ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 7
1.1 Организация внеклассной работы в общеобразовательной школе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной
работы 11
1.3 Кружок как форма организации внеклассных занятий по технологии в
общеобразовательной школе 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ 20
2.1 Образовательные программы внеклассной работы со школьниками и
особенности их разработки 20
2.2 Организация работы кружка по технологии 25
2.3 Методика разработки образовательной программы и занятий кружка по
технологии 31
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ОО) реализация основной образовательной программы образовательной организацией предусматривает реализацию, в том числе, и внеурочной деятельности обучающихся. ФГОС актуализирует необходимость реализации образовательной деятельности обучающихся за рамками уроков, важность занятий по интересам в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся.
Следует отметить, что внеурочная деятельность для образовательной организации всегда была неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Основной формой ее реализации является внеклассная работа со школьниками.
Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время. Внеклассную работу нельзя считать простым продолжением учебных занятий, а нужно органически соединять с ними. В отличие от учебной внеклассная работа строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать интересам школьников. Добровольность выбора вида внеклассных занятий дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы обучающихся, их общую подготовку, индивидуальные наклонности. Вместе с тем содержание внеклассных занятий должно отвечать потребностям общества, отражать последние достижения развития науки и техники. Педагог должен активно влиять на учащихся, пробуждать и воспитывать в них интерес к перспективным видам техники, прогрессивным формам труда, учитывая при этом будущую профессиональную подготовку школьников в связи с потребностями региона.
Внеклассная работа должна быть направлена на углубление и закрепление знаний и умений учащихся с последующим применением их на практике. Она расширяет кругозор и формирует мировоззрение школьников. Не менее важной задачей внеклассной работы является раскрытие индивидуальных способностей, стимулировании их инициативы, развитие навыков самообразования, творческих способностей школьников.
Значительный потенциал в решении указанных задач внеклассной работы содержит образовательная область «Технология». Технология выступает парадигмой современного образования, а ее целью и основной задачей, по мнению ее авторов В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других ученых, является подготовка обучаемых к преобразовательной деятельности. Грамотно организованная внеклассная работа по Технологии способствует развитию самостоятельности мышления, любознательности и инициативы, помогает школьникам лучше усвоить основы наук, приучить их применять свои знания на практике. В то же время кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа над моделями и техническими устройствами развивает у школьников трудолюбие, напористость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.
Для успешного решения этих задач необходима соответствующая материально-техническая база и методическое сопровождение учебного процесса.
Данное обстоятельство актуализирует подготовку учителя технологии к организации и проведению внеклассной работы со школьниками в образовательной области «Технология».
В настоящее время имеет место следующее противоречие: между
возможностью развития внеклассной работы школьников, как формы внеурочной деятельности и недостаточностью учебно-методического сопровождения их проведения.
Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: недостаточная проработанность учебно-методического обеспечения внеклассных занятий по технологии в соответствии с ФГОС в школе для их успешного проведения.
Исходя из вышеизложенного, тема выпускной квалификационной работы «Организация и проведение внеклассной работы со школьниками в учебных мастерских» является достаточно актуальной.
Объект исследования: организационно-методические основы внеклассной работы как внеурочной формы технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение внеклассных занятий по технологии в школьных учебных мастерских.
Цель исследования: разработать учебно-методическое сопровождение
проведения внеклассных занятий по технологии в школьных учебных мастерских.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
- провести анализ требований ФГОС ОО по организации внеурочной деятельности школьников;
- рассмотреть существующие формы и методы организации внеклассной работы учащихся по технологии;
- разработать учебно-тематическое планирование внеклассных занятий по технологии на базе учебных мастерских.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.Д. Симоненко и др.);
- теория управления в учебном процессе (С.И. Архангельский, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская и др.).
Методы исследования: теоретический - изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта деятельности образовательных учреждений по организации внеклассной работы; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предмету технология; проектирование учебных программ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической деятельности учителей технологии общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного образования при организации и проведении внеклассных занятий по технологии на базе учебных мастерских.
