Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идейно-тематические особенности романа Х.Р.Гюрпынара «Sipsevdi» («Влюбчивый»)

Работа №63602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Литературный процесс в Турции во второй половине XIX- начале XX века.
1.1. Общественная и литературная жизнь Турции
второй половины XIX века 5
1.2. Жизнь и творчество турецкого писателя Хусейна
Рахми Гюрпынара 26
Глава II. Нравственно-просветительские идеи романа «Влюбчивый»
2.1 Духовно-нравственные проблемы романа «Влюбчивый» 37
2.2. Стилистические и языковые особенности
романа «Влюбчивый» 64
Приложение 74
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85

Развитие литературы любого народа и государства всегда идет в ногу с историей и в тесной связи с исторической действительностью, с реальной жизнью. История любого государства отражается, в первую очередь, в литературных произведениях. Литература - это зеркало не только определенных народов, но и целых цивилизаций, которые могут исчезать с исторической арены. Однако созданные ими памятники литературы остаются и после них. Нередко одна цивилизация начинает проникать в другую, как, к примеру, западная культура в восточную. Такое проникновение не всегда имеет положительные последствия, поскольку Восток начинает терять свою исключительность, а люди, неправильно понимая западный менталитет, забывают о морали. Аналогичная ситуация наблюдается и в Турции второй половины XIX- начала XX века. Духовно-нравственные проблемы общества находят отражение в романе Х.Р.Гюрпынара «§ipsevdi» («Влюбчивый»).
Актуальность данной работы обуславливается возрастающим интересом к творчеству Х.Р.Гюрпынара, в частности к роману «Влюбчивый». Нравственные проблемы турецкого общества рассматриваются писателем в призме западного влияния. Однако Х.Р.Гюрпынар не отрицает того, что упадок моральных ценностей в Турции результат не столько западного влияния, сколько изменения самих людей. Некоторые темы анализируются писателем через его личностное отношение, поэтому они выносятся в романе на новый уровень. Необходимость научного и практического изучения нового видения проблем Х.Р.Гюрпынаром определяет актуальность исследования. Кроме этого, в отечественном литературоведении нами не было обнаружено научных исследований, посвященных идейно-тематическим особенностям данного романа.
Целью нашей работы является исследование идейно-тематических особенностей романа Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть изменение литературного процесса в Турции во второй половине XIX- начале XX века;
2) выявить нравственно-просветительские идеи романа «Влюбчивый».
Объектом нашего исследования является роман Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый».
Предметом научной работы являются художественный мир романа «Влюбчивый»: система персонажей и отношений между ними, совокупность событий, слагающих сюжет, компоненты изобразительности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка выявления идейно-тематических особенностей романа «Влюбчивый». Мы анализировали роман с позиции современного читателя. А одна из центральных проблем произведения была рассмотрена нами в контексте судьбы самого писателя, поскольку Х.Р.Гюрпынар, создавая роман, выносил свои личные переживания на страницы романа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа позволяет углубить представления о поэтике турецких романов начала XX века и раскрыть идейно-просветительские мотивы творчества Х.Р.Гюрпынара.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов в курсах лекций по истории турецкой литературы второй половины XIX- начала XX века, а также при дальнейшем изучении творчества Х.Р.Гюрпынара, его художественного мира.
Теоретико-методологическая база включает труды таких отечественных ученых, как Айзенштейн, Х.Кямилев, Г.Н. Поспелов , Э.Я. Фесенко2, а также труды зарубежных исследователей Язиджи Сухейла , Токер Севкет , Мустафы Озбалджи .
В нашей работе были использованы следующие методы исследования: описательный, биографический, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей дипломной работы является исследование идейно-тематических особенностей романа Х.Р.Гюрпынара «Влюбчивый». Для этого мы проделали комплексный анализ произведения: изучили период написания романа, его сюжетную линия, исследовали систему персонажей и их взаимоотношения, а также выявили основные проблемы романа.
В ходе решения первой задачи исследования мы рассмотрели особенности двух этапов литературы Танзимата. Нами представлены примеры различных тем, которые находили отражение в творчестве писателей- просветителей. Мы исследовали особенности литературы «Сервети-фюнун» и выявили ее отличия от литературы Танзимата. Фактической базой первой главы являются некоторые произведения Ибрагима Шинаси, Ахмеда Митхада, Махмуда Экрема, Намыка Кемаля и других. Обращение к творчеству указанных выше писателей было необходимым для наблюдения за тем, как аналогичные темы изменялись в творчестве Х.Р.Гюрпынара. Результаты выполнения первой задачи дают возможность утверждать следующее:
