Кадровая политика в системе государственной службы (на примере 786 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ)
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие и направления государственной кадровой политики 13
1.2 Методы и функции кадровой политики 16
1.3 Отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации кадровой
политики в системе государственной власти 19
1.4 Методика анализа кадровой политики в системе государственной
службы 25
2 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В 786 ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
2.1 Общая характеристика 786 территориального отдела эксплуатации и
контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ 31
2.2 Анализ показателей кадрового обеспечения в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ 36
2.3 Анализ показателей по направлениям кадровой политики в 786
территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ 45
2.4 Проблемы кадровой политики в 786 территориальном отделе
эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ 53
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В 786 ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
3.1 Рекомендации по совершенствованию кадровой политики в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ 58
3.2 Оценка эффективности мероприятий 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Приложение А - Оценочный лист
Актуальность исследования. Одним из основополагающих факторов экономического роста в современных условиях развития России является адаптивная, гибкая, мобильная кадровая политика и процессы формирования кадрового резерва современной организации.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
В настоящее время возрастает значимость деятельности служащих органов исполнительной власти, которые решают сложные задачи государственного управления. Поэтому проблемы, связанные с управлением персонала в органах исполнительной власти, осуществляющих социальную поддержку населения, приобрели особую актуальность. Вопросы управления персоналом касаются каждого руководителя независимо от того, какие задачи и функции он выполняет в учреждениях и организациях России.
Управление персоналом должно все меньше основываться на административных методах и все в большей степени ориентироваться на осознанную кадровую политику, базирующуюся на системе органов исполнительной власти. Поэтому необходимы новейшие научные знания и эффективные технологии в области управления человеческими ресурсами, методы формирования и управления трудовым коллективом, освоение инновационных технологий работы с кадрами.
Нужны новые подходы к таким проблемам, как: кадровое планирование, профотбор и оценка служащего; формирование резерва и планирование карьеры; руководство и обучение кадров в процессе трудовой деятельности; нормативно - правовая база управления персоналом; стиль управления персоналом и оптимизация труда руководителей; контроль в системе управления персоналом;
этика и этикет деловых отношений; формирование здорового морально-психологического климата в коллективе.
Решение указанных проблем позволит повысить эффективность кадрового обеспечения, пополнить органы государственной власти высококвалифицированными специалистами, способными эффективно трудиться в условиях демократического, информационного общества, а также сформировать современную систему правления персоналом государственной службы.
Следовательно, формирование эффективной системы кадровой политики является одной из наиболее важных задач современного управления.
Объектом исследования является деятельность 786 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ.
Предмет исследования - кадровая политика в органах исполнительной власти.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию кадровой политики в системе государственной службы в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ.
Выбранная цель исследования обусловила решение следующих поставленных задач:
- рассмотреть сущность понятия и направления государственной кадровой политики;
- изучить методы и модели кадровой политики;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации кадровой политики в системе государственной службы;
- изучить методику анализа кадровой политики в системе государственной службы;
- дать общую характеристику 786 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ;
- провести анализ показателей кадрового обеспечения в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ;
- провести анализ показателей по направлениям кадровой политики в 786
территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ;
- выявить проблемы кадровой политики в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ;
- разработать рекомендации по совершенствованию кадровой политики в 786
территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ;
- провести оценку эффективности мероприятий.
Таким образом, в работе достигнута поставленная цель и решены задачи.
На основе проведенного исследования можно сделать выводы, что:
Кадровая политика в системе государственной службы является важнейшим ресурсом регионального развития. Воздействуя на кадры, она влияет на эффективность исполнительной власти, успешное развитие экономики и благополучие всего общества.
Основной целью кадровой политики является формирование, развитие и эффективное использование кадрового потенциала государственной власти, ориентированного на решение задач социально-экономического развития.
Целевые установки кадровой политики реализуются посредством решения следующих задач:
- создание эффективного механизма формирования кадрового потенциала государственной власти;
- совершенствование системы профессионального развития государственной власти;
- обеспечение сочетания стабильности и ротации кадрового корпуса государственной власти;
- совершенствование организационной системы управления кадровыми процессами;
- формирование в обществе позитивного образа служащего в государственной власти.
