АДАПТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности к школе детей-мигрантов в младшем школьном возрасте 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по изучению адаптивной
готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 8
1.3 Адаптация и дезадаптация ребёнка к школе как психологическая проблема 15
1.4 Психологические особенности адаптации детей-мигрантов 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению адаптации детей- мигрантов к школе 32
2.1 Диагностика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 32
2.2 Программа экспериментальной работы по формированию адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 46
2.3 Динамика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 51
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 66
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности к школе детей-мигрантов в младшем школьном возрасте 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по изучению адаптивной
готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 8
1.3 Адаптация и дезадаптация ребёнка к школе как психологическая проблема 15
1.4 Психологические особенности адаптации детей-мигрантов 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению адаптации детей- мигрантов к школе 32
2.1 Диагностика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 32
2.2 Программа экспериментальной работы по формированию адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 46
2.3 Динамика уровня адаптивной готовности детей-мигрантов младшего школьного возраста 51
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 66
Актуальность исследования. Обострение межнациональных отношений во многих регионах повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства. Дети мигрантов находятся в сложных условиях, они вынуждены переселяться. Они отличаются от других детей своей культурой, как часто встречается, они являются выходцами из малообеспеченных слоев общества. Дети мигранты социально не защищены, находясь в другой среде, они не владеют языком, либо плохо его знают. В процессе интеграции они рискуют утереть собственный язык, культурные ценности и особенности своей личности. Все это оказывает огромное влияние на процессы его обучения, воспитания, адаптаций и социализации. Психолого-педагогическая помощь и поддержка необходима детям мигрантам, как правило, в период подготовки ребенка к школьному обучению. В данный период ребенок находится в ситуации оценки своих качеств и способностей со стороны специалистов [1].
Основными причинами миграции населения является то, что экономическое благосостояние людей понижается, вводятся в действие дискриминационные законы, возникают вооруженные конфликты, особенно на Северном Кавказе. Вследствие всего появляется большое количество беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. На сегодняшний день возникает необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, где необходимо аргументированно использовать содержание, инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической готовности, поддержки и адаптации. Многие работы, посвящённые проблеме социально-психологической адаптации детей мигрантов, написаны с позиции зарубежных авторов, которые описывают свой опыт (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Этим и обусловлена научная значимость работы.
Проблема детей мигрантов рассматривается в трудах таких ученых, как Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Г.В. Солдатова. Специфику переживания вынужденной миграции в детском возрасте раскрываю такие авторы, как А.В. Щепина, Ф. Ахерн, А.Б. Вершок, А.И. Макарчук, А.И. Мухина, О.С. Шарова. В данных трудах ученых отмечается что, дети-мигранты в ситуации адаптации имеют психологические и социальные нарушения, которые не позволяют им благополучно адаптироваться в обществе [21].
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема адаптивной готовности обучения в школе детей-мигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной и возрастной группы. Однако теоретических и, особенно, методических разработок, касающихся решения данного вопроса недостаточно.
Цель данной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Объект исследования - процесс адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Предмет исследования - содержание адаптационной готовности детей- мигрантов к школе.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательном процессе использовать целенаправленные мероприятия, направленные на адаптацию ребёнка к обучению в школе, то это позволит повысить уровень адаптивной готовности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Изучить и определить психолого-педагогические особенности адаптации детей-мигрантов;
3. Разработать и реализовать программу, которая включает внеклассные мероприятия, для успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в первом классе.
Основными методами исследования явились: наблюдение,
теоретический анализ литературы, тестирование, беседы, анкетирование взрослых, методы обработки данных, интерпретационные методы и др.
Теоретическую основу данного исследования составили труды Л.А. Венгера, Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Г.В. Солдатова и труды других психологов, дидактов и педагогов. Также при написании данной работы мы опирались на труды Г.А. Цукерман, Т.А. Силантьевой и К.Н. Поливановой и др., которые раскрывают проблему и отвечают на вопросы успешной адаптации детей-мигрантов к школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный нами комплекс диагностических методик дает возможность достоверно выяснить уровень адаптации детей-мигрантов к обучению в школе, а программа, предложенная в данном исследовании, включающая внеклассные мероприятия, дает возможность повысить уровень адаптации первоклассников.
