Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЕВ РОМАНА Д.И.РУБИНОЙ

Работа №63680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Языковая личность воплощенная в речи 6
1.1. Речевой портрет как объект лингвистических исследований 7
1.2. Способы создания индивидуального речевого портрета героев романа Д.И.Рубиной 7
1.2.1. Особенности использования языковых единиц разных уровней при создании речевого портрета личности 8
1.2.2. Особенности речевого поведения личности 27
1.2.3. Неречевой портрет как важная составляющая художественного образа 40
Глава 2. Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 11-м классе как средство развития речи учащихся (На примере фрагмента произведения «На солнечной стороне улицы»
Д.И.Рубиной) 54
Заключение 63
Список литературы 67


Со второй половины XX столетия в лингвистике активно развивается антропологический подход к изучению языка, наблюдается все более возрастающий интерес к роли говорящей личности в процессе общения. Исследователи акцентируют внимание на анализе процесса взаимодействия и взаимовлияния представителя определенного социума и языка, который он использует как в своей повседневной, так и в профессиональной деятельности.
В настоящее время понятие «языковая личность» является полноправным объектом изучения языкознания. Большое количество определений данного термина, разнообразие принципов исследования, способов классификации свидетельствуют о пристальном внимании языковедов к проблемам всестороннего описания и анализа специфики речи конкретной личности с учетом ее когнитивных и прагматических интенций, что является одним из наиболее развивающихся направлений современного языкознания. Объектом изучения данного направления лингвистики может стать не только реально существующий человек, но и персонаж художественного произведения. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа.
Актуальность исследования определяется рядом факторов. Во- первых, ввиду усиления антропоцентризма в науке особенно важным представляется описание различных типов языковых личностей. Во-вторых, в настоящее время в науке обнаруживается интерес к изучению языковой личности, представляющей собой «активно развивающийся феномен» [Никитина 2014:3], что предопределяет необходимость исследования озвученной проблемы в динамическом аспекте, что позволяет существенно расширить представление о сущности данного явления, его отличительных чертах. В-третьих, анализ языка персонажей произведения позволяет выявить особенности индивидуально-авторского мировоззрения и языковой картины мира личностей одной местности, одной социальной группы и эпохи.
Научная новизна исследования. В работе впервые осуществлено комплексное социолингвистическое описание речевых портретов стержневых героев романа Д.И.Рубиной.
Цель исследования - описать и систематизировать авторские способы создания речевого портрета центральных персонажей романа Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Данная цель определяет решение следующих задач:
- изучить специальную литературу с целью определения объема понятий «речевой портрета» личности и вербальных способов его выражения;
- выявить ключевые вербальные единицы всех уровней языка, которые
характеризуют и создают художественный образ, а именно выполняют функцию социальных маркеров персонажей, указывают на психотип вымышленной личности, позволяют воссоздать правдоподобную
художественную картину мира;
- описать методы работы с художественным текстом на уроках русского языка в 11-м классе на уроках развития речи.
Материалом исследования послужил роман Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Методы исследования: описательный, интерпретационный,
социолингвистический, количественный.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке принципов изучения языковой личности. Основные выводы исследования могут быть использованы при решении проблем лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, лингвистики текста. Полученные данные можно применить в рамках преподавания в школе тем, связанных с развитием речи учащихся.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение полученных результатов исследования позволяет заключить следующее:
1. В современной лингвистике отсутствует единая схема анализа
речевого портрета. Вместе с тем анализ специальной литературы по теме позволяет заключить, что ученые единодушны в том, что наряду с поуровневым анализом языковых средств, используемых личностью, особого внимания заслуживает анализ используемых говорящим коммуникативных ролей, стратегий и тактик. Исходя из данного положения, в работе был выстроен алгоритм описания речевого портрета персонажей исследуемого романа, он предполагает изучение: а) особенностей употребления
персонажем языковых единиц разных уровней; б) специфики речевого поведения (этикетных формул, речевых клише, прецедентных феноменов и приемов языковой игры).
2. Самым важным средством создания речевого портрета героя является индивидуальный лексикон. Анализ трех разноплановых литературных героев произведения Д.Рубиной позволил выявить особенности создания писателем речевых портретов. В сопоставлении анализов можно выделить общее и частное.
