Введение
Глава I. Литературный процесс в Турции во второй половине XIX- начале XX века.
1.1. Общественная и литературная жизнь Турции
второй половины XIX века 5
1.2. Жизнь и творчество турецкого писателя Хусейна
Рахми Гюрпынара 26
Глава II. Нравственно-просветительские идеи романа «Влюбчивый»
2.1 Духовно-нравственные проблемы романа «Влюбчивый» 37
2.2. Стилистические и языковые особенности
романа «Влюбчивый» 64
Приложение 74
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Развитие литературы любого народа и государства всегда идет в ногу с историей и в тесной связи с исторической действительностью, с реальной жизнью. История любого государства отражается, в первую очередь, в литературных произведениях. Литература - это зеркало не только определенных народов, но и целых цивилизаций, которые могут исчезать с исторической арены. Однако созданные ими памятники литературы остаются и после них. Нередко одна цивилизация начинает проникать в другую, как, к примеру, западная культура в восточную. Такое проникновение не всегда имеет положительные последствия, поскольку Восток начинает терять свою исключительность, а люди, неправильно понимая западный менталитет, забывают о морали. Аналогичная ситуация наблюдается и в Турции второй половины XIX- начала XX века. Духовно-нравственные проблемы общества находят отражение в романе Х.Р.Гюрпынара «§ipsevdi» («Влюбчивый»).
Актуальность данной работы обуславливается возрастающим интересом к творчеству Х.Р.Гюрпынара, в частности к роману «Влюбчивый». Нравственные проблемы турецкого общества рассматриваются писателем в призме западного влияния. Однако Х.Р.Гюрпынар не отрицает того, что упадок моральных ценностей в Турции результат не столько западного влияния, сколько изменения самих людей. Некоторые темы анализируются писателем через его личностное отношение, поэтому они выносятся в романе на новый уровень. Необходимость научного и практического изучения нового видения проблем Х.Р.Гюрпынаром определяет актуальность исследования. Кроме этого, в отечественном литературоведении нами не было обнаружено научных исследований, посвященных идейно-тематическим особенностям данного романа.
Целью нашей работы является исследование идейно-тематических особенностей романа Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть изменение литературного процесса в Турции во второй половине XIX- начале XX века;
2) выявить нравственно-просветительские идеи романа «Влюбчивый».
Объектом нашего исследования является роман Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый».
Предметом научной работы являются художественный мир романа «Влюбчивый»: система персонажей и отношений между ними, совокупность событий, слагающих сюжет, компоненты изобразительности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка выявления идейно-тематических особенностей романа «Влюбчивый». Мы анализировали роман с позиции современного читателя. А одна из центральных проблем произведения была рассмотрена нами в контексте судьбы самого писателя, поскольку Х.Р.Гюрпынар, создавая роман, выносил свои личные переживания на страницы романа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа позволяет углубить представления о поэтике турецких романов начала XX века и раскрыть идейно-просветительские мотивы творчества Х.Р.Гюрпынара.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов в курсах лекций по истории турецкой литературы второй половины XIX- начала XX века, а также при дальнейшем изучении творчества Х.Р.Гюрпынара, его художественного мира.
Теоретико-методологическая база включает труды таких отечественных ученых, как Айзенштейн, Х.Кямилев, Г.Н. Поспелов , Э.Я. Фесенко2, а также труды зарубежных исследователей Язиджи Сухейла , Токер Севкет , Мустафы Озбалджи .
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: описательный, биографический, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный.
Целью нашей дипломной работы является исследование идейно-тематических особенностей романа Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый». Для этого мы проделали комплексный анализ произведения: изучили период написания романа, его сюжетную линия, исследовали систему персонажей и их взаимоотношения, а также выявили основные проблемы романа.
