота. На землях отделения Бабиничи расположена одна молочно-товарная ферма, три фермы по откорму и доращиванию крупного рогатого скота.
4) К основным ресурсам СПК «Ольговское» относятся земельные угодья, трудовые ресурсы, основные средства. Сельскохозяйственные угодья составляю 22,7 % земельных угодий СПК. Наибольший удельный вес в составе земельных угодий занимают пруды и водоемы (32,7 %) и прочие угодья (32,7 %). Наименьший удельный вес в структуре земельных угодий занимают многолетние насаждения (0,1 %).
В структуре трудовых ресурсов СПК «Ольговское» работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, составляют 89,8 % по состоянию на 01.01.2015 г. В числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, наибольший удельный вес занимают рабочие. Так, в 2012 г. удельный вес рабочих составил 78,6 %, в 2013 г. - 75,0 %, в 2014 г. - 80,5 %.
В структуре основных средств СПК «Ольговское» наибольший удельный вес занимают здания и сооружения. Так, в 2012 г. удельный вес зданий и сооружений составил 77,7 %, в 2013 г. 78,1 %, в 2014 г. - 73,7 %. Наименьший удельный вес в структуре основных средств СПК занимают инструмент, инвентарь и принадлежности и другие виды основных средств. Так, удельный вес инструмента, инвентаря и принадлежностей и других видов основных средств в период с 2012 - 2014 гг. составил 0,1 %.
5) В СПК «Ольговское» поставляются такие виды ресурсов и материалов, как ГСМ, минеральные удобрения и средства защиты, известковые удобрения, семена, корма и кормовые добавки.
Основными поставщиками ресурсов и материалов в СПК «Ольговское» района являются: ООО «ЛиквидМедиум», Потребительское общество «АРГО», ООО «АКВАСТОП», Крестьянское фермерсоке хозяйство «Сеянец», ООО «ДиТАком».
6) В состав посевных площадей СПК входят зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи открытого грунта и кормовые культуры. Наибольший удельный вес в составе посевных площадей занимают зерновые и зернобобовые культуры. Так, удельный вес зерновых и зернобобовых культур в 2012 г. составил 52,1 %, в 2013 г. - 48,4 %, в 2014 г. - 49,4 %. Наименьший удельный вес в составе посевных площадей СПК «Ольговское» занимают овощи (2012 г. - 0,9 %, 2013 г. - 1,0 %, 2014 г. - 0,9 %).
В СПК в 2014 г. увеличилось наличие крупного рогатого скота на 1,1 %. Однако, наблюдается полное сокращение поголовья свиней. Таким образом, за счет полного сокращения поголовья свиней, общее количество скота снизилось на 20,4 %. Так же снизилось количество пчелосемей в 2014 г. на 55,7 %.
В СПК «Ольговское» в 2014 г. наблюдается увеличение среднегодового удоя молока на 9,2 %, выхода телят на сто коров на 16,6 %. Однако произошло снижение прироста живой массы КРС на 7,2 % и полностью сократился прирост живой массы свиней и делового выхода поросят.
7) К основным видам продукции, которые реализует СПК «Ольговское» относятся зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи открытого грунта, молоко, мед, мясо и мясные продукты.
В СПК увеличился объем реализации таких видов продукции, как пшеница (на 9,5 %) и трикале ( на 68,7 %). Так же наблюдается увеличение объемов реализации молока ( на 26,2 %). Однако, полностью перестали реализовываться мясо и мясные продукты.
В состав товарной продукции СПК «Ольговское» входит продукция растениеводства и продукция животноводства. В структуре товарной продукции СПК на протяжении 2012-2014 гг. наибольший удельный вес составляет продукция животноводства. Так, в 2012 г. удельный вес продукции животноводства в структуре товарной продукции СПК составил 53, 9 %, в 2013 г. - 51,9 %, в 2014 г. - 55,1 %.
8) В СПК «Ольговское» наблюдается получение прибыли по таким видам продукции, как зерно, картофель, овощи, молоко, мед. Однако, так же наблюдается убыток по таким видам продукции, как КРС на мясо, КРС на племенную продажу, продукция переработки.