База исследования: Лицей № 149 г. Казани.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Работа содержит 6 таблиц, 11 диаграмм.
Объем работы 85 страниц.
Основными причинами миграции населения является то, что экономическое благосостояние людей понижается, вводятся в действие дискриминационные законы, возникают вооруженные конфликты, особенно на Северном Кавказе. Вследствие всего появляется большое количество беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. На сегодняшний день возникает необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, где необходимо аргументированно использовать содержание, инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической готовности, поддержки и адаптации. Многие работы, посвящённые проблеме социально-психологической адаптации детей мигрантов, написаны с позиции зарубежных авторов, которые описывают свой опыт (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.). Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Этим и обусловлена научная значимость работы.
Проблема детей мигрантов рассматривается в трудах таких ученых, как Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Г.В. Солдатова. Специфику переживания вынужденной миграции в детском возрасте раскрываю такие авторы, как А.В. Щепина, Ф. Ахерн, А.Б. Вершок, А.И. Макарчук, А.И. Мухина, О.С. Шарова. В данных трудах ученых отмечается что, дети-мигранты в ситуации адаптации имеют психологические и социальные нарушения, которые не позволяют им благополучно адаптироваться в обществе [21].
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема адаптивной готовности обучения в школе детей-мигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной и возрастной группы. Однако теоретических и, особенно, методических разработок, касающихся решения данного вопроса недостаточно.
Цель данной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Объект исследования - процесс адаптации детей-мигрантов к обучению в начальной школе.
Предмет исследования - содержание адаптационной готовности детей- мигрантов к школе.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательном процессе использовать целенаправленные мероприятия, направленные на адаптацию ребёнка к обучению в школе, то это позволит повысить уровень адаптивной готовности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Изучить и определить психолого-педагогические особенности адаптации детей-мигрантов;
3. Разработать и реализовать программу, которая включает внеклассные мероприятия, для успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в первом классе.
Основными методами исследования явились: наблюдение,
теоретический анализ литературы, тестирование, беседы, анкетирование взрослых, методы обработки данных, интерпретационные методы и др.
Теоретическую основу данного исследования составили труды Л.А. Венгера, Л.А. Шайгерова, Е.Т. Соколова, А.Г. Асмолова, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Г.В. Солдатова и труды других психологов, дидактов и педагогов. Также при написании данной работы мы опирались на труды Г.А. Цукерман, Т.А. Силантьевой и К.Н. Поливановой и др., которые раскрывают проблему и отвечают на вопросы успешной адаптации детей-мигрантов к школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный нами комплекс диагностических методик дает возможность достоверно выяснить уровень адаптации детей-мигрантов к обучению в школе, а программа, предложенная в данном исследовании, включающая внеклассные мероприятия, дает возможность повысить уровень адаптации первоклассников.
База исследования: Лицей № 149 г. Казани.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Работа содержит 6 таблиц, 11 диаграмм.
Объем работы 85 страниц.
Данная работа была посвящена актуальной и интересной проблеме, изучение психолого-педагогических условий, спсобствующих успешной адаптаций детей-мигрантов к школе. Проведенное нами теоретическое исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.
Одним из самых значимых периодов в жизни человека является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте формируются познавательные, социальные, коммуникативные, психоэмоциональные и личностные характеристики. Сама же личность школьника формируется благодаря постоянному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценки которых влияют на самооценку и мотивацинно-волевую сферу школьника.
Адаптивная готовность к школе - это комплексное понятие, включающее в себя изучение трех уровней развития: личностный (мотивационный), волевой и интеллектуальный. Данные характеристики дают представление об общем развитии ребенка и о его способностях перейти на более сложную ступень развития. В школе от ребенка требуют подчинения, выполнения заданий и контролируют его деятельность.
