ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Социально-экономическое развитие территории и факторы его
определяющие 10
1.2 Управление социально-экономическим развитием муниципального
образования 14
1.3 Методика оценки эффективности управления социально-экономического
развития муниципалитета 28
2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА ФЕДОРОВКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Особенности социально-экономического развития поселка Федоровка
Советского района г.Челябинска 36
2.2 Анализ управления социально-экономическим развитием Советского района г. Челябинска 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПОСЕЛКА ФЕДОРОВКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Разработка предложений по совершенствованию системы
управления социально-экономическим развитием поселка Федоровка Советского района г. Челябинска 63
3.1 Оценка экономической эффективности предлагаемого проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Актуальность темы исследования. В современных условиях от социально-экономического положения регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, зависит устойчивое функционирование и развитие экономики страны в целом. В настоящее время Россия объединяет 85 субъекта и несколько десятков тысяч муниципальных образований (более 24 тысяч), весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов, климатическим условиям, национальным, культурным и историческим особенностям. Все эти различия порой становятся весьма заметными и масштабными, когда рассматриваются вопросы совершенствования функционирования и социально-экономического развития муниципальных образований [12].
Органы местного самоуправления ближе всего знакомы с проблемами и возможностями территорий, в их ведении находятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому необходимо усиление заинтересованности органов местного самоуправления в развитии территорий, использовании внутреннего потенциала.
Для эффективного выполнения задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также в целом для повышения эффективности процессов управления общественным развитием необходимо объективно оценивать ситуацию в муниципальной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны конкретной территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Поэтому изучение условий функционирования и особенностей социально-экономического развития муниципальных образований является весьма актуальным.
Объектом исследования является поселок Федоровка Советского района г. Челябинска.
Предметом исследования является управление социально-экономическим развитием поселка Федоровка Советского района г. Челябинска.
Цель исследования - исследование управления социально-экономическим развитием и направления совершенствования (на примере поселка Федоровка Советского района г. Челябинска).
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
• проанализировать теоретические аспекты социально-экономического развития территории муниципального образования;
• обобщить передовые практики управления социально-экономическим развитием;
• разработать методику оценки эффективности управления;
• выявить особенности поселка Федоровка Советского района;
• проанализировать управления социально-экономическим развитием Советского района;
• рассмотреть основные проблемы и актуальные направления по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием.
Исследованию проблем стратегического управления муниципальным образованием посвящены работы Рохчина В. Б. и Егорпшна А. П. Наиболее значительный вклад в исследование проблем социального развития внесли такие ученые, как Бабич A. M., Жильцов E. H., Егоров Б. В., Тишин Е. В., Неретина Е.А. Решению вопросов формирования эффективной региональной экономики и экономики муниципального образования посвящены труды отечественных экономистов H. H. Баранского, А. Л. Гапоненко, А. И. Гаврилова, В. И. Гришина, B. И. Давидовича, Э. Я. Димитриевой, B. C. Занадворова, И. А. Ильина, Л. П. Куракова, Г. М. Лаппо, Б. С. Хорева, А. Е. Яковлева и др. [26]
Под социально-экономическим развитием муниципального образования следует понимать сбалансированность экономических и социальных факторов функционирования местного самоуправления, пропорциональность развития материального производства и социальной инфраструктуры, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти. Управление городом и внутригородской территорией в частности заключается в реализации функций: анализе, разработке прогнозов, сценариев социально-экономического развития города; в стимулировании увеличения и использовании трудового потенциала; в поддержании и развитии социальной и производственной инфраструктур; в инициировании конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению; во владении и распоряжении муниципальной собственностью; в создании условий для развития рыночной среды; в организации рабочих мест, оптимизации занятости и демографической нагрузки на экономику муниципалитета и экономически активное население; в налаживании и укреплении экономических и производственных связей с другими муниципальными образованиями; во взаимодействии местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами. В качестве цели управления муниципалитета выступает создание благоприятных условий жизнедеятельности всех социальных групп, проживающих на его территории. В соответствии с этой целью определяется система основных приоритетов. Критериями эффективности управления социально-экономическим развитием могут являться: уровень и качество жизни населения; уровень развития социальной сферы города; показатели инвестиционной привлекательности города; уровень распространения инноваций; уровень развития муниципального хозяйства и его инфраструктуры; показатели бюджетно-финансового состояния.
В качестве базы для оценки эффективности социально-экономического развития воспользуемся методикой, разработанной Г.А. Сульдина и А.М. Хамидулина - «Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований в регионе», и основанная на использовании следующих параметров развития территорий: 1) географическое положение и природно-ресурсный потенциал; 2) трудовые ресурсы; 3) результативность функционирования экономики; 4) финансовые ресурсы; 5) демографические показатели; 6) социальная сфера. Предложенная методика позволяет выделить проблемные параметры социально-экономического развития внутри самих МО.
