Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эстетического восприятия
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста 6
1.2. Характеристика педагогических исследований по проблеме развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста 14
1.3. Дымковская народная игрушка как средство развития
эстетического восприятия детей дошкольного
возраста 24
Вывод по главе 30
Глава 2. Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки
2.1. Методы и приемы развития эстетического восприятия детей
дошкольного возраста
31
2.2. Педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской
народной
игрушки 46
Вывод по второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Проблема развития эстетического восприятия - одна из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание.
Познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном становлении личности. По мнению Н.С. Александровой, Г.Н. Волкова, В.М. Григорьева др. осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Народная игрушка представляет часть духовной культуры народа. Она содействует приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует отношение к действительности и национальный характер.
Дымковская народная игрушка также является самым первым и доступным средством искусства, вызывая у ребенка эстетические чувства и переживания, которые в дальнейшем будут способствовать накоплению эстетического опыта и формирование художественного вкуса. Упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цветов, простота и выразительность - вот основные характеристики народной игрушки, которые способствуют умственному и эстетическому развитию ребенка.
Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений на занятиях по изобразительной деятельности включаются изобразительные эскизы дымковских народных игрушек для прямого им следования, а непосредственно сама игрушка детям не выставляется. В связи с этим возникает противоречие между богатым эстетическим потенциалом дымковских народных игрушек и не разработанностью организационно-педагогических условий включения дымковских народных игрушек в практику дошкольных образовательных учреждений для развития эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Объект исследования - процесс развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «эстетическое восприятие» и теоретически обосновать возможность его развития у детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
2. Выявить организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
3. Разработать педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:
• анализ литературы по проблеме развития восприятия, по методике преподавания изобразительной деятельности;
• анализ продуктов детского творчества;
• наблюдение за процессом изобразительной деятельности детей;
• анализ программных документов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии понятия «эстетическое восприятие» и теоретическом обосновании возможности его развития посредством дымковской народной игрушки.
Практическая значимость состоит в выявлении организационно-педагогических условий развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста посредством дымковской народной игрушки и разработке педагогических рекомендаций.
База исследования: город Казань Приволжский район
«Центр развития ребенка- Детский сад№25»
Изучив психолого-педагогическую литературу и эмпирический материал, мы пришли к выводу о том, что развитие эстетического восприятия детей 6-7 лет необходимо в дошкольных учреждениях. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание.
Рассмотрев дымковские народные игрушки как средство развития эстетического восприятия детей 6-7 лет, мы пришли к выводу, что они действительно обладают развивающим, воспитывающим и эстетическим потенциалом.
Изучив различные точки зрения к определению понятия «восприятие» и «эстетическое восприятие», мы определили, что восприятие - это созерцание, в процессе которого человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Эстетическое восприятие - это качественно новый процесс отражения действительности, окрашенный эстетическим опытом человека, развитый в ходе социальной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности.
Проанализировав различные подходы включения народного декоративно-прикладного искусства в изобразительную деятельность детей дошкольного возраста, мы определили организационнопедагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет. К ним относятся:
- отбор дымковских народных игрушек с учетом соразмерности формы, и ее единство с украшаемой поверхностью;
- при обследовании дымковских народных игрушек, что орнамент симметричный, характеризуется правильным симметричным построением в сочетании с формой украшаемой поверхности при соответствии цвета формы элементов в их зеркальном совпадении;
- включение различных органов чувств в процессе восприятия влияет на качество восприятия, на внимание, интерес, активность мысли и чувства;
- активность детского восприятия поддерживается использованием игровых приемов, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста.
Нами разработаны педагогические рекомендации по развитию эстетического восприятия детей 6-7 лет.
Таким образом, цели нашей исследовательской работы достигнуты, задачи решены.
Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести - семи лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). Перспектива нашей работы видится в создании серий занятий с использованием дымковских народных игрушек для развития эстетического восприятия детей 6 - 7 лет.
1. Александрова Н.С. Детское эстетическое отношение к дымковской народной игрушке: Учеб. Пособие. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. - 64 с.
2. Богатеева З.А. Пути формирования декоративноорнаментальной деятельности в старший дошкольный возраст (на материале аппликации) // дошкольное воспитание. - 1974. - № 12. - С. 76- 84.
3. Богуславская И.Я. Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. - Л., 1991. - 49 с.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
5. Васильева Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1956,
6. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
7. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка в окружающему // Основы дошкольной педагогики. - М., 1980. - С.193- 200.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008г.
9. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2010г.
10. Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М., 1983.
11. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - Р/н/Д.: Феникс, 2008 г.
12. Дошкольная педагогика: Ученые записки. - Т.448. - Л., 1972. - 184 с.
13. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Логиновой. - М.:Просвещение, 1988. - Ч.2. - 268 с.
14. Золотой фонд педагогики: В. А. Сухомлинский о воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2003 г.
15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1980.
16. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М., 1985
17. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1980.
18. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М.: Сфера, 2009 г.
19. Коробицына Т.А., Кочкина Н.А. Организация занятий с детьми дошкольного возраста. - Архангельск: АО ИППК РО, 2010 г.
20. Квасова О.А. Историко-художественный анализ вятского народного промысла. - М., 1996. - 167.
21. Киященко Н.М. Эстетический опыт человека. - М., 1988. - 216.
22. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство - одно из основ художественное - педагогического образования. - Л., 1959.
23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
24. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, методические рекомендации.- Москва., Сфера, 2010г..
25. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М.,
1965.
26. Максимов Ю.В. Роль народно-прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет (на материале детского декоративного творчества). - М., 1969.
27. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Под ред. Н.П. Сакулиной. М., 1966
28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
29. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.
30. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г. П. Новикова. - М.: Аркти, 2002. - 215 с.
31. Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.
32. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка. - СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2009г.
33. Рогалева Е.С. Декоративные виды изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. - Пермь, 1974. - 71 с.
34. Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада, - Пермь, 1974. - 71 с.
35. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе с детьми детского сада. - Известия АПН РСФСР, 1947, вып. № 11.
36. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении детей рисованию и лепке в детском саду. - Известия АПН РСФСР, 1955, вып. № 69.
37. Сакулина Н.П. Развитие художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. - Известия АПН РСФСР, 1959. вып. № 100.
38. Сенсорное воспитание дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М., 1963.
39. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова. - М., 1969.
40. Смирнова Р.Н. Декоративно-прикладное искусство в детском саду// Дошкольное воспитание. - 1980. - №12.
41. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2008г.
42. Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоротивно-прикладным искусством / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С. 42 - 45.
43. Соломенникова, О. А. Радость творчества: ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 167 с.
44. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб. Детство-Пресс, 2005
45. Тихонова, О. Декоративное рисование в детском саду / О. Тихонова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 36 - 40.
46. Усова, А. П. Русское народное творчество детскому саду: кн. для восп. дет. сада / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1972. - 78 с.
47. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. - М., 1934
48. Флерина Е. А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6-7 лет. Известия, АПН РСФСР, 1948, вып. № 16
49. Щербакова, И. В. План углубленной работы по изодеятельности в подготовительной к школе группе / И. В. Щербакова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 6. - С. 24 - 30.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.