В ходе решения первой задачи исследования мы рассмотрели особенности двух этапов литературы Танзимата. Нами представлены примеры различных тем, которые находили отражение в творчестве писателей- просветителей. Мы исследовали особенности литературы «Сервети-фюнун» и выявили ее отличия от литературы Танзимата. Фактической базой первой главы являются некоторые произведения Ибрагима Шинаси, Ахмеда Митхада, Махмуда Экрема, Намыка Кемаля и других. Обращение к творчеству указанных выше писателей было необходимым для наблюдения за тем, как аналогичные темы изменялись в творчестве Х.Р.Гюрпынара. Результаты выполнения первой задачи дают возможность утверждать следующее:
• западноевропейское влияние полностью меняет турецкую литературу, на первый план в литературе выдвигается не форма, а содержание;
• в период Танзимата в Турции получает развитие просветительская идеология, сторонники которой проявляли интерес к социальным проблемам, ориентировались на народ и на литературу для общества;
• писатели-просветители обогатили турецкую просветительскую мысль новыми идеями, которые не были присущи традиционной литературе (к примеру, Ибрагим Шинаси заговорил о бесправном положении женщины в обществе);
• на втором этапе литературы Танзимата турецкие писатели последовательно осваивают принципы реалистического искусства, постепенно отходя от идеалов просветительства;
• проблемы, поднятые в произведениях писателей-танзиматцев и писателей «Сервети-фюнун», находят иное отражение в творчестве Х.Р.Гюрпынара;
• Х.Р.Гюрпынара сложно отнести к какому-либо литературному направлению, поскольку в его творчестве сочетаются элементы просветительства, реализма, натурализма и романтизма;
• В творчестве Х.Р.Гюрпынара литература начинает приобретать национальный колорит: писатель придает особое значение описанию быта, с помощью чего он раскрывает характеры своих героев, их отношение к окружающей действительности (роман «Гувернантка»);
• С помощью своих рассказов Х.Р.Гюрпынар пытается обратить внимание на многочисленные проблемы общества и ищет пути их решения;
• писатель в большинстве своем создавал образы «ненормальных» с точки зрения нравственного и культурного уровня развития героев, он обращал внимание на все их отрицательные качества;
• Ахмет Кабаклы выделяет два стиля написания романов писателем: стиль беседы, диалога и стиль повествования, описания, обращения;
• Х.Р.Гюрпынар старался избегать сложных описаний и выступал за упрощение языка.
В ходе решения второй задачи исследования мы рассмотрели то, как сам Х.Р.Гюрпынар относится к проблеме западного влияния и какие типы людей в стиле «аляфранга» он выделяет. Мы рассмотрели духовно-нравственные проблемы романа «Влюбчивый». Результаты выполнения первой задачи дают возможность утверждать следующее:
• Х.Р.Гюрпынар не отрицает западную культуру, он подчеркивает ее особую роль в возрождении турецкой литературы, однако слепое увлечение западом ведет к полному подчинению литературы законам чужих тенденций;
• тематику романа «Влюбчивый» образуют три круга вопросов: проблема судьбы конкретного человека, традиционной турецкой семьи и турецкого общества в целом в призме западного влияния;
• центральная проблема романа «Влюбчивый» - западное влияние на турецкое общество и слепое подражание западным тенденциям- служит катализатором развития новых конфликтов в сюжете;
• развитие сюжета романа происходит на основе противостояния героев- антиподов (противостояние Мефтун бея с Раджи и Касымом Эфенди);
• автор выражает контраст Запад и востока, контраст героев через описание интерьера их дома;
• Х.Р.Гюрпынаром впервые предпринята попытка вывести проблему супружеской неверности на новый уровень: он рассматривает тему неверности через свое личностное отношение к проблеме;
• проблема феминизма в романе рассматривается в рамках запретов и ограничений (особенно в отношениях с мужчинами), с которыми сталкиваются девушки, воспитанные в патриархальной семье;
• Х.Р.Гюрпынар через роман «Влюбчивый» отмечает несовершенство турецкой образовательной системы: в произведении много необразованных героев, закончивших лишь несколько классов начальной школы;
• стилистические и языковые особенности романа идут в единстве с его содержанием: они служат для выражения идейно-тематических особенностей романа;
• Х.Р.Гюрпынар использовал в романе прием композиционного контраста: противопоставляются взгляды, убеждения, образ жизни двух героев - Мефтун бея и Касыма Эфенди;
• название романа и говорящее имя главного героя - это языковой прием, отражающий основную идею произведения;
• в романе встречается контраст языка героев: речь Мефтун бея наполнена западными заимствованиями и сложными терминами, а язык остальных героев - простой, в некоторых эпизодах диалектный;
• в романе встречается большое количество стилистических средств выразительности, тропов и стилистических фигур.
