ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования 5
1.2. Декоративно прикладное искусство в системе дополнительного
образования 10
1.3. Методика организации занятий по декоративно-прикладному
искусству в учреждениях дополнительного образования 12
Выводы по I главе 20
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1 Организация и содержание занятий по декоративно-прикладному
искусству и дизайну 21
2.2 Методика планирования учебной деятельности. Составление
тематического плана 23
Выводы по II главе 25
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 26
3.1 Разработка и создание ширмы в технике холодного батика 26
Заключение 44
Список использованных источников 49
Развитие творческих способностей - это одна из самых актуальных задач в образовании. Склонность к творчеству присуща ребенку с раннего детства. Творчество начинается с желания создать что-либо своими собственными руками. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
Занятия в системе дополнительного образования детей имеют явное преимущество I перед уроками I школьного цикла, I так как I предоставляют возможность развивать детям свои творческие способности.
Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее I в общественной, научной I и культурной жизни I изменения; готовности I использовать новые I возможности, предоставляемые I постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев; стремлении избежать очевидных, традиционных решений, выдвижении нестандартных, I неординарных идей; I удовлетворении одной I из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В центрах детского творчества нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На I занятиях дети I овладевают всеми необходимыми I навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с проблемой I того, что I дети ориентируются I на образец и отказываются I от высказывания своих I идей. У них I нет способов I выработки собственных оригинальных вариантов.
Способность детей к творчеству с возрастом угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. Поэтому необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что дает толчок к развитию творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
- создание благоприятной социально-психологической атмосферы,
отличающейся психологической безопасностью, принятием других,
безоценочностью, взаимным доверием;
- проявление симпатий, доброты и теплоты к творческим экспериментам ребенка, положительная нематериальная поддержка всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
- обеспечение возможности генерировать большое количество решений творческой задачи;
- предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
В каждый период личностного развития ребенка художественно-творческая деятельность реализуется в тех формах и теми средствам, какие являются адекватными его возрастному уровню.
Художественное творчество - одно из необходимых условий психической жизни ребенка, обеспечивающих формирование его личности. Вот почему так важно поддерживать стремление детей к рисованию и создавать условия для возникновения и развития их деятельности в этой области.
Объект исследования - декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования - проектный метод в системе дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству.
Цель работы - рассмотреть методику организации занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования.
Задачи:
- рассмотреть вопросы декоративно-прикладного искусства на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
- выделить основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования;
- разобрать содержание и организацию занятий;
- рассмотреть (конструкты) планы-конспекты занятий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.
Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально¬целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
На занятиях декоративно-прикладного искусства воспитанники осваивают язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства.
Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет.
Задача педагога - ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.
Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам.
При обсуждении и оценке творческих работ детей необходимо учитывать следующие критерии:
- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
- оригинальность: работа фантазии, воображения, внесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Важное значение для оценки творческих работ воспитанников имеют итоговые, обобщающие занятия за четверть, полугодие и год, которые можно драматургически выстраивать как выставки, праздники, ярмарки и т.д. Итоговые занятия - это организация живого общения между воспитанниками и приглашенными гостями.
Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов.
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по- прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений.
Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
В деятельности педагога дополнительного образования общеобразовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий имеют первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.
Особенности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования, специфика его педагогической деятельности в данной системе и возможности педагогического руководства детскими сообществами внутри таких учреждений становились предметами ряда исследований. В ходе исследований было установлено, что деятельность руководителя кружка, клуба или любого другого творческого сообщества детей представляет собой педагогическое явление, которое развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей. При этом отмечалось, что общепедагогические закономерности определяют педагогическую сущность деятельности педагога дополнительного образования, а специфические особенности его деятельности касаются:
- Характера взаимоотношений руководителя кружка и воспитанника, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и содружество, диалогически равноправное взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений.
- Организация разносторонних видов коллективной творческой деятельности воспитанников, как способа привлечения к общественно значимой деятельности в сфере свободного времени, действенного фактора повышения их общественной активности, формирования положительного социального опыта.
- Единства и взаимообусловленности владения профильным для кружка видом деятельности и педагогического овладения ситуацией творческого и нравственного становления воспитанников.
- Обеспечения полноценного, педагогически целесообразного и эмоционально насыщенного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребностей в новизне впечатлений, самоутверждении, самореализации, общении.
Таким образом, можно отметить, что особенности педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования касаются его (взаимодействия) задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками и в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют специфические воспитательные возможности такого
взаимодействия. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных задач (без которых не может состояться ни одна цель образовательной деятельности) за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.
