Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности к школе детей-мигрантов в младшем школьном возрасте 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по изучению адаптивной
готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 8
1.3 Адаптация и дезадаптация ребёнка к школе как психологическая проблема 15
1.4 Психологические особенности адаптации детей-мигрантов 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению адаптации детей- мигрантов к школе 32
2.1 Диагностика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 32
2.2 Программа экспериментальной работы по формированию адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 46
2.3 Динамика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 51
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 66
Актуальность исследования. Обострение межнациональных отношений во многих регионах повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства. Дети мигрантов находятся в сложных условиях, они вынуждены переселяться. Они отличаются от других детей своей культурой, как часто встречается, они являются выходцами из малообеспеченных слоев общества. Дети мигранты социально не защищены, находясь в другой среде, они не владеют языком, либо плохо его знают. В процессе интеграции они рискуют утереть собственный язык, культурные ценности и особенности своей личности. Все это оказывает огромное влияние на процессы его обучения, воспитания, адаптаций и социализации. Психолого-педагогическая помощь и поддержка необходима детям мигрантам, как правило, в период подготовки ребенка к школьному обучению. В данный период ребенок находится в ситуации оценки своих качеств и способностей со стороны специалистов [1].
Основными причинами миграции населения является то, что экономическое благосостояние людей понижается, вводятся в действие дискриминационные законы, возникают вооруженные конфликты, особенно на Северном Кавказе. Вследствие всего появляется большое количество беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. На сегодняшний день возникает необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, где необходимо аргументированно использовать содержание, инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической готовности, поддержки и адаптации. Многие работы, посвящённые проблеме социально-психологической адаптации детей мигрантов, написаны с позиции зарубежных авторов, которые описывают свой опыт (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Этим и обусловлена научная значимость работы.
Проблема детей мигрантов рассматривается в трудах таких ученых, как Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Г.В. Солдатова. Специфику переживания вынужденной миграции в детском возрасте раскрываю такие авторы, как А.В. Щепина, Ф. Ахерн, А.Б. Вершок, А.И. Макарчук, А.И. Мухина, О.С. Шарова. В данных трудах ученых отмечается что, дети-мигранты в ситуации адаптации имеют психологические и социальные нарушения, которые не позволяют им благополучно адаптироваться в обществе [21].
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема адаптивной готовности обучения в школе детей-мигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной и возрастной группы. Однако теоретических и, особенно, методических разработок, касающихся решения данного вопроса недостаточно.
Цель данной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Объект исследования - процесс адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Предмет исследования - содержание адаптационной готовности детей- мигрантов к школе.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательном процессе использовать целенаправленные мероприятия, направленные на адаптацию ребёнка к обучению в школе, то это позволит повысить уровень адаптивной готовности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Изучить и определить психолого-педагогические особенности адаптации детей-мигрантов;
3. Разработать и реализовать программу, которая включает внеклассные мероприятия, для успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в первом классе.
Основными методами исследования явились: наблюдение,
теоретический анализ литературы, тестирование, беседы, анкетирование взрослых, методы обработки данных, интерпретационные методы и др.
Теоретическую основу данного исследования составили труды Л.А. Венгера, Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Г.В. Солдатова и труды других психологов, дидактов и педагогов. Также при написании данной работы мы опирались на труды Г.А. Цукерман, Т.А. Силантьевой и К.Н. Поливановой и др., которые раскрывают проблему и отвечают на вопросы успешной адаптации детей-мигрантов к школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный нами комплекс диагностических методик дает возможность достоверно выяснить уровень адаптации детей-мигрантов к обучению в школе, а программа, предложенная в данном исследовании, включающая внеклассные мероприятия, дает возможность повысить уровень адаптации первоклассников.
База исследования: Лицей № 149 г. Казани.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Работа содержит 6 таблиц, 11 диаграмм.
Объем работы 85 страниц.
Данная работа была посвящена актуальной и интересной проблеме, изучение психолого-педагогических условий, спсобствующих успешной адаптаций детей-мигрантов к школе. Проведенное нами теоретическое исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.
