ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Малый и средний бизнес: роль, экономическая сущность и основные закономерности его развития
1.2 Нормативное и правовое регулирование государственной политики
поддержки малого предпринимательства
1.3 Анализ государственной политики поддержки малого предпринимательства: инфраструктура поддержки и программы развития в регионах РФ
2 ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Деятельность Министерства сельского хозяйства Челябинской области в рамках реализации программ по осуществлению политики поддержки малого предпринимательства в Челябинской области
2.2 Текущее состояние развития и особенности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Челябинской области
2.3 Инфраструктура государственной и муниципальной поддержки и
развития малого предпринимательства в Челябинской области
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Основные направления и методические основы государственной
политики по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в регионе
3.2. Рекомендации по реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области
3.3 Оценка эффективности предложенных рекомендаций и возможность их внедрения в практику Министерства сельского хозяйства Челябинской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.
Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии в которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило. На год-два.
Актуальность работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
Формирование и развитие малого предпринимательства на современном этапе развития экономического общества невозможно без государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Поэтому актуален выбор темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы - проанализировать и разработать проект программы государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве на примере Челябинской области.
Объект в выпускной квалификационной работе выступает Министерство сельского хозяйства Челябинской области.
Предметом исследования являются отношения, которые возникают в процессе реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
Цель достигается через решение задач:
1. Проанализировать теоретические и правовые аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Проанализировать деятельность Министерства сельского хозяйства Челябинской области
3. Раскрыть практику реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства Министерства сельского хозяйства Челябинской области
4. Определить основные направления совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве Челябинской области
5. Разработать проект программы поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве на примере Челябинской области.
Для решения поставленных задач в ВКР применялись методы обобщения, сравнения, метод экспертных оценок, а также использован анализ статистических данных сельскохозяйственных предприятий челябинской области за период 2014 - 2016 гг.
Выпускная квалификационная выполнена на 145 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 41 позиций, и включает 14 рисунков, 23 таблицы и 6 Приложений.
Первая глава работы "Теоретические и правовые аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса" раскрывает сущность, значение и основные закономерности развития малого бизнеса.
Вторая глава рассматривает практические аспекты, связанные с анализом реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве Челябинской области по различным направлениям за период 2014 - 2016 гг.
Полученные результаты ВКР целесообразно использовать при разработке программ поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве Челябинской области.
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России пока идет очень трудно.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг_ на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в Росси стоит множество преград как экономического, так и социально-политического характера.
Поэтому для решения проблемы эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве была выдвинута в работе цель - проанализировать и разработать проект программы государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве на примере Челябинской области.
Для достижения этой цели в первой главе мы раскрыли теоретические и правовые аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, сущность, значение и основные закономерности развития малого бизнеса, проанализировали государственную политику поддержку малого и среднего предпринимательства.
Во второй главе выпускной квалификационной работе рассмотрели практические аспекты, связанные с анализом реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве Челябинской области по различным направлениям за период 2014 - 2016 гг.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает структурную диверсификацию и развитие Министерством сельского хозяйства Челябинской области разработана и реализуется государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014 - 2020 годы». С целью поддержки и развития малых форм хозяйствования начиная с 2012 года разработаны две подпрограммы: «Поддержка начинающих фермеров Челябинской области на период 2014 - 2020 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм в Челябинской области на 2014 - 2020 годы».
С момента реализации мероприятия всего поддержку получили 185 начинающих фермеров на общую сумму 211,5 млн рублей (федеральный бюджет - 117,8 млн. рублей, областной бюджет - 50 млн рублей). По сравнению с 2014 годом поддержка за счет федерального бюджета увеличена на 19,4 млн рублей. Также, заметно вырос и максимальный размер гранта, если в 2014 году - 1,1 млн рублей, то в 2016 году 1,5 млн рублей. Наибольшее количество грантополучателей по направлению разведение КРС молочного направления.
В области также ведётся работа по поддержке малого и среднего бизнеса. В настоящее время в регионе действуют следующие программы:
3. Государственная программа «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы».
4. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016 - 2018 годы».
В Челябинске действует муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013-2016 годах» и создан ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор».
В Челябинской области инфраструктура поддержки малого бизнеса представлена следующими организациями:
6) Министерство экономического развития Челябинской области
7) Министерство сельского хозяйства Челябинской области;
8) ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор»;
9) Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области;
10) Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Министерством сельского хозяйства Челябинской области разработана и реализуется государственная программа Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014 - 2020 годы». С целью поддержки и развития малых форм хозяйствования начиная с 2012 года разработаны две подпрограммы: «Поддержка начинающих фермеров Челябинской области на период 2014 - 2020 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм в Челябинской области на 2014 - 2020 годы».
С момента реализации мероприятия всего поддержку получили 185 начинающих фермеров на общую сумму 211,5 млн рублей (Федеральный бюджет - 117,8 млн. рублей, областной бюджет - 50 млн рублей). По сравнению с 2014 г. поддержка за счет федерального бюджета увеличена на 19,4 млн рублей. Также, заметно вырос и максимальный размер гранта, если в 2014 году - 1,1 млн рублей, то в 2016 году 1,5 млн рублей. Наибольшее количество грантополучателей по направлению разведение КРС молочного направления.
В области также ведётся работа по поддержке малого и среднего бизнеса. В настоящее время в регионе действуют следующие программы:
1. Государственная программа «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы».
2. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016 - 2018 годы».
В Челябинске действует муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013-2016 годах» и создан ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор».
Поэтому Челябинская область является развитым экономическим регионом, имеющим обширные перспективы для активного развития малого бизнеса в интересах своего социально-экономического роста.
В третьей главе мы рассмотрели основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и актуализировали рекомендации для обоснования под программы с целью, государственной малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве поддержки.
