Введение………………………………………………………………………. 6
Глава 1 Понятие системы управления персоналом………………………. 8
1.1 Система управления персоналом: содержание, формы……………… 8
1.2 Характеристика методов построения системы управления персоналом.. 15
1.3 Особенности работы отрасли общественного питания зарубежных стран. 22
Глава 2 Анализ работы персонала на примере ресторана «7 комнат»….. 27
2.1 Общая характеристика ресторана «7 комнат»………………………… 27
2.2 Анализ работы персонала ресторана «7 комнат»…………………….. 31
2.3 Анализ подбора персонала в ресторане «7 комнат»…………………. 38
Глава 3 Оптимизация работы персонала ресторана «7 комнат»…………. 44
3.1 Предложения по оптимизации работы персонала…………………… 44
3.2 Расчет затрат и эффективности от реализации предлагаемых мероприятий…………………………………………………………………. 50
Заключение………………………………………………………………….. 58
Список использованных источников……………………………………….. 61
ПЕРСОНАЛ, КАДРЫ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ПОДБОР ПЕРСОНАЛА, МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Объектом данного исследования является ООО «Ресторан «7 комнат».
Предметом исследования является система управления персоналом в данном ресторане, которая включает в себя: поиск, отбор, наём персонала; развитие персонала; мотивацию и стимулирование персонала и т.д.
Цель работы - на основании теоретических исследований по вопросу управления персоналом, его анализа на конкретном объекте, найти возможные пути совершенствования, доказав их целесообразность и эффективность.
Методы исследования: сравнительный анализ данных в таблицах, расчет удельного веса показателей, а также экономико-математические и социологические методы.
Информационной базой дипломного проекта послужили исследования отечественных авторов, нормативно-техническая документация, а также данные ООО «Ресторан «7 комнат».
Исследования и разработки: рассмотрены теоретические основы системы управления персоналом, а именно содержание управления персоналом, формы управления персоналом, методы построения системы управления персоналом, особенности работы отрасли общественного питания зарубежных стран; проанализирована работа персонала ООО «Ресторан «7 комнат»; рассмотрены предложения по оптимизации работы персонала ООО «Ресторан «7 комнат» и рассчитана эффективность от реализации предложенных мероприятий.
Технико-экономическая и социальная значимость проведенного исследования заключается в том, что применение его результатов на практике может повысить работу персонала ООО «Ресторан «7 комнат».
Автор подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствования подтверждаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что кадры являются основой любой организации, независимо от масштабов и сферы деятельности. Без людей нет и не может быть организации. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают её продукт, они формируют культуру организации, её внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В качестве объекта исследования в дипломной работе выбрано общество с ограниченной ответственностью «Ресторан «7 комнат» (ООО «Ресторан «7 комнат»). Интерьер ресторана представлен семью комнатами, объединенными общим стилем, однако каждая из них имеет свою неповторимую ауру. Ресторан «Семь комнат» - отличное место как для деловых переговоров, семейных торжеств, встреч с друзьями, так и для спокойного вкусного ужина с близкими людьми. Сочетание изысканной кухни, шикарного интерьера, отзывчивого персонала заставят возвращаться сюда снова и снова.
Предмет исследования: система управления персоналом в данном ресторане, которая включает в себя: поиск, отбор, наём персонала; развитие персонала; мотивацию и стимулирование персонала и т.д.
Цель исследования: на основании теоретических исследований по вопросу управления персоналом, его анализа на конкретном объекте, найти возможные пути совершенствования, доказав их целесообразность и эффективность.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
- рассмотреть систему управления персоналом, ее содержание и формы;
- охарактеризовать методы построения системы управления персоналом;
- рассмотреть особенности работы отрасли общественного питания зарубежных стран;
- дать общую характеристику ресторана «7 комнат»;
- проанализировать работу персонала ресторана «7 комнат»;
- проанализировать подбор персонала ресторана «7 комнат»;
- рассмотреть предложения по оптимизации работы персонала;
- рассчитать затраты и эффективность от реализации мероприятий по оптимизации работы персонала.