Проведенное исследование, посвященное изучению проблемы организация и проведение внеклассной работы со школьниками в учебных мастерских по технологии, а также разработке дидактического обеспечения занятий кружка по технологии «Умелые руки», позволило сформулировать следующие выводы.
Изучение научной и научно-методической литературы, посвященной внеклассной работе, где содержатся различные подходы к сущности этого вида образования, его особенностей и возможностей в развитии и воспитании обучающихся, позволяет уточнить определение понятия «внеклассная работа (деятельность)», под которым понимается многокомпонентная педагогическая система, предполагающая свободный выбор образовательного маршрута, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и воспитания личности.
К видам объединений детей и подростков в системе внеклассной работы можно отнести следующие: кружки, студии, мастерские, театры и др., среди которых наиболее массовыми и распространенными являются кружки по развитию творческих способностей учащихся.
Образовательная программа кружка в системе внеклассной работы должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение образовательной программы внеклассной работы, список литературы.
В соответствии с разработанным методическим обеспечением организации и проведения внеклассной работы по технологии в учебных мастерских, разработана рабочая программа «Умелые руки», целью которой является формирование у обучающихся художественной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение навыками декоративноприкладного искусства.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих способностей школьников в области технологического образования. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины.
В заключение следует отметить, что успешное решение проблемы развития и воспитания учащихся в системе внеклассной работы, прежде всего, зависит от теоретической и методической подготовки педагогов, что требует от них постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
1. Александров И. Выпиливание лобзиком: Новогодние поделки.- 2011г.-30с.
2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационнопрогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 500 с.
3. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Инфра-М, 2002. - 169 с.
4. Выжигание по дереву / С. Ю. Расщупкина. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 192 с.
5. Выпиливание лобзиком: материалы, инструменты, техника
выполнения / Сост. В.И. Рыженко. - М.: ЗАО «Траст Пресс», 1999. - 128 с.
6. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. - М.: МГПУ, 1995. - 56 с.
7. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
8. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
9. Глозман, Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013.
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов - М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Гомола, А.И. Учебно-методический комплекс как средство
повышения эффективности процесса обучения / А.И. Гомола // СПО. - 2011.- №2.- С. 11-13.
12. Данкевич Е., Выпиливаем из фанеры / Е. Данкевич, В. Поляков. - Санкт-Петербург, «Кристалл» 1998. - 207 с.
13. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
14. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психологии: справ. пособие / В.А. Жмуров. - 2-е изд. - СПб. : Норинт, 2012. - 315 с.
15. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
16. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с
практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
17. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность / В.С. Кукушкин - Ростов н/Д: Март, 2005
18. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и
производство, №6, 2000.
19. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., испр. и перераб. - М.: Академия, 2007. - 160с.
20. Мордовская, А. В. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — Москва: Юрайт, 2013. — 237 с.
21. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Academa, 2001. - 105 с.
22. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
23. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч. мет .пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.
24. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / Образцов П.И. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
25. Педагогика и психология / Кудряшева Л.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
26. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / Симонов В. П. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
27. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
28. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576 с.
29. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
30. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
31. Педагогические технологии: Учебник / Левитес Д.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2009. - 528 с.
33. Попов В.В. Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 1 / В.В. Попов. - М.: «Народное творчество», 2006. - 40 с.
34. Сасова И.А. Технология. 5 класс. [Текст]. Учебник / И.А. Сасова. -М.: Вентана-граф, 2011.-160с.
35. Смирнова А.Н. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы / А.Н. Смирнова, Е.А. Фадеева - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.
36. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
38. Хайди Грунд - Торпе Выпиливание лобзиком - забавные поделки / Хайди Грунд - Торпе. - М.: Изд - во «Мой мир», 2006. - 86 с.
39. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
40. Scroll Saw for the first Time / Dirk Boelman : New Уогк-2004г.- 124с.