• западноевропейское влияние полностью меняет турецкую литературу, на первый план в литературе выдвигается не форма, а содержание;
• в период Танзимата в Турции получает развитие просветительская идеология, сторонники которой проявляли интерес к социальным проблемам, ориентировались на народ и на литературу для общества;
• писатели-просветители обогатили турецкую просветительскую мысль новыми идеями, которые не были присущи традиционной литературе (к примеру, Ибрагим Шинаси заговорил о бесправном положении женщины в обществе);
• на втором этапе литературы Танзимата турецкие писатели последовательно осваивают принципы реалистического искусства, постепенно отходя от идеалов просветительства;
• проблемы, поднятые в произведениях писателей-танзиматцев и писателей «Сервети-фюнун», находят иное отражение в творчестве Х.Р.Гюрпынара;
• Х.Р.Гюрпынара сложно отнести к какому-либо литературному направлению, поскольку в его творчестве сочетаются элементы просветительства, реализма, натурализма и романтизма;
• В творчестве Х.Р.Гюрпынара литература начинает приобретать национальный колорит: писатель придает особое значение описанию быта, с помощью чего он раскрывает характеры своих героев, их отношение к окружающей действительности (роман «Гувернантка»);
• С помощью своих рассказов Х.Р.Гюрпынар пытается обратить внимание на многочисленные проблемы общества и ищет пути их решения;
• писатель в большинстве своем создавал образы «ненормальных» с точки зрения нравственного и культурного уровня развития героев, он обращал внимание на все их отрицательные качества;
• Ахмет Кабаклы выделяет два стиля написания романов писателем: стиль беседы, диалога и стиль повествования, описания, обращения;
• Х.Р.Гюрпынар старался избегать сложных описаний и выступал за упрощение языка.
В ходе решения второй задачи исследования мы рассмотрели то, как сам Х.Р.Гюрпынар относится к проблеме западного влияния и какие типы людей в стиле «аляфранга» он выделяет. Мы рассмотрели духовно-нравственные проблемы романа «Влюбчивый». Результаты выполнения первой задачи дают возможность утверждать следующее:
• Х.Р.Гюрпынар не отрицает западную культуру, он подчеркивает ее особую роль в возрождении турецкой литературы, однако слепое увлечение западом ведет к полному подчинению литературы законам чужих тенденций;
• тематику романа «Влюбчивый» образуют три круга вопросов: проблема судьбы конкретного человека, традиционной турецкой семьи и турецкого общества в целом в призме западного влияния;
• центральная проблема романа «Влюбчивый» - западное влияние на турецкое общество и слепое подражание западным тенденциям- служит катализатором развития новых конфликтов в сюжете;
• развитие сюжета романа происходит на основе противостояния героев- антиподов (противостояние Мефтун бея с Раджи и Касымом Эфенди);
• автор выражает контраст Запад и востока, контраст героев через описание интерьера их дома;
• Х.Р.Гюрпынаром впервые предпринята попытка вывести проблему супружеской неверности на новый уровень: он рассматривает тему неверности через свое личностное отношение к проблеме;
• проблема феминизма в романе рассматривается в рамках запретов и ограничений (особенно в отношениях с мужчинами), с которыми сталкиваются девушки, воспитанные в патриархальной семье;
• Х.Р.Гюрпынар через роман «Влюбчивый» отмечает несовершенство турецкой образовательной системы: в произведении много необразованных героев, закончивших лишь несколько классов начальной школы;
• стилистические и языковые особенности романа идут в единстве с его содержанием: они служат для выражения идейно-тематических особенностей романа;
• Х.Р.Гюрпынар использовал в романе прием композиционного контраста: противопоставляются взгляды, убеждения, образ жизни двух героев - Мефтун бея и Касыма Эфенди;
• название романа и говорящее имя главного героя - это языковой прием, отражающий основную идею произведения;
• в романе встречается контраст языка героев: речь Мефтун бея наполнена западными заимствованиями и сложными терминами, а язык остальных героев - простой, в некоторых эпизодах диалектный;
• в романе встречается большое количество стилистических средств выразительности, тропов и стилистических фигур.
Вышеизложенные выводы позволяют судить об идейно-тематических особенностях романа «Влюбчивый» . Таким образом, поставленные задачи исследования достигнуты. Возможность дальнейшего исследования романа «Влюбчивый» мы видим в более глубоком анализе его проблем, а также исследовании специфических особенностей романа, позволяющих раскрыть его основные проблемы.



