1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИВОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………..………………………………...……8
1.1 Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов ……………………………………..………………….......8
1.2 Архивное дело в Российской Федерации …………………………….…....20
1.3 Хранение и учет архивных документов……………………………………24
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИВА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ПАДУН ХЛЕБ»……………………………………………………………………….........35
2.1 Краткая характеристика компании ЗАО «Падун хлеб»…………………..35
2.2 Организация архивного хранения документов на примере организации ЗАО «Падун хлеб»………………………...…………………………………..…44
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВАМИ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………...….53
Изменения политической и экономической организации российского общества, пробуждение потребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.
В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.
Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния [14, С. 64].
В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» [3, С. 334], который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом, принятым в архивной сфере, который, несмотря на свой прогрессивный характер, все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено [17, С. 22].
Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.
С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» [14, С. 64].
В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и так далее. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены.
Объектом выпускной квалификационной работы являются архивное дело на предприятиях и их формирование.
Предметом данной выпускная квалификационная работа является особенности архива и его формирования на примере ЗАО «ПАДУН ХЛЕБ».
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ архивного дела на примере ЗАО «ПАДУН ХЛЕБ».
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать состояние современного архивного законодательства РФ и нормативной базы деятельности архивов;
2) определить влияние общественно-политических изменений последних десятилетий на архивное дело;
3) дать характеристику современной системе архивов в РФ;
4) выявить особенности назначения и деятельности государственных архивов федерального уровня.
5) проанализировать формирование архива на примере организации ЗАО «Падун хлеб»
6) Разработать мероприятия по совершенствованию и модернизации системы использования архивами документированной информации в ЗАО «Падун хлеб».
В процессе изучения основных вопросов по данной проблеме использовался целый спектр взаимодополняющих друг друга методов научного исследования: системный и аналитический подходы, а также описательный метод, метод толкования документов и юридических норм. Выбор методов исследования определяется кругом анализируемых в работе проблем.
В своей выпускной квалификационной работе автор опирается на следующие источники и литературу: нормативные акты; учебники; учебные пособия; устав предприятия.
Автор использовал в работе труды таких учёных, как Артизов А.Н., Козлов В.П., Назин И.С., Павлова Т.Ф. и некоторых других.
Данные источники и литература позволили автору подробно рассмотреть архивы на современном этапе и формирование его на предприятии ЗАО «Падун Хлеб».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. документы Архивного фонда Российской Федерации являются одним из символов российской государственности, отражают правовые и организационные основы ее становления и развития, содержат сведения по политической истории страны, истории ее экономики, науки, культуры, социального развития населяющих Россию народов и народностей.
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документации, кино-, фото-, видео- и фотодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет весь порядок организации архивного хранения документов. Ключевым моментом в его реализации является разработка, принятие и внедрение подзаконных нормативных правовых актов, и в первую очередь единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. В них не только сконцентрированы действующие нормативы и методики по всем основным направлениям архивной работы, но и отражены накопленные архивистами опыт и достижения современных технологий.
По закону право постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации имеют в стране не только государственные и муниципальные архивы, организации Российской академии наук, но и государственные и муниципальные библиотеки и музеи.
Однако с его реализацией связано возникновение определенных трудностей. В прошлом единый Архивный фонд РФ был разделен на три части - федеральные, региональные и муниципальные архивные документы. Это был достаточно логичный и понятный шаг, тесно связанный с проводимой в тот момент административной реформой. Однако, разделяя собственность на документы, никто соответствующим образом не изменил систему комплектования и хранения документов, существовавшую еще с советских времен. Наоборот, в ст.21 закона было введено положение, сохраняющее прежний порядок: документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.
В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы и рекомендации по развитию вопросов архивного законодательства:
Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.
В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом, принятым в архивной сфере, который, несмотря на свой прогрессивный характер, все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года (3). Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.
С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».
В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены.
На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.
Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.
Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)». В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».
1. Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996.- N 25.- Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве». 3 марта 1993 г. № 191 // Отечественные архивы. 1993. № 3. С.3-4.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1562 «Об учреждении Положения о Федеральной архивной службе России» // Отечественные архивы. 2009. № 1. С.3-8.
6. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 290 «О Федеральном архивном агентстве» // Собрание законодательства РФ , 26.06.2004, №124, ст. 1231.
7. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» // Отечественные архивы. - 2005. - № 1.
8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». 17 марта 1994 г. № 552 // Отечественные архивы. 1994. № 3. С.3-12.
9. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ , 01.10.2007, №40, ст. 4717.
10. Приказ Федеральной архивной службы России (Росархив) №101 от 29 декабря 2001г. «Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации». - М., 2002.
11. Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования». Утв. Роскомархивом 15 июня 1992 г. // Вестник архивиста. 2002. № 4. С.21-31.
12. Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 года от «О реорганизации и централизации архивного дела» // Электронное периодическое издание «Открытый текст», доступ: www.opentextnn.ru
13. Основные правила работы архивов организаций.- М.: ВНИИДАД, 2002.
14. Основные правила, работы государственных архивов с кино-фотофонодокументами / Главархив СССР. ВНИИ документоведения и арх. дела.- М., 1980.- 166 с.
15. Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». 7 июля 1993 г. № 5342-1 // Отечественные архивы. 2003. № 5. С.3-10.
16. Устав предприятия ЗАО «Падун хлеб» // Утвержден генеральным директором ЗАО «Падун хлеб» от 24.04.2013 г.
Литература
17. Артизов, А.Н. Архивное законодательство России: системы, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы.-2006.-№4.-с.4-5.
18. Алексеева, Е.В., Афанасьева, Л.П., Бурова, Е.М. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / М.: ПрофОбрИздат, 2009. - 272 с.
19. Вовкотруб, О.В., Фионова, Л.Р. . Архивоведение. - Пенза: ПГУ, 2005.-132с.
20. Козлов, В.П. Историко-архивный институт: хроника развала и точка бифуркации // Вестник архивиста. 2003.- № 1 (73).- С. 90 - 91.
21. Козлов, В.П. Российское архивное дело.- М.,2009.
22. Кутафин, О.Е., Фадеев В.Н. муниципальное право РФ. Учебник. М., 2007.
23. Назин, И.С. Из истории архивного дела в дореволюционной России // Архивное дело. 2010.
24. Самошенков, В.Н. История архивного дела в дореволюционной России, М. 2009. - 215 с.
25. Павлова, Т.Ф. Рассекречивание документов государственных архивов: некоторые итоги, законодательная база, проблемы //Вестник архивиста.-2004.- 1Ч1(19), 2(20).
26. Щегельский, А.В. К вопросу о рассекречивании архивных документов // Отечественные архивы. - 2009. - №1.