Реализация этих задач возможна на основе соблюдения в кадровой политике следующих основных принципов:
- законности;
- демократичности, социальной справедливости в решении кадровых проблем;
- патриотизма, гражданской лояльности служащих государственной власти;
- профессионализма и компетентности, необходимых для эффективного осуществления деятельности в динамично изменяющейся экономической ситуации;
- гласности, придающей кадровой политике объективность, прозрачность, а принимаемым решениям - обоснованность и ясность;
- системности, обуславливающей органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;
- опережения, исходящего из перспектив общественно-политического развития, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;
- постоянной обновляемости кадров в сочетании с их преемственностью, направленных на достижение позитивной стабилизации кадров, использования способностей и навыков работников;
- научности в определении потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения;
- гуманизма, основанного на уважении личности человека.
Изложенные принципы придают кадровой политике целостность, сущностную определенность и необходимый прагматизм. Они создают возможность более эффективного влияния государства на кадровые процессы.
В результате реализации кадровой политики создается целостная система формирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала органов исполнительной власти, которая повышает эффективность служащих исполнительной власти, создает в обществе позитивный образ служащего государственной власти.
При условии развития состязательности, конкурсного отбора кадров руководящего звена и создания эффективного резерва кадров возрастают возможности совершенствования и роста эффективности деятельности органов исполнительной власти.
В ходе проведенного исследования был проведен анализ системы кадровой политики системы государственной службы на примере 786 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг МОРФ, в ходе которого были выявлены следующие проблемы:
- в организации отсутствует локальный нормативный документ - Положение об аттестации персонала;
- в организации не разработана методика оценки кандидата при отборе на вакантную должность, при которой бы оценивались личностные качества кандидата;
- в организации не разработана методика аттестации персонала;
- отсутствует внутренний кадровый резерв;
- не установлено программное обеспечение по электронному документообороту;
- высокий показатель текучести кадров.
Для снижения показателя текучести кадров в 786 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ были предложены следующие мероприятия:
- составление методики аттестации персонала и введение в действие
положения об аттестации персонала;
- составление методики отбора персонала на вакантную должность;
- организация формирование внутреннего кадрового резерва;
- установка программного обеспечения 1С: Документооборот.
Введение аттестации персонала приведет к рациональной расстановке и эффективному использованию персонала, стимулированию труда работников, выявление потребности в обучении персонала, формированию резерва и определению эффективности его подготовки, определению актуальной и будущей количественной и качественной потребности в персонале, оценке эффективности отбора персонала, улучшению качественного состава персонала, определению квалификации персонала и его использованию в соответствии со специализацией.
Составление методики отбора персонала, а именно проведение интервью способствует получение информации о профессиональных целях, организаторских способностях, ценностных ориентациях, коммуникативных и личностных качествах кандидата.
Создание группы резерва обеспечит преемственность в управлении, повысит уровень готовности сотрудников к изменениям в организации, их мотивацию и лояльность, что приведет к снижению уровня текучести кадров и общей кадровой стабилизации. Наличие кадрового резерва позволит значительно сэкономить финансовые и временные ресурсы при подборе, обучении и адаптации ключевых сотрудников, что также немаловажно.
Установка программного обеспечения 1С: Документооборот приведет к следующим положительным результатам: все документы будут храниться в едином электронном архиве, время на поиск нужного документа будет значительно сокращено, исключена потеря документов, повысится уровень исполнительской дисциплины, задачи, связанные с обработкой документов, будут исполняться в срок, автоматизация ключевых бизнес процессов, упростятся процессы: рассмотрения, согласования, утверждения, регистрация и ознакомления с документами.
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию кадровой политики 786 отдела территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерство обороны РФ приведут к уменьшению текучести кадров до 11%.
Данные мероприятия позволят в ходе своей реализации создать новые механизмы и принципы организации работы с кадрами, позволят повысить качество и прозрачность работы служащих, эффективность использования кадрового потенциала органов исполнительной власти.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2017 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
3. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583: Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
4. Арсеньев, Ю.Н. Управление персоналом: Модели управления /
Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев - М.: ЭКСМО, 2011. - 296 с.
5. Блинов, А.О. Тренинг персонала: учебное пособие / А.О. Блинов,
О.В. Василевская, В.Л. Невежин, Н.В. Смоляков Н.В. - М.: Кнорус, 2005. - 421 с.
6. Веснин, Р.В. Управление персоналом: учебное пособие для вузов по специальностям экономики и упр. / В.Р. Веснин. - М.: Проспект: Велби., - 2006. - 238 с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: учебное пособие / О.С. Виханкский,
А.И. Наумов Менеджмент - М.: Гардарика, 2005. - 306 с.
8. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера,
государственная служба. Анализ, проблемы, решения: учебник / Н.А. Волгин - М. Экзамен, 2010. - 222 с.