Для решения поставленных задач в дипломной работе использовался сравнительный анализ данных в таблицах, расчет удельного веса показателей, а также экономико-математические и социологические методы.
Информационной базой дипломного проекта послужили исследования отечественных авторов, нормативно-техническая документация, а также данные годовой статистической отчетности и оперативные данные ООО «Ресторан «7 комнат».
Дипломный проект выполнен с помощью технических средств современного програмного обеспечения MS Office 2010.
Персонал организации формируется и изменяется под действием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам следует относить характер продукции, технологии и организации производства. К внешним факторам относят демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда факторов.
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно - практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации. Под системой управления персоналом понимается совокупность приемов и методов воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения производственных целей. Содержание системы управления персоналом составляет ряд элементов, наиболее важными из которых являются: формирование количественного и качественного состава кадров, система подготовки и переподготовки работников, система оплаты труда, межличностные отношения между работниками и адаптация работников в организации.
Метод управления — это способ воздействия субъекта управления на его объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.
Зарубежный опыт стран Западной Европы, США и Японии показывает, что инвестиции в организации питания относятся к числу быстро окупаемых.В зарубежных странах наиболее популярными являются такие типы: организаций быстрого обслуживания, как столовые и кафе (полуавтоматизированные и полностью автоматизированные); кафетерии типа «снек» и типа «фаст-фуд»; гриль-бары; кафе «шоп»; рестораны с буфетом типа «шведский стол» и прочие организации, работающие на основе использования готовых блюд или полуфабрикатов. Общественное питание выполняет главную социально- экономическую задачу развития общества – удовлетворение материального и культурного уровня жизни населения страны как за рубежом, так и в в Республике Беларусь.
Общество с ограниченной ответственностью «Ресторан «Семь комнат» расположено в городе Минске по адресу пр. Машерова,19. Ресторан состоит из 7 комнат, рассчитанных на 8-30 гостей; общая вместительность заведения – 200 человек. На сегодняшний день в ресторане работают 37 человек. Выручка от реализации в приведенных ценах демонстрирует прирост +28% в 2012 и +49% – в 2013 году. Это, в свою очередь, вызвано по большей части экстенсивным расширением деятельности в 2012 году, сопровождаемым ростом численности (+13 чел.) и материальных затрат (+184%) при одновременном росте выработки на одного работника (33%). По причине превышения темпов роста выручки над темпами роста среднегодовой стоимости основных средств, в ООО «Ресторан «Семь комнат» наблюдается положительная динамика показателя фондоотдачи: на +9,5руб. в 2012 и +0,97руб. – в 2013. Это свидетельствует об эффективности использования основных средств, однако следует также учитывать влияние «обесценивания» оборудования, влекущего снижение его стоимости.
Наибольшую часть штата сотрудников ресторана «7 комнат» составляют администрация, сервис, технический отдел и бар. Производительность труда работников в 2012 г. по сравнению с 2011 г. росла более низкими темпами, чем средняя заработная плата. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. рост производительности труда отстает от роста средней заработной платы, что является негативным фактором в деятельности ООО «Ресторан «7 комнат». Основная текучесть персонала происходит среди работников службы сервиса.. Текучесть кадров наиболее выражена среди официантов. Списочная численность сотрудников на протяжении трех лет увеличилась, и на конец 2013 года составила 37 человек. Если рассматривать соотношение кадрового состава по половому признаку, то можно говорить о том, что в общей списочной численности работников преобладают женщины, в связи с тем, что в ресторане идет преобладание женщин на должностях, что объясняется преимущественно женскими должностями: официант, бухгалтер, кладовщик. У ООО «Ресторан «7 комнат» имеется достаточно большой трудовой потенциал, который в настоящее время используется не в полную силу.
Существующей системой управления персоналом в ресторане упускается очень важный элемент, обеспечивающий эффективность системы - так называемый «человеческий фактор». Руководство ресторана использует «технический» подход к управлению персоналом. Результат обеспечивается за счет строго соответствия персонала техническим (функциональным) характеристикам (уровню квалификации, возрасту, стажу, образованию) и применению контроля на всех этапах системы управления персоналом.
Служба персонала ресторана представлена отделом кадров. Штатная единица отдела кадров - менеджер по персоналу (в единственном числе). Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно директору по персоналу ООО «Ресторан «7 комнат». Подбор персонала в штат ресторана осуществляет менеджер по персоналу. Информация об имеющихся вакансиях размещается в таких печатных изданиях, как «Работа для Вас», «Ваша работа» или на сайтах belmeta.com, praca.by, riv.by.
Собеседование с кандидатами проводится в несколько этапов. На первичное собеседование с менеджером по персоналу приглашаются соискатели, в резюме которых наиболее полно отражаются основные требования к должности. Основные требования перечислены в профиле должности по каждой специальности.
Важной причиной успеха ресторана «7 комнат» является то, что руководство ресторана так спроектировало процесс работы, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками. Для того чтобы метод ресторана «7 комнат» позволил ему достичь успеха, менеджеры ресторана должны быть уверены, что каждый работник будет в точности исполнять всю предписанную им технологию.
Для повышения уровня управления рестораном можно предложить специально нанимать молодых людей без опыта работы, способных к обучению и целеустремленных. Возможно также рассмотрение потенциальных кандидатов на работу среди иностранных граждан, в частности, мигрантов из Украины.
Для оптимизации работы персонала ООО «Ресторан «7 комнат» были предложены следующие мероприятия:
- разработка нового положения о премировании персонала ресторана;
- повышение квалификации работников ресторана путем посещения ими курсов повышения квалификации.
Годовой экономический эффект от внедрения новой системы премирования составит 17,3 млн. руб. Кроме суммы годового экономического эффекта важным достижением в реализации данного мероприятия следует считать повышение материальной заинтересованности работников, снижение текучести кадров.
Годовой экономический эффект от повышения профессионализма обслуживающего персонала составит 110,35 млн. руб.
Рассчитанный общий экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составит 127,65 млн. руб.
Можно сделать вывод, что мероприятия по повышению эффективности работы персонала в ООО «Ресторан «7 комнат» являются не только оправданными с точки зрения экономической эффективности, но и необходимыми для совершенствования работы заведения в целом, повышения его имиджа, перспективного роста.
1 Балашова, Е.А. Гостиничный бизнес: как достичь безупречного сервиса / Е.А. Балашова. – М.; СПБ: Вершина, 2011. – 199 с.
2 Барышев, А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учебное пособие / А. Ф. Барышев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 157 с.
3 Бондаренко, Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов : учебное пособие / Г. А. Бондаренко. – М.: Новое знание, 2011. – 364 с.
4 Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/ В.М. Власова. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 528 с.
5 Гостеприимство и туризм в Республике Беларусь. Отчёт за 2009 год // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2010. – № 3. – С. 25-30.
6 Гунин, В.Н.Руководство инновациями: модульная программка менеджеров. / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев. - М.: Дело, 2011. - 297с.
7 Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Мн.: Современная школа, 2010. – 318 с.
8 Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 383 с.
9 Завлин, П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка. / П.Н. Завлин. - СПб.: Наука, 2011.- 280 с.
10 Зорина, Т.Г. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Маркетинг»/Т.Г. Зорина, М.А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2010. – 410 с.
11 Ильина, Е.П. Мерчандайзинг блюд и напитков. /Е.П. Ильина. //Ресторанные ведомости. -2012. - №8. - с.6-7.
12 Карчевская, Е. Н. Организация международного туризма / Е. Н. Карчевская. – Гомель: ГГТУ, 2010. – 231 с.
13 Казущик, А.А. Основы маркетинга6 учебное пособие для учащихся экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования/ А.А. Казущик. – Минск: Беларусь, 2010. – 246 с.
14 Котлер, Ф.Х. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для высших учебных заведений : [перевод с английского] / Ф.Х. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 1045 с.
15 Кристофер, К. Т. Ресторанная торговля. / К.Т. Кристофер. - М.: Экономика, 2011. - 272с.
16 Кусков, А. С. Гостиничное дело: учебное пособие / А. С. Кусков. – М.: Дашков и К, 2012. – 326 с.
17 Лимитовский, М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. / М.А. Лимитовский. - М.: Сфера, 2011. - 128с.
18 Липсиц, И.В. Инвестиционный намерение: Методы подготовки и анализа. / И.В. Липсиц, В.В. Косов. - М.: Путь, 2010. - 304с.
19 Малков, И. Г. Основы архитектурно-строительного проектирования современных гостиниц : учебно-методическое пособие / И. Г. Малков, А. А. Пузеев. – Гомель : БелГУТ, 2011. – 135 с.
20 Милл, Р.К.. Управление рестораном : учебник для студентов вузов / Р.К. Милл. - 3-е изд. – М. : Юнити, 2012. - 518 с.
21 Назмутдинова, А.Р. Разработка и реализация системы управления предприятием сферы услуг с использованием бизнес-стратегий. / А.Р. Назмутдинова. – М.: НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ», 2011. – 193с.
22 Осипов, А.Д. Ресторанный бизнес. / А.Д. Осипов. - Мн.: Компрц, 2012. - 289с.
23 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг гостиницы. – Минск: Госстандарт: Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации, печ. 2011. – III, 39 с.
24 Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих, рабочих гостиничного хозяйства и работников общественного питания / Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие «Белжилпроект». – Минск : Белжилпроект, 2012. – 114 с.
25 Об утверждении государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. N 373.
26 Откройте для себя Беларусь!: О Беларуси, экскурсии, национальные парки, охота, гостиницы / ЦентрКурорт. – Мн.: Рифтур, 2011. – 36 с.
27 Папирян, Г.Я. Менеджмент в индустрии гостеприимства/ Г.Я.Папирян. - М.: Экономика, 2011.-197 с.
28 Папирян, Г.Я. Руководство в индустрии гостеприимства: отели и рестораны. /Г.Я. Папирян. - М.: Фонд, 2010. - 207с.
29 Петров, А.Д. Продвижение ресторана: проблемы и пути их решения. / А.Д. Петров. //Гостиница и ресторан. – 2011г. -№2. - с. 10-12.
30 Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 448 с.
31 Регионы Республики Беларусь: Стат. сб. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2010. – 59 с.
32 Республики Беларусь в цифрах: статистический сборник. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2010. – 124 с.
33Саак, А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) : учебн. пособие / А.Э. Саак, М В. Якименко. - СПб. : Питер, 2011. - 432 с.
34 Сбруева, А.В. Рестораторы вновь ищут путь к успеху. /А.В. Сбруева. //Гостиницы и рестораны. – 2011 г. - №11 - с. 9-12.
35 Сенин, В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения : учебное пособие / В. С. Сенин, А. В. Денисенко. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 139 с.
36 Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве : учебное пособие / В. П. Скараманга. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 186 с.
37 Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Л.Н. Тэмпан, В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2011. – 287 с.
38 Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебное пособие для высших учебных заведений / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. – М.: КноРус, 2011. - 318 с.
39 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник/А.Д. Шеремет. – М.:Инфра-М,2010. – 415 с.
40 Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник/А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М,2012. – 365 с.
41 Экономический анализ/ Под ред. Гиляровской Л.Т. -М.:ЮНИТИ, 2012.- 522 с.
42 Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пособие/ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; под. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: Экоперспектива, 2010. – 592 с.
43 Эриашвили, Н.Д. и др. Маркетинг. Учебник для ВУЗов/Н.Д.Эриашвили - М.: ЮНИТИ, 2010.- 623 с.
44 Яковлев, Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учеб пособие-2-е изд, перераб и доп./Г.А. Яковлев - М: РДЛ, 2011г. - 328 с.
45 http://www.mintorg.gov.by – Министерство торговли Республики Беларусь. – Дата доступа: 17.05.2015 г.
46 http://www.belstat.gov.by – Национальный статистический комитет РБ. – Дата доступа: 17.05.1015 г.