Элементы теории вероятностей в курсе математики основной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Вероятностная линия в курсе школьной математики 6
1.1 Элементы комбинаторики 6
1.2 События и их классификация 9
1.3 Вероятностная линия в учебниках Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина .. 15
Глава II . Методика обучения элементам теории вероятностей 24
2.1 Методика изучения основных понятий теории вероятностей 25
2.2 Методика изучения основных теорем теории вероятностей 36
2.3 Методика изучения понятия «случайная величина». Изучение основных
характеристик случайных величин 43
Глава III . Элективный курс «Вероятность вокруг нас» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА
Глава I. Вероятностная линия в курсе школьной математики 6
1.1 Элементы комбинаторики 6
1.2 События и их классификация 9
1.3 Вероятностная линия в учебниках Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина .. 15
Глава II . Методика обучения элементам теории вероятностей 24
2.1 Методика изучения основных понятий теории вероятностей 25
2.2 Методика изучения основных теорем теории вероятностей 36
2.3 Методика изучения понятия «случайная величина». Изучение основных
характеристик случайных величин 43
Глава III . Элективный курс «Вероятность вокруг нас» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА
На сегодняшний день внедрение элементов теории вероятностей в курс математики основной школы является делом непростым и достаточно специфическим.
Согласно традиционным подходам обучения элементам теории вероятностей, считается, что главным в изучении данного курса должен стать практический опыт самих учащихся, который обеспечивает формирование, систематизацию и развитие представлений о «случайном» в мире, который нас окружает. Эта линия требует своеобразных форм, средств и приемов обучения, соответствующих возрасту и интересам учащихся: дидактических игр и экспериментов, живых наблюдений и предметной деятельности. Поэтому, обучение желательно начинать с вопросов, в которых требуется найти решение поставленной проблемы на фоне реальной ситуации. Необходимо отметить, что в процессе обучения не следует доказывать все теоремы, так как на это тратиться большое количество времени, в то время, как основной задачей курса является практическая работа.
В связи с тем, что курс изучения теории вероятностей в школе был введен недавно, и учитывая его специфичность, в настоящее время количество методической литературы для педагогов очень мало. Отсюда возникают проблемы с реализацией данного курса в школьных учебниках. В основном, элементы теории вероятностей изучаются в конце учебного года. На мой взгляд, такой подход к обучению данного курса является малоэффективным и низкокачественным. Так как материал достаточно сложный, он требует повышенной концентрации внимания и понимания, а учитывая, что в конце учебного года у учащихся исчерпываются все силы и желание учиться, этот курс так и остается не пройденным или изучается поверхностно. Такое недопустимо, ведь задания по теории вероятностей включены в список обязательных задач на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания математики является проблема введения в школьный курс элементов теории вероятностей, который давал бы возможность познакомить всех учащихся с миром случайного, с самых ранних лет формировать у них умение накапливать и систематизировать представления о свойствах окружающих явлений, в большинстве своем имеющих стохастическую природу.
Объектом исследования является процесс освоения курса теории вероятностей учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы.
В качестве предмета исследования выступает методика обучения основам теории вероятностей в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и содержательно представить базовый и элективный курс «Вероятность вокруг нас» для учащихся 7-х и 8-х классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить теоретический материал, изучаемый на базовом уровне с примерами и методическими указаниями по их решению;
2. Рассмотреть и проанализировать методику, посвященную вопросу введения элементов теории вероятностей в школьную математику;
3. Разработать структуру, содержание и методику проведения факультативного курса «Вероятность вокруг нас» в средней общеобразовательной школе.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Теоретический анализ проблемы, определение основных
положений исследования;
3. Обобщение и анализ теоретико-методического материала;
4. Решение задач по данной теме.
Согласно традиционным подходам обучения элементам теории вероятностей, считается, что главным в изучении данного курса должен стать практический опыт самих учащихся, который обеспечивает формирование, систематизацию и развитие представлений о «случайном» в мире, который нас окружает. Эта линия требует своеобразных форм, средств и приемов обучения, соответствующих возрасту и интересам учащихся: дидактических игр и экспериментов, живых наблюдений и предметной деятельности. Поэтому, обучение желательно начинать с вопросов, в которых требуется найти решение поставленной проблемы на фоне реальной ситуации. Необходимо отметить, что в процессе обучения не следует доказывать все теоремы, так как на это тратиться большое количество времени, в то время, как основной задачей курса является практическая работа.