В романе Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы» нами выделены три яркие группы персонажей, которые имеют как общие, так и специфические черты. Из общих особенностей выделяются следующие:
Герои принадлежат к одной национальной общности - являются жителями эвакуационного послевоенного Ташкента. «Колониальные белые» - так называет их Дина Рубина - это особый тип людей, которые «варясь в этом Вавилоне этносов, наций и народностей», среди воров и мошенников приобрели специфические национальные и вместе с тем социально обусловленные черты характера: они гибкие, покладистые к
обстоятельствам, рисковые, понимающие другого, готовые к мирному
сосуществованию, принимающие непохожесть людей и одновременно безрассудно и отчаянно любящие свой ставший им родным город - Ташкент. В речи практически всех этих героев произведения (и рассказчика в том числе) присутствуют лексические единицы, несущие информацию лингвокультурологического характера: слова, так или иначе связанные с местным бытом: тононимы, названия местной растительности, обычаев и традиций, домашней утвари, еды и одежды.
Отличия в анализе речевых портретов литературных героев состоят в следующем:
На основании анализа лексических единиц, являющихся «диагносцирующими пятнами» ключевых героев романа, мы получили 3 группы социальных типажей: 1) уголовники, 2) алкоголики-интеллигенты и 3) творческая интеллигенция. Первая и третья группы социальных типажей находятся в достаточной степени контрастирующих отношениях, второй тип является связующим звеном. Наиболее ярко воплощают данные типажи следующие герои: Екатерина Щеглова - безучастная мать наркоторговка и уголовница; Вера Щеглова - добрая и отзывчивая девушка, творческая личность, Михаил Лифшиц - отчим Веры, ученый-алкоголик с широким кругозором.
Маркером социального статуса Екатерины Щегловой являются многочисленные жаргонизмы, табуированная лексика, просторечные, эмоционально-оценочные слова. Социальный статус Екатерины Щегловой также подтверждает обилие в ее речи многочисленных грамматических ошибок в устной и письменной речи, яркие произносительные варианты: что ль [штол'] вместо литературного что ли, те[т'э] вместо тебе можно оставить эти примеры? ,без ник не понятно что за яркие варианты и частотность в речи простых неполных предложений.
Материализм матери противопоставлен в произведении духовности и творческому началу дочери Веры. В ее речи много узкоспециальных художественных терминов, книжной и высокой лексики, автор постоянно подчеркивает отрицательное отношение героини к обсценным и просторечным словам.
Михаил Лифшиц - самый противоречивый из персонажей романа Д.Рубиной, в его образе соединены черты образованного и высокоинтеллектуального человека - маркером данных социальных характеристик персонажа выступают профессиональная, высокая, книжная лексика, а также сложные синтаксические конструкции с разными видами связи. Информацию о сложных жизненных коллизиях, в которых оказывался данный персонаж (сирота, беспризорник, а затем алкоголик), передают разговорная, жаргонная лексика и слова лексико-семантической группы «алкоголь».
Стоит отметить использование Д.Рубиной приема стилизации произносительных особенностей речи героев нерусской национальности. Д.Рубина чутко улавливает такого рода фонетические особенности речи и отражает их в речи своих нерусских персонажей.
3. Анализ особенностей речевого поведения позволил нам выстроить систему отраженных в языковой форме взглядов на мир центральных персонажей. (Михаил Лифшиц и Вера Щеглова как люди образованные, эрудированные, любознательные оперируют в своей речи прецедентными текстами из разных областей науки и искусства, владеют системой коммуникативных ролей и тактик, используют в речи языковую игру. Их мир: творчество, краски, история, книги, музыка, любовь — добро. Речь Екатерины Щегловой предельно образна (во многом благодаря активному использованию героем фразеологических единиц). В большинстве своем это сниженные фразеологизмы, относящиеся к группе ограниченной сферы употребления (фразеологизмы из уголовного жаргона). Таким образом автор раскрывает мир Екатерины: сиротство, наркотики (сбыт), деньги, лагерь, ненависть — зло.
4. Проблема языковой личности была рассмотрена нами и в динамическом аспекте на примере изменения речи одного из главных персонажей романа - Веры Щегловой. В детстве девочка проводила большую часть времени с матерью и ее окружением, следовательно, в речи ее присутствует сниженная, просторечная лексика. В молодости, под влиянием речи новых друзей — художника Стаса, ученого Леонида Волошина, интеллигента Михаила Лифшица, художественного критика Дитера, Вера меняет набор этикетных формул и прецедентных текстов, речь ее обогащается книжными словами.