СПК в 2014 г. получено прибыли на 30,9 % больше чем в 2012 г. Рост прибыли получен благодаря увеличению прибыли от реализации картофеля и молока. Однако на предприятии СПК «Ольговское» в целом по хозяйство наблюдается убыточность. Так, в 2012 г. убыточность составила -5,6 %, в 2013 г. - 28,1 %, в 2014 г. 133,2 %.
9) Ассортимент продукции СПК «Ольговское» включает в себя зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи, молоко, мед, мясо (живой вес) КРС и свиньи.
Наличие зерновых и зернобобовых культур на конец 2014 г. снизилось в сравнении с 2012 г. на 650 т. Наличие на конец 2014 г. картофеля и молока в СПК в сравнении с 2012 г. увеличилось. Так, наличие картофеля выросло на 90 т и составило в 2014 г. 3572 т, наличие молоко выросло на 3 т и составило в 2014 г. 10 т.
10) Основными статьями затрат являются затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, материальные затраты, амортизация основных средств и нематериальных активов и страховые платежи.
Основными статьями затрат являются затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, материальные затраты, амортизация основных средств и нематериальных активов.
11) Перечень покупателей и заказчиков СПК «Ольговское», среди которых не только предприятия, но и индивидуальные лица и предприниматели: ГОУПП «Радуга» г. Витебск, СПК «Обухово», СПК «Озеры» и т.д., а также имеются и зарубежные партнеры ООО «ШинТрейд», г. Москва, ИП Налимова Н. И. , г. Жуковский Московской области, фирма «EXPORT-IMPORT Urszula Królikowska», г. Михаловице, Польша и другие.
12) На предприятии используются всего лишь два вида рекламных средств – печатная реклама и рекламные сувениры. Затраты на рекламу в 2014 г. в сравнении с 2012 г. увеличились. Так, рост затрат на печатную рекламу составил 34,4 %, на рекламные сувениры - 25,3 %. В СПК рекламируются такие продукты как картофель, корма и сливки.
СПК в 2014 г. принимало участие в выставках и ярмарках в которых были достигнуты следующие успехи: заключены договора на поставку продукции растениеводства и животноводства, занято третье место по производству кормов для общественного животноводства, получены лучшие результаты по производству зерна.
13) В СПК «Ольговское» отсутствует отдел маркетинга. Функции маркетолога на предприятии выполняет заведующий производством СПК. Зав. производством тесно сотрудничает с отделом по правовой работе (юридическим отделом).

14) Основным конкурентом СПК «Ольговское» является ОАО «Рудаково». Открытое акционерное общество «Рудаково». Его специализация – овощеводско – молочная.
СПК «Ольговское» является лидером по производству картофеля, однако уступает ОАО «Рудаково» по производству молока. Тем не менее, предприятие имеет неплохие показатели деятельности и большой потенциал развития, при условии использования ресурсосберегающих технологий при производстве.
15) Необходимость обеспечения и сохранения конкурентоспособности в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования СПК «Ольговское».
Проект по совершенствованию организационной структуры СПК «Ольговское» предполагает ликвидацию имеющихся изъянов в структуре организа¬ции, препятствующих повышению конкурентоспособности предприятия, структура СПК «Ольговское» подразумевает проведение реорганизации. Для чего необходимо утвердить новое штатное расписание, в котором ввести две новые должности: менеджер по продажам и маркетолог.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию организационной структуры ожидается рост чистой прибыли предприятия на 253,0 млн.рублей. Рентабельность от основной деятельности увеличится на 9,5 % - с 0,4 % до 9,9 %. Рост производительности труда (на 1,64%) превышает рост средней заработной платы по предприятию, что подтверждает экономическую выгоду от проекта для предприятия.
