Введение……………………………………………………………...................
1 Теоретические основы эффективности использования персонала предприятия……………………………………………………………………
1.1 Персонал, как фактор повышения эффективности функционирования организации……………………………………………………………………
1.2 Методы оценки эффективности использования персонала на промышленных предприятиях………………………………………………...
1.3 Показатели эффективности использования персонала на промышленных предприятиях……………………………………………….
1.4 Зарубежный опыт повышения эффективности использования персонала……………………………………………………………………….
2 Анализ эффективности использования персонала в ОАО «Строительный трест № 13»…………………………………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Строительный трест № 13»…………………………………………………………………….
2.2 Анализ структуры, состава и динамики персонала ОАО «Строительный трест № 13»………………………………………………….
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Строительный трест № 13»…………………………………………………..
3 Пути повышения эффективности использования персонала на ОАО «Строительный трест № 13»………………………………………………….
3.1 Рациональное использование рабочего времени, как одно из условий эффективности использования персонала……………………………………
3.2 Пути повышения производительности труда…………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А Организационная структура ОАО «Строительный трест № 13»…………………………………………………………..
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2014 года, млн. руб……………………………………………………….
Приложение В Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2015 года, млн. руб………………………………………………………
Приложение Г Тест мотивационной структуры Герцберга……………….
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, ТРУДОЕМКОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Объект исследования – персонал ОАО «Строительный трест № 13».
Предмет исследования – оценка эффективности использования персонала ОАО «Строительный трест № 13».
Цель работы: разработать пути повышения эффективности использования персонала на ОАО «Строительный трест № 13» на основе оценки его использования.
Методы исследования: метод сравнения, группировок, анализа и синтеза, факторного анализа, систематизации наблюдений.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы эффективности использования персонала предприятия, проанализирована эффективность использования персонала на промышленных предприятиях, дана оценка эффективности использования персонала ОАО «Строительный трест №13», выработаны пути повышения эффективности использования персонала на ОАО «Строительный трест № 13».
Область возможного практического применения: планово-экономический отдел предприятий строительной отрасли.
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: внедрение предложенных рекомендаций повысит эффективность использования персонала предприятия, что повысит производительность труда на предприятии в целом.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом - одна из наиболее значимых сфер жизни организации, способная многократно повысить эффективность деятельности этой организации.
Повышенное внимание к управлению персоналом объясняется настоятельной необходимостью осмысленного включения и использования в жизни организации, общества в целом самого ценного их капитала - возможностей человека, его профессионального опыта. В системе управления персоналом отражаются принципиально важные позиции субъекта управления по отношению к человеку в организации, его способностям в сопоставлении со стратегией организации.
Одним из основных разделов анализа деятельности предприятия является исследование персонала. От эффективности использования персонала во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции, получаемый финансовый результат, а, в конечном счете, и экономический потенциал хозяйствующего субъекта. Цель проведения подобного анализа - выявление резервов трудовых ресурсов, более полное и эффективное их применение. При этом под эффективностью понимается ситуация, когда отдача от использования ресурсов превышает их стоимость.
Обоснование актуальности темы дипломной работы определяется тем, что в условиях формирования рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы побеждают те товаропроизводители, которые могут эффективно использовать все виды имеющихся ресурсов. Формирование рынка поставило хозяйствующие субъекты в жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния его платежеспособности и финансовой устойчивости.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижению молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управление производством при становлении рыночной экономики.
Финансовое состояние хозяйствующих субъектов определяется эффективностью использования всех элементов процесса труда: средств труда, предметов труда и самого труда. Эффективность применения находит отражение в уровне затрат на один рубль товарной продукции, а следовательно, и уровне рентабельности производства, что определяет финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.
Состояние производственного потенциала - важнейший фактор эффективности основной деятельности хозяйствующих субъектов, а следовательно, и финансовой устойчивости. Формирование рыночных отношений, условия перехода к рынку побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех факторов производства. Выявить и практически использовать эти резервы можно только на основе аналитических исследований.
Цель дипломной работы – разработать пути повышения эффективности использования персонала на ОАО «Строительный трест № 13» на основе оценки эффективности его использования.
Реализация поставленной цели требует решения следующих взаимосвязанных задач:
− изучить сущность понятия «персонал» и влияние персонала на повышение эффективности функционирования организации;
− определить методы оценки эффективности использования персонала на промышленных предприятиях;
− выделить показатели эффективности использования персонала на промышленных предприятиях;
− дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Строительный трест № 13»;
− проанализировать структуру, состав и динамику персонала ОАО «Строительный трест № 13»;
− оценить эффективность использования персонала ОАО «Строительный трест № 13»;
− разработать мероприятия по рациональному использованию рабочего времени;
− определить пути повышения производительности труда.
