Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Работа №63657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лексико-семантическая группа со значением характеристики внешности человека в русском и английском языках 6
1.1. Прилагательные, характеризующие внешность человека в английском
языке 6
1.2. Прилагательные, выражающие внешность человека в русском
языке 9
1.3. Роль ассоциативных связей при создании активного словарного запаса учащихся средней общеобразовательной школы 13
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Семантические особенности прилагательных, характеризующих внешность в русском и английском языках. Формирование ассоциативных связей 25
2.1. Семантическая структура прилагательных, характеризующих
внешность человека 25
2.2. Деривационный потенциал прилагательных, связанных с описанием
внешности человека 35
2.3. Методические рекомендации по формированию активного словарного
запаса учащихся при использовании данной группы
прилагательных 38
Выводы по Главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы

На сегодняшний день, в области лингвистики, благодаря повышенному интересу к лингвоментальному миру возникает потребность выявить основные особенности лексических единиц в сравнительном аспекте. Несмотря на огромное количество изученных работ по соматической лексике, комплексный сопоставительный анализ имен прилагательных, описывающих внешность человека, еще не проводился. В данном исследовании изучены имена прилагательные, характеризующие внешность человека, то есть прилагательные с общей семой «внешность человека».
Уже с древних времен человечество проявляло повышенное внимание к внешним данным друг друга, доказательством этого служат различные источники. Благодаря этому, обуславливается выбор темы для изучения по отношению к понятию «внешность», которое формирует лингвистическое и культурное мировосприятие народа.
Внешние данные каждого человека раскрывают его внутренние особенности, его социальное положение и индивидуальные характеристики. Все эти признаки ярко оцениваются окружающими людьми. Несмотря на моральные принципы, что не бывает некрасивых людей, человечество из поколения в поколение формирует все новые и новые стереотипы по стандартам красоты, огромное количество людей пытаются изменить свою внешность, прибегая к новшествам 21 века. Благодаря этому, повышенному вниманию к новым тенденциям, происходит постоянное появление и употребление новых лексических единиц в языке, характеризующих внешность человека. Стоит отметить, что у каждого человека в разные времена было и остается свое индивидуальное представление о понятии «красота», поэтому лексические единицы, характеризующие внешность человека постоянно увеличиваются и пополняются.
Актуальность данной темы определяется необходимостью изучения прилагательных, характеризующих внешность человека в английском и русском языках сквозь призму конкретной лингвокультуры. Межъязыковой сравнительный анализ производных слов, исследуемых прилагательных помогает глубже охарактеризовать семантическое и формальное устройство дериватов в процессе языковой номинации. Изучение слов, характеризующих внешность человека в том или ином языке, позволит выявить своеобразие мировидения конкретного народа.
Объектом исследования являются русские и английские прилагательные, характеризующие внешность человека.
Предметом исследования являются семантика и деривационный потенциал русских и английских прилагательных, входящих в лексико-семантическую группу прилагательных, характеризующих внешность человека.
Цель исследования: выявить особенности лексико-семантической группы прилагательных, которые характеризуют внешность человека в русском и английском языках, а также разработать методические рекомендации по практическому применению данных, полученных в результате исследования.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть лексико-семантическую группу прилагательных, характеризующих внешность человека в английском и русском языках;
- охарактеризовать семантическую структуру прилагательных, описывающих внешность человека в русском и английском языках;
- изучить деривационный потенциал прилагательных лексико-семантической группы, характеризующих внешность человека на материале различных языковых словарей;
- разработать методические рекомендации по формированию ассоциативных связей в качестве расширения лексического запаса учащихся.
Методы исследования: описательный метод, метод сплошной выборки материала из словарей, приём стилистической характеристики.
Материалом для исследования являются данные различных типов словарей (этимологических, словообразовательных, лингвострановедческих).
Научная новизна состоит в том, что в нем впервые предпринято сопоставительное изучение прилагательных, характеризующих внешность человека, а также их производных с целью выявления сходств и различий в их структурно- семантической организации. Гнездовой подход при изучении лексики способствует более прочному запоминанию и предполагает языковую догадку, чему в большей степени способствует формирование у учащихся ассоциативных связей.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить представления о лексико-семантических группах прилагательных, характеризующих внешность человека в русском и английском языках.
