ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблемы и пути сохранения здоровья школьников 5
1.1 Анализ состояния здоровья школьников в современных условиях 5
1.2 Анализ факторов, влияющие на состояние здоровья 9
ГЛАВА 2. Оценка состояния здоровья школьников города Менделеевска 17
2.1 Характеристика методов исследования 17
2.2 Характеристика объекта исследования 23
2.3 Оценка состояния здоровья школьников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны. Здоровье человека определяется наследственностью, но ее проявление зависит от состояния окружающей среды, медицинского обеспечения и образа жизни. Состояния здоровья ребенка, помимо генетически обусловленных факторов, определяется уровнем физического развития организма. Существует зависимость между физическим развитием и возникновением заболеваний, вероятностью возникновения различных отклонений от нормы.
Большинство специалистов считают, что в основе ухудшения здоровья детей лежит комплекс причин: перенесенная внутриутробная патология, снижающая иммунную устойчивость организма; экологогигиеническая обстановка, не отвечающая требованиям растущего организма; низкая эффективность значительной части оздоровительных программ, в том числе организации физкультурно-оздоровительной работы.
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья подрастающего поколения, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Многие из выявляемых сегодня патологий здоровья школьников можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки. Однако эффективность данной работы определяется уровнем информативности всех участников
процесса. Для управления здоровьем необходима информация, как об условиях формирования здоровья, так и конечном результате: конкретных показателях состояния здоровья школьника в динамике.
Сегодня любой школьник имеет медицинскую карту, содержащую основные сведения о состоянии здоровья и его изменениях. Отсутствие анализа динамики изменений, в силу ограниченности работы школьного медперсонала, не позволяет использовать собранные данные применимо к каждому ученику, что приводит к отсутствию конкретных программ поддержки здоровья школьников.
Целью исследования является оценка состояния здоровья школьников на примере школ города Менделеевска. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- обобщить имеющийся теоретический и практический опыт организации мониторинга здоровья школьников;
- выявить особенности состояния здоровья школьников в современных условиях;
- провести оценку состояния здоровья школьников г.Менделеевска по материалам школьных медицинских карт;
- сравнить полученные данные с литературными источниками и данными распределения учащихся по группам здоровья в ближайших городах региона.
Влияние многих факторов, от экономических до социальных, переводит решение проблемы сохранения здоровья школьников на общегосударственный уровень. Школьная среда во много влияет на наше здоровье, так как учебная программа с каждым годом приобретает новые сложности. Усовершенствование учебной информации с одной стороны заставляет некоторых детей больше развивать свой мозг, с другой стороны, есть дети, которые не могут справиться с такой нагрузкой, что приводит к обществу с отсталым развитием.
С каждым днем проблема сохранения здоровья школьников требует нового подхода. Разрабатываются все новые и усовершенствуются старые программы здоровьесберегающей технологии, которые нужно использовать в любых учебных заведениях. Необходимо внедрять знания о пользе ведения здорового образа жизни не только на уроках физической культуры, так как между здоровьем и учебой существует тесная связь.
Важной частью в сохранении здоровья школьника играет проведение мониторинговой работы, с помощью которой осуществляется анализ, оценка и прогнозирования возникновения различных заболеваний у детей школьного возраста.
Можно сказать, что на данный момент идет реализация конкретных программ на общегосударственном и местных уровнях. Решаются вопросы организации школьного питания, идет увеличение постройки спортивных площадок, улучшается материальное положение школ, создаются всевозможные денежные гранты. Идет активное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Значительная часть исследований проводится на урбанизированных территорий, так как в данных районах больше факторов, влияющих на здоровье населения. Большое количество выхлопных выбросов, шум, вибрация - все это характерно как для больших, так и для маленьких городов.
По уровню экономического благополучия школа №2 и школа №3 относятся к первой группе образовательных учреждений данного типа.
В данных школах есть необходимые условия для реализации сохранения здоровья школьника. В большей мере это осуществляется на уроках физической культуры, именно в это время осуществляется активная двигательная активность, в результате которой улучшается кровообращение и происходит отдых глаз. В спортивныйзалах школ представлен большой спектр спортивного инвентаря. Развивается сеть спортивных секций. Медицинское облуживание находится на хорошем уровне.