Осуществление социально-экономического развития пос. Федоровка Советского района строится на основании Стратегия развития города Челябинска до 2020 года, в которой в качестве миссии представлено: Челябинск - мегаполис человеческих возможностей. Управление социально-экономическим развитием поселка Федоровка осуществляется администрацией Советского района г. Челябинска. Организационную структуру Администрации можно определить как линейно-функциональную. К минусам данной структуры можно отнести её масштабность, а, следовательно, замедление прохождения информации от одного уровня к другому. При этом отсутствует звено по организации работы в социальной сфере. Среди подразделений есть звенья, в которых возможно дублирование функций и, как следствие, оттягивание на себя ресурсов - общий и организационный отдел. Среди структурных подразделений администрации Советского района имеется Отдел по работе с территорией Федоровка, который является отраслевым, функциональным структурным подразделение администрации Советского района без образования юридического лица. Данный отдел подчиняется Главе и заместителю главы Советского района, курирующему вопросы благоустройства.
В общем, можно говорить о стабильности численности населения Советского района, так как за весь рассматриваемый период данный показатель составляет примерно 137 тыс. человек. Неоднозначна динамика коэффициента смертности в 2014-2016 гг. Так, данный показатель к 2015 году увеличивается, а в 2016 году сокращается почти на 5%. В 2014-2016 годах естественный прирост населения имел отрицательное значение. По статистическим данным администрации Советского района средний возраст жителей района составляет 40 лет. Это говорит о том, что увеличивается количество населения предпенсионного возраста. Доля трудоспособного населения в среднем составляет порядка 62%. К 2016 году данный показатель сокращается, потому что уменьшается численность трудоспособного населения, среди которых более 90% приходится на экономически активное население. В динамике уровень занятости с каждым годом увеличивается. Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году составил 1,09%, а в 2016 - 1,10% . Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда района в 2016 году составил 0,3 человека, ищущих работу на одну вакансию (на уровне прошлого года), и также среди безработных. В целом по городу Челябинску - 0,5 человек на одну вакансию. Номинальная заработная плата составляет от 32 тыс. руб. до 35 тыс.руб. в анализируемом периоде, с каждым годом увеличивается примерно одинаковым темпом. Однако, в сравнении с динамикой уровня инфляции существенно уступает. Номинальная заработная плата существенно превышает прожиточный минимум. На 10 тыс. человек в среднем приходится 65 медицинских рабочих. Оценка системы образования Советского района показала, что численность педагогических работников с каждым годом увеличивается. При этом обеспеченность работниками системы образования находится на должном неизменном уровне - 98,4%. В настоящее время структура экономики района представлена торговлей, электроэнергетикой, обрабатывающей промышленностью и прочими видами экономической деятельности. Объем отгруженной продукции в Советском районе сокращается с каждым годом, поэтому снижается объем промышленной продукции на душу населения. В течение анализируемого периода изменяется структура промышленного производства. Помимо крупных и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в промышленности, на территории Советского района активно функционируют предприятия малого бизнеса. В районе представлен весь спектр услуг населению. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014 году были равны 19 млрд. руб., который в последующий период сокращается. Отрицательная динамика сказывается и на объем инвестиций в основной капитал на душу населения, который уменьшается к отечному периоду. С каждым годом наблюдается прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского внутригородского района. Однако в расчете на одного жителя приходится только 139 руб. в 2015 году и 147 руб. в 2016 году, что свидетельствует о низком уровне финансовых ресурсов.
По результатам оценки выявлены серьезные недостатки в результативности функционирования экономики: четыре позиции слабых сторон и угроз. Это означает, что в дано направлении развития необходимо корректировать работу местных органов власти для улучшения показателей. Также следует обратить внимание на проблемы в области финансовых ресурсов. Наиболее эффективным элементом рыночной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства будут бизнес-инкубаторы. Услуги представляются по следующим направлениям: обеспечение инфраструктуры; управление, бухгалтерские и юридические услуги; консультационные услуги; офисные, маркетинговые, рекламные, полиграфические услуги. В течение первого полного года функционирования доход от деятельности бизнес-инкубатора будет уступать расходам на 2986 тыс. рублей. На второй год работы бизнес-инкубатор сможет окупить свои затраты и получать положительную прибыль.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. Об утверждении Положения об отделе по работе с территорией Федоровка администрации Советского района г. Челябинска: Распоряжения администрации Советского района г. Челябинска от 18 апреля 2016 года № 78 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
4. О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов Советского района «О бюджете Советского внутригородского района Челябинского городского округа с внутригородским делением на 2016 год»: Решение Совета депутатов Советского района первого созыва от 01.12.2015 № 17/1[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
5. О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года: Решение Челябинской городской Думы от 26.11.2009 № 8/1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
6. Отчет Главы Советского района «О результатах деятельности Главы Советского района и администрации Советского района города Челябинска в 2016 году»: Приложение к решению Совета депутатов Советского района от 28.03.2017 № 31/1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
7. Авцинова, А.А. Организационно-экономический инструментарий управления стратегическим развитием муниципальных образований: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / А.А. Авцинова; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2012.- 211 с.: ил.