Объект исследования – персонал ОАО «Строительный трест № 13». Предметом исследования является оценка эффективности использования персонала ОАО «Строительный трест № 13».
При написании работы использовались метод сравнения, группировок, анализа и синтеза, факторного анализа, систематизации наблюдений.
Изучению проблем, связанных с оценкой эффективности управления персоналом, а также форм и методов построения систем управления персоналом посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые, на трудах которых базировалось выполненное исследование.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, по результатам дипломного исследования можно сделать следующие выводы.
1) Теоретический анализ подходов к пониманию основной категории психологии менеджмента — «персонал» — позволяет заключить, что в современной практике управления необходимо не только учитывать содержательные аспекты данного феномена, но и, ориентируясь на динамику развития потребностей общества, постоянно модернизировать условия осуществления профессиональной деятельности персонала организаций, в том числе и государственной гражданской службы, для достижения качества и эффективности деятельности организации в целом.
2) Методы и приемы анализа эффективности использования персонала, показал, что они предполагают использовать ограниченное количество показателей. Предлагается следующая структура методики и последовательность комплексного анализа эффективности использования персонала предприятия:
− теоретическое обоснование оценки персонала в условиях нестабильного производства;
− исследование организации управления персоналом на предприятии;
− выбор основных показателей эффективности работы и оценки инвестиционных процессов на предприятии;
− разработка методов количественной оценки использования персонала;
− определение основных направлений качественной оценки эффективности использования персонала;
− исследование влияния научно-технического прогресса на эффективность использования персонала;
− выбор методов анализа использования персонала предприятия.
3) Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях используются показатели производительности труда, использования рабочего времени: коэффициент использования календарного рабочего времени, коэффициент использования табельного рабочего времени, коэффициент использования максимально возможного рабочего времени. Рентабельность персонала отражает эффективность использования трудовых ресурсов в компании.
4) Основными методами повышения эффективности использования персонала в зарубежных компаниях являются:
совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала;
привлечение работников к управлению персоналом;
разработка индивидуальных программ мотивации персонала;
организация «кружков качества».
4) Основным видом деятельности ОАО «Строительный трест № 13» является строительство. Организационная структура предприятия – линейно-функциональная, что является оптимальным для предприятий строительной отрасли. В анализируемый период ОАО «Строительный трест № 13» имеет удовлетворительные показатели финансово-экономической деятельности.
Анализ динамики состава прибыли показал, что на предприятии отмечается рост выручки. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг в ОАО «Строительный трест №13» составила в 2014 году 41 581 млн.руб., что выше уровня 2013 г на 35% или 10 769 млн.руб. Темп роста выручки от реализации услуг ниже темпа роста себестоимости услуг по реализации незначительно. В 2015 году темп роста выручки от реализации услуг замедлился, прирост по сравнению с 2014 годом составил 12% к аналогичному показателю (64102 млн.руб.).
В структуре прибыли предприятия наибольший удельный вес занимает прибыль от реализации товаров, работ, услуг (83%), составив в 2015 году 9661 млн. руб. и увеличившись по сравнению с 2015 годом на 34%. В большей степени этого удалось достичь за счет уменьшения расходов по финансовой деятельности, в том числе снижения процентной ставки по кредитам. Таким образом, в результате операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью, организация получила больший объем прибыли, чем в предыдущий период.
5) Анализ структуры, состава и динамики персонала показал, что общая численность работников ОАО «Строительный трест № 13» за исследуемый период возросла незначительно. Деятельность предприятия направлена на снижение текучести кадров. В целях снижения текучести кадров в тресте действует система выплат надбавок к заработной плате за непрерывный стаж работы, дифференцированная в зависимости от стажа работы и тарифных ставок и окладов.
Следует отметить наметившуюся тенденцию уменьшения числа фактически отработанных дней одним рабочим за рассматриваемый период на 4 дня. Плановая норма длительности рабочего дня на предприятии составляет 8 ч. В 2013 году фактическая норма составляла 7,3 часа, что уже на 0,7 часа меньше плановой, в 2014 году она продолжила сокращение (на 0,5 часа) и составила 6,8 ч. В 2015 году отмечено аналогичное значение указанного показателя. Общие потери рабочего времени вследствие отклонения продолжительности рабочего дня от плановой всеми работниками составили в 2013 году 299,6 часов, в 2014 году соответственно 609,6 часов, а в 2015 году 643,2 ч.