Практическая значимость глубокого сравнительного анализа прилагательных, характеризующих внешность человека в русском и английском языках, заключается в практическом применении результатов исследования для расширения словарного запаса и повышения качества знания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение прилагательных, характеризующих человека по его внешности, представляет, прежде всего, чисто практический интерес, так как прилагательные данной лексико-семантической группы входят в активный лексический запас как русского, так и английского языка.
Характеристика внешнего облика человека и в русском и в английском языках осуществляется посредством двух основных параметров: физического и эстетического. По лексико-семантическому признаку лингвисты подразделяет прилагательные русского языка, характеризующие внешность человека на такие же подгруппы, что и прилагательные английского языка. Данная классификации, показывает, что прилагательные английского языка, характеризующие внешность человека представлены значительной лексико¬семантической группой с множеством синонимических рядов; большинство из них полисемантичны, что может вызвать трудности при переводе их на русский язык. Но и у прилагательных русского языка, характеризующих внешность человека, множество синонимов, которые в свою очередь затрудняют их перевод на английский язык.
Методические рекомендации эффективны в процессе обучения, они направлены на развитие навыков запоминания лексических единиц и расширения словарного запаса.
На сегодня общеобразовательные учреждения не оснащены учебно-методическими комплектами, которые соответствую новым стандартам образования. Учителю приходится приспосабливаться и находить новые методы и приемы решения проблем, разрабатывать методические темы по плану самообразования, придумывать наиболее эффективные задания, приближенные к тестам экзаменов.
Лексико-семантическая группа прилагательных, описывающие внешность человека, представляет собой универсальный класс лексических единиц как в русском, так и в английском языках. Данные слова являются многозначными и сочетаются с различными классами существительных.
Изучение семантической структуры и словообразовательного потенциала прилагательных, выражающих внешность человека, позволили выявить особенности репрезентации лингвоментального мира в области изучения внешних данных человека в русском и в английской лингвокультурах. Сопоставительный анализ словообразовательного потенциала русских и английских прилагательных позволил установить как видоизменяется семантика производящей основы.
Приведенные задания можно использовать как раздаточный материал на уроках английского языка, они представлены в различных формах - тестирование, где необходимо образовать производное слово от главного; кластеры по дериватам, помогающие запомнить синонимичные и однокоренные слова; упражнения, фиксирующие знания, умения и навыки каждого учащегося. Все эти формы работ актуальны для учебного процесса, так как итоговые экзамены после 9 и 11 классов содержат задания на различные лексико-семантические группы слов, изменение корневой морфемы и подстановки новых слов доминантой единицы.



1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
2. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского / З. Е. Александрова. - М.: Академия, 2001. - 564 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с
4. Анисимова, А.В. Особенности функционирования английских эмотивных прилагательных в гендерном аспекте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / А.В. Анисимова. - СПб., 2010. - 225 с.
5. Апресян, Ю.Д. Новый большой англо-русский словарь: в 3-х т. Около 250 000 слов / Апресян Ю.Д., Медникова Э.М., Петрова А.В. и др. - М.: Русский язык, 1994. - Т.1. - 894 с.
6. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 47-52.
7. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.
8. Беркнер, С.С. «Оценка человека»: стилистически сниженные единицы в разговорно-сленговой сфере английского языка и их перевод на русский язык / С.С. Беркнер, В.В. Варганова. - Режим доступа: http://roman.by/r-78503.html
9. Бьюзен Т. Думайте эффективно. - Мн.: Попурри, 2009. - 96 с.
10. Демицкая, А.В. Сопоставление языковых картин мира в русском и английском языках на примере моделирования внутренних свойств человека через внешность // Логический анализ языка: Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 2004. - С. 162-168.
11. Дзоценидзе, H.A. Смысловая структура прилагательных,
описывающих внешность человека, и ее отражение в лексикографических источниках / Н.А. Дзоценидзе. - М.: Флинта, 2004. - 174 с.
