ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Природа возникновения конфликта 6
1.1. Конфликт и его классификация 6
1.2. Причины возникновения и методы управления конфликтами 13
1.3. Сущность гендерного конфликта и его специфика 22
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. Изучение специфики мужской и женской речи на материале художественного фильма «Chocolate» («Шоколад») 26
2.1. Гендерная лингвистика и ее проявление в речевом поведении главных
героев 26
2.2. Лексико-грамматический анализ в конфликтной ситуации общения... 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время наиболее часто обсуждаемыми темами являются вопросы, которые связаны с особенностями пола человека, его поведение, внешность и речь.
Диалог между мужчиной и женщиной является межкультурным общением. Говорить о мужчинах и женщинах как абсолютно одинаковых людях неверно. Изначально, и те, и другие - люди, личности, имеющие одинаковыми возможностями, правами и свободами. Противоположные характеристики мужчин и женщин, такие как, к примеру, рациональность, сдержанность и эмоциональность, открытость, уверенность, спокойствие продиктованы не биологической принадлежностью, а в первую очередь социальной.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития общества конфликтные коммуникативные ситуации приобретают глобальный масштаб, а исследование природы конфликта, а также поиск оптимальных средств его урегулирования и предотвращения представляется особо важным.
Объектом исследования является речевое поведение в конфликтной ситуации общения.
Предметом исследования является лингвистические средства в конфликтной ситуации общения в англоязычной речи.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение речевого поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях общения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
- объяснить понятие гендерная лингвистика;
- показать причины осуществления, последствия и способы разрешения конфликтов;
- показать женскую и мужскую речь;
- выявить лингвистические особенности в конфликтной ситуации общения.
Теоретико-методологическая база. Проблема в конфликтных взаимодействиях привлекает особое внимание ученых и отражается во многих работах российских и иностранных психологов (А.Я. Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К.Э. Боулдинг, Р.Г. Дарендорф, М.М. Дейч, Л.А. Козер, К.Ц. Левин, Г. Зиммель и др.)
Разницу социологических ролей в мире противоположных людей, объясненную социальными, культурными и психофизиологическими факторами, выявляли следующие люди: Симона де Бовуар, Шерри Ортнер, Гидеон Рабин, Адриенна Рич и др.
Материалом исследования послужил художественный фильм режиссера Лассе Халльстрема по одноименному роману английской писательницы Джоанн Харрис «Шоколад». В ходе проведения исследования были изучены как отечественные, так и англоязычные источники в количестве 44.
Методы исследования: анализ, наблюдение, метод сплошной
выборки.
Говоря о новизне данной работы отметим, что исследование характеристик мужской и женской речи в конфликтных ситуациях проводится на материале художественного фильма «Chocolate» («Шоколад»), 2000 года выпуска, который заслужил высокую оценку критиков, а также был номинирован на получение премии «Оскар».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в
данной работе предпринята попытка систематизировать
междисциплинарные и специализированные (гендерные) теоретические
подходы и направления, которые обладают востребованными
4
интерпретативными возможностями.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут найти отражение в изучении таких курсов, как «Межкультурная коммуникация», «Конфликтология», «Практический курс иностранного языка», «Лексикология», «Стилистика», «Теоретический и практический курс грамматики», а также могут вызвать интерес у широкого круга лиц, интересующихся подобными вопросами в данной области.
Природа столкновений заключается не столько в происхождении конфликта, столкновении взглядов, сколько в способе получения получившегося противоречия, в противодействии предметов социального действия. Различные конфликты происходят повсюду, но только небольшая часть их разрешается. Убеждения и взгляды также сталкиваются неоднократно. Однако природа противоречий шире этого столкновения.
