Совершенствование системы подбора и расстановка кадров в государственных органах исполнительной власти (на примере Управления Роскомнадзора Челябинской области)
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Сущность и содержание подбора и расстановки кадров 12
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая систему подбора кадров в
государственных органах исполнительной власти 20
1.3 Опыт совершенствования системы подбора и расстановки кадров в органах
исполнительной власти в России и за рубежом 23
1.4 Методика анализа системы подбора и расстановки кадров в
государственных органах исполнительной власти 29
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ В УПРАВЛЕНИИ РОСКОМНАДЗОРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика Управления Роскомнадзора по Челябинской
области 33
2.2 Анализ функционала отдела кадров управления Роскомнадзора и
документационного обеспечения системы подбора и расстановки кадров 35
2.3 Анализ состава, структуры и движения персонала 46
2.4 Оценка влияния действующей системы подбора и расстановки кадров на
результативность и эффективность деятельности Управления Роскомнадзора 52
2.5 Проблемы системы подбора и расстановки кадров 55
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ В УПРАВЛЕНИИ РОСКОМНАДЗОРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области.. ..58
3.2 Оценка эффективности мероприятия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Положение о подборе кадров для замещения должностей государственной гражданской службы 85
Актуальность темы. Обоснованием актуальности данной темы является то, что правильно организованный, рациональный процесс подбора и расстановки кадров непосредственно влияет в первую очередь на качество работы учреждения.
Государственная гражданская служба - это специфический социально-правовой институт, реализующийся в деятельности работников государственных органов. Без нее невозможно нормальное функционирование и само существование государства. Эффективная гражданская служба призвана обеспечивать единство законодательного процесса и требований правоприменения, создавать политически и юридически благоприятные условия для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Изменения, происходящие в социальной, экономической и культурной сферах России настойчиво требуют реформирования государственного аппарата, от эффективности и профессионализма которого в значительной степени зависит успех преобразований. Вопрос повышения качества подбора и подготовки специалистов нового поколения на государственной службе является составной частью реализации более масштабной задачи, связанной с обеспечением права граждан на хорошее управление.
Применение государственными органами современных методов отбора кандидатов на замещение вакантных должностей позволит исключить нарушения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, обеспечить формирование профессионального кадрового состава на гражданской службе с требуемыми для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей образованием, стажем (опытом) работы, профессиональными и личностными качествами.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров в государственных органах исполнительной власти на примере Управления Роскомнадзора по Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу подбора и расстановки сотрудников государственных органов исполнительной власти;
- изучить методический инструментарий и способы подбора и расстановки кадров в государственных органах исполнительной власти;
- изучить отечественный и зарубежный опыт организации подбора и расстановки сотрудников в государственных органах исполнительной власти;
- выявить проблемы системы подбора и расстановки сотрудников в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области;
- создать мероприятия по совершенствованию системы подбора и расстановки сотрудников и оценить эффективность этих мероприятий.
Объект исследования. Система подбора и расстановки персонала в государственных органах исполнительной власти, а предметом выступают направления совершенствования системы подбора и расстановки кадров в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области.
Для решения поставленных в дипломном исследовании задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ, синтез, аналогия.
Дипломная работа состоит из трех глав, каждая из которых делится на параграфы. Первая глава диплома посвящена теоретическим вопросам подбора и расстановки кадров государственных органах исполнительной власти, а также рассмотрен отечественный и зарубежный опыт организации подбора и расстановки кадров в государственных органах исполнительной власти. Во второй главе диплома дается общая характеристика Управления Роскомнадзора по Челябинской области, проводится анализ системы подбора и расстановки кадров, а также определены недостатки существующей системы.
Третья глава диплома посвящена практическим вопросам, именно: в ней даются рекомендации по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области, а также оценка эффективности мероприятий. В заключении работы формулируются основные выводы, полученные в ходе дипломного исследования.
Результаты работы рекомендуется использовать при организации подбора и расстановки кадров в государственных органах исполнительной власти, а также при подготовке практических занятий для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».
Таким образом, подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи: назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой деятельности. Решение этих задач должно способствовать не только качественному выполнению должностных обязанностей, но и развитию квалификационного и творческого потенциала работника.
За подбор и расстановку персонала на предприятии или в учреждении ответственность несет его руководитель, а непосредственно осуществляет эти функции кадровая служба совместно с руководителями подразделений, для которых подбираются кадры. При этом они должны исходить из интересов производства с учетом стратегии его развития; возможностей более полного использования работника в соответствии с его специальностью и квалификацией; соответствия личных и деловых качеств, профессиональных знаний и опыта работников характеру деятельности. Подбор и расстановка кадров на вакантные должности - работа трудоемкая и кропотливая. Причем выполнять эту работу должны высококвалифицированные специалисты, иначе результат может оказаться плачевным для учреждения.