В связи с тем, что курс изучения теории вероятностей в школе был введен недавно, и учитывая его специфичность, в настоящее время количество методической литературы для педагогов очень мало. Отсюда возникают проблемы с реализацией данного курса в школьных учебниках. В основном, элементы теории вероятностей изучаются в конце учебного года. На мой взгляд, такой подход к обучению данного курса является малоэффективным и низкокачественным. Так как материал достаточно сложный, он требует повышенной концентрации внимания и понимания, а учитывая, что в конце учебного года у учащихся исчерпываются все силы и желание учиться, этот курс так и остается не пройденным или изучается поверхностно. Такое недопустимо, ведь задания по теории вероятностей включены в список обязательных задач на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания математики является проблема введения в школьный курс элементов теории вероятностей, который давал бы возможность познакомить всех учащихся с миром случайного, с самых ранних лет формировать у них умение накапливать и систематизировать представления о свойствах окружающих явлений, в большинстве своем имеющих стохастическую природу.
Объектом исследования является процесс освоения курса теории вероятностей учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы.
В качестве предмета исследования выступает методика обучения основам теории вероятностей в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и содержательно представить базовый и элективный курс «Вероятность вокруг нас» для учащихся 7-х и 8-х классов средней общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить теоретический материал, изучаемый на базовом уровне с примерами и методическими указаниями по их решению;
2. Рассмотреть и проанализировать методику, посвященную вопросу введения элементов теории вероятностей в школьную математику;
3. Разработать структуру, содержание и методику проведения факультативного курса «Вероятность вокруг нас» в средней общеобразовательной школе.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Теоретический анализ проблемы, определение основных
положений исследования;
3. Обобщение и анализ теоретико-методического материала;
4. Решение задач по данной теме.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь студентам в написании работ!
Основной целью изучения теории вероятностей в школе является знакомство с элементами этой науки как адекватным средством описания явлений реального мира путем построения и изучения их стохастических моделей.
Одной из методических задач при изучении основных понятий и теорем теории вероятностей является задача формирования у ученика элементов теоретико-вероятностного стиля мышления.
Методические рекомендации для учителей
Основные понятия теории вероятностей (события, вероятность, случайная величина) изучаются в конкретно-индуктивной логике; вводить понятия целесообразно, рассматривая простейшие вероятностные модели.
Изучение отношений и операций над событиями и их свойств идет на основе использования наглядно-графических средств (диаграммы Эйлера— Венна), что дает ученикам возможность проследить аналогию между событиями и множествами, операциями над событиями и операциями над множествами (вместе со свойствами операций), подчеркивая тем самым тесную связь между теорией множеств и теорией вероятностей.
Изучение теорем желательно вести с использованием примеров, иллюстрирующих их применение. Методически целесообразным является прием демонстрации решения задач, которые наиболее просто решаются именно с применением теорем теории вероятностей.
Множество вероятностных задач опирается на комбинаторные формулы, поэтому целесообразно тему «Комбинаторика» изучить до введения понятия вероятности, необходимо развить у учащихся комбинаторное мышление.
В связи с тем, что курс теории вероятностей сложен и требует особого внимания, следует изучить эту тему в середине учебного года.
Требования к курсу по выбору
• Имеет прикладное общеобразовательное значение;
• Способствует развитию логического мышления;
• Показывает ряд межпредметных связей;
• Направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся;
• Обладает доступностью и новизной для учащихся;
• Применение активных форм обучения;
• Соответствие возрастной группе учащихся.
Одной из методических задач при изучении основных понятий и теорем теории вероятностей является задача формирования у ученика элементов теоретико-вероятностного стиля мышления.
Методические рекомендации для учителей
Основные понятия теории вероятностей (события, вероятность, случайная величина) изучаются в конкретно-индуктивной логике; вводить понятия целесообразно, рассматривая простейшие вероятностные модели.
Изучение отношений и операций над событиями и их свойств идет на основе использования наглядно-графических средств (диаграммы Эйлера— Венна), что дает ученикам возможность проследить аналогию между событиями и множествами, операциями над событиями и операциями над множествами (вместе со свойствами операций), подчеркивая тем самым тесную связь между теорией множеств и теорией вероятностей.
