Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ

Работа №63528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках иностранного языка на старшем этапе 6
1.1. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности
учащихся 6
1.2. Типология игр в обучении иностранным языкам в школе 14
1.3. Специфика использования игр в обучении иностранному
языку на старшем этапе 22
1.4. Методические преимущества ролевой игры 28
Выводы по I главе 30
Глава II. Практика применения игровых технологий в обучении иностранному языку на старшем этапе 33
2.1. Дидактические основы игровых технологий в старших классах 33
2.2. Анализ опыта учителей иностранного языка по использованию игровых
технологий в активизации коммуникативной деятельности учащихся 36
2.3. Пример организации уроков английского языка Х классе
с использованием игровых технологий 48
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Реалии современного учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы требуют повышения качества и эффективности в изучении различных предметов, особенно иностранного языка. В условиях ограниченной сетки часов в учебном плане школы, отводимых на изучение иностранного языка, задача его изучения становится сложной и труднореализуемой. Методика обучения иностранным языкам осуществляет поиск методов и приемов обучения, которые в наибольшей степени способствуют решению данной задачи.
Свою эффективность в организации учебной деятельности учащихся доказал игровой метод обучения, который можно использовать на любой ступени обучения, адаптируя его для той или иной возрастной группы учащихся. Благоприятная психологическая атмосфера игры позволяет сделать урок более интересным и увлекательным. Использование в игре различных уровней усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности делает ее важным инструментом для развития умственной и волевой активности учащихся, речи, концентрации внимания и тренировки памяти.
При этом важно психологически обоснованно и методически грамотно проводить работу с использованием игр при изучении иностранного языка, искать пути оптимальной организации таких уроков.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной
темы.
Вопросам использования игр на уроках иностранного языка в школе посвящены труды Н.П. Аникеевой, Р.С. Аппатовой, Л.П. Бочаровой, О.В. Гавриловой, Е.М. Диановой, Л.Т. Костиной, О.Ю. Зверловой, Д.Н. Кавтарадзе, О.Л. Лившиц, Т.И. Олейник, С.В. Перкас, Ф.М. Рабинович и др.
К качестве объекта исследования выступает процесс обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по английскому языку в старших классах с использованием игровых технологий.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в научном обосновании эффективности применения игровых технологий как средства активизации коммуникативной деятельности учащихся старших классов.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
- охарактеризовать игру как средство активизации коммуникативной деятельности учащихся;
- рассмотреть типологию игр в обучении иностранным языкам в школе;
- выявить специфику использования игр в обучении иностранному языку на старшем этапе;
- определить методические преимущества ролевой игры;
- изучить дидактические основы игровых технологий в старших классах;
- провести анализ педагогического опыта учителей по использованию игровых технологий в обучении иностранному языку на старшем этапе;
- привести пример организации уроков английского языка в 10 классе с использованием игр.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого-педагогической литературы по теме, исторический, описательный, структурный методы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Научная новизна исследования заключается в систематизации методических аспектов эффективного использования игровых технологий в обучении иностранного языка на старшем этапе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях по данной теме, учителями школ в их педагогической деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Игровые технологии является средством активизации коммуникативной и познавательной деятельности учащихся, способствующим их актуализации. Игра в значительной мере обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.
Игровые технологии повышают мотивацию к изучению иностранных языков.
Особое место в решении задач активизации коммуникативной деятельности на старшей ступени школьного обучения принадлежит ролевой игре.
Ролевая игра на уроке иностранного языка в школе является методом, который призван повысить учебную мотивацию, снизить утомляемость и, в то же время, увеличить темп проведения урока. В арсенале учителя имеется большое количество разнообразных ролевых игр, направленных на развитие речевых умений и совершенствование коммуникативных навыков.
Ролевая игра строится на межличностном общении. Представляя собой его модель, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует возникновение интереса к общению на иностранном языке. Это создает необходимые условия для развития у учащихся соответствующих коммуникативных способностей, совершенствования навыков речевого общения.
В процессе проведения ролевой игры происходит важный эмоциональный контакт между учащимися, а также между учителем и учащимися, формируются важные умения сотрудничества, которые пригодятся старшеклассникам в будущей профессиональной деятельности. Умение самостоятельно задать вопрос, чтобы получить необходимую информацию для дальнейшего успешного действия, является важным проявлением учебной инициативы, свидетельствующим о том, что старшеклассник переходит от позиции обучаемого к позиции обучающегося.
Ролевые игры используются, прежде всего, для развития
совершенствования умений монологической и диалогической речи за счет создания ситуаций реального общения, активизации речемыслительной деятельности учащихся.
В ходе ролевой игры активно применяется лексический материал по теме, происходит формирование умения распознавать и употреблять в устной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка, в том числе наиболее распространённые устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише, характерные для культуры страны изучаемого языка.