По данным медицинских карт школьников отмечается относительно высокий уровень учащихся II группы здоровья со средним показателем физического развития. Однако большая часть детей относится к основной группе здоровья, и относятся к группе, характеризующейся гармоничным физическим развитием.
Среди выявленных патологий лидирующее место занимают болезни дыхательной системы, заболевания глаз, костно-мышечной и эндокринной систем. Присутствует динамика увеличения роста данных патологий при переходе с определенной школьной категории. Увеличивается доля хронических заболеваний.
Оценка физического развития учеников менделевских школ также соответствует удовлетворительному уровню.
Полученные в работе данные относятся к первичным показателям для организации мониторинга состояния здоровья школьников и разработке целевым мероприятий с учетом спектра встречающихся заболеваний школьников.
1. Агатова Л.А. Особенности биоритмальной активности симпато- адреналовой системы и вегетативного баланса у школьников Заполярья и их гигиеническое значение. М., 1984. - с. 32.
2. Агафонова Л. В., Двоеглазова С. В., Заикина Н. В., Семушина И. В. К вопросу изучения состояния здоровья современного школьника // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова.
2011. - с. 11.
3. Алифанова Л.А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма/ JI.A. Алифановой // «Педиатрия №6». - 2002. - с. 9-12.
4. Андреенкова Н. В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс. - 1970. - с. 79.
5. Антропова М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы /М.В. Антропова, Г.Г. Манке, JI.M. Кузнецова // Здоровый ребенок: Материалы V конгр. педиатров России. - М., 1999. — с. 13.
6. Байдалова Н. Ф. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников // Учеб.-метод. пособие / Н.Ф, Байдалова. Ленинград: Ленинградский мед. институт, 1987. - с. 61 .
7. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педагогический журнал. 1998. - №1. - с. 5-8.
8. Бейс, Г. Школы здоровья в Европе и России / Г. Бейс, В. Кучма. -М. : Науч. центр здоровья детей РАМН, 2009. - с. 83.
9. Богомолова Е. С. и др. Динамика состояния здоровья городских школьников (1980-2012 гг.) // Медицинский альманах. - 2014. - 89 с.
10. Богомолова Ф.А. Особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста / Ф.А. Богомолова. Москва: изд-во Университета дружбы народов. - 1990. - С. 48.
11. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников / Я.С. Вайн- баум. -М.: Просвещение. - 1991. - С. 64.
12. Виленский М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е.Н. Литвинов // Физ. культ, в школе. 1990. - №12. - С. 2-7.
13. Гнедова С.Б. Состояние здоровья учащихся разных типов школ. //Укрепление здоровья в школе // Всерос. Науч.-практ. Конф.: тез. докл. - Казань, 2000.- С. 23.
14. Гуминский, А. А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии - М.: Просвещение, 1990. - С. 240.
15. Доскин В.А., Келлер X, Муравенко Н.М. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина, 1997.- С. 287.
16.Зелинская, Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д.И. Зелинская // Школа здоровья. 1995. - С. 2-15.
17.Зусманович, Ф.Н. Валеология : учеб. пособие / Ф.Н. Зусманович. - Курган: Прима. 1998. - С. 56.
18. Карасова И.С., Карпушев A.B. Теория и практика модульного обучения при изучении отдельных тем курса физики старшей школы. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел». - 1999.
19. Корогкова Е.А., Оптимизация учебного процесса по физической? культуре в общеобразовательной школе: на; основе . технологии* дифференцированного физкультурного, образования /Е.А; Короткова // Физическая культура. -2001.- № 2. —С. 10-12
20. Кузнецова ЗЖ. Физическая культура в школе. Методика уроков в IX X классах / Кузнецова З.И.,- М.: Просвещение, 1973, - С. 98.
21. Леонов А. В. Мониторинг состояния здоровья школьников крупного города // Актуальные проблемы педиатрии: материалы 14 конгресса педиатров России с международным участием. М., 2010. - С. 489.
22. Леушина М. Л. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2015 - С. 90.
23. Лях В.И. Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе/ В.И. Лях // Физ. культ, в школе. - 1991.- №6. - С. 3-8.
24. Мадиевский Ю. М., Омельченко С. Т. // Теория и практика физической культуры. 1976. - № 1. - С. 13-16.
25. Мадиевский Ю. М., Омельченко С.Т. Влияние физической нагрузки различной интенсивности на психологические показатели фехтовальщика. Теория и практика физической культуры. - М., 1976. - С. 13-16.
26. Гмошинский И.В., Скальный А.В. Цинк в питании человека: физиологические потребности и биодоступность // Вопросы питания, 2002. - С. 46-50.
27. Мазо В.К., Гмошинский И.В., Скальный А.В. Цинк в питании человека: фактическое потребление и критерии обеспеченности // Вопросы питания. 2002. - С. 38-42.
28. Начинская С.В. Двигательная активность младших школьников // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. — М.: Прометей, 2006. - С. 530-532.
29. К вопросзация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - С. 380.
30. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 // Собрание законодательства РФ. - 2002.
31. Параничева Т. М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. 2012. - С. 69.
32. Скальный А.В., Демидов В.А. Элементный состав волос как отражение сезонных колебаний обеспеченности организма детей макро- и микроэлементами // Микроэлементы в медицине. 2001. - 36-41 с.
33. Аникеев В. А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении. - Москва. - 1998. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content
34. Атаманова Г. И. Методические условия сохранения здоровья школьников в процессе обучения физике. - Новосибирск. - 2008. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http: //www.dissercat. com/content.
35. Видеоурок.нет. - [Электронный ресурс]. - Разработки. ОБЖ. Разное. Гиподинамия школьников. Режим доступа: https://videouroki.net
36. Горфина М. Н. Средства реализации индивидуального подхода в профильном обучении: Автореферат диссертации. Канд. пед. наук. - Москва. - 2010. - [Электронный ресурс]. - библиотека научных работ, темы авторефератов и диссертаций по педагогическим и психологическим наукам. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com
37. Димитриев Д. А. Гигиеническая характеристика влияния экологической среды промышленного города на здоровье населения: Автореферат диссертации. Канд. мед. наук. - М., 1994. - [Электронный ресурс]. - Научная библиотека, каталог авторефератов и диссертаций по медицине, фармакологии и ветеринарии. Режим доступа: http://medical-diss.com
38. Карасова И. С. Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий. - Челябинск. - 1997. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content
39. Кузнецов Н. О. Проектирование и реализация индивидуальных траекторий обучения школьников программированию на базовом уровне: Автореферат канд. пед. наук. - Нижний Новгород. - 2012. - [Электронный ресурс]. - Бесплатная электронная библиотека. Режим доступа: http://dissers.ru
40. Кузнецова Н. А. Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся в образовательном пространстве школы. - Чебоксары. - 2009. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content.
41. Любовникова О. В. Влияние социальных и экологических факторов на
здоровье населения. - Улан-Удэ. - 2009. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа:
http: //www.dissercat. com/content
42. Машков П. П. Реализация индивидуального подхода в обучении студентов физике в условиях информационной среды. - Красноярск. - 2006. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http: //www.dissercat. com/content
43. Наливайко И. В. Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни: на примере биохимии. - Самара. - 2004. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content
44. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физиче
ской культуры. - Ростов-на-Дону. - 2005 - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа:
http: //www.dissercat. com/content
45. Скородумова Е. В. Обоснование здоровьезберегающих технологий у детей в начальном периоде обучения в школе. - Самара. - 2007. - [Электронный ресурс]. - Научная библиотека, каталог авторефератов и диссертаций по медицине, фармакологии и ветеринарии. Режим доступа: http://medical- diss.com.
46. Туаева И. Ш. Гигиеническая оценка режима дня и его влияние на здоровье школьников старших классов в современных условиях. - Санкт-Петербург.
- 2005. - [Электронный ресурс]. - Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content.
47. Studbooks.net. - [Электронный ресурс]. - Педагогика. Формирование культуры здоровья младших школьников в России и за рубежом. Режим доступа: http://studbooks.net