ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Теоретические основы модульной технологии 5
1.2. Организация педагогического контроля в модульном обучении 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 18
2.1. Использование модульной технологии на уроках биологии 18
2.2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности
модульного обучения на уроках биологии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 46
ГЛАВА 1. МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Теоретические основы модульной технологии 5
1.2. Организация педагогического контроля в модульном обучении 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 18
2.1. Использование модульной технологии на уроках биологии 18
2.2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности
модульного обучения на уроках биологии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 46
Чтобы получить высокие результаты в обучении, дети должны научиться думать, видеть проблемы и решать их. Для этого они должны использовать из разных областей знания, информационно-технологические и коммуникативные умения.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования содержательных, методических и технологических аспектов образования.
Задачей современного образования является формирование способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания биологии, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса. Одно из приоритетных направлений в современной школе личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяются различные формы и методы преподавания. Одной из технологий личностно-ориентированного подхода является технология модульного обучения. Модульные технологии имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами ведения уроков [10, с.126].
Поэтому темой исследования является «Использование модульной технологии обучения в курсе биологии».
Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность обучения в курсе биологии.
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии, используемые на уроках биологии.
Гипотеза исследования: повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках биологии служат следующие элементы технологии модульного обучения:
- Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала;
- Мотивация учения на основе последовательного целеполагания;
- Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика;
- Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя.
Задачи исследования:
- Изучить основные элементы модульной технологии;
- Экспериментально подтвердить влияние технологии модульного обучения на развитие личности ученика и повышение качества знаний;
- Определить эффективность модульного обучения на уроках биологии.
Методы исследования: в процессе работы над проблемой
применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, изучение опыта педагогов, работающих по модульной технологии. Использовались эмпирические методы исследования: включенное наблюдение. Проводился сравнительный анализ результатов обучения, используя традиционную и модульную технологии при проведении эксперимента.
База исследования: школы города Кукмор и МБОУ «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования содержательных, методических и технологических аспектов образования.
Задачей современного образования является формирование способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания биологии, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса. Одно из приоритетных направлений в современной школе личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяются различные формы и методы преподавания. Одной из технологий личностно-ориентированного подхода является технология модульного обучения. Модульные технологии имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами ведения уроков [10, с.126].
Поэтому темой исследования является «Использование модульной технологии обучения в курсе биологии».
Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность обучения в курсе биологии.
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии, используемые на уроках биологии.
Гипотеза исследования: повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках биологии служат следующие элементы технологии модульного обучения:
- Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала;
- Мотивация учения на основе последовательного целеполагания;
- Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика;
- Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя.
Задачи исследования:
- Изучить основные элементы модульной технологии;
- Экспериментально подтвердить влияние технологии модульного обучения на развитие личности ученика и повышение качества знаний;
- Определить эффективность модульного обучения на уроках биологии.
Методы исследования: в процессе работы над проблемой
применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, изучение опыта педагогов, работающих по модульной технологии. Использовались эмпирические методы исследования: включенное наблюдение. Проводился сравнительный анализ результатов обучения, используя традиционную и модульную технологии при проведении эксперимента.
База исследования: школы города Кукмор и МБОУ «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Возможности модульной технологии имеют большой потенциал, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель - ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, художественной, научно-популярной литературой; наблюдения; экспериментальную работу. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учениками и быстро выявить пробелы в знаниях, она является средством формирования компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся. Проводить модульные уроки, а главное - подготовиться к ним, конечно же, не очень просто:
- во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0);
- во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов;
- в-третьих, подобрать дополнительный материал для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников, создать презентацию новой темы;
- разработать технологические карты, размножить их. На написание
технологических карт уходит немало времени, средств. Но единожды правильно составленные технологические карты могут быть использованы несколько раз.
Многими учителями доказана результативность использования модульной технологии при изучении биологии, а также при подготовке к ЕГЭ по предмету. Используя учебные элементы и уроки по модульной технологии, можно научить учащихся самостоятельно добывать знания и успешно сдавать экзамены.
Учителя в п.г.т. Кукмор во всех 4-х муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, имеют большой опыт работы и значительный педагогический стаж, но не используют в своей работе модульные технологии.
Нами разработаны уроки, с использованием модульной технологии. Уроки для 10-го класса на темы «Биосинтез белка» и «Деление клетки. Митоз».
Опытно-экспериментальная работа была проведена с учащимися 6 класса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района РТ, под руководством учителя биологии Алексеевой Оксаны Сергеевны, стаж работы которой составляет 1 год.
Нами проведено 2 урока: «Строение клетки» (по модульной
технологии) и «Жизнедеятельность клеток» (традиционный урок). Качество знаний учащихся по биологии было выше на уроке с использованием модульной технологии.
Таким образом, можно считать, что данный эксперимент по использованию модульных технологий прошёл успешно и дал положительные результаты.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учениками и быстро выявить пробелы в знаниях, она является средством формирования компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся. Проводить модульные уроки, а главное - подготовиться к ним, конечно же, не очень просто:
- во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0);
- во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов;
- в-третьих, подобрать дополнительный материал для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников, создать презентацию новой темы;
- разработать технологические карты, размножить их. На написание
технологических карт уходит немало времени, средств. Но единожды правильно составленные технологические карты могут быть использованы несколько раз.
Многими учителями доказана результативность использования модульной технологии при изучении биологии, а также при подготовке к ЕГЭ по предмету. Используя учебные элементы и уроки по модульной технологии, можно научить учащихся самостоятельно добывать знания и успешно сдавать экзамены.
Учителя в п.г.т. Кукмор во всех 4-х муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, имеют большой опыт работы и значительный педагогический стаж, но не используют в своей работе модульные технологии.
Нами разработаны уроки, с использованием модульной технологии. Уроки для 10-го класса на темы «Биосинтез белка» и «Деление клетки. Митоз».
Опытно-экспериментальная работа была проведена с учащимися 6 класса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Нырьинская средняя школа им. М.П. Прокопьева» Кукморского муниципального района РТ, под руководством учителя биологии Алексеевой Оксаны Сергеевны, стаж работы которой составляет 1 год.
Нами проведено 2 урока: «Строение клетки» (по модульной
технологии) и «Жизнедеятельность клеток» (традиционный урок). Качество знаний учащихся по биологии было выше на уроке с использованием модульной технологии.
Таким образом, можно считать, что данный эксперимент по использованию модульных технологий прошёл успешно и дал положительные результаты.
Подобные работы
- Изучение темы «Венский конгресс 1815 г. и перестройка
политической карты Европы» в школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2013 - СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Интерактивная лекция как средство дистанционного обучения по школьной биологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