Для реализации поставленной цели выпускной квалификационной работы разработана Подпрограмма «Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечивающих хранение, перемещение и продажу переработанной сельскохозяйственной продукции», рассчитанной на 2018-2019 года.
Задачи подпрограммы:
- увеличение (сохранение оптимального уровня) посевных площадей, валовых сборов сельскохозяйственных культур, объемов производства продукции животноводства, обеспечение сохранности поголовья сельскохозяйственных животных;
- развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе;
- повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
- увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов переработки сельскохозяйственной продукции.
Объем финансирования на 2018-2020 годы - 6067369,50 тысяч рублей из регионального и федерального бюджетов.
В выпускной квалификационной работе рассмотрен СПЗССК «Уральская сила», который объединил сельхозтоваропроизводителей в региональный продовольственный кластер, предусматривающий весь цикл агробизнеса: от сельхозпроизводства до потребителя.
Для начала функционирования рассчитаны бизнес-план на осуществление его деятельности и те финансовые результаты, которые могут быть получены в результате успешного старта.
Оценена эффективность предложенных мероприятий и возможность их внедрения в практику работы Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым и средним предпринимательством, но чтобы добиться решительного изменения форм и размера государственной поддержки через внедрение в практику работы Министерства сельского хозяйства Челябинской области Подпрограмм , основанных на актуализации меняющихся экономических условий.
Таким образом, можно заключить, что поставленные в исследовании задачи решены, а цель достигнута.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.)
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.сonsultant.m.
2. Постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. № 407 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства сельского хозяйства Челябинской области» - Режим доступа: pravmin74.ru.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» Режим доступа: - pravmin74.ru.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Режим доступа: - www.chelagro.ru.
5. Постановление правительства Челябинской области от 19.11.2014 г. № 594- П «Государственная программа «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы» Режим доступа: - pravmin74.ru.
6. Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 352- П «О государственной программе ««Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014 - 2020 годы» Режим доступа: - pravmin74.ru.
7. Пстановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 г. № 623-П «О Государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области на 2016 - 2018 годы» Режим доступа: - pravmin74.ru.
8. Распоряжение от 02.06.2016 г. №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» - Режим доступа: wwwxonsultant.ru.
9. Указ Президента РФ от 05.06.2015 N 287 «по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» - Режим доступа: wwwxonsultant.ru.
10. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - Режим доступа: wwwxonsultant.ru.
11. Басарева В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации: автореферат д.э.н. Новосибирск, 2011.
12. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник / М. Дашков - К, 2016. - 534 с.
13. Брялина Г.И. Проблемы и перспективы государственного
регулирования развития малого бизнеса в России // Государственное управление - электронный журнал. 2011. № 26.
14. Буров В.Ю, Потаев В.С. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе: монография Иркутск, 2011, - 357 с.
15. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. / М.: Бусыгин, 2016. - 358 с.
16. Гурьянов П. A. Проблемы становления механизма взаимодействия малого промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты экономики. - 2011. - № 2. C. 28 - 33.
17. Зимарев К.Ю. Малый и средний бизнес в России // Аллея науки - электронный журнал. - 2017. - № 5
18. Иванов Т.Р. Государственная поддержка малого бизнес // ЗнайБизнес - электронный журнал. 2017. № 7.
19. Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2008. — № 1. C. 13-18.
20. Нурмухаметов А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 16-19.
21. Сагынбаева А.М. Понятия и история развития малого и среднего бизнеса // Вестник КГУСТА. 2015. № 3. С. 210 - 214.
22. Тинин А.М. Малое и среднее предпринимательство - это что такое? Субъекты малого и среднего предпринимательства // BusinessMan.ru - электронный журнал. 2016. № 8.
23. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер. Малые и средние предприятия. Управление и организация. - М.: «Международные отношения», 2002. - С. 12-13.
24. Хаустов М.В. Государство и малый бизнес в современной России: проблемы диалога // Государственное управление - электронный вестник. - 2015. - № 15.
25. Шиганов В.В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. - 2018. - № 4. C. 31 - 35.
26. Якунин С.М. Этапы развития малого бизнеса// Экономика и право. - 2013. - № 4. C. 19 - 25
27. Администрация города Челябинска- Режим доступа: http://www.cbr.ru.
28. АО «Корпорация «МСП» - Режим доступа: http://corpmsp.ru.
29. АО «МСП Банк» - Режим доступа: https://mspbank.ru.
30. Виды и программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства - электронный ресурс. - Режим доступа: http://posobie- help.ru/subsidii/business/programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html.
31. Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса. - Режим доступа: http: //kreditbusiness .ru/go s.
Малый бизнес в Челябинске // Деловой квартал - Режим доступа: http: //chel .dk.ru/wiki/malyy-biznes.
33. Министерство сельского хозяйства Челябинской области - Режим доступа: www.chelagro.ru.
34. Министерство экономического развития Челябинской области - Режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru.
35. Нессебар Д. Малое предприятие - это что такое? Критерии и описание малого предприятия - Режим доступа: http://fb.ru/article/159782/maloe-predpriyatie- --eto-chto-takoe-kriterii-i-opisanie-malogo-predpriyatiya.
36. Помощь малому бизнесу: 4 варианта - электронный ресурс - Режим доступа: http://biznesprost.com/interesno/pomoshh-malomu-biznesu.html.
37. Правительство Челябинской области - Режим доступа: http: //pravmin7 4.ru.
38. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса - Режим доступа: http: //studbooks. net/1056552/pravo/pravovoe_regulirovanie_deyatelnosti_mal ogo_biznesa.
39. Росстат - Режим доступа:http://www.gks.ru.
40. Фонд содействия инновациям - Режим
доступа: http: //www. fasie. ru/programs/programma- start.
41. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - Режим доступа:http://www.fasie.ru.