Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №63541

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Творческие способности личности младшего школьника как предмет
научных исследований 6
1.2. Особенности формирования творческих способностей детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Театрализованная деятельность детей младшего школьного возраста как фактор формирования их творческих способностей 21
Выводы по I главе 27
Глава II. Экспериментальное исследование формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности 30
2.1. Изучение творческой направленности личности детей младшего
школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента 30
2.2. Педагогическая организация театрализованной деятельности,
ориентированная на формирование творческих способностей личности младших школьников 35
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности психолого-педагогических условий формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности 45
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение


Актуальность исследования. В начальной школе у ребенка формируются и развиваются основные личностные качества. Творческий потенциал, креативность безупречный эстетический вкус, богатство внутренней культуры, интеллектуальная свобода являются необходимыми критериями становления современной гармонично развитой личности. Поэтому развитие творческого потенциала личности на сегодняшний день является одной из основных задач современного начального общего образования.
Это позволяет сформулировать противоречие: между необходимостью формирования творческих способностей у учащихся начальной школы в театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих эффективности представленного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
Цель исследования - выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических особенностей личности детей младшего школьного возраста;
- выборе оптимального содержания, форм и методов театрализованной деятельности, способствующих личностному самовыражению ребенка;
- специально организованном пространстве для театрализованной деятельности ребенка, обеспечивающего эффективное развитие его воображения, речи и умения перевоплощаться.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по проблеме, воспитания творческой направленности личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Определить особенности театрализованной деятельности в контексте формирования творческих способностей личности ребенка младшего школьного возраста.
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность психологопедагогических условий формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили классические труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, исследования педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, Ю.К Бабанского, Г.В Вернадского, Н.С. Теплов, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелева и другие.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, методической литературы; изучение нормативных документов по вопросам начального образования детей; анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №125» Советского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- выделены наиболее существенные общепедагогические и культурологические особенности организации театрально-образовательной среды: специально организованное пространство для театрализованной деятельности ребенка и творческого взаимодействия детей, педагогов и родителей;
- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности, включающие в себя: учет индивидуально-психологических особенностей личности детей младшего школьного возраста; выборе оптимального содержания, форм и методов театрализованной деятельности, способствующих личностному самовыражению ребенка; специально организованное образовательное пространство для театрализованной деятельности ребенка, обеспечивающее эффективное развитие его воображения, речи и умения перевоплощаться.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке воспитательных программ, проведении творческих занятий с детьми, педагогами и родителями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ различных точек зрения педагогов, психологов и исследователей по вопросу о том, что является составляющими творческих способностей, мы сделали вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Творческая деятельность учащихся младших классов способствует успешному усвоению знаний, повышает их вовлеченность в учебный процесс, активизирует умственные способности, придает уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Учителю для успешной активизации творческой деятельности детей необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Именно поэтому необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ученика в классе. Творческая деятельность активизируется при благоприятной атмосфере в классе, доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Одну из главных ролей при этом играют открытые вопросы, которые побуждают учащихся к размышлениям, к поиску решения определенной задачи разными способами. При этом лучше, если учащиеся сами ставят подобные вопросы и отвечают на них.
Эмоционально наполненный процесса творчества ребенка ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности младших школьников, что значительно меняет мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном результате приводит к формированию эвристической структуры личности.
Неоценимый вклад в развитие личности ребенка вносит театрализованная деятельность, которая дает возможность решать задачи, касающиеся интеллектуального, художественно-эстетического и нравственного воспитания. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Результаты
современных научных исследований подтверждают мысль о том, что театрализованная деятельность оказывает незаменимое воздействие на творческое развитие детей: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к восприятию красоты в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основные задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по проблеме, воспитания творческой направленности личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Определить особенности театрализованной деятельности в контексте формирования творческих способностей личности ребенка младшего школьного возраста.
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены особенности в воспитания творческой направленности личности ребенка младшего школьного возраста.
Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в определение особенностей театрализованной деятельности в контексте формирования творческих способностей личности ребенка младшего школьного возраста.
В процессе решения второй задачи мы выделили такие особенности как:
1. Поощрения родителями любознательности ребенка;
2. Природных задатков и индивидуальных особенностей ребенка;
3. Влияния социальной среды в которой воспитывается ребенок;
4. Характера и структуры деятельности ребенка;
5. Преобладания дивергентного типа мышления у ребенка.
В процессе решения третьей задачи, которая заключалась в опытно-экспериментальной работе, нами был проведен эксперимент. Опытно - экспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №125» Советского района г. Казани. В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан план мероприятий театрализованной деятельности. В реализации плана принимали участие все ученики 3 «г» класса. Учащиеся были
заинтересованы новой формой деятельности, с удовольствием участвовали в инсценировках.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили и обосновали психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста в театрализованной деятельности.



1. Арламов М.Ф. Педагогика/ Харламов. М.Ф. - Мн.: Университетское, 2011.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества . М.: Искусство.
2012
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества - Ростов-на-Дону, 2013.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович. Л.И. - М.: Просвещение, 2015.
5. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей - М.: АСТ-ПРЕСС,
2013.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 6-е изд. М.Просвещение. 2011.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. - М.: Владос, 2012.
8. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 2012.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер,
2014.
10. Дубровина, И.В. Психология. Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия,2015.
11. Дубровина И.В. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный - М.: Академия, 2012.
12. Занков Л.В. Обучение и развитие - М.: Просвещение, 2015.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2013.
14. Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск,
15. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос,
2015.
16. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: ИПП, Воронеж,2014.
17. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие ребенка». Москва,
2012.
18. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 2012.- № 9.
19. Кудрявцева В.Т. Личностный рост ребенка в образовательном учреждении. М.: ИДОСВ РАО, АНО "Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева". М., 2013
20. Леонтьев А.Н. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С. - М.: Издательский центр «Академия»,2012.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 2014.
22. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2013.
23. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Наука, 2012.
24. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа - 2013.- № 1.
25. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Издательский Дом «Ноосфера», 2015.
26. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 2011.
27. Медник. С. Тест отдаленных ассоциаций.- Хабаровск, 2012
28. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка
подхода к изучению одаренности // М.: Издательский центр
«Академия»,2012.
29. Мухина, В.С. Возрастная психологи. - М.: Академия, 2013.
30. Мясищева В.Н. Проблемы способностей. - М.: АПИ, 2012.
31. Немов Р.С. Психология. В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2015.
32. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа - 2011. - № 10.
33. Новая философская энциклопедия
34. Осборн А. Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2013.
35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: Педагогика, 2016.
36. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос,
2012.
37. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая,
дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 2013.
38. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа - 2011. -№ 12.
39. Скакулина Н.П. Творчество и фантазия. - М.: Просвещение, 2014.
40. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Гринго, 2016.
41. Смирнова, Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа - Пресс, 2016.
42. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Академия, 2013
43. Скаткин М.Н. Как учить творчеству. М.: Владос, 2012.
44. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль,
2013.
45. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания . -М., 2013.
46. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 2015.
47. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М.: Просвещение, 2011.
48. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. -М.: Просвещение, 2012.
49. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников - М.: Просвещение, 2014.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика,2015.
51. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. М.: Педагогика,2016.
52. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. М.: Педагогика,2013.
53. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