Ролевая игра способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, формированию коммуникативных умений и совершенствованию речевых навыков, навыков сотрудничества, формированию таких качеств как: дисциплинированность, внимательность, коллективизм, активность и т.д. Ролевая игра активизирует желание старшеклассников наладить контакт с учителем, а также друг с другом, устраняет часто имеющиеся барьеры в общении между учителем и учеником.
Использование ролевых игр важно на так называемом варьирующее- ситуативном этапе работы над лексическим материалом, когда происходит применение лексики в устно-речевой деятельности. Однако ролевые игры (а иногда и элементы их) демонстрируют достаточно высокую эффективность и на этапе тренировки учебного материала.
Лексические игры с ролевой направленностью способствуют построению фундамента речи, поскольку овладение лексическим материалом создает возможность для перехода к активной речи обучающихся.
В качестве методических рекомендаций можно выделить следующие:
- игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку, как средство активизации познавательной деятельности учащихся;
- использование игры на занятиях является обязательным средством создания ситуации общения, эффективности учебного процесса;
- эффективность игры зависит от ее правильной организации;
- проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача учителя - научить культуре игры и культуре поведения вообще;
- разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.



1. Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 6. - С. 3-8
2. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989. - 172 с.
3. Аппатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф. дис...канд. пед. наук. - М., 1987. - 21 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
5. Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 74-79.
6. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 6-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1999. - 648 с.
7. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С. 26-29.
8. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку // English. - 2008. - № 1. - С. 7-8
9. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика. - 1982. - № 9. - С. 15-21.
10. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2013. - 336 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
12. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
13. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
14. Дианова Е.М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению / Е.М. Дианова, Л.Т. Костина // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С. 69-73.
15. Доможирова М.А. Современные методы обучения устной речи на иностранном языке. - СПб.: ГТУ, 1999. - 153 с.
16. Занько С.Т. Игра и учение: в 2-х чч. - Ч.1 / С. Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. - М.: Логос, 1992. - 125 с.
17. Занько С.Т. Игра и учение: в 2-х чч. - Ч. 2. Теория, практика и перспективы игрового общения / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. - М.: Педагогика, 2000. - 223 с.
18. Зверлова О.Ю. Игры на занятиях иностранному языку: пособие для учителя. - М.: НПО «АЛТА», 1994. - 100 с.
19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 399 с.
21. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. - М.: Педагогика, 2005. - 236 с.
22. Калаева Г.Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учебных языковых игр // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 6. - С. 31-38.
23. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3. - С.17-18.
24. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Высшая школа, 2009. - 277 с.
25. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - Мн.: Высшая школа, 1982. - 141 с.
26. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 4. - С. 38-42.
27. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
28. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
29. Красило А.И. Хрестоматия по педагогической психологии / А.И.
Красило, А.П. Новгородцева. - М.: Международная педагогическая
академия, 1995. - 416 с.
30. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1996. - 303 с.
31. Леонтьев А.Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. - М., 1989. - 320 с.
32. Лившиц О.Л. Ролевая игры на уроках английского языка в VIII классе // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 5. - С. 87-89.
33. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Мн.: Вышэйшая школа, 1999. - 522 с.
34. Музыченко О.В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 527-529.
35. Настольная книга преподавателя иностранного языка: настольная книга для учителя / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Мн.: Вышэйшая школа, 1999. - 500 с.
36. Ноусиайнен М.С. Игра - конкурс на английском языке / М.С. Ноусиайнен, Г.С. Воскресенская // Иностранные языки в школе. - 1980. - № 6. - С. 88-90.
37. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 1. - С. 24-27.
38. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
39. Перкас С.В. Ролевая игра на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 4. - С. 28-30.
40. Рабинович Ф.М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению // Иностранные языки в школе. - 1983. - № 6. - С. 68-73.
41. Рогова Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету / Г.В. Рогова, З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 2. - С. 41-55.
42. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход в игровых упражнениях на уроках французского языка в VII - VIII кл. // Иностранные языки в школе, 1999. - № 6. - С. 42-48
43. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные
подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2004. - 233 с.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
45. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
46. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
47. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 440 с.
48. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов. - М.: Астрель, 2008. - 272 с.
49. Торунова Н.И. Деловая игра / Н.И. Торунова, Г.И. Кокташева // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. - С. 45-49.
50. Утевская Н.Л. Игры на английском языке // Иностранный язык в школе. - 1979. - № 3. - С. 94-96.
51. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика. - Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000. - 246 с.
52. Филатов В. М. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В. М. Филатов, О. Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 38-41.
53. Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы // Класс. - 1995. - № 4. - С. 12-15.
54. Фоминых М.В. Ролевая игра при обучении английскому языку: метод. пособие для преподавателей. - Красноуфимск: Лагран, 2008. - 46 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