Изучение теорем желательно вести с использованием примеров, иллюстрирующих их применение. Методически целесообразным является прием демонстрации решения задач, которые наиболее просто решаются именно с применением теорем теории вероятностей.
Множество вероятностных задач опирается на комбинаторные формулы, поэтому целесообразно тему «Комбинаторика» изучить до введения понятия вероятности, необходимо развить у учащихся комбинаторное мышление.
В связи с тем, что курс теории вероятностей сложен и требует особого внимания, следует изучить эту тему в середине учебного года.
Требования к курсу по выбору
• Имеет прикладное общеобразовательное значение;
• Способствует развитию логического мышления;
• Показывает ряд межпредметных связей;
• Направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся;
• Обладает доступностью и новизной для учащихся;
• Применение активных форм обучения;
• Соответствие возрастной группе учащихся.
1. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 287с.
2. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 320с.
3. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 304с.
4. Булычев В.А. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики/
B. А. Булычев, Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2011. -№6. С.9-25.
5. Бунимович Е.А. Преподавание теории вероятностей и статистики в школе/ Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2009. -№7. 79с.
6. Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.
7. Высоцкий И.Р. Типичные ошибки в преподавании теории вероятностей и статистики/ И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко// Математика в школе. - 2014. -№5.
C. 20-41.
8. Иванов С.О. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014. Теория вероятностей/ С.О. Иванов, Е.Г. Коннова, Д.И. Ханин. - Ростов-на-Дону.: Легион, 2013. - 63с.
9. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
10. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
11. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. - М.: Дрофа, 2008. - Ч.2, лекция 28. - С.395-415.
12. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями/ Ф.Мостеллер. - М.: Наука, 1975. - 112с.
13. Сайт единой коллекции ЦОР [Электронный ресурс]/ URL: http://school- collection.edu.ru.
14. Сайт математика- практика, тесты, форум [Электронный ресурс]/ URL: https: //www. math 10.com.
15. Сафина Р.М. Индивидуальные задания по теории вероятностей: учебно-методическое пособие/ Р.М. Сафина. - Казань.: Казанский (приволжский) федеральный университет, 2013. - 43с.
16. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 244с.
17. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
18. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
19. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 201с.
20. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 159с.
21. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика/ Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. - 256с.
2. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 320с.
3. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. -М.: Просвещение, 2014. - 304с.
4. Булычев В.А. Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики/
B. А. Булычев, Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2011. -№6. С.9-25.
5. Бунимович Е.А. Преподавание теории вероятностей и статистики в школе/ Е.А. Бунимович// Математика в школе. -2009. -№7. 79с.
6. Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014. - 96с.
7. Высоцкий И.Р. Типичные ошибки в преподавании теории вероятностей и статистики/ И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко// Математика в школе. - 2014. -№5.
C. 20-41.
8. Иванов С.О. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014. Теория вероятностей/ С.О. Иванов, Е.Г. Коннова, Д.И. Ханин. - Ростов-на-Дону.: Легион, 2013. - 63с.
9. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
10. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. -М.: Просвещение, 2013. - 303с.
11. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. - М.: Дрофа, 2008. - Ч.2, лекция 28. - С.395-415.
12. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями/ Ф.Мостеллер. - М.: Наука, 1975. - 112с.
13. Сайт единой коллекции ЦОР [Электронный ресурс]/ URL: http://school- collection.edu.ru.
14. Сайт математика- практика, тесты, форум [Электронный ресурс]/ URL: https: //www. math 10.com.
15. Сафина Р.М. Индивидуальные задания по теории вероятностей: учебно-методическое пособие/ Р.М. Сафина. - Казань.: Казанский (приволжский) федеральный университет, 2013. - 43с.
16. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 244с.
17. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
18. Суворова С.Б. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 214с.
19. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 201с.
20. Суворова С.Б. Математика. Методические рекомендации. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Просвещение, 2013. - 159с.
21. Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика/ Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. - 256с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСТАНОВКИ. РАЗМЕЩЕНИЯ. СОЧЕТАНИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения основам теории вероятностей и статистики на факультативных занятиях в 9 классе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2015 - Методика обучения решению комбинаторных задач в курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (152537)
- Бакалаврская работа (38868)
- Диссертация (978)
- Магистерская диссертация (22481)
- Дипломные работы, ВКР (62263)
- Главы к дипломным работам (2139)
- Курсовые работы (10693)
- Контрольные работы (6269)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1488)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы