ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономическое развитие муниципального образования: понятие,
классификация, факторы 7
1.2 Цели, инструменты и модели управления социально-экономическим
развитием муниципального образования 14
1.3 Методика оценки эффективности управления социально-экономическим
развитием муниципального образования 23
2 АНАЛИЗУПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОТРОИЦКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического развития г. Новотроицка
Оренбургской области 33
2.2 Анализ и оценка эффективности управления социально-экономическим
развитием г. Новотроицка Оренбургской области 52
2.3 Выявление проблем управления социально-экономическим развитием
муниципального образования 61
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОТРОИЦКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 Направления совершенствования управления социально-экономическим
развитием г. Новотроицка 66
3.2 Расчет и оценка эффективности мероприятия по совершенствованию
управления социально-экономическим развитием муниципального
образования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Организационная структура Администрации г. Новотроицка
Оренбургской области 84
Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.
В целом, применительно к современной России можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного экономического развития. Значение этих сдвигов нередко ускользает из внимания за текущими трудностями, однако оно поистине революционно. Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы местного самоуправления. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами.
Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей. Этим и объясняется актуальность темы дипломной работы.
Предмет исследования: социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере г. Новотроицка Оренбургской области).
Объект дипломной работы: муниципальное образование г. Новотроицка Оренбургской области.
Цель дипломной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере г. Новотроицка Оренбургской области).
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть социально-экономическое развитие муниципального образования: понятие, классификация, факторы;
- рассмотреть цели, инструменты и модели управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
- проанализировать методику оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
- рассмотреть особенности социально-экономического развития г. Новотроицка Оренбургской области;
- провести анализ и оценку эффективности управления социально-экономическим развитием г. Новотроицка Оренбургской области;
- выявить проблемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления социально-экономическим развитием г. Новотроицка и провести их оценку.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включая подпункты, заключения, библиографического списка и приложения.
Методологической основой послужили исторический и системный подход, сравнительный анализ, методы экспертных оценок, анкетирование, интервью, методика непосредственной количественной оценки, метод ранжирования.
Методологической базой дипломной работы послужили работы отечественных экономистов: Поляк Г.Б., Мысляева И.М., Ермасова Н.Б., Бабич А.М., Мацкуляк И.Д. и других, а также нормативно-правовые документы РФ и постановления местных органов власти г. Новотроицка.
Научная новизна состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально - экономическим развитием муниципального образования.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально - экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса.
Развитие муниципального образования (МО) - это режим функционирования социально-экономической системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. Развитие муниципальных образований - многомерный и многоаспектный процесс, который осуществляется неравномерно, что порождает асимметрию территорий, включающую в себя экономический, социальный, культурный, политический и другие компоненты.
Цель социально-экономического развития муниципального образования - улучшение качества жизни каждого человека местного сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения определяются уровнем компетентности команды муниципальных менеджеров.
В работе был проведен анализ управления социально-экономическим развитием муниципального образования г. Новотроицк.
Город Новотроицк входит в состав Оренбургской области. Город Новотроицк является муниципальным образованием в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, объединенным общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющим муниципальную собственность, местный бюджет, органы местного самоуправления.
Анализ бюджета г. Новотроицка показал, что налоговые доходы за рассматриваемый период увеличились на 8,45%, неналоговые доходы снизились на 6,50%, безвозмездные поступления снизились на 15,67%. В результате общая сумма доходов бюджета в 2015 году снизилась на 7,27%, в 2016 году увеличилась на 0,55%. За весь рассматриваемый период сумма доходов снизилась на 6,75%. Большую долю доходов бюджета составляют безвозмездные поступления.
Анализ динамики расходов бюджета показал, что по всем социально-экономическим расходам бюджета в рассматриваемый период произошло снижение, за исключением расходов на здравоохранение. Это говорит о снижение эффективности социально-экономической политики муниципального образования.
Большую долю расходов бюджета составляют расходы на образования, так их доля в 2014 году составила 64,35%, в 2015 году - 64,15%, в 2016 году - 63,87%. Также высокий процент в структуре расходов бюджета составляют расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику (9,4% и 6,3% соответственно).
В работе была проведена оценка управления социально-экономическим развитием г. Новотроицка. Таким образом, за рассматриваемый период произошло снижение индекса промышленности на 0,19%. Сумма отгруженных товаров в 2015 году увеличилось на 18,64%, а в 2016 на 8,33%. Добыча полезных ископаемых в период 2014-3016 снизилась на 14,85%.
Обрабатывающее производство имело тенденцию к увеличению. Рост произошел практически по всем сферам обрабатывающего производства, кроме производства пищевых продуктов. Здесь наблюдается снижение в 2015 году на 3,49%, а в 2016 году на 14,96%. Это связано со снижение экспортируемой продукции.
Производство и распределение электроэнергии снизилось на 1,07%. Инвестиции в основной капитал предприятий муниципального образования снизились на 48,34%, в результате снижения доли инвестиций иностранных предприятий.
Показатели сельскохозяйственного производства, так же имеют тенденцию к снижению. Так производство продуктов растениеводства снизилось на 99,85%, а животноводства на 12,24%. Показатели потребительского рынка также имеют тенденцию к уменьшению.
Прибыль прибыльных предприятий г. Новотроицка снизилась на 48%, убытки убыточных предприятий снизились на 0,7%.
Дефицит бюджета в 2014 году составил 90,6 млн. руб., в 2015 году - 33,4 млн. руб., в 2016 году - 25,1 млн. руб., таким образом за период 2014-2016 гг. дефицит бюджета снизился на 72,3%.
Численность населения за рассматриваемый период снизилась на 3,94%.
Уровень безработицы муниципального образования увеличился на 45,63% и составил 1,5 %, это ниже чем в среднем по стране (5,4%).
Среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 13,89%, и в 2016 году составила 28,7 тыс.руб. Численность малых предприятий увеличилась на 10,12%.
Соотношение среднедушевого денежного дохода к величине прожиточного минимума снизилось на 0,14 руб., что говорит о снижение уровня жизни населения. Обеспеченность школами за рассматриваемый период снизилась. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом составляет 0,08, это достаточно низкий показатель. Обеспеченность детскими садами составляет 98%, что говорит о нехватке дошкольных учебных заведений. При этом отметим что количество детей в возрасте от 1 года до 7 лет в г. Новотроицке составляет 11000 чел., что свидетельствует от нехватке ясельных групп для детей в возрасте до 3 лет.
Доля социальных расходов в расходах бюджета снизилась на 4 % и в 2016 году составила 79 %. Доля экономических расходов также снизилась и составила 8 %. Социальные расходы на душу населения снизились и составили 11,37 тыс.руб. на человека, что на 1,44 тыс.руб. меньше чем в 2014 году. Данное снижение связано со снижением социальных расходов и снижением численности населения.
Эластичность социальных расходов по расходам увеличилась на 12,14 % и составила 13,46%, то есть при увеличение социальных расходов на 1 процент, расходы бюджета увеличатся на 13,46%. Эластичность социальных расходов по налоговым и неналоговым доходам увеличилась на 5,45 % и составила -0,24%. То есть при увеличение социальных расходов на 1 %, налоговые и неналоговые доходы снизятся на 0,24%.
Таким образом, в результате анализа управления социально-экономическим развитием муниципального образования, были выявлены следующие проблемы:
1. Снижение доходов бюджета муниципального образования;
2. Снижение расходов на социально-экономическое развитие;
3. Нехватка мест в детских садах.
В качестве направлений совершенствования управления социально-экономическим развитием г. Новотроицка, предлагается проведение следующих мероприятий:
- повышение собираемости собственных доходов, за счет собираемости налогов;
- увеличение объема неналоговых поступлений в местные бюджеты, за счет внедрения информационной подсистемы управления имущественно-земельным комплексом;
- открытие двух ясельных групп для детей дошкольного возраста в пустующем помещение детского сада № 4 г. Новотроицка на 30 мест.
В результате проведенных мероприятия ожидается увеличение доходов бюджета на 28172,2 тыс.руб. или 2,10%. Расходы на образование увеличатся на 0,22%, а расходы бюджета увеличатся на 1965,5 или на 0,14%.
Число мест в дошкольных учреждениях увеличится на 0,32%, обеспеченность дошкольными учреждениями увеличится на 1,02%.
Таким образом, на каждый вложенный рубль совершенствование управления социально-экономическим развитием муниципальное образование получит предприятие получить 14,33 дополнительного дохода.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. 03 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Алексахин, А.С. Налоговые доходы и расходы на социальную сферу: взаимообусловленность / А.С. Алексахин // Бизнес в законе. - 2012. - № 4. - С. 123-128.
3. Алехин, Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие/ Э.В. Алехин. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2012. - 170 с.
4. Анимицина, Е.Г. Основы местного самоуправления: Учебник / Е.Г. Анимицина, А.Т. Тертышный. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 324 с.
5. Асанов, В.Л. Менеджмент: Учебник / В.Л. Асанов, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников. - М.: Муниципальный мир, 2014. - 140 с.
6. Багомедов, М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона / М.А. Багомедов // Региональные проблемы преобразования экономики.-2013. - № 4. - С. 343-352.
7. Бегчин, Н.А. Современный взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации // Н.А. Бегчин / Вестник Финансового университета. - 2013.-№ 5. - С. 61-65.
8. Бегчин, Н.А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации / Н.А. Бегчин // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2. - С. 69-73.