К настоящему времени в России в основном сформировались правовые основы для решения столь сложной кадровой задачи как подбор граждан на государственную гражданскую службу в органах исполнительной власти Российской Федерации.
Регулирование отношений, связанных с подбором граждан на государственную гражданскую службу в исполнительные органы, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом № 79-ФЗ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из сложившейся практики государственной кадровой политики в различных странах мира, рассмотренных выше, можно выделить положительный опыт, который мог бы быть использован в целях совершенствования государственной кадровой политики в России и ее регионах.
В зарубежных странах последние годы динамичная система ротации кадров. Она осуществлять перестановку кадров внутри государственной службы и за её пределами. Данная система дополняет и обогащает практику выдвижения кадров, способствует их профессиональному и служебному росту. В настоящее время в зарубежной литературе отмечается, что мобильность кадров недостаточна, хотя она является обогащающим фактором и явно необходима. Из разных видов мобильности: вертикальной, горизонтальной, функциональной, предпочтение отдается последней (должностной).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере информационных технологий. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области расположено по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 44-Д.
Кадровой работой занимается отдел организационной, финансовой, правовой работы и кадров. Именно кадровую работу, а также работу по подбору и расстановки персонала выполняет кадровый работник под руководством начальника отдела.
Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности государственной гражданской службы или замещение государственным гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы в Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области осуществляется по результатам конкурса.
Функции подбора и расстановки кадров в Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области находиться в ведении Отдела организационной, финансовой, правовой работы и кадров. Конкурс проводится в два этапа. Ведется работа по формированию кадрового резерва государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.
В целом, существующая нормативно-правовая база достаточна для проведения политики подбора и расстановки кадров в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области.
Проведя исследование системы подбора и расстановки граждан на государственную службу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, нами выявлено, что при подборе граждан на государственную службу применяется только конкурс.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы.
Для проведения конкурса в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области утверждена конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение опроса связанного с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Таким методы подбора кадров как: тестирование кандидатов на соответствие базовым квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы, письменное психологическое тестирование, кейсовая методика, метод оценки «360 градусов» или другие методы оценки кандидатов в Управлении Роскомнадзора не используются.
Кроме того, было выявлено, что в некоторых отделах Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области начальники подразделений не торопятся нанимать подобранных людей на открытые вакансии, аргументируя это несоответствием качеств кандидата и их видением работника своего отдела. В итоге на сегодняшний день в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области более 3х месяцев открыты вакансии «Помощник бухгалтера», «Кадровый работник», их обязанности распределены между работниками Отдела организационной, финансовой, правовой работы и кадров.
Кроме того, было выявлено, что время закрытия вакансии для руководителей и специалистов высшей квалификации государственной службы превышает показатель, взятый за норматив в 1,6 раза; для квалифицированных работников гражданской службы - в 1,4 раза. Это приводит к повышенной нагрузке на существующий персонал и общему снижению эффективности деятельности организации.
Тенденция движения персонала зависит от условий труда. По данным таблицы
2.6 можно сделать вывод о средней степени текучести кадров (11%), кроме того имеется тенденция к увеличению текучести в период с 2015 по 2016 гг., что может быть также косвенной причиной неэффективной системы подбора и расстановки кадров персонала.
В качестве рекомендации по повышению эффективности подбора и расстановки кадров в Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области возможно предложить следующие мероприятия по совершенствованию системы отбора граждан на государственную службу:
1. Применять тестирование кандидатов на соответствие базовым квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы
2. Использовать письменное психологическое тестирование.
Поэтому, в целях структуризации процесса подбора и расстановки кадров в Управлении Роскомнадзора Челябинской области была разработана Методика подбора и расстановки кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в Управлении Роскомнадзора Челябинской области.
Результаты экспертной оценки социальной эффективности предложенных мероприятий позволили сделать вывод о том, что в числе положительных моментов от их внедрения выступают следующие: создание благоприятного климата в коллективе; уменьшение конфликтных ситуаций на почве личных и профессиональных разногласий, за счет применения в процессе подбора и расстановки кадров профессиограммы и психограммы; сплочение коллектива.
При внедрении предложенных мероприятий по усовершенствованию системы подбора и расстановки кадров только 1 человек не пройдет испытательный срок, при этом средний срок закрытия вакансий составит 20 дней, а эффективности системы подбора - 80%.
Таким образом, внедрение в практику Учреждения предложенных мероприятий может способствовать совершенствованию технологии подбора и расстановки кадров в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области и, как следствие, повышению эффективности его деятельности, в целом.
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. - ред. от 21.07.2014. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003. - ред. от 03.04.2017. - Режим доступа: www.consultant.ru.
3 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004. - ред. от 20.01.2017. - Режим доступа: www.consultant.ru.