В процессе подготовки дипломной работы нами было произведено анкетирование работников предприятия. Общее количество опрошенных составило 30 человек. В результате проведенного исследования выявлено, что 25% респондентов не удовлетворено заработной платой, 44% возможностью должностного продвижения и 47% решением социально-бытовых проблем. Средняя удовлетворенность трудом персонала ОАО «Строительный трест № 13» составила – 65,8%, т.е. выше среднего (50,5%) по предприятиям отрасли.
6) Был проведен комплексный анализ эффективности использования персонала организации. Анализ системы мотивации позволил сделать вывод, что в ОАО «Строительный трест № 13» созданы благоприятные условия труда для персонала. За исследуемый период наблюдался профицит персонала. Плановая численность не достигнута ни в отчетном ни в прошлом периоде. Возросший в отчетном периоде коэффициент оборота по приему работников указывает на положительный социальный эффект при условии снижения коэффициента оборота по выбытию. Сократилась также текучесть кадров, о чем свидетельствует динамика коэффициента текучести кадров, соответственно возрос показатель постоянства персонала предприятия.
На основании расчета рентабельности персонала можно сделать вывод о том, что в анализируемый период в ОАО «Строительный трест № 13» наблюдается снижение данного показателя в 2014 году. А затем дальнейший рост, что обусловлено рядом причин. Прежде всего, к снижению показателя приводит использование старых технологий и оборудования. Это подтверждает и рост себестоимости работ и услуг. В 2014 году темп роста себестоимости составил 35% или 10769 млн.руб. В 2015 году рост себестоимости составил 8% к аналогичному показателю предыдущего года.
7) Рациональное использование рабочего времени – это неотъемлемая часть работы любого предприятия. Изучение и оптимизация затрат рабочего времени имеет большое значение, т. к. исходя из информации, получаемой в результате данных процессов, решается большинство задач, связанных с организацией труда, его нормированием, повышением эффективности деятельности сотрудников.
Имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. В ОАО «Строительный трест № 13» фактический фонд рабочего времени меньше планового. Соответственно, направлением повышения производительности труда будет выступать увеличение фонда рабочего времени. Увеличение продолжительности рабочего дня повлечет за собой экономию численности работающих на 24 человека.
8) В части повышение производительности труда на предприятии в ОАО «Строительный трест № 13» целесообразно вести по следующим направлениям:
− материальная составляющая (премии, надбавки);
− карьерный и профессиональный рост (обучение, повышение квалификации);
− признание достижений;
− оптимизация корпоративной культуры (тренинги, корпоративные праздники).
Повышение квалификации 18 работников предприятия позволит сэкономить 9 штатных единиц.
Соответственно, суммарная экономия численности от внедрения предложенных мероприятий составит 35 человек. Увеличение фонда рабочего времени повлечет рост производительности труда на 4,79%. За счет повышения мотивации труда и квалификации работников увеличение производительности труда составит 1,79%. Таким образом, общий прирост производительности труда равен сумме прироста по всем факторам: Э=6,97. Экономия фонда оплаты труда составит 130958,3 тыс.руб.
Затраты на внедрение программы 1С: «Зарплата и Управление персоналом» составят 135 609 тыс. рублей, а срок окупаемости данной программы составляет - 0,02.
1. Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды. / В.В. Авдеев.— М.: Финансы и статистика, 2003. — 544 с.
2. Акимова, Е. В. Управление человеческим капиталом промышленного предприятия посредством персональных сбалансированных систем показателей / Акимова Е. В., Каменская О. А. // Актуальні проблеми економіки. — №5. — 2010. — С. 37–45.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг.— СПб.: Питер, 2004. — 832 с.
4. Беляцкий, Н.П. и др. Управление персоналом: Учебное пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. - Мн.: Современная школа, 2010. – 448 с.
5. Борисова, Л. Г. Организационный дизайн: современные концепции управления. / Л.Г. Борисова. — М.: Дело, 2009. — 400 с.
6. Бородина, Е. Человеческий капитал как основной Источник: экономического роста // Вопр. экономики. — 2006. — № 7. — С. 51-55.
7. Бухалков М. И. Рабочее время как объект организации и нормирования труда. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hr-portal.ru. Дата доступа: 24.12.2015.
8. Гутгарц, Р. Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 5. — С. 17-20.
9. Жуков, А.Л. Оценка эффективности и качество работы персонала. / А.Л. Жуков. // Евразийский Союз Ученых. – 2015. - № 10-5. – С.59-62.
10. Занковский, А.Н. Организационная психология. / А.Н.Зановский.— М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
11. Иванова, О.А. Система премирования как инструмент повышения уровня вовлеченности персонала// Мотивация и оплата труда. - 2012. - №2. – С.106-113.
12. Иванова, С.В. Мотивация на 100% : А где же у него кнопка? / С.В. Иванова. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2011 —288 с.