Общетеоретическая литература
1. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелова. — М., 1988.
2. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я.Фесенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 780 с.
Специальная литература
3. Алькаева, Л.О. - Сюжеты и герои в турецком романе /Л.О. Алькаева. - с. 186
4. Айзенштейн, Н.А. - Из истории турецкого реализма / Н.А. Айзенштейн. - с. 288
5. Берков, П.Н. - Основные вопросы изучения просветительства// проблемы русского просвещения в литературе XVIII века. М.; Л.,1961/ П.Н. Берков 

7. Кямилев, Х. - У истоков современной турецкой литературы ()турецкие писатели- просветители второй половины XIX века / Х.Кямилев. - с. 131
Источники
8. Gurpinar, H.R. «§ipsevdi», Sadele§tirilmi§ Basim/ H.R.Gurpinar. - 474 s.
Словари
9. Богочанская, Н.Н. - Большой турецко-русский и русско- турецкий словарь. 450 000 слов и словосочетаний/ Н.Н. Богочанская - Торгашова А.С.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд.,доп. - М. ООО «А ТЕМП», 2008. - 944 с.
Интернет-ресурсы
11. http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kompoziciya-chast-
1 .html
12. https://ru.wikipedia.org/wiki
13. http://stanbul.ru/content/blogcategory/441/365/
14. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie- terminy/antipod/?q=458&n=27 3
15. https://ru.wikipedia.org/wiki
Литература на иностранном языке
16. Akyuz, K. - Modern Turk Edebiyati’nin Ana Qizgileri, Turkoloji Dergisi, Ankara 1965/ K.Akyuz
17. Banarli, N. - Resimli Turk edebiyati tarihi, destanlar devrinden zamaniniza kadar, Istanbul, 1947/ N. Banarli. - s.229
18. Qamlibel, F.N. - “Huseyin Rahmi Beyefendi’yi Ziyaret”, Yarin, Istanbul, 1 Aralik 1922/ F.N. Qamlibel
19. Gurpinar, H.R. - “Eti Senin Kemigi Benim”, Cumhuriyet, Istanbul, 15 Nisan 1938/H.R.Gurpinar
20. ildes, O. - Huseyin Rahmi Gurpinar’in 1919’a kadar olan romanlarinda yapi, tema, anlatim (1889-1919), Ankara - 2009/ O.ilde§
21. Kabakli, A. /A.Kabakli. -
22. Levend, A.S. - Huseyin Rahmi Gurpinar, Ank., Turk Dil Kurumu Yay., 1964/ A.S.Levend
23. Ozbalci, M. - Huseyin Rahmi Gurpinar'in bazi romanlarinda ferdi ve sosyal tenkit/ M.Ozbalci
24. Teichmann, L.M. - The Apartment in Modern Turkish Prose Literature. Construction, Representation, Imagination/ L.M. Teichmann
25. Toker, S. - Huseyin Rahmi Gurpinar’in Romanlarinda Alafranga Tipler, izmir, Ege Universitesi Edebiyat Fakultesi Yay., 1990/ S.Toker
26. Sonmez, E. - Turkish women in turkish literature of the 19th century, 1969/ E.Sonmez
27. Yazici, S. - Huseyin Rahmi’nin Hikayeciligi, (Lisans Tezi), Ank, Dil ve Tarih Cografya Fakultesi Kitapligi, 1951/ S. Yazici


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