5. Речевой портрет личности поддерживается его неречевым портретом, который создается описанием особенностей невербального поведения. Такого рода информация передается при помощи авторских ремарок и некоторых глаголов функционально-семантического поля «говорение». Как показал анализ художественного текста, самыми частотными являются описания специфики паралингвистчиеских особенностей речи (интонации, темпа, тона, тембра голоса) и ее жестово- мимичеких сопровождений.
Наиболее ярко в романе было описано невербальное поведение Екатерины Щегловой, которое способно кратко и емко указывать, во- первых, на психическое или эмоциональное состояние героини: радость («театрально захохотала»), горе («мягко, со слезою в голосе, вздохнула»), гнев («задохнулась от ярости»), тревогу («настороженно спросила») и т.д. и, во-вторых, на скрытые мотивы поведения так называемой «артистки»,
способной перевоплотиться ради своих корыстных целей то в несчастную мамочку (мягко, со слезою в голосе, закрыла глаза, тяжело протянула), то в сиротку-нищенку (робко спрашивала, глухо бормотала, всхлипывая). Здесь убрать примеры тоже?
6. Представленные во 2 главе исследования — методические рекомендации по развитию речи учащихся при помощи художественного текста и план-конспект урока, посвященного анализу фрагмента из романа
Д.И.Рубиной доказывают практическую значимость проведенного исследования, востребованность результатов и материала выпускной квалификационной работы в практике преподавания русского языка в школе.



1. Справочно-информационный портал «грамота.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gramota.ru/
Общетеоретическая литература
1. Богин, Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: дисс. .д-ра филол. наук: Л., 1984. - 310 с.
2. Варнавских, Н.В. Типологические черты речевого поведения русско- и англоговорящих адвокатов: дисс. канд. филол. наук: Ростов-на-Дону, 2004. - 310 с.
3. Гончарова, Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте. -Томск: Изд-во Томск. ун¬та, 1984. - 148 с.
4. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у животных и человека/пер. С.Л. Соболя под ред. акад. Е.Н. Павловского. -М.: АН СССР, 1953. -1040с.
5. Земская Е. А. Язык русского зарубежья // Русский язык в научном освещении. -2001. -№ 1. - С. 114 - 131.
6. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2004. -390 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. - М.: Изд- во ЛКИ, 2010. - 264 с.
8. Китайгородская, М. В., Розанова, Н. Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. - М.: Наука, 1995. - 128 с.
9. Колшанский, Г.В. Паралингвистика. - М.: КомКнига, 2010. - 96 с.
10. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
11. Крысин, Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - 2001. - №1. - С. 90¬106.
12. Культура.уз /интерьвью с Рубиной Д.И. 29.02.2011// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kultura.uz/view 9 r 6593.html (дата обращения: 15.05.2017).
13. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Саратов, 2006. - 161с.
14. Максимов, Б.К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни // Русский язык и современность. -2011. - № 2. - С.45 - 54.
15. Мамаева, С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Лесосибирск, 2007. -202 с.
16. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация грамматического лица ("портрета") говорящего: дисс. докт. филолог. наук. -СПб, 1993. -322 с.
17. Медведева, К. М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов // Молодой ученый. -2013. - №7. - С.487- 490.
18. Никитина, А.Ю. Языковая личность Екатерины Второй: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Казань, 2014. - 22 с.
19. Николаева, Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. - 1991. -Часть 2. - С.73-75.
20. Николаева, Т. М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика //Лингвистические исследования по общей и славянской типологии/ Отв. Ред. Т. М. Николаева. - М.: Наука, 1966. -265с.
21. Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. -М.: УРСС, 1990. -456 с.
22. Панова, М. Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования: дисс. ... докт. филолог. наук. - М., 2004. - 323 с.
23. Реформатский, А.А. О перекодировании и трансформации
коммуникативных систем // Исследования по структурной типологии / Отв. Ред. Т. Н. Молошная. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 280 с.
24. Рубина, Д.И. На солнечной стороне улицы: роман. -М.: Эксмо, 2014. - 608 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
26. Санников, В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. -М.: Языки славянской культуры, 2002. -552 с.
27. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 352 с.
28. Талыбина, Е.В. Лингвокультурологический анализ невербальных
средств коммуникации: дисс. ... докт. филолог. наук. - М., 1999. - 325 с.
29. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Краснодар, 2007. -26 с.
30.Чурилина, Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. - М.: Флинта, 2006. - 240 с.
31.Юдсон, М./ Вера в Ра, или Новый Динабург // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dinarubina.com/critique/yudson2007.html
(дата обращения: 15.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