Гендерный конфликт - поведение людей или психологическое состояние индивидов, которые противоречат восприятию мужских и женских ценностей, взглядов, ролей, убеждений, делающие столкновение интересов и взглядов. Разновидности в примерах поведения женщин и мужчин могут быть причинами внутри личностных, межличностных и межгрупповых противоречий. Рассмотрев примеры о мужчинах, обладающих внешними свойствами идеала мужской силы, выявили то, что они чаще тревожатся, депрессуют, имеют низкую самооценку и стрессуют, нежели те мужчины у которых обычная сила. Этот случай можно рассмотреть как внутри личностный конфликт, который получается из-за несоответствия личностных типовых характеров стандартным ожиданиям общества. Неправильное гендерное поведение не совпадает культурным нормам выполнения мужской и женской роли также вызывает напряженность и конфликтность дома и на работе. Предположим что, от женщины «босс» ожидают большей милости и отзывчивости к своим подопечным, чем от руководителя-мужчины. Женщина руководитель не проявляет таких черт, как мягкость, то это вызывает гораздо более негативное поведение, чем их отсутствие у мужчины. Могут возникать и межличностные столкновения. Наконец, война за одинаковые права женщин, возникло с конца XVIII в., получившая женские общности и организации, нередко носившие конфликтный межгрупповой вид. Проблемы
42
нежности, ласки и родительского долга получились в политической сфере, где участники левого спектра проповедовали супружескую любовь, главенство женщины в общественном мире и доминирующее положение мужчины в сфере личной жизни, а представители правого спектра хотели неравенства полов. Гендерные отношения имеют биологические, психологические, и социальные происхождения.
Из за разделения полов, общество обеспечивает получение биологических норм (женщины отвечают за динамику предмета и обеспечивают развитие генофонда, а мужчины сохраняют имеющийся генофонд и отвечают за стабильность предмета). Таким образом, женская часть общества отличается от мужской частой высокой степенью отношения от малых величин конфликта.
Гендерные противоречия нередко коренятся в информационных сетях, возникающих в психике личностей. Мужчины и женщины по-разному понимают мир и друг друга, тем самым ошибаются при восприятии и реагировании мира, которые приводят к плохим, различным отношениям. Истории о неприятностях, ошибках, невзгодах для «слабого пола» является, главным образом, попыткой принять сочувствие: они и не ждут каких-либо действий на свои рассказы. Мужчины думают, что нужно среагировать "делом" на истории своих женщин. Обмен маленькими фактами информации для женщины - метод и свидетельство получения близости, мужчина не хотят вдаваться в мелкие детали. Хотя, конечно, личностные различия здесь наиболее нужны.
Кроме понимания проблем, имеющих личную важность для людей,
имеют значение и предметные социальные факторы конфликтов. Поэтому
распределения домашних и рабочих дел и главенства в семье, по поводу
конкуренции на лучше оплачиваемые и престижные рабочие места, участия
в политических структурах и т. п. Плохие противоречия происходят не
между представителями разного пола как таковыми, а между
43
традиционными и современными ролями мужчин и женщин в обществе.
Гендерные противоречия вызывают конфликт между нормативными представлениями разных людей и особенности отношения между мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием участника соответствовать этим нормам и требованиям. Различные гендерные столкновения становятся на примерах полоролевой разновидности и иерархичности предметов мужчин и женщин, возникающих в современном мире.
Цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Был изучен обширный материал по рассматриваемой теме.
Результатами проведенной работы ярко показали неразрывность получающихся различий мужчин и женщин в отношении и в общении, стилях разрешения конфликтных примеров, различных влияний на других людей, а также методов, средств, получаемых при улучшении противоречий. Кроме того, получены личностные качества героев художественного фильма, специфика их внутренних переживаний, индивидуальное восприятие мира. То есть определенные личности с их интересами и индивидуальными спецификами обычно обуславливают проявление, разрастание и ухудшению конфликтов. Таким образом, не отрицается действие предметных факторов и психологических причин, приводящих к спорам, но их восприятие получены внутренними критериями и характеристиками индивидов