Вышеизложенные выводы позволяют судить об идейно-тематических особенностях романа «Влюбчивый» . Таким образом, поставленные задачи исследования достигнуты. Возможность дальнейшего исследования романа «Влюбчивый» мы видим в более глубоком анализе его проблем, а также исследовании специфических особенностей романа, позволяющих раскрыть его основные проблемы.
Общетеоретическая литература
1. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелова. — М., 1988.
2. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я.Фесенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 780 с.
Специальная литература
3. Алькаева, Л.О. - Сюжеты и герои в турецком романе /Л.О. Алькаева. - с. 186
4. Айзенштейн, Н.А. - Из истории турецкого реализма / Н.А. Айзенштейн. - с. 288
5. Берков, П.Н. - Основные вопросы изучения просветительства// проблемы русского просвещения в литературе XVIII века. М.; Л.,1961/ П.Н. Берков
7. Кямилев, Х. - У истоков современной турецкой литературы ()турецкие писатели- просветители второй половины XIX века / Х.Кямилев. - с. 131
Источники
8. Gurpinar, H.R. «§ipsevdi», Sadele§tirilmi§ Basim/ H.R.Gurpinar. - 474 s.
Словари
9. Богочанская, Н.Н. - Большой турецко-русский и русско- турецкий словарь. 450 000 слов и словосочетаний/ Н.Н. Богочанская - Торгашова А.С.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд.,доп. - М. ООО «А ТЕМП», 2008. - 944 с.
Интернет-ресурсы
11. http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kompoziciya-chast-
1 .html
12. https://ru.wikipedia.org/wiki
13. http://stanbul.ru/content/blogcategory/441/365/
14. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie- terminy/antipod/?q=458&n=27 3
15. https://ru.wikipedia.org/wiki
Литература на иностранном языке
16. Akyuz, K. - Modern Turk Edebiyati’nin Ana Qizgileri, Turkoloji Dergisi, Ankara 1965/ K.Akyuz
17. Banarli, N. - Resimli Turk edebiyati tarihi, destanlar devrinden zamaniniza kadar, Istanbul, 1947/ N. Banarli. - s.229
18. Qamlibel, F.N. - “Huseyin Rahmi Beyefendi’yi Ziyaret”, Yarin, Istanbul, 1 Aralik 1922/ F.N. Qamlibel
19. Gurpinar, H.R. - “Eti Senin Kemigi Benim”, Cumhuriyet, Istanbul, 15 Nisan 1938/H.R.Gurpinar
20. ildes, O. - Huseyin Rahmi Gurpinar’in 1919’a kadar olan romanlarinda yapi, tema, anlatim (1889-1919), Ankara - 2009/ O.ilde§
21. Kabakli, A. /A.Kabakli. -
22. Levend, A.S. - Huseyin Rahmi Gurpinar, Ank., Turk Dil Kurumu Yay., 1964/ A.S.Levend
23. Ozbalci, M. - Huseyin Rahmi Gurpinar'in bazi romanlarinda ferdi ve sosyal tenkit/ M.Ozbalci
24. Teichmann, L.M. - The Apartment in Modern Turkish Prose Literature. Construction, Representation, Imagination/ L.M. Teichmann
25. Toker, S. - Huseyin Rahmi Gurpinar’in Romanlarinda Alafranga Tipler, izmir, Ege Universitesi Edebiyat Fakultesi Yay., 1990/ S.Toker
26. Sonmez, E. - Turkish women in turkish literature of the 19th century, 1969/ E.Sonmez
27. Yazici, S. - Huseyin Rahmi’nin Hikayeciligi, (Lisans Tezi), Ank, Dil ve Tarih Cografya Fakultesi Kitapligi, 1951/ S. Yazici