13. Истомина, О. Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. / О.Н. Истомина. — М.: Андреевский изд. дом, 2007. — 251 с.
14. Кабаченко, Т. С. Психология управления человеческими ресурсами. / Т.С. Кабаченко — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации - 3-е изд., доп. и перераб. / А.Я.Кибанов- М.: ИНФРА-М, 2007. - 638 с.
16. Клочков, А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. / А.К. Клочков. М: , 2010 – 160 с.
17. Кононова, О. В. История менеджмента. / О.В. Кононова.— Хабаровск: ДВГУПС, 2011.
18. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. / А.И.Кочеткова. — М.: Дело, 2011. — 944 с.
19. Кучина Е. Комплексный подход к повышению производительности труда / Человек и труд. - 2004. - № 10. - с. 84-85.
20. Магура, М.И. Современные персонал - технологии./ М.И. Магура, М.Б.Курбатова - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – 360 с.
21. Макарова, А. О. Направления повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии [Текст] / А. О. Макарова, А. Ш. Галимова // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 155-158.
22. Нагорский, Ю.Г. Оценка результативности деятельности персонала организации. Вісник економічної науки України. Науковий журнал. – 2011. – № 2 (20). – С. 129–133.
23. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009, – 761 с.
24. Непомнящий Е.Г. Контроль рабочего времени на предприятии, в организации // Управление предприятием. Секретариат. - М., 2008. - 259 с.
25. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: практикум / под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2004. – 368 с.
26. Никулин, Д.В. Механизмы повышения эффективности персонала в коммерческих организациях. / Д.В. Никулин. // Мир науки. – 2015. - № 2. – С.61-69.
27. Одегов, Ю. Г. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход. / Ю. Г Одегов, К. Х Абдурахманов, Л. Р Котова. М: Альфа-Пресс, 2011 – 752 с.
28. Одегов, Ю. Г. Эффективное управление рабочим временем на основе тайм-менеджмента. // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2012. -№ 4. — С. 18–26.
29. Пaнтeлeeв, Н.А. Эффeктивнoe использoвание трудoвых рeсурсoв в промышленности. / Н.А. Пантелеев, В.Ф. Андиенко – К.: Тэхника, 2012. – 223 с.
30. Пaшутo В.П. Оргaнизaция и нoрмирование трудa на прeдприятии: Учeбнoe пособие. – Мн.: Новое знание, 2012г. – 304 с.
31. Пинк, Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. М: Альпина Паблишер, 2012 – 546 с.
32. Разинькова, О.П. Управление персоналом предприятия в условиях нестабильного производства / О.П. Разинькова: монография. Тверь: ТГТУ,2006. - 144 с.
33. Рудавина, Е. Большая книга директора по персоналу./ Е.Рудавина, В.Екомасов. М: Питер – 2011 - 368 с.
34. Сарилова, О. А. Влияние нематериальных активов на эффективность деятельности предприятия на рынке [Текст] / О. А. Сарилова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 187-189.
35. Сидорова В. Н. Рациональное использование рабочего времени в целях оптимизации бизнес-процессов. // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2011. — № 5. — С. 34–39.
36. Скриптунова Е.А. Фотография рабочего времени // Справочник экономиста. - 2008. - №4. - С. 15 - Калачев Н.С. Анализ использования рабочего времени и пути сокращения непроизводственных затрат // Секретарское дело. - 2007. - №9. - С. 10 - 12.
37. Спирина, Л.И. Система оплаты труда персонала управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе ключевых показателей эффективности. / Л.И. Спирина. // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2015 - №1. – С.92-96.
38. Стаут, Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Л. Стаут. М.: 2006. — 536 с.
39. Тебекин, А. В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. — М.: Кнорус, 2010. — 414 с.
40. Титова Е.В. Современные подходы к оценке материального стимулирования труда работников торговли / Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - №2. – С.14-16.
41. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала / Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 68-70.
42. Цветаев, В. М. Управление персоналом. / В.М.Цветаев. — СПб: Питер, 2008. — З63 с.
43. Шарова, Е.Б. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности функционирования организации. / Е.Б. Шарова. // Территория науки. – 2015. - № 4. – С.90-94.
44. Щекин, Г. В. Теория и практика управления персоналом. / Г.В. Щкин.— М.: Академия, 2008. — 280 с.
45. Brown, W. A., & Yoshioka, C. F. Mission attachment and satisfaction as factors in employee retention // Nonprofit Management & Leadership. vol.14 - p. 5-18.
46. Kaplan R.S., Norton D.P. Why does business need a balanced scorecard? // Journal of Cost Management, May-June, 1997, pp. 5-10