9. Борисова, Е.В. Правовые и управления: Учебное пособие / Е.В. Борисова, А.И. Гомолоа, И.А. Гомола. - М.: Инфра-М, 2015. - 248 с.
10. Бухонова, С.М. Основные эффекты вложения капитала в социальную сферу/ С.М. Бухонова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №
11. - С. 10-16.
11. Васильев, А.А. Муниципальное управление: Учебное пособие/А.А.
Васильев. - М.: Эксмо, 2013. - 160 с.
12. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики: Учебное пособие / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 198 с.
13. Воронин, А.Г. Муниципальным хозяйством: Учебник / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков. - М.: Дело, 2011. 148 с.
14. Гасумова, С.Е. Информатизация социальной политики и управления социальной сферой / С.Е. Гасумова // Вестник Пермского университета. - 2015. - № 8. - С. 232-248.
15. Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов. - Муниципальный 2012. - 560 с.
16. Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России/ А.Г. Грязнова // Финансы и кредит. - 2012. - № 25. - С. 2-4.
17. Занадворнов, В.С. Экономика города: пособие / В.С. Занадворнов, А.В. Занадворнова. - М, 2013. - 268 с.
18. Зотов, В.Б. : Учебное пособие / В.Б. Зотов Питер, 2012. 512 с.
19. Ивашова, А.О. Бюджетные средства и расходы бюджетов: понятие и некоторые вопросы правового регулирования / А.О. Ивашова // Юридические науки. - 2014. - № 3. - С. 143-146.
20. Кузнецова, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / И.А. Кузнецова. - М.: Эксмо, 2014. - 160 с.
21. Лапин, В.А. Основы местного самоуправления: Учебное пособие / В.А. Лапин. - М.: Дело, 2013. - 256 с.
22. Лысов, О.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: Питер, 2014. - 131 с.
23. Марков, К.В. Влияние межбюджетных отношений на социальную сферу региона / К.В. Марков // Дети и молодежь - будущее России. - 2015. - № -1. - С. 121-128.
24. Маршалов, А.С. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / А.С. Маршалова. - М.: 2014. - 128 с.
25. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Д. Мацкуляк. - М.: РАГС, 2015. - 640 с.
26. Морозова, Т.Г. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие для вузов Т.Г. Морозова. - 2013. - 360 с.
27. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.М. Мысляева. - М: ИНФРА-М, 2014. - 360с.
28. Никонова, Н. Состояние государственного финансового контроля расходов на социальную сферу в Российской Федерации / Н. Никонова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2014. - № 6. - С. 56-60.
29. Осауленко, Е.В. Оценка эффективности инвестиций в социальную сферу муниципального хозяйства / Е.В. Осауленко // Новые технологии. 2013. - № 2. - С. 125-126.
30. Пауль, А.Г. Расходы бюджетов: понятие и особенности правового регулирования / А.Г. Пауль // Финансовое право. 2013. - № 7. - С. 25-27.
31. Радченко А.И. Основы и подход: Учебное пособие / А.И. Радченко. - Вертикаль, 2015. - 248 с.
32. Рейнбах, Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона / Е.Ю. Рейнбах // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 1. - С. 18-26.
33. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2015. - 173 с.
34. Рохчина, В.Е. Планирование: учебное пособие/ В.Е. Рохчина. - СПб.: СПбГИЭА, 2012. - 164 с.
35. Сапожникова, А.А. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ: Учебное пособие / А.А. Сапожников. - М.: КноРус, 2015. - 254 с.
36. Сидорина, И.Ф. Оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов / И.Ф. Сидорина // Наука и экономика. - 2014. - № 3. - С. 10-17.
37. Таймасханов, Х.Э. Формирование эффективной системы государственного воздействия на социальную сферу / Х.Э. Таймасханов // Известия КабардиноБалкарского научного центра РАН. - 2013. - № 3. - С. 142-147.
38. Терехова, С.А. Формирование финансовых потоков в социальную сферу / С.А.Терехова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 156-157.
39. Туишева, М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура /М.Р. Туишева // Вопросы инновационной экономики - 2015. - № 1. - С. 35-39.
40. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э.А. Уткин. - М.: Издательство «ЭКМОС», 2013. - 304 с.
41. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2014. - 320 с.
42. Широков, А.Н. Основы местного самоуправления : Учебное пособие / А.Н. Широков. - РИЦ «Муниципальная 2012. - 154 с.
43. Широков, А.Н., Юркова, С.Н. Муниципальное управление. Учебник /А.Н. Широков. - М.: КноРус, 2014. - 248 с.
44. Эминова. А.Ш. Теоретические основы привлечения инвестиций в социальную сферу России/ А.Ш. Эминова // Интеграл. - 2014. - № 3. - С. 54-55.
45. Ясюнас, В.А. Основы самоуправления: Учебное пособие / В.А. Ясюнас. - М.: «Ось - 89», 2014. - 180 с.