4 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» № 885 от 12.08.2002. - ред. от 02.02.2017. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5 Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» № 110 от 1 февраля 2005. - ред. от 30.12.2016. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6 Указ Президента Российской Федерации «О порядке сдачи
квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» №111 от 01.02.2005. - ред. от 03.12.2016. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7 Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» №112 от 01.02.2005. - ред. от 04.04.2017. - Режим доступа: www.consultant.ru.
8 Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» № 1131 от 27.09.2005. - ред. от 05.03.2017. - Режим доступа: www.consultant.ru.
9 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 290 с.
10 Авдеев, В.В. Управление персоналом - технология формирования команды: учебник / В.В. Авдеев. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 544с.
11 Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебник / А.Н. Аверин. - М.: Флинта: МПСИ, 2015. - 224 с.
12 Александрова, Т.Л. Государственный служащий: Дилеммы
профессионализма / Т.Л. Александрова // Реформирование государственной службы в России: Проблемы и пути их решения. - Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2016. - 453 с.
13 Александрова, Т.Л. Управление персоналом: учебник / Т.Л. Александрова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 63 с.
14 Барциц, И.Н. Управление персоналом: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 263 с.
15 Блинов, А.О. Управление персоналом: учебник / А.О. Блинов, Х.И. Кайтаева. - Элит, 2015. - 390 с.
16 Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2. С.65-88
17 Бычкова, У.П. Управление персоналом: учебник / У.П. Бычкова. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 237 с.
18 Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. - 487 с.
19 Воронина, Л.И. Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки. / Л.И. Воронина // Менеджмент в государственных структурах: Альманах. - Москва. - 2016. - 47-65.
20 Вырупаева, Т. В. Планирование потребности в кадрах в системе управления карьерой на государственной службе / Вырупаева Т. В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - С. 116-121.
21 Государственная гражданская служба: учебник / Под ред. А.Г. Игнатова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 445с.
22 Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2015. - 496 с.
23 Гусев, А.В. Российская государственная гражданская служба: Проблемы правового регулирования: учебник / А.В. Гусев. - Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2015. - 112 с.
24 Гусев, А. В. Государственная гражданская служба: сочетание публичноправовых и частноправовых начал / А. В. Гусев // Рос. юрид. журн. - 2016. - № 6. - С. 28-41.
25 Дмитриева, Л. Г. Карьерные ориентации государственного служащего в системе власти и управления / Л. Г. Дмитриева // Власть. - 2016. - № 12. - С. 96101.
26 Добрынин, Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник. - Новосибирск: Наука, 2013. -519 с.
27 Дуракова, Р.Т. Теория управления персоналом: учебник / Р.Т. Дуракова. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 283 с.
28 Заложнев. Внутрифирменное управление - Оптимизация процедур функционирования: учебник / Заложнев. - М.: Проспект, 2015. - 290 с.
29 Карякин, А.П. Основы кадрового менеджмента: учебник / А.П. Карякин, Б.Ю Грубов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 268 с.
30 Карякин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Карякин М.: ИНФРА-М. - 2016. - 266 с.
31 Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2016. - 638 с.
32 Кирьянов, А. Ю. Взаимосвязь государственной службы и государственной гражданской службы / Кирьянов А. Ю. // Муницип. служба: правовые вопросы. - 2015. - № 4. - С. 5-9.
33 Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR- менеджмента: учебник. - М., 2015. - 163 с.
34 Макарова, И.К. Управление персоналом: учебник / И.К. Макарова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 98 с.
35 Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: учебник / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2016.
36 Митин, А.Н. Управление в органах государственной власти (организационно-правовой аспект): учебник / А.Н. Митин, Д.В. Осинцев. - Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2016. - 127 с.
37 Самыгин, С.И. Менеджмент персонала: учебник / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 480с.
38 Соболев, Н. А. Модель эффективности государственной службы в России: проблема рефлексии: учебник / Соболев Н. А. // Вопр. гос. и муницип. упр. - 2016. - № 12. - С. 177-193.
39 Сулемов, В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: учебник / В.А. Сулемов. - М. : Изд-во РАГС, 2015. - 344 с.
40 Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебник / В.В. Травин, В.А Дятлов. - М.: АСТ : Астрель, 2015. - 272с.
41 Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова - М.: ИНФРА-М, 2016. - 638с
42 Управление персоналом государственной службы: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Охотского. М., 2014. - 183 с.
43 Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. - М.: 2015. - 210 с.
44 Филиппенко, А.В. Новая роль государственной службы Ханты- Мансийского автономного округа в системе государственной службы России: учебник // Материалы Межрегион. науч.-практ. конф. / А.В. Филиппенко. - Екатеринбург, 2014. - 33 с.
45 Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: АСТ : Астрель, 2016. - 320с.
46 Чаннов, С. Е. Увольнение гражданских служащих: учебник / С. Е. Чаннов // Практика. упр. - 2017. - № 12. - С. 62-67.