В научной литературе не широко рассматривается адаптивная готовность к школе детей-мигрантов. В основном внимание уделяется общей ситуации развития детей данной группы. Многие исследователи многократно отмечали отклонения в психофизиологическом развитии детей-мигрантов. Отклонения в сфере мотивационных, коммуникативных и эмоциональных проявлениях приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности, и к снижению взаимосвязей со взрослыми и сверстниками, не входящими в среду мигрантов.
В процессе исследования теоретического материала нами были раскрыты и рассмотрены основные аспекты данной проблемы. Рассматривая психологическую и социальную адаптацию к школе детей-мигрантов можно сделать вывод, что для этой группы детей необходимо проведение специальных развивающих программ, которые ориентированы на развитие психофизиологических и познавательных характеристик, основной целью которых является развитие мотиваций к познанию и обучению. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-мигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала, что разработанный комплекс внеклассных мероприятий может стать хорошей методологической базой для успешного прохождения адаптаций детей- мигрантов в школе.
Анализируя причины полученных нами результатов, необходимо отметить следующие:
В более выигрышных условиях оказываются дети-мигранты, посещавшие детский сад, поскольку там элементы адаптивной готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной адаптивной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей - на высоком, среднем или низком уровне.
Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Таким образом, можно предположить, что четких результатов в нашем исследовании не получилось из-за физиологической незрелости испытуемых.
В заключение следует добавить, что изучение проблемы нашего исследования должно быть продолжено и в дальнейшем.
Одним из самых значимых периодов в жизни человека является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте формируются познавательные, социальные, коммуникативные, психоэмоциональные и личностные характеристики. Сама же личность школьника формируется благодаря постоянному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценки которых влияют на самооценку и мотивацинно-волевую сферу школьника.
Адаптивная готовность к школе - это комплексное понятие, включающее в себя изучение трех уровней развития: личностный (мотивационный), волевой и интеллектуальный. Данные характеристики дают представление об общем развитии ребенка и о его способностях перейти на более сложную ступень развития. В школе от ребенка требуют подчинения, выполнения заданий и контролируют его деятельность.
В научной литературе не широко рассматривается адаптивная готовность к школе детей-мигрантов. В основном внимание уделяется общей ситуации развития детей данной группы. Многие исследователи многократно отмечали отклонения в психофизиологическом развитии детей-мигрантов. Отклонения в сфере мотивационных, коммуникативных и эмоциональных проявлениях приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности, и к снижению взаимосвязей со взрослыми и сверстниками, не входящими в среду мигрантов.
В процессе исследования теоретического материала нами были раскрыты и рассмотрены основные аспекты данной проблемы. Рассматривая психологическую и социальную адаптацию к школе детей-мигрантов можно сделать вывод, что для этой группы детей необходимо проведение специальных развивающих программ, которые ориентированы на развитие психофизиологических и познавательных характеристик, основной целью которых является развитие мотиваций к познанию и обучению. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-мигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала, что разработанный комплекс внеклассных мероприятий может стать хорошей методологической базой для успешного прохождения адаптаций детей- мигрантов в школе.
Анализируя причины полученных нами результатов, необходимо отметить следующие:
В более выигрышных условиях оказываются дети-мигранты, посещавшие детский сад, поскольку там элементы адаптивной готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной адаптивной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей - на высоком, среднем или низком уровне.
Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Таким образом, можно предположить, что четких результатов в нашем исследовании не получилось из-за физиологической незрелости испытуемых.
В заключение следует добавить, что изучение проблемы нашего исследования должно быть продолжено и в дальнейшем.
Подобные работы
- АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (CASE STUDY «ШКОЛА №42» Г. КАЗАНЬ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - «СВОЙ» / «ЧУЖОЙ» В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ СТУДЕНТОВ СПО Г. ТОМСКА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2025