16) Для совершенствования конкурентной способности СПК «Ольговское» была предложена Программа по интенсификации молочного скотоводства. В ходе реализации Программы по интенсификации молочного скотоводства в СПК «Ольговское» будет получен дополнительный надой 3720 ц. Так же будет получена дополнительная прибыль от реализации в размере 1067,3 млн. руб. Экономическая эффективность проекта составит 484,3 млн. руб. Реализация данного мероприятия повысит конкурентную способность продукции (молока) СПК за счет улучшения качества. В ходе реализации Программы повыситься жирность молока, так как у молока коров высокопродуктивных пород жирность составляет 5-5,5 %, в то время, как жирность черно-пестрых коров 3,3-3,8 %.
17) В СПК "Ольговское" контролирует и координирует всю работу по охране труда инженер по охране труда под руководством руководителя хозяйства.
Соблюдение законодательства о режиме труда и отдыха работающих осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом. Ведётся "Журнал регистрации инструктажей", в котором регистрируются такие виды инструктажей как: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
За последние три года в СПК произошел только один несчастный случай, причиной которого стало несоблюдение трактористом правил техники безопасности при перевозке людей.
18) С целью улучшения условий труда в убойном цехе СПК «Ольговское» предлагается разработать "План номенклатурных мероприятий по охране труда", который является составной частью коллективного договора и разрабатывается на 1 год.
Основной целью Плана будет являться снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Срок реализации Программы - 2015 - 2016 гг. Главный за создание Плана – главный инженер убойного цеха СПК. Ожидаемая экономическая эффективность от внедрения мероприятий по улучшению условий труда в убойном цехе составляет 29442 млн. руб.



1. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 1 / А.Л. Ломакина [и др.]; под. общ. ред. А.Л. Ломакиной. – Минск: Асар, 2011. - 1 т.
2. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 2 / А.Л. Ломакина [и др.]; под. общ. ред. А.Л. Ломакиной. – Минск: Асар, 2011. - 2 т.
3. Акулич, В. В. Анализ хозяйственной деятельности: краткий курс лекций / Д. А. Лапченко, В. В. Акулич. – Минск: БГЭУ, 2012. - 103 с.
4. Беларусь в цифрах: статистический сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2015. – 103 с.
5. Белокопытов, А.В. Методические аспекты, формирования себестоимости сельскохозяйственной продукции / А.В. Белокопытов, Т.В.Голубева// /Вестник БГСХА. - 2010. - №1. - С.31-36.
6. Белорусское продовольствие и его экспорт, как элемент аграрной политики [Электронный ресурс] / Белорусское сельское хозяйство. – Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.agroculture.by. - Дата доступа: 31.10. 2015.
7. Бельский, В.И. Экономическое состояние и меры финансового оздоровле¬ния организаций агропромышленного комплекса/ В.И. Бельский [и др.]; под. общ. ред. В.И. Бельского. – Минск: ТетраСистем, 2010. – 259 с.
8. Бондарчук, В.Ф. Предложения по интенсификации земледелия и эффек¬тивному использованию земли / В.Ф. Бондарчук [и др.]; под. общ. ред. В.Ф. Бондарчука. - Минск: ИнтраМ, 2012.- 143 с.
9. Бусел, И.П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. - Минск: Литература и Искусство, 2010. – 448 с.
10. Бусел, И.П. Организация сельскохозяйственного производства: учебное пособие / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. - Минск: Литература и Искусство, 2010. – 272 с.
11. Гусаков, В.Г. Проблемы и угрозы устойчивого стратегического развития АПК Беларуси / В.Г. Гусаков // Аграрная экономика. - 2011. - №2. - С. 2-7.
12. Гусаков, В.Г. Экономика предприятий и отраслей АПК / В.Г. Гусаков. – Минск: БГЭУ, 2010. – 574 с.
13. Жудро, М.К. Формирование экономической среды для эффективного развития агробизнеса / М.К. Жудро. - Горки, 2001 г. - 112 с.
14. Малый бизнес пошел в регионы [Электронный ресурс] / Экономическая газета Е.В. Петровская. - Минск, 2015. - Режим доступа http://www.neg.by/publication/2010_09_21_13657.html. - Дата доступа 01.11.2015.
15. Гусаков, В.Г. Предложения по интенсификации и повышению эффективности основных товарных отраслей растениеводства / Гусаков В.Г. [и др.]; под. общ. ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2011. - 136 с.