12. Ефремова,Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: АСТ, 2007. - 744 с
13. Ефремова,Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково¬
словообразовательный [Электронный ресурс]. URL:http://www.classes.ru/all- russia№russia№-dictio№ary-Efremova-term38116.htm (дата обращения:
12.02.17).
14. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку. - М. : ТетраСистемс, 2011. - 304 c.
15. Коротун, О.В. Образ внешнего человека в функционально-семиотическом аспекте (на материале русского языка) / О.В. Коротун // Вестник ОмГУ. - 2001. - Вып. 1. - С. 68-70.
16. Кравцова, Н.М. Уровни оценочной категоризации
интеллектуальных способностей человека в современном английском языке / Н. М. Кравцова. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.ralk.info/index.php (дата обращения: 05.02.2017).
17. Минина Г.М. Лингвоментальный мир : учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 361 с.
18. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. № 3. С. 67-79
19. Мезенин, С.М. Образность как лингвистическая категория / С.М. Мезенин // Вопросы языкознания. - 2003. - № 6. - С. 48 - 57.
20. Мещерякова, Ю.В. О лингвокультурном концепте «красота» в английском языке // Языковая личность: проблемы межкультурного общения: Тез. науч. конф., посвящ. 50-летию фак. иностр. яз. Волгоград, 3-4 февр. 2000 г. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 2000. - С.48-49.
21. Мильбрет, А.А. Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре: дис. ... канд. филол. наук / А.А. Мильбрет. - СПб.: 2014. - 257 с.
22. Мухаметзянова, Л.Р. Лексико-семантическая группа прилагательных соматизмов в английском и русском языках / Л.Р. Мухаметзянова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. - № 11.2(59) - С. 1016-1021.
23. Мухаметзянова, Л.Р. Прилагательные в английских текстах / Л.Р. Мухаметзянова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. - № 11.2(59) - С. 113-117
24. Натх, М.Р. Лексико-семантическая группа прилагательных русского языка со значением характеристики внешности человека: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / М.Р. Натх. - М.: 1985. - 201 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.
26. Обухова Р.И Интерпретация текста // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Атлант, 1996. - Вып. V: Интерпретация текста. - С. 96¬99.
27. Окунева, И.О. Фразеологический и паремиологический фонд концепта «красота» в русском и английском языках (тезисы) // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 12-15 апреля 2005 года. - М.: Изд-во Московского университета, 2005. - Том IV. - С.44-45.
28. Окунева, И.О. Фразеологический потенциал в русском и
английском языках. - М.: Просвещение, 2013. - 316 с.
29. Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам. // Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп».- М.; 2015. С. 1056-1058.
30. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. - М.: Просвещение, 2014. - 312 с.
31. Словарь русского языка в 4-х томах. Т. I-IV. - М.: Русский язык, 1999. - (МАС).
32. Смирницкий, А.И. Лексикология английского языка:
[монография] / А.И. Смирницкий. - М., 1956. - 320 с.
33. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 2007. - 1175 с. - (Шведова).
34. Шапошников, А.К. Этимологический словарь современного русского языка / А.К. Шапошников. - Т. 1. - М.: Флинта, 2010. - 584 с.
35. Шапошников, А.К. Словарь фразеологизмов современного русского языка / А.К. Шапошников. - Т. 6. - М.: Флинта, 2013. - 763 с.
36. Фанина, Е.В. Методическая разработка на тему: Формирование лексических навыков на уроках английского языка. 2016.- 32 с.
37. Ципик, А.Д Ассоциации // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Рассвет, 2013. - Вып. III: Ассоциации. - С. 44-44.
38. Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 - 709с.
39. Oxford Learner’s thesaurus. // A Dictionary of Synonyms. - Oxford, 2008. - Р.53-56.
40. Rodale, J.I. The Synonym Finder / J.I. Rodale. - Warner Books Edition, 1986. - 1388 c.
41. Spooner, A. Dictionary of synonyms and Antonyms / А. Spooner. - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 572 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