Одним из самых значимых периодов в жизни человека является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте формируются познавательные, социальные, коммуникативные, психоэмоциональные и личностные характеристики. Сама же личность школьника формируется благодаря постоянному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценки которых влияют на самооценку и мотивацинно-волевую сферу школьника.
Адаптивная готовность к школе - это комплексное понятие, включающее в себя изучение трех уровней развития: личностный (мотивационный), волевой и интеллектуальный. Данные характеристики дают представление об общем развитии ребенка и о его способностях перейти на более сложную ступень развития. В школе от ребенка требуют подчинения, выполнения заданий и контролируют его деятельность.
В научной литературе не широко рассматривается адаптивная готовность к школе детей-мигрантов. В основном внимание уделяется общей ситуации развития детей данной группы. Многие исследователи многократно отмечали отклонения в психофизиологическом развитии детей-мигрантов. Отклонения в сфере мотивационных, коммуникативных и эмоциональных проявлениях приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности, и к снижению взаимосвязей со взрослыми и сверстниками, не входящими в среду мигрантов.
В процессе исследования теоретического материала нами были раскрыты и рассмотрены основные аспекты данной проблемы. Рассматривая психологическую и социальную адаптацию к школе детей-мигрантов можно сделать вывод, что для этой группы детей необходимо проведение специальных развивающих программ, которые ориентированы на развитие психофизиологических и познавательных характеристик, основной целью которых является развитие мотиваций к познанию и обучению. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-мигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала, что разработанный комплекс внеклассных мероприятий может стать хорошей методологической базой для успешного прохождения адаптаций детей- мигрантов в школе.
Анализируя причины полученных нами результатов, необходимо отметить следующие:
В более выигрышных условиях оказываются дети-мигранты, посещавшие детский сад, поскольку там элементы адаптивной готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной адаптивной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей - на высоком, среднем или низком уровне.
Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Таким образом, можно предположить, что четких результатов в нашем исследовании не получилось из-за физиологической незрелости испытуемых.
В заключение следует добавить, что изучение проблемы нашего исследования должно быть продолжено и в дальнейшем.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.,2012
2. Александровская Э.М., Социально-психологические критерии
адаптации в школе /Школа и психическое здоровье учащихся/ Под. ред. С.М.Громбаха . М.Медицина, 2010, с.27-34.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: 2007.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2012.
5. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами. - М., 2011.
6. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника.-СПб.2013
7. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.,2010.
8. Войнов В.Б., К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям//Мир психологии. 2010, №4 с134-136.
9. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики// Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2013. - № 9 (202). - С. 35.
10. Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Журнал психологического общества Л.С.Выготского. 2010, с.2-25.
11. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. - Ростов н/Д: РГПУ, 2010.
12. Дубровина И. В.,. Андреева А. Д, Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд., стереотип, 2012.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб., 2013
14. Индивидуальные работы с трудновоспитуемыми учащимися: методические рекомендации. Киев, 2011, с. 3-10.
15. Казначеев В.П., Современные аспекты адаптации. Новосибирск, «Наука», 2010, с.5.
16. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива. - Мн., 2014.
17. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн., 2010.
18. Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология.
Психология учителя. - Гродно, 2011. Ч. 2.
19. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. 2008. - С. 27.
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2011.
21. Краковский, А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка.- М., 2011.
22. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М. 2007.
23. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. - М. 2008.
24. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 2008.
25. Леутнн В. П., Дубровина Н. И. Инверсия «эффекта правого уха» при запоминании сигнальной информации в процессе адаптации // Журн. высш. нерв, деятельности им. И. П. Павлова.— 2013.— № 1.— С. 153-156.
26. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2013.
27. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 2005.
28. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2014, с.53-75.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2012.
30. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М. Наука, 2014, с.3.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2 М.,2014, с.105.
32. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. - М., 2011.
33. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов- 2007. - выпуск №1.
34. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
35. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. - М., 2011. № 2. С. 16—32.
36. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2012.
37. Сухомлинский В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное. / М.: Прогресс, 2008, с.143-144.
38. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб. 2010.
39. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу//Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С.26 - 35.
40. Шванцера Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 2008.
41. Эльконин Д.Б., Детская психология. М. «Академия» 2014, с.43-44.