16. Гусаков, В.Г. Основные направления аграрной реформы агропромышленного производства / В.Г. Гусаков // Финансы, учет, аудит. - 2010. - №4. – 137 с.
17. Запольский, М.Р. Проблемы создания эффективных агрохолдингов в отечественном АПК: экономический аспект / М.Р. Запольский // Аграрная экономика. – 2010. - №.5. – С.40-45.
18. Зеленовский, А.А. Экономика предприятий АПК: учеб.-метод. пособие/ А.А. Зеленовский, В.М. Синельников. – Минск: ИнтраМ, 2010. - 144 с.
19. Кириенко, Н.В. Формирование эффективной системы маркетинга в агропро-мышленном комплексе / Н.В. Кириенко. - Минск: БелНИИ, 2011. - 220 с.
20. Комплексный анализ эффективности сельскохозяйственного производ¬ства/ В.Г. Гусаков [и др.]; под. общ. ред. В.Г. Гусакова.. – Минск:ТетраСистемс, 2012. - 279 с.
21. Коваленко, Н.Я. Экономика сельского хозяйства: курс лекций / Н.Я. Коваленко. - Москва: Эксмо, 2010. – 545 с.
22. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: практикум / П.В. Лещиловский, B.C. Чеканов. - Минск: ИнтраМ, 2013. - 310 с.
23. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша. - Минск: БГЭУ, 2011. - 574 с.
24. Основные положения программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] / Советская Беларусь. – Минск, 2015. - Режим доступа: law.sb.by. - Дата доступа 31.10.2015.
25. Панкрутский, Н.А. Сельское хозяйство Беларуси: между эффективностью и справедливостью / Н.А. Панкрутский //Финансы, учет, аудит. - 2011. - №4. - С.40.
26. Петренко, И.Л. Экономика сельскохозяйственного производства/ И.Л. Петренко, П.И. Чужилов. - Алма-Ата: Кайнар, 2011. - 310 с.
27. Попов, Н. А. Организация сельскохозяйственного производства / Н.А. Попов.– Москва: Финансы и статистика, 2012. – 459 с.
28. Семашко, В.Т. Экономическая эффективность производства и ее определение в крестьянских и фермерских хозяйствах / В.Т. Семашко [и др.]; под. общ. ред. В.Т. Семашко. - Минск: Бел. НИИЭИ, 2010. - 343 с.
29. Старовойтова, Э.С. На пути становления / Э.С. Старовойтова // «Земля и люди». - 2010. - №2. - С. 8–9.
30. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие / В. И. Бережной [и др.]; под. общ. ред. В. И. Бережного. - Москва: Инфра–М, 2011. – 333 с.
31. Централизованная поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств / А.В. Казакевич [и др.]; под. общ. ред. А.В. Казакевич. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2011. - 88 с.
32. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 1 /под ред. В.Г. Гусакова. - Минск, 2010. - 891 с.
33. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. В.Г. Гусакова. - Минск, 2010. - 707 с.
34. Экономика отраслей АПК / И.А. Минаков [и др.]; под общ. ред. И.А. Минакова. - Москва: Инфра-М, 2014. - 458 с.
35. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский [и др.]; под общ. ред. П.В. Лещиловского. - Минск: Энциклопедикс, 2011. - 574 с.
36. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / / П.В. Лещиловский [и др.]; под общ. ред. П.В. Лещиловского. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 574 с.
37. Экономика предприятий: учебник для вузов / В.Я. Горфинкеля [и др.]; под общ. ред. В.Я. Горфинкеля. - Москва: Альфа, 2012. - 718 с.
38. Экономика сельского хозяйства: практикум / М.Н. Малыш [и др.]; под общ. ред. М.Н. Малы¬ша. - СПб.: Красный Октябрь, 2014.- 221 с.
39. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / И.А. Минаков [и др.]; под общ. ред. И.А. Минакова. – Москва: Инфра-М, 2014. - 328 с.
40. Экономика сельского хозяйства: учебник для вузов / Н.Я. Коваленко [и др.]; под общ. ред. Н.Я. Кова¬ленко. - Москва: Спедикс, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