Развитие эстетического восприятия детей 6-7 лет посредством дымковской народной игрушки
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эстетического восприятия
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика педагогических исследований по проблеме развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста 14
1.3. Дымковская народная игрушка как средство развития
эстетического восприятия детей дошкольного
возраста 24
Вывод по главе 30
Глава 2. Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки
2.1. Методы и приемы развития эстетического восприятия детей
дошкольного возраста
31
2.2. Педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской
народной
игрушки 46
Вывод по второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития эстетического восприятия
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика педагогических исследований по проблеме развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста 14
1.3. Дымковская народная игрушка как средство развития
эстетического восприятия детей дошкольного
возраста 24
Вывод по главе 30
Глава 2. Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки
2.1. Методы и приемы развития эстетического восприятия детей
дошкольного возраста
31
2.2. Педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской
народной
игрушки 46
Вывод по второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Проблема развития эстетического восприятия - одна из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание.
Познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном становлении личности. По мнению Н.С. Александровой, Г.Н. Волкова, В.М. Григорьева др. осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Народная игрушка представляет часть духовной культуры народа. Она содействует приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует отношение к действительности и национальный характер.
Дымковская народная игрушка также является самым первым и доступным средством искусства, вызывая у ребенка эстетические чувства и переживания, которые в дальнейшем будут способствовать накоплению эстетического опыта и формирование художественного вкуса. Упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цветов, простота и выразительность - вот основные характеристики народной игрушки, которые способствуют умственному и эстетическому развитию ребенка.
Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений на занятиях по изобразительной деятельности включаются изобразительные эскизы дымковских народных игрушек для прямого им следования, а непосредственно сама игрушка детям не выставляется. В связи с этим возникает противоречие между богатым эстетическим потенциалом дымковских народных игрушек и не разработанностью организационно-педагогических условий включения дымковских народных игрушек в практику дошкольных образовательных учреждений для развития эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Объект исследования - процесс развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «эстетическое восприятие» и теоретически обосновать возможность его развития у детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
2. Выявить организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
3. Разработать педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:
• анализ литературы по проблеме развития восприятия, по методике преподавания изобразительной деятельности;
• анализ продуктов детского творчества;
• наблюдение за процессом изобразительной деятельности детей;
• анализ программных документов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии понятия «эстетическое восприятие» и теоретическом обосновании возможности его развития посредством дымковской народной игрушки.
Практическая значимость состоит в выявлении организационно-педагогических условий развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки и разработке педагогических рекомендаций.
База исследования: город Казань Приволжский район
«Центр развития ребенка- Детский сад№25»
Познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном становлении личности. По мнению Н.С. Александровой, Г.Н. Волкова, В.М. Григорьева др. осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Народная игрушка представляет часть духовной культуры народа. Она содействует приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует отношение к действительности и национальный характер.
Дымковская народная игрушка также является самым первым и доступным средством искусства, вызывая у ребенка эстетические чувства и переживания, которые в дальнейшем будут способствовать накоплению эстетического опыта и формирование художественного вкуса. Упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цветов, простота и выразительность - вот основные характеристики народной игрушки, которые способствуют умственному и эстетическому развитию ребенка.
Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений на занятиях по изобразительной деятельности включаются изобразительные эскизы дымковских народных игрушек для прямого им следования, а непосредственно сама игрушка детям не выставляется. В связи с этим возникает противоречие между богатым эстетическим потенциалом дымковских народных игрушек и не разработанностью организационно-педагогических условий включения дымковских народных игрушек в практику дошкольных образовательных учреждений для развития эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Объект исследования - процесс развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «эстетическое восприятие» и теоретически обосновать возможность его развития у детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
2. Выявить организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
3. Разработать педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:
• анализ литературы по проблеме развития восприятия, по методике преподавания изобразительной деятельности;
• анализ продуктов детского творчества;
• наблюдение за процессом изобразительной деятельности детей;
• анализ программных документов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии понятия «эстетическое восприятие» и теоретическом обосновании возможности его развития посредством дымковской народной игрушки.
Практическая значимость состоит в выявлении организационно-педагогических условий развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки и разработке педагогических рекомендаций.
База исследования: город Казань Приволжский район
«Центр развития ребенка- Детский сад№25»
Изучив психолого-педагогическую литературу и эмпирический материал, мы пришли к выводу о том, что развитие эстетического восприятия детей 6-7 лет необходимо в дошкольных учреждениях. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание.
Рассмотрев дымковские народные игрушки как средство развития эстетического восприятия детей 6-7 лет, мы пришли к выводу, что они действительно обладают развивающим, воспитывающим и эстетическим потенциалом.
Изучив различные точки зрения к определению понятия «восприятие» и «эстетическое восприятие», мы определили, что восприятие - это созерцание, в процессе которого человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Эстетическое восприятие - это качественно новый процесс отражения действительности, окрашенный эстетическим опытом человека, развитый в ходе социальной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности.
Проанализировав различные подходы включения народного декоративно-прикладного искусства в изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, мы определили организационнопедагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет. К ним относятся:
- отбор дымковских народных игрушек с учетом соразмерности формы, и ее единство с украшаемой поверхностью;
- при обследовании дымковских народных игрушек, что орнамент симметричный, характеризуется правильным симметричным построением в сочетании с формой украшаемой поверхности при соответствии цвета формы элементов в их зеркальном совпадении;
- включение различных органов чувств в процессе восприятия влияет на качество восприятия, на внимание, интерес, активность мысли и чувства;
- активность детского восприятия поддерживается использованием игровых приемов, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста.
Нами разработаны педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Таким образом, цели нашей исследовательской работы достигнуты, задачи решены.
Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести - семи лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). Перспектива нашей работы видится в создании серий занятий с использованием дымковских народных игрушек для развития эстетического восприятия детей 6 - 7 лет.
Рассмотрев дымковские народные игрушки как средство развития эстетического восприятия детей 6-7 лет, мы пришли к выводу, что они действительно обладают развивающим, воспитывающим и эстетическим потенциалом.
Изучив различные точки зрения к определению понятия «восприятие» и «эстетическое восприятие», мы определили, что восприятие - это созерцание, в процессе которого человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Эстетическое восприятие - это качественно новый процесс отражения действительности, окрашенный эстетическим опытом человека, развитый в ходе социальной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности.
Проанализировав различные подходы включения народного декоративно-прикладного искусства в изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, мы определили организационнопедагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет. К ним относятся:
- отбор дымковских народных игрушек с учетом соразмерности формы, и ее единство с украшаемой поверхностью;
- при обследовании дымковских народных игрушек, что орнамент симметричный, характеризуется правильным симметричным построением в сочетании с формой украшаемой поверхности при соответствии цвета формы элементов в их зеркальном совпадении;
- включение различных органов чувств в процессе восприятия влияет на качество восприятия, на внимание, интерес, активность мысли и чувства;
- активность детского восприятия поддерживается использованием игровых приемов, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста.
Нами разработаны педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Таким образом, цели нашей исследовательской работы достигнуты, задачи решены.
Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести - семи лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). Перспектива нашей работы видится в создании серий занятий с использованием дымковских народных игрушек для развития эстетического восприятия детей 6 - 7 лет.