Решая первую задачу, мы рассмотрели вопросы декоративно-прикладного искусства на занятиях в учреждениях дополнительного образования. И пришли к выводу, что дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
В соответствии со второй задачей, мы выделили основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования. Основными направлениями детского творчества принято считать:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- экономико-правовое.
В ходе решения третьей задачи мы разобрали содержание и организацию занятий по декоративно - прикладному искусству. Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы.
В соответствии с решением последней задачи были рассмотрены планы- конспекты занятий по декоративно - прикладному творчеству. Например, представлены планы-конспекты занятий по созданию картины в технике батик, по изготовлению мягких игрушек, таких как котенок, сердечки, рамка для фотографии.
В первой главе представлены основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования, рассмотрена методика организации занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования. Во второй главе описывается организация и содержание занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования и планы-конспекты занятий.
1. Меличева, М.В. Солнцеворот: программа доп. образования дошкольников средствами искусства худож. движения/ М. В. Меличева. - СПб : Образовательные проекты: Речь, 2011. - 48 с.
2. Хисамбеев Ш. Р. Структура сознания подростков в среде дополнительного образования/ Ш. Р. Хисамбеев - Москва; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 208 с.
3. Зымалева, Л. В. Красота повседневной жизни. Основы дизайна в начальной школе. Изобразительное искусство в школе/ Л. В. Зымалева - 2011. - С. 29¬
37.
4. Моисеенко, Л. Н. Воспитание чувства прекрасного на материале детского
декоративно-прикладного творчества /Л. Н. Моисеенко
/ Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 2. - С. 35-38.
5. Скворцова, И. Н. Студия декоративно-прикладного творчества / И. Н. Скворцова / Детское творчество. - 2011. - N 4. - С. 26-27.
6. Батухина, Т. А. Сувениры к праздникам / Т. А. Батухина, Г. В. Лебедева / Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - N 12. - С. 27-28.
7. Чешкова, Е. Знакомимся с батиком / Е. Чешкова / Дошкольное воспитание. -
2012. - № 3. - С. 82-89.
8. Рамазанова, С. С. Эстетическое воспитание девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в условиях
дополнительного образования / С. С. Рамазанова / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого¬
педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 73-77.
9. Александрова, И. В. Развивающая среда для работы с одаренными детьми на занятиях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества / И. В. Александрова / Одаренный ребенок. - 2012. - № 4 (июль-август). - С. 54-59.
10. Андреева, О. А. Аппликация - один из видов декоративно-прикладного творчества / Андреева О. А. / Дополнительное образование и воспитание. -
2013. - № 2. - С. 11-14.
11. Зайко, Т. М. Творчество и вдохновение / Т. М. Зайко / Изобразительное искусство в школе. - 2013. - № 1. - С. 52-70.
12. Буровкина, Л. А. Организация декоративно-прикладной деятельности
учащихся в учреждениях дополнительного образования / Л. А. Буровкина / Изобразительное искусство в школе. - 2013. - № 1. - С. 14-18.
13. Мустапаева, С. Ю. Чудесный мир "Флоры" / Мустапаева С. Ю.
/ Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 3. - С. 34-37.
14. Подмогаева, Г. В. Декоративно-прикладное творчество как средство
воспитания любви к родному краю / Подмогаева Г. В. / Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 47-50.
15. Кравченко, Ю. Н. (педагог дополнительного образования).
Народные обычаи и традиции на занятиях по декоративно-прикладному творчеству/ Кравченко Ю. Н.
/ Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 13-16.
16. Конева, Е. М. "Рядом с мастером"/ Е. М. Конева
/ Техническое творчество молодежи. - 2014. - № 4 (86). - С. 44-45.
17. Суркова, О. Я. Формирование лучших человеческих качеств у детей с
помощью искусства/ Суркова О. Я.
/ Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 1. - С. 12-14.
18. Ягло, С. Г. Народное искусство на занятиях декоративно-прикладным
творчеством / Ягло С. Г.
/ Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 11. - С. 40-42.
19. Моисеенко, Л.Н. Воспитание чувства прекрасного на материале детского
декоративно-прикладного творчества / Л.Н. Моисеенко
/ Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 2. - С. 35 -
38.
20. Рябов, Н. В. Традиции народного прикладного искусства в контексте
художественного образования / Н. В. Рябов
/ Интеграция образования. - 2014. - № 3. - С. 135-139.
21. Соколов, М.В. , Соколова М.С.: Декоративно-прикладное искусство. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для ВУЗов / М.В. Соколов, М.С. Соколова