8. Воронин, А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. - М. : Дело , 1998. - 126,[1] с.
9. Гафарова, Е.А. Имитационные модели развития города: социально
экономический и управленческий аспекты / Е.А. Гафарова, К.А. Газизова // Вопросы управления. - 2015. - № 3 (15). - С. 176-180.
10. Коротина, Н.Ю. Особенности формирования бюджетов внутригородских районов в условиях реформы местного самоуправления / Н.Ю. Коротина // Социум и власть. - 2015. - № 5 (55). - С. 105-110.
11. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] : учеб. для вузов по специальности 030501 «Юриспруденция» и др. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев ; Моск. гос. юрид. акад. - М. : Юристъ , 2008. - 669 с.
12. Лыскова, Н.А. Условия функционирования и особенности социальноэкономического развития муниципальных образований: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Н.А. Лыскова; [Место защиты: Волгогр. гос. унт].- Волгоград, 2011. - 212 с.
13. Невинная, И. Субсидии по адресу / И. Невинная // Российская газета. - 2008. - № 3. - С. 12-15.
14. Новикова, Ю.В. Методика комплексной оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований / Ю.В. Новикова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). - С. 127-132.
15. Рисин, И.Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития городов: зарубежный и российский опыт / И.Е. Рисин, Е. А. Шаталова // Вестник ВГУ, серия: экономика и управление. - 2007. - № 2. - С. 25-32.
16. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 717 с. - (Высшее образование).
17. Сульдина, Г.А. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований в регионе / Г.А. Сульдина, А.М. Хамидулина // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 2.- С. 111-115.
18. Ускова, Т.В. Управление современным городом: направленная
модернизация [Текст] / Т.В. Ускова, А.Н. Нестеров; под ред. д.э.н., проф. В.А. Ильина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 196 с.: ил.
19. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2016. - 528 с.
20. Щербакова, Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики / Ю.В. Щербакова // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 306-309.
21. Бизнес-инкубатор. Плюсы и минусы. Лучшие бизнес-инкубаторы России. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/4335-biznes-inkubator
22. Государственное бюджетное учреждение Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор». - Режим доступа: http://www.innovation- chel.ru/
23. Информация об итогах социально-экономического развития
Советского района города Челябинска. - Режим доступа: http://sovadm74.ru/o- rayone/statisticheskaya-informaciya
24. Как правильно оборудовать и открыть офис. Типичные затраты. - Режим доступа: https://brigo.ru/useful/office/
25. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. - Режим доступа: http://www.dvncms.khv.ru/node/359
26. Михайлова, А.В. К вопросу о понятии социально-экономическое развитие муниципальных образований / А.В. Михайлова // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. - 2016. - №3 (4). С. - 125-131. Режим доступа: http: //www.bulletennauki .com/mikhaylova
27. Никифорова, А.М. Особенности зарубежного опыта управления
социально-экономическим развитием муниципального образования / А.М. Никифорова, Д.С. Баранова. - Режим доступа:
https://www.scienceforum.ru/2015/1106/9344
Пасовец, А.А. Зарубежный опыт социально-экономического развития территорий / А.А. Пасовец // Научный журнала NovaInfo.ru. - 2016. - № 44-2. - Режим доступа: http://novainfo.ru/artide/5430
29. Положение о бизнес-инкубаторе ОАО «Технопарк». - http://www.technopark-samara.ru/content/File/Polozheniya/Polozhenie%20o%20BI.pdf
30. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. -
Режим доступа: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/385-faktor-
ekonomicheskogo-razvitiya.html
31. Расчет ЖКХ. - Режим доступа: https://raschetgkh.ru/articles/146-kak- rasschitat-oplatu-za-otoplenie-po-svoej-kvartire.html
32. Социально-экономическое развитие местного самоуправления в
переходный период. - Режим доступа:
http://www.gov.karelia.ru/Power/Ministry/Development/Local/060801 .html
33. http: //fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia
34. http: //pravmin74. ru/npa/po stanovlenie-pravitel stva-chelyabinskoy-oblasti- no-622-p-ot-28-noyabrya-2016-goda-o
35. http://ru.jobsora.com/chelyabinsk/inzhener_programmist/salary/15000- monthly
36. http://start-business.ru/resources/catalog/files/4cc5f8c8.pdf
37. http: //www.smb3 5 .ru/about/Otchetu/Zapiska_2016. pdf
38. http://уровень-
инфляции.рфЛ/oD 1 %82%D0%B0%D0%B1 %D0%BB%D0%B8%D 1 %86%D0%B0_ %D0%B8%D0%BD%D 1 %84%D0%BB%D 1 %8F%D 1 %86%D0%B8%D0%B8.aspx
39. https://gmbber.ru/statistika/chelyabinsk/rukovoditel-proekta
40. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0 %B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA#.D0.93.D0.B5.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0. B0.D1.84.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0. BE.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5