9. Горбунова, М.В. Основные теории управления: учебник / М.В. Горбунова / Наука - СПб, 2011. - 356 с.
10. Грошев, И.В. Организационная культура: учебник / И.В. Грошев. - М.: Центр, 2007. - 314 с.
11. Забродин, Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами: учебник / Ю.М. Забродин - М.: Дело, 2010. - 299 с.
12. Карпов, А.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Г. Карпов - М.: Центр, 2007. - 285 с.
13. Карташова, Л.В. Поведение в организации: учебник / Л.В. Карташова - М.: ИНФРА, 2007. - 258 с.
14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник /
А.Я. Кибанов - М.: Центр, 2010. - 296 с.
15. Кибанов. А.Я. Основы управления персоналом: учебник /А.Я. Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.
16. Комисарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Т.А. Камисарова. - М.: Дело, 2002. - 268 с.
17. Лифоренко, Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Р. Лифоренко. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
18. Магура, М.И., Оценка работы персонала: практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб / М.И. Магура, М.Б. Курбатов - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,2001. - 356 с.
19. Мелешко, Г. Роль аттестационных комиссий в аттестации работников: учебник / Г. Мелешко - М.: Экзамен, 2010. - 256 с.
20. Мескон, М., Основы менеджмента: Пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2011. 508 с.
21. Мильнер, Б.З., Теория организаций: учебное пособие / Б.З. Мильнер - М.: ИНФРА-М, 1998. 336 с.
22. Модели и методы управления персоналом: учебник / под ред.
Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2011. - 464 с.
23. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник / Е.Б. Моргунов - М.: Дело, 2009. - 654 с.
24. Общий и специальный менеджмент: учебное пособие / под ред.
А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина - М.: РАГС, 2001. - 568 с.
25. Одегов, Ю. Управление персоналом, оценка эффективности: учебник / Ю. Одегов. - СПб.: Питер, 2010. - 246 с.
26. Подбор персонала: учебное пособие Д. Жув, Д. Массони; под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 423 с.
27. Попов, С. Стиль и методы руководства: учебник / С. Попов. - М.: Просвещение, 2005. - 205 с.
28. Потемкин, В.К. Управление персоналом: учебник / В.К. Потепкин. - СПб.: Питер, 2010. - 403 с.
29. Психология управления персоналом: учебник / А.В. Батаршев,
A. О. Лукьянов; под ред. А.В. Батаршева. - М., 2009. - 624 с.
30. Рамперсад, Х.К. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности: учебное пособие / Х.К. Рамперсад, К. Туоминен - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 243 с.
31. Самоукина, Н.В. Управление персоналом: российский опыт: учебник / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2010. - 236 с.
32. Самыгин, С.И. Управление персоналом: учебник / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 324 с.
33. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: учебник / Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 2008. - 587 с.
34. Тимофеев, А.А. Менеджмент персонала: учебник / А.А. Тимофеев. - СПб.: Наука, 2007. - 205 с.
35. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебник / В.В. Травин,
B. А. Дятлов. - М.: Дело, 2007. - 413 с.
36. Управление персоналом организации: учебник под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 336 с.
37. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры.
Ю.Г.Одегов, Т.В. Никонова, Д.К.Балаханова; под ред. М.Н. Кулапова. - М.: «Экзамен», 2003. - 183 с.
38. Министерство труда и социальной защиты российской федерации. Методический инструментарий по организации отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы [Электронный ресурс] /- Режим доступа: http://gosslujba.pravmin74.ru/sites/default/files/otbor.doc
39. Черевко, В.В. Кадровая диагностика как основа формирования кадровой стратегии организации [Электронный ресурс] / В.В. Черевко - Режим доступа: http: //media.miu.by/files/store/items/eiup/3 0/eiu_3 0_2012_14.pdf
40. Сайт Pro-персонал - Режим доступа: https://www.pro-personal.ru
41. Сайт Главные новости о бизнесе - Режим доступа: https://businessman.ru
42. Сайт Глобал консалтинг и ассессмент групп - Режим доступа: http://globalconsulting.ru
43. Сайт для кадровика и HR-менеджера - Режим доступа:
http: //www.kadrovik.ru
44. Сайт по кадровому делопроизводству - Режим доступа:
http: //www.kadrovik-praktik.ru
45. Сайт Помощник кадровика - Режим доступа: http://www.help-hr.ru
46. Сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - Режим доступа: http://chelstat.gks.ru
47. Сайт Электронный журнал «Все для кадровика» - Режим доступа: http: //e.vsekadrovik.ru